HSU

Баевский Георгий Артурович

Г.А.Баевский

Родился 11 Июля 1921 года в Ростове - на - Дону, в семье служащего. Окончил среднюю школу в Москве. С 1940 года в Красной Армии, год спустя окончил Серпуховскую военную авиационную школу лётчиков.

С Апреля 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Декабрю 1943 года штурман эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт ) Гвардии Старший лейтенант Г. А. Баевский произвёл 144 боевых вылета, в 45 воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника. 2 Апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего выполнил 252 боевых вылета, провёл 52 воздушных боя и уничтожил лично 19 самолётов противника.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную инженерную академию, в 1962 году - Военную академию Генерального штаба. С 1964 года Генерал - Майор авиации. Был заместителем начальника кафедры Военно - Воздушной инженерной академии. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Аксандра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды ( четырежды ), почти 20 медалями, чехословацким орденом Красной Звезды.

*   *   *

Георгий Баевский родился 11 Июля 1921 года в Ростове - на - Дону. Отец - Баевский Артур Матвеевич ( 1892 - 1971 ), участник Гражданской войны, долгое время работал с Ф. Э. Дзержинским. Мать - Баевская Валентина Юльевна ( 1896 - 1967 ). Сразу после рождения Георгия семья Баевских переехала в Москву. В 1930-е годы в течение нескольких лет ему довелось жить в Берлине, где отец работал в советском посольстве. Дом семьи находился вблизи аэродрома Темпельхоф. Мальчик с любопытством часами наблюдал за взлётами и посадками крылатых машин, пытаясь понять их техническую сущность и способность взлетать в небо. Скорее всего поэтому, ещё обучаясь в 275-й московской средней школе, он окончил аэроклуб Дзержинского района, а затем и Серпуховскую военную авиационную школу лётчиков.

После выпуска в Ноябре 1940 года его, Младшего лейтенанта, как и других наиболее подготовленных ребят, оставили в школе лётчиками - инструкторами.

Когда грянула война, подготовка будущих воздушных бойцов значительно расширилась. Вместе со школой он был переведён в Вязники ( под Горький ). Георгий рвался на фронт, чувствовал в себе силы и способности настоящего пилота. Весной 1943 года он попал на Юго - Западный фронт в уже прославленный 5-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Он входил в 17-ю Воздушную армию. В тот период авиация противника весьма заметно активизировалась на Изюмско - Барвенковском направлении, где и сражался 5-й ГвИАП. В этой сложной обстановке, 8 Мая 1943 года, летая на самолёте Ла-5, Баевский одержал свою первую победу.

Вместе с опытными фронтовиками в боях в Донбассе, а затем на Курской дуге молодой лётчик участвовал во многих воздушных боях. Вспоминая о тех днях, Георгий Артурович подчеркивал, что противник стянул туда всё лучшее, чем располагал к тому времени. Вопреки распространенному мнению, немецкие лётчики нередко принимали лобовые атаки, вступали в сражение с превосходящими силами. Противник отчаянно не хотел уступать господство в воздухе. К исходу Курской битвы на счету Баевского было уже 12 сбитых самолётов противника.

После сражений на Кубани, с лета и до конца 1943 года, лётчики 5-го ГвИАП вели напряжённые воздушные схватки под Курском и Харьковом, на реке Северский Донец и в битве за Днепр ( на участке Днепропетровска ), в Запорожье. Тот год стал самым результативным для лётчиков полка - из 739 самолётов врага, сбитых за всю войну, больше половины пришлось на этот период. При этом, нашим пилотам часто приходилось вести напряжённые воздушные бои с лётчиками знаменитой немецкой 52-й истребительной эскадры ( JG 52 ), входившей в состав 4-го Воздушного Флота Люфтваффе, среди которых было немало опытнейших Асов - "охотников", летавших на модифицированных истребителях Ме-109 и FW-190. Сражаться с ними было довольно сложно ещё и потому, что наши Ла-5 не имели особых преимуществ по сравнению с новейшими вражескими истребителями. Вспоминая о том времени Георгий Баевский пишет:

"Мне лично впервые пришлось помериться силами в бою с немецким Асом - "охотником" 17 Августа 1943 года. В тот день наш полк записал на свой счёт 96 боевых вылетов на прикрытие войск и переправ через Северский Донец. Было проведено 6 групповых воздушных боёв, в которых сбито 17 и подбито 5 самолётов врага.

