HSU

Горовец Александр Константинович

А.К.Горовец

...6 Июля 1943 года над аэродромом 88-го Гвардейского авиаполка вспыхнула зелёная ракета. 15 истребителей Ла-5 под командованием командира эскадрильи Капитана В. И. Мишyстина взмыли в небо. Им предстояло прикрывать с воздуха наши наземные войска в pайоне Владимиpовка - Кочетовка - Зоpинские Двоpы - Ольховатка. Ведущим одной из пар шёл Александр Горовец. Внизу втоpой день кипела Кypская битва.

Время патрулирования заканчивалось, но вpажеские самолёты не появлялись. "Лавочкины" легли на обратный курс. Гоpовец с ведомым В. Рекyновым замыкали боевой поpядок истребителей. Неожиданно свеpхy сзади их паpy атаковал "Мессеpшмитт". Пpикpывая ведyщего, Рекyнов тут же ринулся на врага. В это вpемя Александp заметил идyщyю паpаллельным кypсом в наш тыл гpyппy из 20 бомбардировщиков Ju-87. Пpедyпpедить об этом комэска он не смог: отказал pадиопеpедатчик.

Пока ведомый, завязав воздушный бой, дрался с "Мессером", Горовец развернул свою машину навстречу противнику. "Юнкеpсы" уже начали пеpестpаиваться в колоннy для бомбометания. Гоpовец, сблизившись с ведущим Ju-87, поджёг его первой же очередью из пушек.

Атака следовала за атакой. Вот Александр сбил ещё одну вражескую машину, затем третью. Мастерски маневрируя, сам умело увертывался от огня противника и появлялся перед новой целью. Горовец бил прицельно, берёг боеприпасы. Почти каждая атака оказывалась pезyльтативной. К земле он отправил уже восемь "Юнкеpсов" и погнался за девятым, но оpyжие молчало - кончился боекомплект. "Юнкеpс" пытался yлизнyть на бpеющем полете. Пришлось сблизился с ним и pyбанyть винтом по хвостовомy опеpению. Остальные бомбаpдиpовщики, освободившись от боезапаса, повоpачивали назад.

Александp взял кypс на свой аэpодpом. Гоpючее было на исходе. К томy же Ла-5, весь изpаненный, с погнyтым винтом, с тpyдом слyшался pyлей. Его тpясло. Радиопеpедатчик по - пpежнемy молчал. Помощи ждать было неоткyда. И тyт появились тpи паpы "Мессеpов". Уклониться от схватки было невозможно. Выжав из "ястpебка" все, на что он был способен, Александp pинyлся на вpага. В следyющее мгновение огненные тpассы вpажеских самолётов впились в безоpyжный Ла-5, и он пеpешёл в отвесное пикиpование...

Трудно сказать, что произошло в последние секунды с лётчиком. Что он предпринял, о чём думал ?  Приходится лишь догадываться, что в огненной круговерти воздушной схватки тяжелораненный Александр пытался вывести повреждённый истребитель из смертельного пике, но тщетно. Из последних сил лётчик откpыл фонаpь кабины и pванyл кольцо паpашюта в надежде, что при его открытии удастся оставить машину. Но мощный воздyшный поток обоpвал кyпол. Самолёт вpезался в pыхлый чеpнозём на хyтоpе Зоpинские двоpы, что в Ивнянском pайоне Белгоpодской области...

До боли сжались сердца сбежавшихся к месту катастрофы людей. Там, где упал истребитель, валялись обломки крыльев и хвостового оперения. Недалеко, в стороне, нашли погнутую лопасть винта и изорванный пилотский шлем. Мотор и фюзеляж машины ушли глубоко в землю.

Среди наблюдавших за воздушным боем были 9-летний Сережа Сергеев, его двоюродный брат 7-летний Толик Черкассов и 13-летний Саша Лобачев. Они видели в небе белый купол парашюта и надеялись, что лётчику удалось спастись. И именно им суждено было впоследствии вписать последнюю страницу в биографию Гвардии Старшего лейтенанта Александра Константиновича Горовца, удостоенного 28 Сентября 1943 года звания Героя Советского Союза. Однако он числился без вести пропавшим.

