HSU

Гугнин Николай Павлович

Н.П.Гугнин

Николай Гугнин родился 29 Июля 1916 года в селе Фащевка, ныне Грязинского района Липецкой области, в семье рабочего. В 1931 году окончил неполную среднюю школу в Грязях и уехал в Воронеж. Здесь учился в школе ФЗУ и авиационном техникуме. В 1940 году парня призвали в Красную Армию и направили в Егорьевскую авиашколу, которую он успешно окончил год спустя.

Великую Отечественную войну Младший лейтенант Гугнин встретил в должности лётчика - инструктора военной авиационной школы. В Октябре 1941 года, после многочисленных рапортов он получил назначение в действующую армию. К середине Февраля 1942 года совершил 27 боевых вылетов, прикрывая штурмовики и бомбардировщики. Был награждён орденом Красного Знамени.

В Марте 1942 года Николай Гугнин принимает под командование звено истребителей и прикалывает в петлицы первые "кубари" Младшего лейтенанта. Молодой лётчик тщательно анализирует каждый вылет. Он всякий раз обдумывает несколько вариантов своих действий в воздушном поединке, стремится понять, какой из них мог бы стать оптимальным. Приняв командование звеном, Николай не уставал проводить такие разборки и с подчинёнными.

В боевой биографии замечательного лётчика немало ярких страниц. Например, многим запомнился телефильм "Вызываем огонь на себя", рассказывающий о подвиге наших подпольщиков в годы Великой Отечественной войны. Советские и польские патриоты во главе с Аней Морозовой совершали диверсии на вражеском аэродроме рядом с поселком Сеща на Брянщине. Затем вызвали советскую авиацию, и аэродром был уничтожен. В реальных событиях, положенных в основу фильма, участвовал и лётчик - истребитель Николай Гугнин. Громя сещинский аэродром, он лично сжёг на земле один "Юнкерс-88".

...Лето 1942 года. Западный фронт. Командир звена Младший лейтенант Н. П. Гугнин получил задание прикрыть от налёта вражеской авиации наши сухопутные войска в районе города Сухиничи.

К железнодорожному узлу приближалась большая группа "Юнкерсов" в сопровождении "Мессершмиттов". Гугнин поднял звено по тревоге и повёл его навстречу противнику. Наши истребители стремительно ворвались во вражеский строй. "Юнкерсы" в панике заметались, начали беспорядочно сбрасывать бомбы, стараясь выйти из - под огня наших истребителей.

С первой же атаки Гугнин сбил головной "Юнкерс". Видимо, очередь прошила топливные баки. Вражеский самолёт мгновенно взорвался. Николай устремился за вторым бомбардировщиком и меткой очередью поджёг его. "Юнкерс" врезался в землю. Один за другим падали вражеские самолёты, оставляя за собой чёрные шлейфы дыма. Пятый, шестой, седьмой...

Воздушный бой прекратился так же внезапно, как и начался. Отважные соколы сорвали налёт вражеских бомбардировщиков на железнодорожный узел, сбили 7 самолётов противника.

Потом были новые бои. Ещё более ожесточённые. Звену истребителей Гугнина иногда приходилось производить по 3 - 4 боевых вылета в день. Каждый лётчик твёрдо придерживался выведенного в боях закона: осмотрительность, взаимовыручка. В 1942 году, Николай в одном из воздушных боёв, рискуя собой, спас жизнь командиру - Герою Советского Союза Подполковнику Федору Шинкаренко. Дело было так. В хвост самолёта Шинкаренко пристроился "Мессер" и уже приготовился к атаке. Гугнин, увидев это, прибавил газ, произвёл неожиданный маневр и точной очередью сбил "Мессер" и сразу же атаковал второго. Тот попытался увернуться, но поздно - по его мотору уже хлестала раскаленная очередь гугнинского пулемёта. Словно споткнувшись, Ме-109 задымил и пошёл к земле. Две победы за две минуты так вдохновили наших лётчиков, что они, почти не имея боеприпасов, начали смело атаковать напавших на них истребителей врага. И те, несмотря на превосходство, дрогнули, смешались и ушли.

От вылета к вылету крепло боевое мастерство Николая Гугнина. Он смело водил в бой своих подчинённых. В Мае 1942 года, его назначили уже заместителем командира эскадрильи. Ещё через месяц Николай Гугнин получает звание Лейтенант.

