HSU

Козлов Николай Александрович

Н.А.Козлов, 1946 год.

Родился 30 Апреля 1917 года в семье крестьянина. Перебравшись в Ленинград, окончил 7 классов, школу ФЗУ, 3 курса электротехнического рабфака. Работал в добровольном спортивном обществе "Рот - фронт". С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков и Кировобадские курсы усовершенствования командиров звеньев.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К середине Сентября 1942 года командир эскадрильи 788-го истребительного авиационного полка ( 102-я истребительная авиационная дивизия, ПВО территории страны ) Капитан Н. А. Козлов произвёл 495 боевых вылетов, в 101 воздушном бою лично сбил 12 и в группе 5 самолётов противника. 14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего выполнил 630 боевых вылетов, участвовал в 130 воздушных боях, в которых сбил 23 вражеских самолёта ( из них 2 - тараном ).

После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1976 года Генерал - Майор авиации Н. А. Козлов - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями. Автор книги воспоминаний "В огне сражений".

*   *   *

Николай Козлов родился 30 Апреля 1917 года в деревне Красково Псковской губернии - месте, далеком от транспортных путей. Когда подрос, помогал родителям в их крестьянском труде, и представления не имел о существовании каких - то крылатых машин. Помнит, что появление самолёта над лугом, где он пас скот, его здорово напугало. Но биплан, сделав несколько кругов, приветливо покачал крыльями и улетел. Было это в 1926 году. На следующий год многодетная семья Козловых переехала в Ленинград.

Отец Николая, Александр Спиридонович, участник Русско - Японской, Первой Мировой и Гражданской войны, награждённый высшими знаками солдатской доблести - тремя Георгиевскими крестами, работал на обувной фабрике "Скороход". В период блокады он вступил в народное ополчение и погиб при налёте вражеской авиации. Мать Николая пережила отца, вынесла все ужасы 900-дневной блокады и была награждена медалью "За оборону Ленинграда".

Закончив 7 классов средней школы, вместе с четырьмя своими друзьями - Михаилом Барановым, Михаилом Камельковым, Александром Клубовым и Виктором Ивановым, Николай поступил в ФЗУ при Ленинградском механическом заводе № 1, которое в 1934 году окончил по специальности слесарь - инструментальщик ( лекальщик ). Работу на заводе он совмещал с учебой в Рабфаке при Электромеханическом институте.

Сдав экзамены, в 1936 году Николай получил законченное среднее образование и поступил на работу в добровольное спортивное общество "Рот - фронт". К тому времени авиация вызывала в нём всё возрастающий интерес, и вскоре, с четырьмя своими друзьями, он поступает в ленинградский аэроклуб. Закончив его в 1937 году неразлучная пятёрка решила продолжить обучение в Чугуевском авиационном училище, под Харьковом.

В Ноябре 1939 года, после окончания учебы, их пути разошлись. Николай Козлов в числе группы выпускников был направлен в город Кировобад на высшие курсы боевого применения ВВС. Там под руководством инструкторов, имевших опыт боёв в Испании, молодые лётчики приступили к освоению сложного пилотажа, полётов в любую погоду, ночных полётов, воздушного боя со стрельбой по цели из любых положений. За 4 месяца обучения Николай налетал на истребителях более 140 часов ( для сравнения - за 2 года Чугуевского училища его самостоятельный налёт на И-16 составил лишь 25 часов ). Ходили слухи, что лётчиков готовят к правительственной командировке в Китай, но так ли это - установить не удалось, поскольку в Марте 1940 года, по завершению учебы, их направили по Военным округам.

Козлов получил направление в базировавшийся в Бобруйске ( ЗапОВО ) 122-й истребительный авиаполк. Осенью 1940 года он был переведён в 162-й авиаполк того же округа. Полк входил в состав 43-й истребительной авиационной дивизии, которой командовал участник Испанской войны, знаменитый уже тогда комдив Г. Н. Захаров.

