HSU

Витковский Иван Петрович

И.П.Витковский

Иван Витковский родился 9 Октября 1914 года в селе Боровка, ныне Могилёв - Подольского района Винницкой области, в семье рабочего. Окончил среднюю школу, 3 курса механико - технологического техникума и рабфак. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Одесское военное авиационное училище лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Февраля 1943 года. Летал на самолётах Як-7Б, Як-9, Як-3. В составе 875-го истребительного авиаполка, сражался на Северо - Западном, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 1-м и 3-м Белорусских фронтах.

К Сентябрю 1944 года командир эскадрильи 66-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии Майор И. П. Витковский совершил 112 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

До 1950 года Гвардии Подполковник И. П. Витковский продолжал службу в ВВС. В 1959 году окончил Киевский государственный университет. Последние годы жил в Киеве, работал директором средней школы. Награждён Орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями. Умер 23 Сентября 1996 года.

*   *   *

Иван Петрович Витковский - один из лучших воздушных бойцов 1-го Гвардейского Минского Краснознамённого истребительного авиационного корпуса, начав войну командиром звена закончил её командиром полка, имея на своём счету 22 воздушные победы. Вот лишь некоторые боевые эпизоды с его участием.

Летом 1943 года, в ходе ожесточённых боев за город Болхов, активно действовала советская авиация. Несмотря на сложные метеорологические условия, соединения 1-й и 15-й Воздушных армий подавляли артиллерийско - минометные батареи на огневых позициях, уничтожали живую силу, танки и различную технику противника на направлениях главного удара наших войск. Только 26 Июля штурмовики и бомбардировщики 1-й Воздушной армии произвели около 400 самолёто - вылетов и уничтожили и повредили 25 танков, 5 артиллерийских батарей и много автомашин врага.

Советские истребители вели напряжённые бои с авиацией противника, надёжно прикрывая главные группировки наших войск от ударов вражеских бомбардировщиков. При выполнении этой задачи наши лётчики показали высокое умение и мастерство. 22 Июля 1943 года группа истребителей в составе четырёх Як-7Б ( ведущий Старший лейтенант И. П. Витковский ) вылетела на прикрытие войск в районе Золотарево - Черемисово. Заметив большую группу вражеских бомбардировщиков, наши лётчики внезапно, со стороны солнца, атаковали их и сбили два Ju-87. В это время со станции наведения было приказано группе Витковского следовать в район Карпово и атаковать бомбардировщики противника, наносившие удары по нашим войскам. Врезавшись в группу вражеских самолётов, советские истребители сбили ещё 3 бомбардировщика ( 2 Ju-88 и 1 Ju-87 ), не потеряв ни одного своего самолёта.

Осенью 1943 года, закончив переформирование своих частей, 1-й истребительный авиакорпус приступил к выполнению боевой задачи по прикрытию наземных войск и штурмовой авиации, ведению воздушной разведки.

10 Ноября 1943 года лётчики 66-го Гвардейского истребительного авиаполка произвели первый вылет на прикрытие своих наступающих войск, провели первый воздушный бой и открыли счёт сбитым немецким самолётам на 2-м Прибалтийском фронте.

В тот день восьмёрка истребителей Як-9, ведомая командиром эскадрильи Гвардии Старшим лейтенантом И. А. Ильченко, прикрывая войска, патрулировала над полем боя на 200 метров ниже облаков. В это же время в район патрулирования пришла и шестёрка FW-190. Вражеские истребители, маскируясь, шли под самой кромкой облаков. Заметив нашу группу, враг немедленно использовал своё тактическое преимущество и атаковал парами с разных направлений звено Гвардии Старшего лейтенанта Ильченко.

