HSU

Григорьев Герасим Афанасьевич

Г.А.Григорьев

Родился 16 Марта 1921 года в деревне Анцифорово, ныне Холм - Жирковского района Смоленской области, в семье крестьянина. Окончив 7 классов, работал в колхозе. В 1938 году окончил аэроклуб в городе Николаеве. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии. Спустя год окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков и получил назначение в Белоруссию, в 178-й истребительный авиаполк летающий на И-16.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Ноябрю 1942 года заместитель командира эскадрильи 178-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны ) Капитан Г. А. Григорьев совершил 300 боевых вылетов, провёл 18 воздушных боёв, сбил лично 11 самолётов противника и 2 в группе. 14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего выполнил 378 боевых вылето. Участвуя в 30 воздушных боях, сбил 15 вражеских самолётов лично и 2 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1963 года Полковник Г. А. Григорьев - в запасе. Жил в городе Риге. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями. Умер 23 Апреля 1966 года.

*   *   *

Контрнаступление Красной Армии под Москвой, начавшееся в Декабре 1941 года, - первая крупная с начала войны победа над врагом. Добытая в ожесточённой битве, она означала важнейший поворот военных событий в нашу пользу, оказала первостепенное влияние на весь ход Второй Мировой войны.

Большой вклад в разгром врага внесла советская авиация. Бывший командующий Западным фронтом Г. К. Жуков в своих воспоминаниях писал, что лётчики действовали самоотверженно и умело. Об одном из них, особо отличившемся в период воздушных боёв за Москву, Герое Советского Союза Г. А. Григорьеве и будет этот рассказ.

Имя этого человека в 1941 - 1942 годах гремело среди защитников Москвы. О нём говорили, очень много писали, распространяли опыт его побед. Был он высок, худощав, подтянут. Лицо красивое, мужественное. Высокий лоб. Светлые волнистые волосы. По характеру простой, весёлый и обоятельный.

...В 1930 годы, окончив семилетку в деревушке под Вязьмой, Герасим приехал в Москву, работал штукатуром. Люлька, висящая над пропастью улицы, была его первой высотой. Заводской комсомол в Николаеве - второй и наиглавнейшей. Там же, в Николаеве, Герасим поступил в аэроклуб. Закончив рабочий день, спешил на занятия, изучал лётное дело, слушал рассказы о мужестве первых советских Героев - авиаторов. Первые полёты определили судьбу юноши. Они же дали понять, что профессия лётчика требует мужества, стойкости, знаний. Окончив аэроклуб, Герасим по путёвке комсомола уехал в Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

Война застала его на западной границе. Молодой командир звена истребителей оказался в числе первых воздушных бойцов, принявших на себя удар военной машины фашистской Германии. Началась боевая страда, в которой не было ни минуты покоя, ни часа роздыха. На своих И-16 лётчики полка вели патрулирование воздушного пространства.

И-16 из 178-го ИАП

24 Июня Герасим взлетел на прикрытие Минска. Город пылал. Чёрные столбы дыма зловеще упирались в небо. Немецкие самолёты уже отогнали, и то, что с ними сразились другие, раньше взлетевшие лётчики, а не он, Григорьев, казалось ему нестерпимо обидным. Герасим позавидовал тем, кто раньше его ушёл в небо, первым вступил в бой с противником.

И вдруг, в пелене дымного чада он заметил бомбардировщик. Это был немецкий "Хейнкель-111" - реальный, опасный враг с мощным бортовым вооружением. И Григорьев почувствовал страх, вернее сказать, какое - то мучительное волнение, от которого задрожала каждая жилка, каждый нерв. Так он вспоминал об этом впоследствии.

Но это было волнение юноши, ученика. Ему было тогда лишь 20 лет, а встреча с противником - первой, но он преодолел это волнение, пересилил его и смело ринулся в свой первый воздушный бой. Всё, что он знал, чему учился, обрушилось на врага. Но противник оказался опытным и стал уходить, пытаясь сначала скрыться за дымной завесой, потом понадеясь на силу своих моторов. И по мере того, как Григорьев настигал его на своём И-16, ученическое волнение молодого пилота превращалось в упорство зрелого истребителя, злое и неутолимое.