В 5 часов утра наша десятка Ла-5 во главе с Гвардии Лейтенантом Виталием Попковым взлетела, чтобы сменить в воздухе эскадрилью соседнего полка, которая уже вела бой. Я возглавлял сковывающую группу и имел задачу не допустить истребители противника к нашей ударной группе. По команде с наземной станции наведения мы с ходу атаковали вражеские бомбардировщики Не-111 и Ju-88, шедшие под прикрытием истребителей Ме-109 и FW-190. После боя мы узнали, что бомбардировщиков было около 120, а истребителей - примерно 40. Ударная группа последовательно атаковала первую, затем вторую пятёрку бомбардировщиков. Подбит ведущий... Строй противника начинает разваливаться... Однако истребители сопровождения, огрызаясь короткими очередями, в бой с нами не вступают.

В это время поперёк строя и выше основной группы немцев на большой скорости проходит пара "Мессеров". Проскочив над нами и растворившись на фоне солнца, она на время исчезает. Но мы уже начеку. Сомнений нет, это "охотники". Используя преимущество в высоте и скорости, они стремительно атакуют. Выполняю резкий маневр. Ме-109 проскакивает вперед: горка, переворот и снова атака. Но не рассчитал ведущий пары "Мессеров". Маневр - и вот я уже на хвосте у его ведомого, он совсем близко. Жму на гашетку - моя очередь была точной...

Оставшись в одиночестве, ведущий "охотников" не вышел из боя, а продолжал атаки. Он вновь оказался выше, а когда я сманеврировал, пытаясь "поднырнуть" под него, он вдруг перевернулся "на спину", и тут же мощные удары сотрясли мой самолет, больно обожгло ногу, горячая волна окатила лицо, плечи. Я ничего не вижу, но думать об этом некогда, нужно скорее оторваться от противника, иначе мне конец. Даю руку от себя - и полный газ. Пора открывать глаза. Провожу по лицу рукой и со страхом смотрю на неё, ожидая увидеть кровь. Но её нет. Рука черная - масло !  Пробит маслобак. Теперь лишь бы только до аэродрома дотянуть.

Мне повезло - дотянул. Именно повезло. Техник помог выбраться из кабины. Потом заглянул в неё, присвиснул и сказал: "Смотри, командир". С этими словами он несколько раз энергично качнул ручку управления, за которую я только что держался, и она осталась у него в руке. Это сделал бронебойный снаряд, заодно зацепивший мою ногу. Другой - осколочный - разорвался в моём парашюте...

Таким был мой личный опыт встречи с немецким асом. Оставил он в душе лёгкий привкус досады: эх, была бы у меня скорость побольше, да мотор помощнее, да связь понадёжнее !..

Все это мы получили, когда приняли непосредственное участие в битве за Днепр. В первых числах Октября 1943 года наш Гвардейский авиаполк на новых, только что с завода, истребителях Ла-5ФН перебазировался на аэродром Котивец, что в 30 км восточнее Днепропетровска. Там нас встретил Командующий 17-й Воздушной армией Генерал - Лейтенант авиации В. Судец. Перед строем полка он кратко охарактеризовал обстановку и поставил задачу.

Суть обстановки была такова. В конце Сентября наши войска вышли к Днепру и приступили к его форсированию. Завязались ожесточённые бои за плацдармы на правом берегу. В воздухе борьба также отличалась особым упорством. Противник перебросил сюда лучшие лётные кадры, в том числе и знаменитую 52-ю истребительную эскадру. Нам надлежало надёжно прикрыть переправы на участке Днепропетровск - Запорожье, исключив воздействие истребителей противника на наши бомбардировщики и штурмовики.

