Как был сбит Рудольф Мюллер...

Рудольф Мюллер

Рудольф Мюллер, известный немецкий ас одержавший за время своей боевой деятельности ( неполные 2 года ) 94 воздушные победы, проходил обучение в летной школе с 1 Июня 1940 по 1 Июля 1941 года. После этого был отправлен в учебный отряд 77-й истребительной эскадры ( JG 77 ). Боевую деятельность начал в Сентябре 1941 года на аэродроме Лоустари ( Финляндия ), где за один месяц одержал 8 побед.

В Октябре 1941 года отряд, в котором служил Мюллер, был перебазирован на аэродром Ставангер ( юг Норвегии ) для ведения воздушного патрулирования и перехвата английских бомбардировщиков, где ас сбил 2 самолета. В Апреле 1942 года отряд вернулся на аэродром Луостари, где и находился до Ноября 1942 года. За это время Мюллер записал на свой счет 71 победу, большинство из которых составляли истребители "Харрикейн". В тот период немецкие летчики летали на самолетах Ме-109F.

В Ноябре 1942 года отряд снова был переброшен на другой аэродром - Алакуртти, т.е. уже на Кандалакшское направление, где Мюллер сбил 2 истребителя ЛаГГ-3. Однако в Декабре, во время лыжной прогулки, Мюллер сломал ногу и попал в санчасть. После выздоровления ему был представлен отпуск в Германию. Вернувшись в первых числах Февраля 1943 года в эскадру он сразу включился в боевую деятельность, сбив еще 10 самолетов. 8 Марта при взлете с аэродрома ас потерпел аварию. Самолет разбился, а сам он получил легкое сотрясение мозга. Однако уже в конце месяца летчик был выписан из лазарета и направлен в город Пори за новым самолетом.

Bf.109F-4 Рудольфа МюллераBf.109F-4 Рудольфа Мюллера
Ме-109F-4 Рудольфа Мюллера, осень 1942 г.

Как раз в это время началось перевооружение эскадры на новые истребители Ме-109G-2. Поскольку 6-я эскадрилья начала получать новые машины одной из первых, в начале Апреля она не принимала участие в боевых действиях. Утром 19 Апреля 1943 года Мюллер вылетел первый раз на новом "Мессершмитте" прикрывать машины 14-го отряда скоростных бомбардировщиков 5-й эскадры, шедших штурмовать аэродром Ваенга. Как оказалось, этот боевой вылет стал для него последним. Подробное описание воздушного боя, в котором был сбит Рудольф Мюллер, приведено в книге Героя Советского Союза Сергея Георгеевича Курзенкова "Под нами земля и небо", которое и предлагается Вашему вниманию:

"... В период моего лечения в госпитале меня часто навещали боевые друзья. Они приносили новости и печальные и радостные. Особенно обрадовала меня весть о победе летчиков - гвардейцев под командованием Героя Советского Союза Петра Сгибнева над "неуловимым" немецким асом Рудольфом Мюллером. Приказом командира полка этот сбитый самолет был записан на боевой счет молодого летчика Николая Бокия, начавшего войну в звании сержанта.

Взятый в плен Обер - фельдфебель Мюллер оказался кавалером высшего Рыцарского креста и многих других наград, любимцем самого шефа гитлеровской авиации. По приказу Геринга для небо построили особый, несерийный "Мессершмитт" с более мощным мотором и высокими аэродинамическими качествами. Истребитель обладал гораздо большей, чем у его собратьев, скоростью, маневренностью и скороподъемностью. И надо признать, Мюллер за короткий срок причинил нам немало неприятностей. Трудность борьбы с ним заключалась в том, что он избегал воздушных боев, не участвовал в них даже тогда, когда его коллегам приходилось очень туго. Во время таких схваток он со своим ведомым держался выше всех и, как хищник, высматривал добычу. Стоило кому - либо из наших летчиков оторваться от группы, как Мюллер налетал на него и почти в упор открывал огонь. А стрелял он довольно неплохо, уничтожал цели обычно с первой атаки. Жертвами его становились обычно молодые, неопытные летчики.