"Хейнкель" бешено отстреливался, но Григорьев, уклоняясь от огненных трасс, маневрируя, сблизился с ним и в первую очередь уничтожил верхнего стрелка. Потом начал бить по моторам. Бил долго, но безрезультатно. "Хейнкель" не горел и не падал. Когда боезапас был уже на исходе, а лётчик на грани отчаяния, из мотора бомбардировщика вдруг вырвался дым. Густая чёрная полоса потянулась вслед за машиной, а Григорьев шёл в стороне и следил за врагом. Спокойный, уверенный и в себе, и в силе своего самолёта. Через пару минут пылающий "Хейнкель", подминая деревья, тяжело врезался в лес...

Бомбардировщик Не-111

Немецкий тяжёлый дальний бомбардировщик Heinkel He-111Н-6

Так на третий день войны, в лётной книжке Младшего лейтенанта Григорьева появилась запись о первом сбитом вражеском самолёте. Через день он сбил ещё один бомбардировщик - "Дорнье-215".

25 Июня Григорьев взлетел по тревоге. Подходя к Минску, увидел, что одиночный И-16 ведёт бой с "Дорнье". Глянув на бортовой номер нашей машины, Герасим понял, что это его однополчанин Иван Поляков, и поспешил ему на помощь. Несколько атак, и горящий Do-215 упал на лесную поляну.

В тот же день в паре с другим лётчиком, Григорьев пошёл на штурмовку колонны вражеской мотопехоты. Молодой, порывистый, ещё далеко не опытный воин, Герасим увлёкся, снизился до бреющего полёта, попал под ответный огонь врага. Осколки снаряда, пробив фюзеляж, впились в ноги. Но лётчик не вышел из боя. Под жестоким огнём он сделал ещё 2 захода. Вернулся домой на последних каплях горючего с перебитым элероном, повреждённой тягой руля высоты. Около 70 пробоин насчитал механик в его машине...

29 Июня, прикрывая город, Григорьев увидел группу вражеских истребителей Ме-109. Их было 4 пары. Возможно, они пришли для расчистки пространства, обеспечения спокойной "работы" своих бомбардировщиков. А может, с целью штурмовки. Немцы были уверены, что одиночный советский истребитель - их лёгкая добыча. Но Григорьев смело вступил в бой и вёл его пока в запасе было горючее и боеприпасы. После чего, обманув врага хитрым и смелым маневром, благополучно вышел из боя.

Правда, после посадки он насчитал немало пробоин в своём самолёте, но это был один из редких воздушных боёв, когда результат его встречи с противником не был отмечен в лётной книжке очередной победой. Впрочем, если судить по правилам, то уйти невридимым, вырваться из огненного кольца врагов, - это более чем удача, это тоже победа.

После этого случая почти каждая встреча с противником заканчивалась очередной победой Григорьева. К Ноябрю 1942 года 18 раз встречался он с врагами в воздухе и 13 раз повергал их на землю. После каждого такого боя появлялась ещё одна пометка в лётной книжке и красная звёздочка на фюзеляже самолёта Григорьева.

*    *   *

Осенью 1941 года лётчики 178-го ИАП базировались на одном из подмосковных аэродромов: полк был переведён в систему ПВО столицы и получил новые истребители ЛаГГ-3. По дальности полёта и мощи бортового оружия ( вначале 5 пулемётов, затем 20-мм пушка и 2 - 3 пулемёта ) "ЛаГГ" превосходил другие наши истребители того периода. Однако связанное с этим увеличение веса машины привело к некоторому снижению её лётных данных - скороподъемность и вертикальная маневренность "ЛаГГов" были ниже, чем у "Яков".

ЛаГГ-3 не стал символом битвы за московское небо, но вклад в общее дело полки, воевавшие на "ЛаГГах" внесли значительный. На Калининском фронте истребители этого типа занимали даже доминирующее положение. Многие пилоты, летавшие на ЛаГГ-3, вписали немало славных страниц в боевую историю нашей авиации. Одним из них стал и Герасим Афанасьевич Григорьев. Только к Ноябрю 1942 года заместитель командира эскадрильи 178-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны ) Капитан Г. А. Григорьев совершил 300 боевых вылетов, провёл 18 воздушных боёв, в которых лично сбил 11 самолётов противника и 2 в составе группы. Всего же, защищая столицу, Герасим Григорьев на своем "ЛаГГе" одержал 15 воздушных побед.

ЛаГГ-3 Г.А.Григорьева

ЛаГГ-3 серии 35 Капитана Г. А. Григорьева, 178-й ИАП ПВО Москвы, 1942 год.

