HSU

Дольников Григорий Устинович

Г.У.Дольников

Григорий Дольников родился 8 Мая 1923 года в деревне Сахаровка Горецкого района Могилевской области, в семье рабочего. Отец его, кочегар депо Путиловского завода, выступал против царя, позже утверждал Советскую власть, был председателем сельсовета, а на склоне лет стал лесником - объездчиком. Сам Григорий окончил 7 классов неполной средней школы и Фабрично - заводское училище при паровозном депо в Минске. Работал слесарем, а позднее - бригадиром на вагоноремонтном заводе в Минске. Учился в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Батайскую военную авиационную школу летчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июля 1943 года. Был рядовым летчиком, командиром звена, а затем - помошником командира 100-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 9-я Гвардейская истребительная авиадивизия ) по воздушно - стрелковой службе. К концу Сентября 1943 года совершил 55 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 3 вражеских самолета.

30 Сентября 1943 года на боевое задание в район реки Молочная ушла истребительная эскадрилья Николая Левицкого. На земле в ту пору гремели кровавые сражения. Не менее жестокие схватки завязывались каждый день и в воздухе.

Эскадрилью встретили почти 70 вражеских машин. Соотношение сил было явно не в пользу наших истребителей. Однако они не дрогнули и смело ринулись в атаку. Завязалась гигантская карусель, озаряемая вспышками разрывов и огненными трассами. В составе эскадрильи был и Старший лейтенант Григорий Дольников. Он уже успел сбить 2 фашистских самолета, и у него кончились боеприпасы. У летчика осталась последняя возможность уничтожить хотя бы еще одного фашиста - таран...

И он, не раздумывая, направил свой истребитель на подвернувшийся фашистский бомбардировщик. Удар. Истребитель потерял управление. Загорелась кабина. С трудом отстегнув привязные ремни, раненый Григорий выбросился с парашютом. На некоторое время он потерял сознание, и шелковое полотнище накрыло его с головой. Когда очнулся - на него навалился десяток фашистских солдат. Григорий пытался вырваться, по получил сильный удар по голове.

Летчика отправили на допрос в Каховку, где он скрыл от эсэсовцев свою подлинную фамилию. Его посадили в карцер, допрашивали, били. Раненая нога опухла, и началась гангрена. Тяжелобольных отвезли в Вознесенскую больницу. Попал туда и Дольников. Операцию ему делали без наркоза, привязали к столу ремнями, а чтобы не кричал, воткнули в рот грязное полотенце. Потом он немного поправился, стал ходить. Первая попытка совершить побег окончилась провалом. В числе других Григория повели на расстрел. Затем по каким - то причинам расстрел отменили.

Беглецов 5 суток держали без пищи, а позже под конвоем направили в концлагерь. В деревне Мартыновка пленных остановили на ночевку. И тут Григорию удалось убить часового и бежать. Вместе с ним скрылись в ночной тьме еще несколько летчиков. Местные жители спрятали их, переправили в партизанский отряд "Советская Родина", которым командовал партийный работник Владимир Шевченко.

В Апреле, в самый разгар Крымской операции, Григорий Дольников вернулся в родной полк - обросший, худой, в замусоленной телогрейке и валенках. Пройдя через тяжелейшие испытания, Дольников остался несгибаемым. Он рвался в бой и вскоре добился своего. Благодаря помощи командира дивизии И. М. Дзусова снова стал лётчиком - истребителем. Дрался Дольников с ожесточением. В первые же три дня боев сбил 4 самолёта противника. Летал на свободную охоту, на штурмовку, прикрытие наземных войск и блокирование вражеских аэродромов.

В конце Мая 1944 года в боях под Яссами группа из 12-ти самолетов под командованием Ивана Бабака успешно провела бой с пятью девятками пикировщиков Ju-87 и прикрывающими их истребителями. В этом бою Дольников сбил 2 вражеских самолета. А за неделю напряженных боев - одержал 5 побед.

В начале 1945 года Ивана Бабака назначили командиром 16-го Гвардейского авиаполка и его самолет, с надписью "От школьников Мариуполя", принял Дольников. В конце Января 1945 года, патрулируя с четверкой над переправами через Одер, Григорий получил предупреждение с КП о приближении шести FW-190. Он повел группу в лобовую атаку и сразу же сбил ведущего. В ходе дальнейшего боя он уничтожил еще одного "Фоккера", а пара Синютина - третий. Остальные вражеские истребители, форсируя моторы, вышли из боя и со снижением ушли на запад.

Р-39 Дольникова с надписью 'За Ваню Бабака'

16 Марта самолет Бабака был подбит зенитками, обгоревший летчик попал в плен. Был сбит и командир звена 100-го Гвардейского авиаполка Герой Советского Союза Петр Гучек. В память о боевых друзьях Дольников сделал на самолете надписи: справа на месте богини Победы - "За Петю Гучка", слева - "За Ваню Бабака". На этой машине, в Мае 1945 года, Григорий Дольников и встретил день Победы.

Р-39 ДольниковаПетр ГучекИван БабакР-39 Дольникова

Летчики 9-й ГвИАД - Петр Гучек (слева) и Иван Бабак (справа)

Свой последний бой Григорий провёл в Мае 1945 года над Прагой, сбив вражеский истребитель FW-190. Всего за годы войны он совершил 160 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, в которых сбил лично 15 и в паре 1 самолёт противника.

После окончания войны Дольников был направлен в Хабаровск, где вплоть до 1950 года находился под следствием из - за своего плена. В 1950 году, благодаря смелости преподавателей приёмной комиссии, был принят в Краснознамённую Военно - Воздушную академию, которую окончил в 1955 году. После смерти Сталина в 1953 году дело было закрыто. В 1968 году Дольников окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Занимал различные командные должности. За личное мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, высокие результаты в боевой подготовке войск, освоении сложной боевой техники и в связи с 60-летием Советской Армии и Военно - Морского Флота 21 Февраля 1978 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Г.У.Дольников

В 1981 году Генерал - Полковник авиации Г. У. Дольников назначен заместителем главнокомандующего ВВС по вузам, начальником вузов ВВС. Заслуженный военный лётчик СССР. Избирался депутатом Верховных Советов Литовской и Грузинской ССР, был кандидатом в члены ЦК Компартии Грузии. Кандидат исторических наук. Автор книги "Летит стальная эскадрилья".

За период службы награжден Орденами Ленина ( дважды ), Октябрьской революции, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями и иностранными орденами. Последние годы жил в Москве. Умер 23 Апреля 1994. Похоронен в посёлке Монино Московской области.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д