Выучка молодёжи, прошедшей Кировобадские курсы, имела уровень больший, даже по сравнению с лётчиками - строевиками, служившими не первый год в военной авиации. На западной границе СССР вскоре потребовалось применить полученные знания на практике. Немецкие воздушные разведчики перелетали границу, обследовали приграничные аэродромы, не особенно скрывая своих намерений. Грешили тем же и пилоты "Люфтганзы", отклоняясь от своего маршрута до 50 км в ту или иную сторону - в зависимости от того, какой военный объект требовалось изучить и сфотографировать.

В один из Майских дней 1941 года 43-я авиадивизия проводила тактические учения в Орше. Внезапно появился немецкий гражданский "Дуглас". Он облетел аэродром, затем покружился над военным городком. Комдив Захаров прекратил полёты и приказал звену истребителей посадить нарушителя. Три пушечных И-16 ( лётчики В. Иванов, Н. Козлов и И. Воинов ) поднялись в воздух и подошли к нарушителю. Козлов встал справа, Воинов - слева. Капитан Иванов дал предупредительную очередь перед пассажирским самолётом, вышел вперед, покачал крыльями: дал сигнал "Следуй за мной". Нарушитель вынужден был приземлиться в Орше.

О выполненном перехвате доложили "наверх", в штаб ВВС ЗапОВО, а оттуда - Наркому Тимошенко. Вскоре пришёл приказ "Дуглас" отпустить. Комдив Захаров подъехал к самолёту. Командир экипажа открыл дверь. Захаров спросил: "Понимает ли кто по - русски ?". Ответ был отрицательным. "Ну что же, будете сидеть до тех пор, пока не выучите язык !". Тотчас же из самолёта выглянул молодой офицер и по - русски ответил: "Господин Генерал, мы всё поняли". Он же дал команду экипажу следовать в Минск, как указало советское авиационное командование.

14 - 15 Июня 1941 года Захаров по поручению командующего ВВС ЗапОВО Ивана Копца облетел на У-2 ряд приграничных застав на протяжённости 400 км вдоль Государственной границы; садился возле каждой заставы и выяснял обстановку. С результатами своей инспекции Захаров вместе с командующим ВВС округа отправился к командующему войсками ЗапОВО Павлову. Тот, выслушав доклад, довольно вяло отреагировал на него. Тогда Захаров решил действовать сообразно обстановке, и, не дожидаясь вышестоящих указаний, отменил лётчикам выезд в отпуска и за пределы лётных городков; приказал рассредоточить технику и установить в каждом полку боевое дежурство: 12 летчиков - в готовности № 1, ещё 12 - в готовности № 2.

Утром 22 Июня объявили тревогу. В 5 часов утра Николай простился с женой и маленькой дочкой и долгие 4 военных года ничего о них не знал. Разве мог он предположить, что эшелон с эвакуируемыми, в котором находилась и его семья, немецкие самолёты будут расстреливать своздуха и жена потеряет руку, а дочурка будет тяжело ранена ?  Лишь спустя 4 года отыщет он их там же, на белорусской земле, чудом переживших оккупацию. Однако, всё это будет потом, а пока...

Благодаря мерам, предпринятым Захаровым, ни один из 4-х авиаполков, входивших в состав 43-й ИАД, не понёс потерь от немецких бомбардировок. В 9 часов 162-й авиаполк получил приказ: перебазироваться с площадки под Минском, где он находился, на аэродром Барановичи для ведения боевых действий. Полк был выведен из состава 43-й ИАД, а 12 часам перелетел на новое место и приступил к выполнению боевой задачи: прикрытию наземных войск и железнодорожного узла Барановичи, выполнив за первый день войны два боевых полко - вылета.

23 Июня около 4 часов утра дежурное звено Николая Козлова ( ведомые Кузнецов и Опищенко ) подняли по тревоге: к аэродрому приближалась группа Ме-110. В бой пришлось вступать над аэродромом. Николай увидел, что один "110-й" пытается штурмовать стоянку его эскадрильи, и пошёл в атаку. Удар пушек его И-16 был точен. Ме-110 загорелся и врезался в землю на границе аэродрома - счёт сбитым вражеским машинам был открыт - и в полку и на личном счету Козлова.