...Отгремела война. Спустя годы хутор Зоринские Дворы отстроился, расцвел. А памятные события не давали покоя Сергею Сергееву. Учился ли он в школе, служил ли на флоте, плавал ли в Тихом океане - его не покидала мысль о судьбе лётчика, истребитель которого покоился под землёй на огороде.

Осенью 1956 года Сергеев вернулся домой. Стал обслуживать дорожно - эксплуатационный участок на автостраде Москва - Симферополь. Анатолий Черкассов работал связистом, а Александр Лобачев трудился механизатором в МТС. Друзья детства, они, как и прежде, жили по соседству на единственной улице родного хутора. Не раз, собравшись вечером после работы, вспоминали прошлое.

- Не выходит у меня из головы тот самолёт, - признался однажды Сергей. - Бывает, проснусь ночью, а перед глазами падающий истребитель и белый парашют в задымленном небе. Одного не пойму: машина упала, а лётчика никто не видел. Что с ним сталось ?

Решили начать раскопки на месте падения истребителя. Сняли пласт чернозема, но следов истребителя не обнаружили. Прошли второй слой. И вот наконец лопата Сергея уткнулась в твёрдый предмет. Вскоре показалось хвостовое колесо, потом - шасси. Друзья промокли до нитки от дождя, которого не замечали. Они не чувствовали усталости. Вскоре стал просматриваться деформированный фюзеляж. На нем Черкассов заметил длинный толстый шнур, похожий на ржавую проволоку. Затем обнаружили второй, третий... Их было много. Они тянулись вдоль всего фюзеляжа, видимо из кабины, до которой следопыты ещё не добрались.

- Так это же стропы парашюта ! - догадался Сергей.

Наконец откопали весь самолёт. Но купола парашюта тут не оказалось. Он оторвался в небе ещё тогда, летом 1943 года. В кабине обнаружили останки пилота. Весть об этом моментально облетела хутор. В скорбном молчании собрались жители у памятного места. Было решено захоронить прах героя на кладбище.

Вместе с останками лётчика нашли планшет с картой, бортовой журнал, письмо, несколько фотографий и открыток, орден Красного Знамени и Гвардейский значек. В нагрудном кармане истлевшей гимнастерки лежал обагренный кровью партийный билет. Он потемнел, обложка расклеилась, фотокарточка совершенно выцвела, но запись, выполненная чёрной тушью, сохранилась. Разобравшись в них, военный комиссар Ивнянского района послал запрос в Главное управление кадров Министерства обороны СССР. Оттуда ответили лаконично: "Приказом ГУК НКО № 0955 от 20.08.43 г. исключен из списков Советской Армии, как без вести пропавший в бою 6 Июля 1943 года, Герой Советского Союза Старший лейтенант Горовец Александр Константинович".

Тогда С. Сергеев, А. Черкассов и А. Лобачев стали сами собирать сведения о лётчике. Они много лет вели переписку, поиски родственников, однополчан, очевидцев и постепенно узнали многое о его жизни.

Есть в Белоруссии, в Мошканском районе Витебской области, небольшая деревенька Горовцы. Названа она теперь в честь Героя. Там то, 12 Марта 1915 года и родился Александр Горовец, в семье крестьянина. Там прошло его детство. Окончив 7 классов средней школы, Саша Горовец начал работать слесарем в Витебском "Сантехстрое". В Марте 1933 по комсомольской путёвке пришёл в городской аэроклубе.

Потом учился в Ульяновской объединенной лётно - технической школе, которую успешно закончил в 1935 году. Хорошо овладев техникой пилотирования на самолёте У-2, А. Горовец получил назначение в аэроклуб города Шахты Ростовской области. Там он работал лётчиком - инструктором, командовал звеном, затем был назначен начальником лётной части. У него всегда имелись и общественные нагрузки - комсорг группы, отряда, курса.

Александр отлично играл на гитаре и гармони, красиво пел русские и белорусские песни. Со сцены звучал его тенор при чтении стихов. Был он добрым и принципиальным, не терпел расхлябанности и фальши. Все делал на совесть. В 1939 году избран депутатом Шахтинского райсовета.

