HSU

Киселёв Иван Михайлович

И.М.Киселев

Иван Киселёв родился 2 Сентября 1919 года в деревне Большое Хреново Сасовского района Рязанской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, учился в профессионально - техническом училище № 16 города Сасова по профессии тракторист - помошник машиниста. Работал слесарем - сборщиком, затем бригадиром московского завода имени М. В. Фрунзе. Окончил аэроклуб, в 1938 году - Тамбовскую школу пилотов Гражданского Воздушного Флота. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1940 году в городе Батайск Ростовской области окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Ноября 1943 года, сражался в составе 812-го истребительного авиационного полка.

В Августе - Сентябре 1944 года в 812-м и 274-м ИАП проводились войсковые испытания нового истребителя Як-9К с 45-мм пушкой. За это время 34 самолёта выполнили 340 боевых вылетов, лётчики провели 51 воздушный бой, сбив 8 истребителей FW-190A и 4 Me-109G. Свои потери - один Як-9К. Средний расход боеприпасов на один сбитый самолёт составил 10 снарядов.

Истребители Як-9К применялись, как правило, для атак вражеских бомбардировщиков, так как 45-мм пушка позволяла эффективно поражать самолёты, не входя в зону оборонительных пулемётных установок "Хейнкелей" и "Юнкерсов". Для схваток с Ме-109 новый "Як" оказался тяжеловат, поэтому обычно "крупнокалиберные" Як-9К действовали совместно с Як-1 и Як-7, которые прикрывали "главный калибр" от атак вражеских истребителей.

20 Августа 1944 года Лейтенант И. М. Киселёв был назначен ведущим восьмерки новых самолётов Як-9К, которые сопровождали группу бомбардировщиков в районе города Шауляй. Вот как этот полет был описан в листовке, посвященной Ивану Киселёву:

"...В один из моментов боя Киселёв увидел, как противник заходит в хвост "Петлякову". Он развернул машину и ринулся в атаку. Меткая очередь из пушки - и "Фокке - Вульф" вспыхнул. Это была 14-я личная победа отважного лётчика... В ходе дальнейшего боя один из снарядов попал в самолёт И. М. Киселёва и перебил лётчику ногу. С трудом он пролетел 150 км и посадил машину на свой аэродром. Слава русскому богатырю воздуха Ивану Киселёву !"

Як-9К И.М.Киселева

Як-9K Ивана Киселёва, 274-й ИАП, 3-й ИАК, весна 1945 года

За период своей боевой деятельности командир звена 274-го истребительного авиаполка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиакорпус, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Старший лейтенант И. М. Киселёв совершил 156 ( по другим источникам - 135 ) боевых вылетов, провел 25 воздушных боев, в которых лично сбил 14 самолётов противника и 2 в составе группы. В Мае 1945 года, после выздоровления, несмотря на протез Иван Киселёв вернулся в полк и снова летал. Демобилизовался в Декабре 1945 года.

В 1956 году окончил Высшую партшколу при ЦК КПСС. Работал секретарем парткома Министерства гражданской авиации. Жил в Москве. 14 Мая 1965 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Ивану Михайловичу Киселёву было присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды), медалями. Умер 6 Апреля 1987 года.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д