Мы понимали, что предстоят тяжёлые бои, и основательно к ним готовились. Опыт предыдущих боёв показал, чего не хватало нашему Ла-5 и каковы пути совершенствования тактики с учётом новых возможностей Ла-5ФН, с более мощным, формированным двигателем и улучшенным обзором в полете с закрытым фонарем. Не отставая на пикировании, Ла-5ФН превосходил новейшие модефикации Ме-109 на вертикали. Все машины были оборудованы радиостанциями и удобными в бою кислородными мундштуками.

14 Октября группа из 8 "Лавочкиных" во главе с Иваном Лавейкиным вылетела на прикрытие войск в районе переправ через Днепр. Ведущий возглавлял ударную группу, я - сковывающую. К линии фронта мы подошли на высоте 5 - 6 км со снижением на скоростях, близких к максимальным. Асы - "охотники" не заставили себя долго ждать. Но куда делась раньше казавшаяся нам большая скорость "Мессеров" ?  Потеряв превосходство в скорости, противник лешился внезапности. Число атак вражеских пилотов заметно сократилось. Если некоторые и решались повторно атаковать, то перспектива безнаказанно выйти из боя для них уже исключалась. Наша ударная группа получила возможность более эффективно атаковать бомбардировщики противника - 13 машин типа Ju-88 и 25 типа Ju-87. В том бою мы сбили 3 "Юнкерса" и 2 "Мессера", без потерь с нашей стороны.

Вероятно, немцы решили выяснить, в чём дело, и заодно проучить нас. Уже на следующий день, 15 Октября, мы вели напряжённый бой с 10 Ме-109, а бомбардировщиков противника в воздухе не было. Попытки немецких лётчиков занимать верхние эшелоны и атаковать на пикировании оказались тщетными - "наверху" их уже ждали...

Ожесточённые схватки продолжались несколько дней. За это время лётчики полка сбили 16 самолётов противника. Среди сбитых было и несколько Асов. Именно тогда во фронтовой газете появилась заметка с характерным заголовком "Как фашистским асам набили по мордасам".

Наши успешные действия оказались неожиданными для противника. Потеряв преимущество в скорости и лишившись возможности быстро занимать позицию, удобную для внезапной атаки, противостоявшие нам немецкие Асы изменили тактику, стремясь, как и прежде, к внезапности. Если раньше они, как правило, неожиданно появлялись в ходе схватки, то теперь встречали наши истребители на подходах к району патрулирования, заблаговременно набирая высоту 6000 метров и более. Скоро, разгадав эту уловку, мы были уже на чеку и продолжали увеличивать свой боевой счёт.

Бои за Днепр были важнейшим этапом в становлении нашего полка. Они завершили сложный, самый результативный и драматический период боевых действий - 1943 год. Над днепровскими плацдармами и переправами раскрылись широкие возможности полка, оснащённого новейшими самолётами Ла-5ФН. Мастерство лётчиков комментировать не буду. Скажу только, что существенно увеличили свой "счёт мести" - количество сбитых самолётов противника - многие мои однополчане: И. Лавейкин, В. Попков, П. Кальсин, С. Глинкин, И. Шардаков, Е. Яременко и другие.

Но не все возвращались из боя - такова беспощадная логика войны. Погибли Герой Советского Союза командир эскадрильи Гвардии Капитан И. Сытов, командир звена Гвардии Лейтенант М. Потехин, лётчик Гвардии Младший лейтенант С. Ефименко... Однако, в итоге победу одержали именно мы. По данным зарубежных историков лишь знаменитая 52-я истребительная эскадра с 1 Октября и до конца 1943 года потеряла 43 лётчика !.."

Г.А.Баевский

Георгий Баевский мужал в боях, приобретал всё больше опыта, выявлял слабые стороны вражеских пилотов и их самолётов, используя всё это в воздушных схватках с врагом. Как и многих других советских "соколов", его отличали чувство взаимовыручки, хладнокровие, готовность к самопожертвованию. В ходе наступательных боев на Украине в конце 1943 года такие качества проявили многие лётчики, действуя в сложных условиях.