Як-9
Як-9 Гвардейского авиационного полка

Командир эскадрильи разгадал замысел противника. Он попарно развернул свою группу навстречу врагу и пошёл в лобовую атаку. Немцы отвернули в разные сторны и повторили атаку на звено Гвардии Старшего лейтенанта И. П. Витковского. Завязался воздушный бой. Ведущий второй пары этого звена Гвардии Младший лейтенант В. Г. Шмагайло в паре с ведомым атаковал двух FW-190 и, зайдя одному из них в хвост, с короткой дистанции сбил его.

Увлекшись атакой, Шмагайло и его ведомый не заметили, как вторая пара FW-190 атаковала их самих. Самолёт Шмагайло получил повреждения, лётчик вынужден был выйти из боя. Остальные пилоты этого звена продолжали бой. Гвардии Старший лейтенант Витковский сбил одного "Фоккера", но и сам был подбит и произвёл вынужденную посадку на своей территории.

Первый воздушный бой, проведённый лётчиками после некоторого перерыва, был организован не лучшим образом. Но, несмотря на это, в итоге боя наши лётчики сбили два FW-190. С этого боевого задания не вернулся Гвардии Младший лейтенант Г. А. Орехов, и два наших самолёта были повреждены.

29 Июля 1944 года командир эскадрильи 66-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Майор И. П. Витковский в воздушном бою в лобовой атаке совершил таран. Ударом крыла уничтожил неприятельский самолёт, а свой поврежденный истребитель сумел приземлить на аэродром.

Отличился Витковский и в период осенних боёв 1944 года на Рижском направлении. В те дни фронтовая печать широко освещала боевую работу наших лётчиков. Вот, например, что писала газета "Вперёд, на врага" 23 Сентября 1944 года:

"В течение одного дня истребители - гвардейцы провели 32 воздушных боя. Беспрерывно патрулируя над нашими наземными войсками, они смело навязывали противнику бой, очищали небо над полем сражения от врага. В этот день особенно отличились группы, возглавляемые Гвардии Майором А. В. Пашкевичем и И. П. Витковским. Группа Пашкевича только в одном бою сбила 11 самолётов FW-190, а группа Витковского - 7".

Но не все воздушные бои заканчивались в пользу наших лётчиков. На войне каждая сторона стремится нанести как можно больше потерь своему противнику, поэтому и успехи были переменными. Так, 10 Октября 1944 года 66-й Гвардейский авиаполк постигла неудача - не вернулся с боевого задания штурман полка Гвардии Майор Иван Константинович Головатюк, имевший к тому времени 15 воздушных побед.

В тот день группа из шести Як-3, ведомая Гвардии Майором И. П. Витковским, прикрывая войска в районе Горджа - Давилен, на высоте 4000 метров встретила шестёрку FW-190. Витковский, находясь со своей группой выше "Фоккеров", атаковал их сзади сверху. С первой же атаки он сбил один FW-190. Головатюк почему - то вёл бой на пониженной скорости. "Фоккеры" использовали это и атаковали его. Головатюк не смог вовремя произвести нужный маневр, и его самолёт был подбит, после чего свалился в штопор.

Лётчики видели, как пилот вскоре вывел машину из штопора и повёл на свою территорию со снижением. Враг попытался добить повреждённый "Як", но Гвардии лейтенант В. Г. Шмагайло атаковал FW-190 и сбил его. Что случилось потом со штурманом полка, никто из группы не видел. На аэродром Головатюк не вернулся. Так и осталась неизвестной судьба этого прекрасного лётчика, отважного воздушного бойца.

В середине Апреля 1945 года дивизии 1-го ГвИАК перебазировались на передовые аэродромы. При этом перелёте погиб командир 66-го Гвардейского Виленского Краснознамённого, ордена Суворова 3-й степени истребительного авиационного полка Гвардии Подполковник Г. А. Пустовойт. Полк возглавил бывший штурман этого полка Герой Советского Союза Гвардии Майор И. П. Витковский.

К концу войны Иван Петрович Витковский произвёл 357 боевых вылетов, в 148 воздушных боях сбил 22 вражеских самолёта, нанёс большие потери противнику в живой силе и технике.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д