Базироваться в Барановичах пришлось недолго. В ночь на 25 Июня аэродром подвергся бомбардировке и взлётное поле было буквально "перепахано". Немецкие танки подходили к городу, находясь уже километрах в 15 от него. Был отдан приказ об эвакуации полка. Из - за непригодности ВПП матчасть пришлось сжечь на аэродроме. Не потеряв ни одного человека лётного состава в ходе первых дней боев, 162-й авиаполк убывал в тыл. Командир дивизии Татанашвили собрал всех, вывел на шоссе Брест - Бобруйск. Останавливали машины, высаживали пехотинцев и на их место сажали лётно - технический состав. Так удалось спасти ценные лётные кадры, вывезти их из окружения.

Длинную колонну войск и беженцев бомбила восьмёрка "Юнкерсов". Переждав налёт, машины с авиаторами полка двинулись дальше, объезжая воронки и убитых людей. Но и в этом море человеческой трагедии было то, что проняло их до самой глубины души: убитая молодая женщина, на груди которой дочка 3 - 4-х лет, вся перемазанная кровью, непрерывно теребя мать, просила её откликнуться... Надо ли говорить, что после подобной картины лётчики только и мечтали о том, чтобы побыстрее снова вступить в бой. Увиденное не прошло бесследно и для Николая Козлова, во многом определив его поведение в воздушных боях - в первую очередь он старался уничтожать именно бомбардировщики противника ( из 23 воздушных побед одержанных им, на их долю пришлось 20 ).

Истребитель МиГ-3

Истребитель МиГ-3.  На такой машине сражался Николай Козлов.

3 Июля 1941 года лётчики прибыли в Курск. В течение месяца прошло переучивание на МиГ-3, и 20 Августа полк, вошедший в состав ВВС Брянского фронта, вылетел в район боевых действий. Началась напряжённая боевая работа: 8 - 10 вылетов в день на прикрытие войск, разведку и штурмовку вражеских аэродромов.

Ранним утром 24 Августа Козлов в паре с лётчиком Сибириным вылетел на разведку аэродрома в Сеще. Этот объект был ему хорошо знаком ещё по довоенным полётам. Николай, знавший все подходы к аэродрому, появился над ним на малой высоте с направления, неожиданного для немецких зенитчиков. Там как раз готовилась к вылету большая группа бомбардировщиков - до сотни машин. Зенитки открыли огонь, когда Николай уже вышел из зоны поражения. Разведдонесение он передал по радио. Когда вернулся на свой аэродром, обнаружил его пустым - все улетели на штурмовку разведанной цели ( в результате штурмового налета, по донесениям экипажей, на аэродроме было уничтожено до 15 немецких самолётов ).

МиГ-3 Николая был подготовлен к повторному вылету. Параллельно, но с некоторым запозданием, велась подготовка самолёта его ведомого, и в это время был получен приказ на перехват бомбардировщиков противника, шедших к Брянскому железнодорожному узлу, где как раз происходила выгрузка наших войск. Николай взлетел один. На удалении 30 - 40 км от станций Брянск-1 и Брянск-2 он обнаружил в вохдухе группу из 6 Ju-88 под прикрытием 3 Ме-109. Пошёл в атаку на ведущего "Юнкерса", открыв огонь с передней полусферы по кабине лётчика под углом 15 градусов к оси самолёта. Тот потеряв управление, перешёл в пикирование и врезался в землю. Выполнив боевой разворот, Николай сверху атаковал другой бомбардировщик и зажёг его.

И тут на его МиГ-3 навалились истребители прикрытия. Когда один из них зашёл "МиГу" в хвост, Николай выпустил щитки - скорость его машины резко упала, и "Мессер", проскочив вперед, сам стал мешенью. Но сбить его не удалось - оружие на МиГ-3 отказало. "109-му", пикируя до самой земли, удалось выйти из боя. Тут Николай заметил, что один Ju-88 продолжает следовать прежним курсом на высоте 3000 - 4000 метров. Не имея возможности поразить его огнём бортового оружия, Николай не желал упускать бомбардировщик, уже становившийся на боевой курс. Подойдя снизу к его хвостовому оперению и уравняв скорости, он взял ручку управления на себя - и винт "МиГа" врезался в хвостовую часть "Юнкерса". Тот начал разрушаться и вскоре упал на землю...