После форсирования советскими войсками Днепра, противник неоднократно переходил в контратаки. Стояла поздняя осень, с туманами, дождями, изморозью. В этих условиях высокая активность советской авиации оказалась неожиданной для немцев. Они лишились десятков автомашин, бензоцистерн, повозок, паровозов... Неоднократно гвардейцы выходили и на "охоту" в районы крупных немецких аэродромов.

Ла-5ФН Г.А.Баевского

Самолёт Ла-5ФН Георгия Баевского.  5-й ГвИАП, Декабрь 1943 года.

12 Декабря 1943 года Старший лейтенант Г. А. Баевский с ведомым Лейтенантом П. Т. Кальсиным вылетели к аэродрому Апостолово, на котором скопилось много вражеских самолётов. Линию фронта Ла-5ФН проскочили на большой скорости, по пути обнаружили и разгромили вражескую колонну тяжёлых грузовиков и легковых машин. Вскоре Баевский заметил заходившего на посадку FW-189 и немедленно его атаковал. Очередь оказалась точной, и вражеский разведчик вспыхнул. Однако, не успел наш лётчик выйти из атаки, как вражеский стрелок зажёг мотор его "Лавочкина". На малой высоте покидать самолёт с парашютом не имело смысла, и Баевский вынужден был совершить посадку в поле...

Его ведомый - Пётр Кальсин, бросился спасать боевого друга. Он приземлился на заснеженном поле рядом с машиной Георгия. Жестом показал: "В кабину !" Когда же в одноместном самолёте оказалось двое, его центровка нарушилась. Касаясь земли, лопасти винта погнулись. Тогда обгоревший Баевский выскочил на поле и стал раскачивать машину. Видя, что со стороны аэродрома уже бегут немцы, влез в технический лючок, что в хвостовой части фюзеляжа. Упираясь ногами в пашню, пытался подтолкнуть самолёт и помочь ему тронуться с места. Наконец на виду у врагов машина поднялась в воздух, и вскоре лётчики оказались на своем аэродроме.

Г.А.Баевский

Весть об этом случае облетела весь фронт. О нём сообщалось в сводках Совинформбюро, писали в газетах и листовках. Командующий войсками 3-го Украинского фронта Генерал армии Р. Я. Малиновский издал приказ "О героическом подвиге лётчиков 5-го Гвардейского истребительного авиаполка". Отважных и находчивых боевых друзей ставили в пример другим фронтовикам. Они были награждены орденами Красного Знамени.

Когда счёт сбитых Г. Баевским вражеских самолётов достиг 16, он был представлен к званию Героя Советского Союза. Но и далее мужественный Гвардеец, умелый заместитель комэска, продолжал свой личный счёт. Однако 6 Апреля 1944 года он был подбит в бою за переправу и получил ранение. Лишь в Июне поправился и вернулся в полк, который в это время действовал на 1-м Украинском фронте.

В последний год войны пилоты полка занимались в основном сопровождением своих штурмовиков, поэтому воздушных боёв тогда было немного. Свои последние победы Георгий Артурович одержал 28 Февраля 1945 года, когда неподалеку от Котбуса 6 "Лавочкиных" ведомые им подоспели на помощь группе истребителей, прикрывавших Ил-2, и пять "Фокке - Вульфов" оказались сбитыми. Сразу две победы занёс он в тот день на свой счёт. За этот подвиг офицера наградили полководческим орденом Александра Невского.

Весной 1945 года Георгий Артурович непродолжительное время летал на одном из двух новых истребителей Як-9У, поставленных в полк. Однако, постоянные проблемы с двигателем ( он сильно перегревался и недодавал мощности ) привели к тому, что Баевский вскоре вновь пересел на свой проверенный "Лавочкин".

Якr-9У Г.А.Баевского

Як-9У Георгия Баевского.  5-й ГвИАП, Германия, Апрель 1945 года.

