HSU

Азаров Сергей Семенович

С.С.Азаров

Сергей Азаров родился 25 Сентября 1915 года в деревне Соколово, ныне Брянской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Затем работал слесарем в Производственном Объединении "Брянский машиностроительный завод". Учился в местном аэроклубе. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Борисоглебскую военную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Ноября 1941 года. Воевать начал на истребителе И-16 и одежал на нем несколько побед. Весной 1943 года 57-й Гвардейский истребительный авиаполк ( командир Подполковник А. Осипов ), первым в Советских ВВС перевооружился на английские самолеты "Спитфайр" Mk.Vb. Необходимо отметить, что самолеты поступившие в полк были уже не новыми. Они использовались в Королевских ВВС ( Англии ), но перед отправкой в СССР прошли капитальный ремонт. Уже 28 Апреля 1943 года полк вступил в кровопролитные бои на Кубани в составе 4-й Воздушной Армии. Только за шесть дней, с 3 по 8 Мая, летчики полка сбили 26 вражеских машин. Одержал несколько побед и Сергей Азаров.

Интересны отзывы об этой машине Полковника А. Л. Иванова ( одного из летчиков полка пережившего войну ):

- "Спитфайр" оказался простым самолетом, допускал значительные ошибки в технике пилотирования и ничего особенного в нем не было. И-16 был намного строже. Имелась у "Спитфайра" хотя и плохая, но все - таки радиостанция... Единственное преимущество "Спитфайра" было в том, что по весу он был очень легкий, и, за счет хорошей тяговооруженности, неплохо набирал высоту. Это обеспечивало надежный вертикальный маневр.

Однако, малый вес машины имел и отрицательные качества. К примеру, выходить из боя пикированием на "Спитфайре" - было смерти подобно, потому что пикировал он плохо. "Мессер" моментально настигал его и расстреливал. Следовательно, надо было "тянуть" противника на вираж и обязательно на правый, потому что у "месса" воздушный винт мотора был левого вращения и самолет правый вираж выполнял хуже левого.

Истребитель Спитфайр Mk.VB

Большим недостатком истребителя было и то, что оружие разнесено широко по крыльям. Расстояние между пушками составляло около 4-х метров. При атаке противника с малых дистанций ( как обычно и делалось нашими летчиками ) и энергичном маневрировании, поражаемость была очень низкой - схождение пушечных трасс происходило далеко от цели.

Сиденье летчика на "Спитфайре" было изготовлено так, что если в полете создавалась перегрузка, оно опускалось на амортизаторах. Летчик при этом как бы просядет и воздействие перегрузки уменьшится. Внизу под сидением были установлены два штыря - ограничителя, дальше которых сиденье не опускалось. Однако бои велись с таким напряжением, что были случаи поломки штырей и опускания сиденья почти на пол кабины. При этом летчик практически ничего не видел и был вынужден выходить из боя. Ненадежно работала и система аварийного сброса фонаря кабины. Маленький ломик, лежавший в нише, был штатной принадлежностью машины. Им летчик должен был взломать фонарь, если тот не сбросится сам.

Самолет "Спитфайр", если смотреть на него в полете, очень походил на немецкий Ме-109. Такой же, небольших размеров хвост, длинный фюзеляж, установленные снизу радиаторы. И только в плане элипсовидное крыло заметно отличалось от трапециевидного крыла "Месса". Заметное внешнее сходство этих машин не только сковывало свободу действий в небе, но и приносило более серьезные неприятности. Наши зенитчики часто принимали "Спитфайры" за противника и, не стесняясь, открывали по ним огонь. Но атаковали "Спитфайров" не только зенитчики, но и летчики других авиационных частей, базировавшихся на соседних аэродромах. Одним словом, истребитель "Спитфайр"-VB был незавидным подарком союзников."

Спитфайр-VbСпитфайр-Vb
Истребитель "Спитфайр" Mk.Vb Советских ВВС, лето 1943 года.

На Кубани нашим ВВС противостояли отборные немецкие части и полк понес большие потери. 8 Мая в тяжелейшем бою Азаров сбил Ме-109. Израсходовав боеприпасы, и не имея другой возможности спасти товарища от атаки противника, заслонил его своим истребителем. Раненый сумел покинуть горящий самолет, но еще в воздухе одежда, пропитанная разлившимся бензином, вспыхнула. Тяжело обгоревший летчик умер на руках наших пехотинцев ( по другим источникам - Сергей Азаров умер 10 Мая в госпитале ).

К моменту своей гибели заместитель командира эскадрильи 57-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная Армия, Северо - Кавказский фронт ) Старший лейтенант С. С. Азаров совершил 324 боевых вылета, провел 47 воздушных боев, лично сбил 7 и в группе - 8 самолетов противника. 2 Августа 1943 года ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Сергей Семенович Азаров похоронен в поселке Ахтырский Абинского района Краснодарского края. За период войны был награжден Орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ) и Отечественной войны 1-й степени. На территории ПО "Брянский машиностроительный завод" ему поставлен памятник.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д