Козлов же от удара на короткое время потерял сознание. Когда очнулся, его "МиГ" шёл со снижением и горел. Николай открыл фонарь и покинул самолёт. Раскрыл парашют - и был тут же атакован одним из "Мессеров". Очереди сильно изрешетили купол, противник заходил на повторную атаку, - надежд на спасение у Николая практически не оставалось... И в это время он услышал стук пулеметов БС, глянул вверх - это его ведомый Сибирин подоспел к месту схватки и сбил зазевавшегося немца, увлечённого охотой за "лёгкой добычей".

Этот бой, длившийся 20 минут, проходил в районе штаба Брянского фронта. Сам таран наблюдало руководство фронта - Командующий Еременко и член Военного совета Пономаренко. 26 Августа 1941 года Николай Козлов был представлен к званию Героя Советского Союза. Его боевой счет после того памятного боя составлял 9 сбитых самолётов. Но награждение не состоялось - войска Брянского фронта попали в тяжёлое положение, и стало не до наград...

В ходе этого боя Николай Козлов получил серьёзные ранения: была перебита левая нога, при приземлении на разодранном парашюте повреждена правая. Требовалось длительное лечение. Николая отправили на санитарном поезде в тыл, но в Саратове он постарался от поезда "отстать". Пошёл к комендатуру, рассказал о своем желании воевать. Его направили в Саратовский госпиталь, а после излечения - в отдел кадров Приволжского военного округа. Начальник отдела кадров хотел было направить Николая в запасной авиаполк, но тот ответил, что в ЗАП не поедет, а если его пошлют туда в приказном порядке, то приказ он, конечно, выполнит, но как только получит возможность летать, сразу же улетит на фронт ( что, к слову сказать, уже случалось в военной жизни ). Ввиду такого упорства Козлова решили направить в 439-й авиаполк на должность заместителя командира эскадрильи.

Этот полк должен был вылететь под Москву. Но за несколько суток обстоятельства изменились. Саратов подвергся бомбардировке немецкими самолётами, действовавшими на предельной дальности полета. Срочно потребовалось усилить прикрытие города с воздуха. Решено было 439-й ИАП передать в 144-ю авиационную дивизию ПВО. В Марте 1942 года полк вошёл в состав уже 102-й авиадивизии ПВО и перелетел на аэродром Бекетовка, под Сталинградом. Прибыли вовремя: начиная с Апреля противник активизировал действия своей авиации на этом сталинградском направлении.

25 Мая Николай Козлов находился на боевом дежурстве. Первый вылет в паре с ведомым Юрием Ляминыи он совершил около 5 часов утра. Проведя в воздухе один час на большой высоте, совершил посадку. Его истребитель был подготовлен к повторному вылету. Около 9 часов ударила зенитка, следом другая. Николай взглянул вверх - с юга на большой высоте, оставляя инверсионный след, шёл "Юнкерс". На взлёт пошли два МиГ-3 и два Як-1. Николай также сел в кабину, запросился, из - за неустойчивой связи ответа не расслышал, но тем не менее тоже взлетел.

Н.А.Козлов у Як-1Б, Ноябрь 1942 г.

Педантичность немецких разведчиков оказала им дурную услугу. Лётчики полка изучили маршруты их полетов, и Николай уже догадывался, где следует встречать самолёт противника. Пошёл на запад с набором высоты, на 9500 метрах начал поиск разведчика и вскоре заметил появившуюся на востоке чёрную точку. Она быстро росла в размерах, приобретая очертания двухмоторной крылатой машины. Николай доложил на КП: "Противника обнаружил, приступаю к работе".

Самолёт очень походил на Ju-88, но имел большую, ранее не встречавшуюся горбатую кабину и непревычную серо - жёлтую окраску. Николай спереди сверху атаковал разведчик и короткой очередью ( как потом установили - в 14 патронов ) убил воздушного стрелка. Теперь можно было наносить точный удар. Но выйдя во вторую атаку, он заметил, что оружие не работает. Перезарядил пулемёты, нажал на гашетку - опять молчание. Немецкий лётчик попытался воспользоваться этим и уйти на северо - восток, где была облачность, но Николай на форсаже догнал "Юнкерс".