Свой последний боевой вылет Баевский совершил 8 Мая 1945 года, когда поздним вечером повел четвёрку "Лавочкиных" на штурмовку вражеских войск в районе Праги. К концу войны он выполнил 252 успешных боевых вылета, провёл 52 воздушных боя, в которых лично сбил 19 самолётов противника. А 24 Июня 1945 года Герой Советского Союза Георгий Баевский шагал на параде Победы по брусчатке Красной площади в составе сводного полка 1-го Украинского фронта.

Список побед Гвардии Старшего лейтенанта Г. А. Баевского:

№:ДатаТип сбитого самолётаМесто падения самолёта
18.05.1943 г.Me-109G-2Привольное
224.06.1943 г.Me-109FМалиновка
37.07.1943 г.Me-109FТоплинка
416.07.1943 г.Не-111Студенок
519.07.1943 г.Не-111Сухая Каменка
65.08.1943 г.FW-189Васищево
79.08.1943 г.Ju-87Змиев
815.08.1943 г.Не-111Бильбасовка
917.08.1943 г.Не-111Доменькая
1017.08.1943 г.Ме-109Сухая Каменка
1128.08.1943 г.Не-111Борки
1228.08.1943 г.Ме-109G-2Соколово
1315.10.1943 г.Ме-109Запорожье
1423.10.1943 г.Ju-88Алферово
1522.11.1943 г.Ме-109FВасильевка
1630.11.1943 г.FW-189Марьевка
1712.12.1943 г.FW-189Кривой Рог
1828.02.1945 г.FW-190Котбус
1928.02.1945 г.FW-190- " -

В том же году Баевский поступил в Военно - Воздушную инженерную академию имени проф. Н. Е. Жуковского. Во время учёбы освоил новейшие реактивные истребители Як-17 и МиГ-9. После окончания академии его назначают старшим лётчиком - испытателем НИИ ВВС. Став вскоре заместителем начальника НИИ ВВС, лично провёл облёт и испытания 77 типов самолётов и вертолетов, среди них: МиГ-23, МиГ-25, Су-15, Су-17, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ми-6 и другие. Высокому профессионалу были присвоены звания "Заслуженный военный лётчик СССР", "Военный лётчик - испытатель 1-го класса". Он стал Генерал - Майором авиации.

Г.А.Баевский в Египте

Затем некоторое время он работал лётчиком - инструктором в Южно - Уральске, а позднее - в Московском военном округе. Здесь вместе с трижды Героем Советского Союза И. Н. Кожедубом Георгий Баевский организовал переучивание лётчиков на новую технику.

В 1971 году Баевский выполнял "особо секретную миссию" в Египте: организовывал разведку военных объектов израильтян на Синайском полуострове. Полученные данные дали возможность жертвам израильской агрессии более успешно отражать атаки авиации противника.

После ограничения в полётах по медицинским показаниям Генерал - Майор авиации Баевский переходит в родную Военно - Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, в должности заместителя начальника кафедры. Здесь он целиком посвящает себя научной и учебной работе. Стал заместителем начальника кафедры. Он увлеченно трудится над теорией создания орбитальных самолётов и их применения в боевых операциях. По этой же теме защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук в Академии Генерального штаба.

Г.А.Баевский

Уволившись в 1985 году в запас, Генерал продолжил работу в академии в должности доцента, читая лекции по истории военного искусства. Являясь председателем Совета ветеранов 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка, Георгий Артурович многое сделал для сбора сведений о боевых действиях этого полка, прошедшего славный путь от Москвы до Берлина и сбившего 739 вражеских самолётов. Родному полку, воспитавшему 21 Героя Советского Союза, Г. А. Баевский посвятил замечательную книгу "С авиацией через ХХ век", которая ещё ждёт своего издания.

Подробную статью о Георгие Артуровиче Баевском и других Советских Асах Вы можете найти на сайте "Уголок неба", в разделе: "История ВВС, Вторая Мировая война"  ( http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/skyknight.html ).

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д