...7 Августа 1942 года, очередной воздушный бой. Батальонный комиссар Лысенко расстрелял весь боезапас. Немцы это сразу поняли и начали за ним охоту. Гугнин, можно сказать, собой прикрыл комиссара. Сопровождал его до приземления на аэродроме. А Ме-109, тем временем, переключились на ведомого. Гугнин делает боевой разворот и в упор одного из них сбивает. Но на хвосте у него ещё два Ме-109. Летчик делает "горку", переворот и кидается в лобовую атаку. Приём эффективный, но требует крепкой воли и внутренней готовности к самопожертвованию. Кто первый не выдержит, у кого сдадут нервы, тот и погиб. Если оба лётчика будут идти до конца - оба и погибнут. Лобовое столкновение - вещь страшная. И обычно, зная бесстрашие советских пилотов, первыми всегда отворачивали немцы. Так случилось и в тот раз. Только противник потянул ручку на себя, тут же получил вдоль фюзеляжа смертельную очередь. Красиво от него летели во все стороны ошметки, с огнём и дымом. Нервы сдали и у третьего "Мессера". Он улепетывал на таком форсаже, что все, наблюдавшие это, от смеха давились...

В Октябре 1942 года Николай Гугнин назначается на должность командира авиационной истребительной эскадрильи, а через месяц получает воинское звание Старший лейтенант.

Николай Гугнин с товарищами

В начале 1943 года эскадрилья Гугнина получает почётное право первой в полку переучиваться на новую технику - истребитель Як-7. Только в Феврале эскадрилья провела 29 успешных штурмовок, в которых было уничтожено 5 танков, 10 повозок с боеприпасами, 150 солдат и офицеров противника. В 9-ти воздушных боях Гугнин лично сбивает 3 вражеских самолёта и ещё 2 в составе группы. 3 Мая ему присвоено звание Капитан.

Особенно отличился Н. П. Гугнин в Июле 1943 года, одержав в воздушных боях несколько побед. Однажды его группа, вылетев на сопровождение Ил-2, встретила 14 истребителей FW-190. Бой был исключительно трудным, но потерь ни истребители, ни штурмовики не понесли. Один же из "Фоккеров", сражённый его меткой очередью, упал на землю.

16 Июля 1943 года Николай выполнил 7 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв и уничтожил 3 самолёта врага. Неизбежно уравновешенный и скромный Гугнин считался лучшим командиром эскадрильи в полку. Его ведомые умоло перенимали опыт и хорошо дрались в воздухе.

Як-1 из 122-го ИАП

Истребитель Як-1 из состава 122-го ИАП.  На этой машине летом
1943 года летал Капитан Н. В. Цагойко, имевший 6 личных побед.

В конце 1943 года Николай Павлович принимает должность штурмана полка. Казалось бы, чисто штабная работа - мозг полка, его интеллект, его жесткая бухгалтерия Гугнин наполняет эту работу творческой выдумкой, рождая на штурманских картах хитроумные комбинации предстоящих боевых вылетов. В это творчество вовлекаются командиры и рядовые лётчики, их предложения тщательно просчитываются и впоследствии проверяются во время боевых вылетов. Боевой, счёт полка растёт с каждым днем. Сам он - летает, как и прежде.

Во время наступления наших войск в районе Львова лётчики полка, ведомые Гугниным, прикрывали штурмовую авиацию. Отличная боевыя выучка, грамотные противозенитные маневры позволяли группам под его командованием избежать потерь. В своей книге "Жизнь в авиации" бывший командующий 2-й Воздушной армией Маршал авиации С. А. Красовский вспоминает: "Зорко несли боевое дежурство в воздухе патрули 5-го авиакорпуса, которые прикрывали действия 3-й Гвардейской танковой армии.

Только за 16 Июля 1944 года они провели 14 воздушных боёв, сбили 23 вражеских самолёта. В этот же день, сопровождая штурмовиков в районе Радехова, 8 наших истребителей во главе со Старшим лейтенантом Н. П. Гугниным встретила воздушного противника. Немецкие лётчики прибегли к хитрости. Пара FW-190 в качестве "приманки" подошла к нашим самолётам сверху. В это время ещё 6 "Фоккеров" попытались незаметно подкрасться к штурмовикам снизу. Гугнин разгадал замысел противника. Одному звену он приказал атаковать нижнюю шестёрку с тем, чтобы сковать истребителей врага и не допустить их до штурмовиков. Второе звено атаковало верхнюю пару.