Лётчикам предстояло охранять подступы к столице, Серпухов и мост через Оку. Первый, с кем Григорьев по - настоящему, как лётчик с лётчиком, разговорился, был комиссар эскадрильи Младший лейтенант Иван Швагирёв. Узнав, что Григорьев уже обстрелянный и, можно сказать, опытный лётчик, комиссар обратился к нему за советом, за помощью.

Швагирёв трижды встречался с противником и всё безрезультатно. Первый раз, увидев немецкий разведчик, он открыл огонь с очень большой дистанции. Враг, увеличив обороты моторов, ушёл в облака. Второй раз, возглавляя пару, Швагирёв вёл бой с шестёркой вражеских бомбардировщиков. И опять ничего не добился, лишь израсходовал боеприпасы и горючее. Третья встреча тоже была неудачной. "Юнкерс" был значительно выше, и Швагирёв его просто не догнал.

- В чём же дело ? - недоумевал лётчик, - или мне не везёт, или я что - то не так делаю, допускаю ошибки...

Они долго тогда говорили, анализировали бои Швагирёва, разбирали его действия в каждом отдельном случае. Сделали вывод: ни разу не было так, чтобы лётчик настиг врага неожиданно, нанёс удар внезапно и с короткой дистанции.

- Я уже убедился, - говорил Григорьев, - внезапная атака деморализует врага, повергает его в панику, а точный удар в упор завершает победу. Следовательно, увидев противника, не надо лезть ему на глаза; сближаясь, надо маскироваться, использовать для этого солнце, облачность, фон земли...

Через несколько дней, барражируя в районе Серпухова, Иван Швагирёв обнаружил вражеский разведчик. Маскируясь в лучах солнца, истребитель быстро сблизился с ним, внезапно атаковал. Враг бросился вниз, пытаясь скрыться на фоне земли. Швагирёв снова настиг его, снова пошёл в атаку. Но у него отказало оружие. И тогда он пошёл на таран, ударил врага винтом своего самолёта.

- Я таранил не сразу, - сказал он потом Григорьеву, - только с третьей попытки: струёй от винтов всё время отбрасывало. Но стрелок мне уже не мешал, я убил его в первой внезапной атаке. Моя первая победа, - это и твоя, Герасим, победа.

*    *   *

Там, в Подмосковье, и началась слава Григорьева, слава непобедимого аса. 15 Октября он вылетел на перехват немецкого бомбардировщика. Командный пункт начал его наводить. Через какое - то время люди, находившиеся на аэродроме, услышали выстрелы зенитных орудий, увидели "Юнкерс". Его настигал истребитель. Зенитки смолкли, уступив ему место боя. После первой же атаки бомбардировщик резко пошёл на снижение и упал тут же, невдалеке от аэродрома. Это была первая победа Григорьева под Москвой. За ней последовала вторая, третья...

Каждый его вылет - это смелость и решительность. Каждый бой - демонстрация высокого боевого мастерства. Он бил только с короткой дистанции, в упор. Расход боеприпасов, при этом, был доведён до минимума, до одной хорошей очереди. "Чтоб государство не было в убытке", - пошутил однажды Григорьев. Но сбить самому - ещё не всё, надо учить и своих подчинённых. И он учил. Толково, вдумчиво. Сначала как командир звена, затем как заместитель командира эскадрильи, потом как комэск, Дмитрий Мухамедзянов, Семён Гайдамака, Николай Дудник - лётчики, с которыми больше других летал Григорьев. И счёт их побед над противником неуклонно рос.

Бой ведёт Герасим Григорьев

3 Июля 1942 года лётчики 178-го ИАП Капитан И. В. Тикунов и Лейтенант Г. А. Григорьев перехватили в районе Тарусы вражеский самолёт - разведчик Ju-88 и сбили его.

22 Августа Старший лейтенант Григорьев в воздушном бою севернее Липицы, в районе Юхнова сбил вражеский бомбардировщик. Это был 13-й по счёту самолёт противника, уничтоженный им.

5 Февраля 1943 года Капитан Григорьев и Лейтенант Дудник перехватили бомбардировщик противника в районе Калуги. Он был сбит Капитаном Григорьевым северо - западнее Сухиничей.

Американский журналист, как - то беседуя с Герасимом Афанасьевичем посоветовал ему сбить ещё 5 вражеских самолётов. И хватит. Лётчик удивился, почему ?  Американец пояснил:

- Вам 22 года. Сбить 22 самолёта - вполне достаточно. На этом надо остановиться. У нас есть такая примета.