Немец уже понял, что раз атаки нет, значит у "МиГа" что - то не в порядке, и стал уходить от него пикированием. Козлов направил свою машину следом. Он представлял, что противник собирается сделать - скорее всего, будет выводить машину у самой земли, чтобы МиГ-3, имеющий худшую несущую способность, за счёт просадки при выводе ( составлявшей около 100 метров ) врезался в землю. Но противник не учел опыта нашего лётчика...

"Юнкерс" вышел из пикирования на предельно малой высоте, порядка 10 метров, и понёсся на запад над ровной, как стол, поверхностью степи. Николай неотступно преследовал его. Дав форсаж, он вышел вперед немецкого разведчика и стал "заворачивать" его влево, подталкивая на маневр с набором высоты. "Юнкерс" отвернул влево, но затем резко взял вверх и вправо, пытаясь уйти - и поднялся до высоты порядка 30 - 40 метров. Козлов как раз этого и ждал, подошёл под хвостовое оперение и совершил таран. Он целился в фюзеляж, но немецкий лётчик в последнее мгновение сманеврировал, и удар винта пришёлся по стабилизатору. Вся его правая половина была отрезана.

МиГ-3 после столкновения резко полез вверх, его мотор забарахлил и остановился. Истребитель потерял скорость. Николай слегка отдал ручку от себя и выпустил шасси. "МиГ" пошёл к земле. При посадке он перевернулся на спину, от удара его хвостовая часть, начиная от кабины, разрушилась, консоли крыла отлетели в сторону. Лётчика вытащили из кабины местные жители, наблюдавшие за боем. Как было сообщено, немецкий разведчик упал в районе Морозовска. Отрезанный стабилизатор, как доказательство воздушной победы, был доставлен в полк.

После краткого отдыха Николай Козлов убыл в Москву - получать в Кремле первый свой орден - Красную Звезду, которым был награждён ещё в 1941 году. По возвращении к месту службы его назначили командиром 3-й эскадрильи в соседний 788-й авиаполк. Этот полк вёл интенсивные бои с противником в сталинградском небе. 6 Июля 1942 года Совинформбюро сообщило о большой победе в воздушном бою, одержанную 4 Июля над станцией Абганерово. Тогда 10 лётчиков 788-го ИАП, в 40 минутной схватке с 50 самолётами противника, уничтожили 12 машин. Комэск Н. А. Козлов, прикрывавший станцию, сбил в тот день три Ju-87.

Вскоре, как опытный воздушный боец, он зачисляется в группу борьбы с вражескими "охотниками", сильно досаждавшими советской авиации. 12 Августа 1942 года четвёрка Як-1, ведомая им, вылетела с аэродрома Бекетовка на прикрытие наземных войск. Но едва взлетев, лётчики увидели 6 подходивших к аэродрому Ме-109F. У "Яков" не было ни преимущества в высоте ( они только поднялись до 2000 метров ), ни в численности, но умелыми действиями группа разбила ровный строй немцев. Те поспешили уклониться от боя, однако без потерь не обошлось. Комэск непрерывно атаковал противника: один из "Мессеров", поражённый очередями козловского "Яка", задымил и со снижением потянул к своим.

Однако противник отнюдь не был слабым. Спустя несколько дней немцы отыгрались: пара "охотников", выскочив из облачности, сбила самолёт Козлова. Раненный лётчик спасся, воспользовавшись парашютом.

Затем - госпиталь. 22 - 23 Августа, с приближением немцев к Сталинграду, раненых стали эвакуировать в Камышин. Николай воспользовался моментом и сбежал - очень хотел попасть в свой полк. "И потому только уцелел, а то бы кормил рыб в Волге". 23 Августа, прорвавшись к реке севернее Сталинграда, немецкие танки ( из состава 16-й танковой дивизии ), в упор расстреляли суда с раненными. Спастись удалось лишь немногим...