Не потеряв ни одного самолёта, наши лётчики сбили 4 истребителя противника. А штурмовики, надёжно прикрытые группой Гугнина, успешно выполнили боевую задачу".

...Ноябрь 1944 года. В разгаре одна из крупнейших операций Великой Отечественной войны - Будапештская. Стремясь во что бы то ни стало не допустить подхода советских войск к юго - восточным границам Германии, противник перебросил в Венгрию большое количество пехоты, танков, авиации и другой боевой техники. Немецкие войска продолжали яростно контратаковать на земле и в воздухе. Но ничто не могло изменить развитие боевых событий.

Храбро и искусно сражался с врагом в воздухе Николай Павлович. Сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытие наземных войск, разведка в глубоком тылу противника - таков далеко не полный перечень ратных дел Николая Гугнина и его однополчан в те грозные дни.

16 Ноября 1944 года четвёрка "Яков" во главе с Гугниным получила приказ сопровождать до цели и обратно шестёрку Ил-2. На маршруте наша группа встретила 22 неприятельских истребителя. Гугнин принял решение атаковать врага.

Набрав высоту, Николай Павлович на максимальной скорости атаковал ведущего и сбил его. Строй вражеских машин распался. Этим тут же воспользовались лётчики нашего звена. Их атаки были настолько внезапными и стремительными, что противник, потеряв 6 самолётов, в панике убрался восвояси. Наши истребители потерь не имели, а штурмовики отлично выполнили боевое задание - нанесли мощный удар по узлу сопротивления в районе города Сольнок.

На следующий день, 17 Ноября, Майор Н. П. Гугнин был ведущим четвёрки Як-1. И опять он смело вступает в бой. В ходе завязавшейся воздушной схватки лётчики его группы сбили 4 вражеские машины.

Николай Гугнин воевал на Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах, прошел путь от рядового лётчика до штурмана авиаполка. Участвовал в боях под Москвой, в освобождении Орла, Брянска, Полтавы, Киева, Житомира, Винницы, Львова, Бухареста, Будапешта, Вены. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Александра Невского, Красной Звезды ( дважды ), многими медалями.

Последний боевой вылет отважный лётчик произвёл 8 Мая 1945 года на штурмовку вражеских войск в районе Вены. Всего за годы войны Николай Гугнин совершил 260 успешных боевых вылетов, в том числе 157 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 75 - на дальнюю разведку в глубокий тыл врага, 28 - на штурмовку противника. В 50 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы - 4 вражеских самолёта.

Многие из его побед были достигнуты в воздушных схватках во время вылетов на разведку в глубокий тыл, почти всегда при численном превосходстве противника, когда даже парашют не смог бы его спасти. И только высокое мастерство, хладнокровие и мужество Гугнина позволили ему даже в, казалось бы, невозможных условиях побеждать и возвращаться с разведданными, которые помогали командованию уберечь от потерь многих наших бойцов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года штурману 122-го истребительного авиационного полка ( 331-я истребительная авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиакорпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Майору Н. П. Гугнину было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Николай Павлович длительное время продолжал службу в ВВС, передавая богатый фронтовой опыт молодой смене авиаторов. В 1951 году он окончил Военно - Воздушную академию. Получив звание Подполковник, он, как боевой лётчик, обладающий огромным практическим опытом, был назначен на должность старшего инспектора - лётчика Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. А уже через 3 года - стал старшим инспектором - лётчиком истребительной авиации при Главной инспекции Министерства обороны СССР.

В Июне 1960 года Полковник Н. П. Гугнин в связи со значительным сокращением Вооруженных Сил СССР увольняется в запас и переходит на работу в гражданскую авиацию. Заочно заканчивает Украинский политехнический институт по специальности "Технология машиностроения". В 1962 года работал преподавателем в Кременчугском лётном училище гражданской авиации, позже был начальником учебно - лётного отдела училища.

Николай Павлович принимал активное участие в военно - патриотическом воспитании молодёжи, часто выступал перед курсантами, школьниками, студентами, трудящимися города, рассказывая им о славных боевых делах лётчиков - фронтовиков. В 1987 году его не стало...

В городе Кременчуге очень бережно хранят память об этом замечательном лётчике, офицере, человеке. На одной из центральных улиц города в портретной галерее знаменитых жителей Кременчуга есть и портрет Героя Советского Союза Николая Павловича Гугнина.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д