- А мы, советские лётчики, действуем по своим приметам: бъём врага не по возрасту, а по надобности, - ответил Григорьев.

ЛаГГ-3 Г.А.Григорьева

Общим итогом боевой деятельности Г. А. Григорьева стали 17 воздушных побед  ( 15 лично и 2 в группе с товарищами ), одержанные в 378 боевых вылетах и 30 воздушных боях.

Список известных побед Капитана Г. А. Григорьева:

ДатаТип сбитого самолётаМесто победыНа чём летал
24 Июня 1941 г.Не-111Под МинскомИ-16
25 Июня 1941 г.Do-215 ( в паре )- " -- " -
15 Октября 1941 г.Ju-88Под МосквойЛаГГ-3
24 Октября 1941 г.Не-111- " -- " -
25 Октября 1941 г.Не-111- " -- " -
12 Ноября 1941 г.Ju-88- " -- " -
27 Ноября 1941 г.Ju-88- " -- " -
28 Ноября 1941 г.Hs-126- " -- " -
6 Декабря 1941 г.Hs-126- " -- " -
24 Декабря 1941 г.Ju-88- " -- " -
3 Июля 1942 г.Ju-88 ( в паре )р-н Тарусы- " -
22 Августа 1942 г.Н / Д ( бомбардировщик )р-н Юхнова- " -
5 Февраля 1943 г.Н / Д ( бомбардировщик )р-н Калуги- " -

За мужество и отвагу, проявленные в боях с врагом, 14 Февраля 1943 года отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

С весны 1943 года авиаторы Московской зоны ПВО почти не вели воздушных боёв: лётчики проводили учебные полёты, стрельбы по воздушным и наземным целям. Только в период с Июня 1942 по Июнь 1943 года было проведено 1570 стрельб по конусу и 641 - по наземным мишеням. Лучшие результаты показывали лётчики - ветераны. Блестящую точность стрельбы по конусу и щитам продемонстрировал Герой Советского Союза Капитан Г. А. Григорьев. С каким - то непостижимым искусством пилотировал он самолёт и выбирал самый выгодный момент для открытия огня. Это было характерно и для его воздушных боёв с реальным противником.

Нужно сказать, что Григорьев обладал и незаурядными инструкторскими способностями. Лётчики его эскадрильи также продемонстрировали отличную лётную и воздушно - стрелковую подготовку. 12 Марта 1943 года в газете "Сталинский сокол" Харьковского района ПВО была опубликована статья Г. А. Григорьева, в которой рассказывалось об опыте подготовки лётчиков - снайперов в частях 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО.

*    *   *

1947 год. Сборы авиационных командиров на одном из Подмосковных аэродромов. Все внимательно слушают доклад Майора Г. А. Григорьева о тактике истребителей. Всё есть в этом докладе: глубина анализа, смелость суждения, чёткость и убедительность.

После теоретической части сборов - полёты. Свободный воздушный бой. Один на один. Истребители сошлись на встречных курсах. Резкий стремительный маневр Григорьева с переходом на вертикаль. Секунды, и он уже пикирует, атакует. Открывает "огонь" с предельно короткой дистанции. Подумалось: вот так же он действовал и в годы Великой Отечественной войны, так добивался победы. После боя посмотрели плёнку фотокинопулемёта: самолёт "противника" сражён первой очередью. Но Григорьев оказался недоволен: очень длинная очередь. "Стволы бы расплавились, если б стрелял из пушек..."

*    *   *

Г.А.Григорьев

1951 год. Краснознамённая Военно - Воздушная академия. Читальный зал библиотеки. Подполковник Григорьев склонился над книгой. Читает. Делает пометки в тетради. Посмотрел на часы. Встал, щёлкнул портсигаром. Улыбнулся: "Перекур". Быстро пошёл к двери. Высокий, прямой, подтянутый.

После учёбы в Академии, он опять летал, теперь уже на новых машинах, учил молодёжь. Сначала командовал полком, потом соединением истребителей. Однажды пожаловался: здоровье стало не то, сердце пошаливает. Ему предложили работу на земле, в штабе. Но он отказался: очень тянуло в небо. И тогда Григорьев усиленно занялся спортом, физзарядкой. Установил себе курсантский режим. Но здоровье всё же стало здавать. Пришлось уйти в запас. Но в строю остался его бесценный боевой опыт, переданный молодому поколению авиаторов...

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д