Мы не раз пытались перехватить Мюллера, но безуспешно. Завидев советских истребителей, он немедленно уходил. Немецкий ас казался действительно неуловимым. Но, как говорится, сколько веревочке не виться, а быть концу. Подобрали к нему "ключик" наши летчики во главе со своим 22-летним командиром Петром Сгибневым.

Однажды этот герой, подобно ракете, влетел в нашу палату. Невысокого роста, сероглазый, с тонкими чертами лица, Капитан весело и громко произнес: "Я не лишний ?!" После того, как он сообщил нам последние новости, я от лица всех присутствующих поздравил его с победой над Мюллером.

- Не меня нужно поздравлять, а Николая Бокия, - лукаво сощурив озорные глаза, отозвался Сгибнев. - Ведь на его личный счет записана эта победа.

- Это нам известно, Петя... Но мы слышали про ваш бой из третьих лиц. А ты, так сказать, первоисточник. Расскажи, как вы подловили "неуловимого".

Петр Сгибнев с виду был похож на мальчика. Но у этого мальчика на кителе уже красовались: Золотая Звезда Героя, Ордена Ленина и два Красного Знамени. Капитан поправил сползающий с плеч белый халат и неторопливо начал свой рассказ.

- Этот воздушный бой летчики моего полка начали без меня. Я с ведомым выполнял другое задание - сопровождал до Лов - озера транспортный самолет Ли-2. Проводили мы подопечного до безопасного района, развернулись и легли на обратный курс. Летим... Высота 4000 м. На небе - ни облачка, ни дымки. Видимость редкостная. Под крылом - пятнистая тундра, справа Баренцево море. Полпути пролетели спокойно. В эфире - тишина. Вдруг заговорил "Казбек" - аэродромная радиостанция:

- "Кама-30" !  Курс 120, Зимняя Мотовка. Большая группа истребителей противника !

Эге, думаю. Ребята уже в воздухе. А "Кама-30", как положено, отвечает:

- Вас понял !  Приступаю к работе !

Выслушав разговор по радио, спрашиваю у ведомого:

- Поняли обстановку ?

- Так точно, понял, - отвечает он.

- Тогда поднаберем высоту, может пригодиться...

Снова заговорил "Казбек". Он передал "Каме", что группа новых самолетов FW-190 в сопровождении Ме-109 продолжает полет к Мурманску. Ведущий нашей группы истребителей тут же определил, кому какие цели атаковать. Через несколько секунд мои орлы, перехватив противника, навязали иму воздушный бой.

Мы увеличили скорость...Далеко внизу показались наши аэродромы. Над ними на разных высотах в вихре боя кружились наши и вражеские самолеты. По привычке внимательно осматриваю небо. Вдруг замечаю над каруселью дерущихся пару "Мессеров". Впереди идет камуфлированный, за ним, на вытянутой дистанции - ведомый в обычной, грязно - серой окраске.

- Видишь полосатого ? - спрашиваю ведомого, а сам начинаю волноваться. Знаю, что этот камуфлированный истребитель пилотирует Мюллер.

- Вижу ! - отвечает мой напарник.

- Хорошо... Используем тот же прием, которым пользуется противник. Пошли на солнце !

Дали моторам полные обороты, винты на малый шаг и в набор высоты. Район боя обошли южнее, не спуская глаз с Мюллера и его ведомого. Противник не заметил нас. Упоенные легкими победами, они, видимо, дажемысли не допускали о том, что выше их может кто - либо находиться, и поэтому глядели только вниз, высматривая добычу. Когда мы набрали 7000 м и заняли выгодную позицию, я приказал ведомому: "Иду в атаку !  Оставайся на высоте. В случае чего прикроешь".

Bf.109G-2 Рудольфа Мюллера

Ме-109G-2 Обер - фельдфебеля Рудольфа Мюллера, 6-я эскадрилья 5-й истребительной эскадры (6/JG 5), аэродром Алакуртти, Апрель 1943 года.