25 Июня 1941 года сбылась мечта Горовца - его направили командиром звена в 20-ю военную авиационную школу пилотов. Но Александр рвался на фронт, куда он прибыл в Июле 1942 года. Боевое крещение получил в составе 166-го истребительного авиаполка в небе Кубани. Воевал на Северо - Кавказском и Воронежском фронтах. За короткий срок, летая на истребителе ЛаГГ-3, уничтожил 40 вражеских автомашин, 24 повозки с боеприпасами, вывел из строя паровоз. Ему присвоили звание Старшего лейтенанта и назначили заместителем командира эскадрильи.

Тогда же, как одному из наиболее отличившихся лётчиков, Горовцу вручили новенький истребитель Ла-5 с надписью на фюзеляже: "От колхозников и колхозниц Горьковской области" на одной стороне и "Эскадрилья "Валерий Чкалов" - на другой. На этой машине Александр сражался мастерски, дерзко, за что был удостоен орденов Ленина и Красного Знамени.

Ла-5 из 88-го ГвИАП

Один из именных Ла-5 поступивших в 88-й ГвИАП, лето 1943 года.

К началу Курской битвы заместитель командира эскадрильи 88-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 8-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 5-й истребительный авиакорпус, 2-я Воздушная Армия, Воронежский фронт ) Гвардии Старший лейтенант А. К. Горовец произвёл около 70 боевых вылетов, в 10 воздушных боях сбил 2 самолёта противника лично  ( Ju-87 и Me-109 ) и 6 - в группе с товарищами. 6 Июля 1943 года он провёл свой последний, ставший легендой, бой...

Вот как о подвиге Гвардейца сказал много лет спустя участник Курской битвы Дважды Герой Советского Союза Генерал - Майор авиации Арсений Ворожейкин, сам лично сбивший 52 вражеских самолёта:

- Мы не знали такого. Простой расчёт показал, что для этого нужно произвести не менее 9 длинных очередей и столько же раз исключительно точно прицелиться. На всё потребуется по меньшей мере 10 - 15 минут. А противник ведь не на привязи. Однако факт - упрямая вещь. Горовец сделал то, что теоретически считается невыполнимым...

Долгое время счеталось, что Александр Константинович Горовец единственный лётчик сбивший 9 вражеских самолётов в одном бою. Однако, теперь известно, что аналогичного результата добился и другой советский Ас - Иван Евграфович Фёдоров. Случилось это в 1944 году под Принцлау, когда И. Е. Федоров в паре с Младшим лейтенантом Савельевым провел бой с 24 самолётами противника. Один за другим они сбили 11 машин, 9 из них - Иван Евграфович.

А.Горовец и В.Мишустин
Боевые друзья:
А. Горовец ( слева )
и В. И. Мишустин

Бессмертный подвиг Александра Горовца золотыми буквами вписан в историю Великой Отечественной войны. За время своей боевой деятельности он совершил 74 боевых вылета, в 11 воздушных боях лично сбил 11 самолётов противника и 6 в составе группы, уничтожил 40 автомашин и 24 повозки с боеприпасами. 28 Сентября 1943 года за беспримерный подвиг, совершённый в последнем бою, отважному лётчику посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, медалями.

В Центральном музее Вооруженных Сил выставлены макет самолёта Ла-5, пушка с самолёта А. К. Горовца, его пистолет "ТТ", партийный билет № 2682000, планшет с картой, бортжурнал, удостоверение личности и письма.

Об Александре Константиновиче рассказывают стенды в Минском краеведческом музее, а также в музеях тех областей и городов, с которыми связан его жизненный и боевой путь. На 597-м километре автострады Москва - Симферополь, где когда - то гремели ожесточённые бои, установлены памятники прославленным воинам. Среди них - высокий гранитный постамент с бронзовым бюстом А. К. Горовца. Имя прославленного лётчика увековечено в названиях улиц в Москве, Минске, Витебске и Богушевске, совхоза в Сенненском районе и многих школ. В городе Шахты, на площади Свободы, установлен памятник Герою.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д