Дальше все было разыграно как по нотам. Пикируя по лучу солнца, я быстро сблизился с Мюллером. Правда, он каким - то чутьем угадал грозящую ему опасность и, чтобы выйти из - под удара, бросил машину в переворот. Но я успел поймать в прицел правое крыло "Мессера" и выпустил очередь из 37-мм пушки. От полосатого полетели огненные брызги и куски дюраля.

Пока Мюллер соображал, что с ним произошло, его подбитый истребитель уже успел войти в спираль и, сделав два витка, оказался на высоте, где шел воздушный бой. Тут ему порцию снарядов добавил нерастерявшийся Николай Бокий. Меткой очередью он разбил радиатор полосатого. Мотор "Мессера" заклинило. Мюллеру пришлось выбирать одно из двух: или выпрыгнуть с парашютом и сдаться в плен, или планировать до последней возможности, рискуя разбиться при посадке в сопках. Но он, видимо, еще не терял надежды на спасение и повернул на юг, рассчитывая подальше уйти в тундру.

Уверенный, что Бокий добил Мюллера, я бросился на перехват его ведомого. Но тот, форсируя мотор, поспешил удрать. Я погнался за другим. Догнал и шлепнул... Вдруг меня охватила тревога: а где же сам Ас ?  Наконец увидел его. Всеми силами сохраняя высоту, он искал место для посадки. Надо было срочно принимать меры. Если Мюллер благополучно приземлится, то встанет на лыжи и уйдет !   Опыт у него есть: два раза он уходил после вынужденных посадок. Дотянув до заснеженного озера, расположенного южнее нашего аэродрома, "полосатый" с ходу сел...

Я немедленно сообщил об этом по радио в полк и приказал подготовить к вылету По-2 на лыжах. Мы с ведомым сели. По-2 уже ждал меня с работающим мотором, а рядом - инженер по вооружению с автоматом. Я подрулил к нему, выскочил из кабины истребителя и крикнул: "Скорее в самолет !  Надо ловить Мюллера !"

Спустя несколько минут, мы уже кружили на По-2 над озером. "Мессер", оставив на снегу глубокую борозду, лежал на животе с погнутым винтом. Его кабина была открыта. От самолета к скалистому берегу тянулся лыжный след. Мюллер ушел. Лыжня обрывалась среди лобастых валунов. Возможно, там он и затаился.

Bf.109G-2 Мюллера после посадки...
Ме-109G-2 Мюллера после посадки...

Возвратившись к озеру, я с ходу сел и подрулил к "полосатому". Не выключая мотора, мы с инженером выскочили из кабины и поспешили к "Мессеру". Все его приборы оказались целыми. Следов крови не было видно. Значит, осколки снарядов не зацепили летчика. Не побился он и при посадке. На сиденье лежал парашют. Я вытащил его на крыло, осмотрел. В кармашке ранца оказалась небольшая карточка, весьма похожая на визитную: "Обер - фельдфебель Рудольф Мюллер".

Теперь нужно было действовать быстро... Вернувшись на аэродром я сразу доложил обо всем командующему ВВС. Были немедленно приняты меры для поимки Мюллера. На следующее утро мы с инженером снова вылетели на По-2 искать немецкого аса. Нам удалось напасть на его след. Мюллер оказался отличным лыжником - за ночь он прошел около 90 км от места вынужденной посадки. Далее лыжня терялась в лесном массиве.

Данные разведки мы передали по радио пограничникам. Они выслали навстречу Мюллеру группу лыжников с собаками. На исходе дня они наконец настигли беглеца. Он спал под нависшей скалой, утомленный 150 км лыжным марафоном. "Непобедимый" Мюллер не сопротивлялся. Покинув свою берлогу, он вскинул руки и сразу сдался...

На допросе он признался, что не является ярым нацистом и не питает к нам никаких враждебных чувств. Война была для него, своего рода, спортивным состязаним... Мюллер охотно рассказал о себе, своих начальниках и летчиках, назвал все известные ему аэродромы и раскрыл систему их охраны. Словом, он не произвел того впечатления, на которое мы расчитывали." - закончил свой рассказ Герой Советского Союза Петр Сгибнев".

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д