Н.А.Козлов, 1943 год.

В воздушных сражениях Сталинградской битвы Николай Козлов сбил 7 самолётов противника. Приземляясь после каждого результативного боя на аэродроме, он шёл составлять рапорт, где обязан был указать точное место падения сбитого им самолёта. Затем оставалось дождаться подтверждения с "земли". Но иногда приходилось долго преследовать воздушного противника, даже получившего серьёзные повреждения, и добивать его "без свидетелей". В таких случаях указанное место падения самолёта противника обследовалось с воздуха. Одну такую "комиссию" высылали и к месту падения Do-215, сбитого Николаем летом 1942 года в районе Дона, уже над немецкой территорией.

Умелые действия лётчика в ходе воздушных боёв были отмечены командованием, и потому когда в Сентябре 1942 года началось формирование 910-го истребительного авиаполка особого назначения ПВО, командующий авиацией ПВО Генерал А. С. Осипенко включил в его состав и Николая Козлова. При отборе лётчиков в новую авиачасть учитывалось всё, в том числе количестве совершённых боевых вылетов и одержанных в воздушных боях побед, а также обладание навыками ночных полётов.

В новой авиачасти Козлов был назначен командиром 3-й эскадрильи. Та получала самолёты последней в полку, поэтому ей достались "Яки" новой модификации, Як-1Б ( 1-я и 2-я эскадрильи имели на вооружении Як-7 ), что сразу стало предметом зависти лётчиков из других эскадрилий. В боевые действия 910-й ИАП вступил в конце Октября 1942 года и до 10 Февраля 1943 года прикрывал группировку советских войск под Сталинградом. После завершения Сталинградской битвы полк вывели на отдых в Борисоглебск.

Як-1Б Н.А.Козлова

Самолёт Як-1 из состава 910-го ИАП ПВО Капитана Н. А. Козлова, 1943 год.

14 Февраля 1943 года Капитану Н. А. Козлову, вместе с лётчиками 102-й истребительной авиадивизии ПВО П. Шавуриным и С. Кобловым, было присвоено звание Героя Советского Союза ( за 495 боевых вылетов и 101 воздушный бой проведённые к середине Сентября 1942 года, 12 личных и 5 групповых побед одержанных к тому времени ).

4 Сентября 1943 года Николай Козлов принял командование 907-м авиаполком особого назначения ПВО. Действия полка были направлены на обеспечение безопасности передвижения по транспортным магистралям в советском тылу. Под руководством опытного командира лётчики полка успешно выполняли боевые задачи - как днем, так и ночью. Так, прикрывая железнодорожную станцию Коростень, они сбили 9 разведчиков и около 20 бомбардировщиков. Столь высокой эффективности способствовало граммотное использование имевшейся в полку техники.

Н.А.Козлов у Як-1Б

Н. А. Козлов на своем Як-1Б, 910-й ИАП ПВО, Февраль 1943 г.

Изучив возможность вскоре поступивших в отдельный взвод ВНОС новых локаторов ( сначала - типа "Пегматит", позже их сменили локаторы типа "Редут" ), с их помощью стали определять высоту и направление подхода немецких самолётов. После получения необходимых данных на перехват вылетали две группы истребителей. Первая - осветители: в её задачу входило сбрасывание САБов ( светящиеся авиабомбы ) на высоте, превышающей высоту полёта самолётов противника. Вторая группа, ударная, атаковала хорошо видимые в свете САБов вражеские машины.

В ночь с 5 на 6 Июля 1944 года большая группа немецких бомбардировщиков попыталась нанести удар по железнодорожному узлу Минск. Летчики 907-го авиаполка без помощи зениток и прожекторов ( последних попросту не было ), используя для обнаружения противника локаторы и САБы, сбили 12 Ju-88. На следующее утро командующий фронтом Генерал Рокоссовский вручил отличившимся ордена Красного Знамени. Командир полка Подполковник Н. А. Козлов был награждён орденом Александра Невского.

Под командованием Козлова, 907-и ИАП воевал в небе Украины, Белоруссии, Польши, а завершил свой боевой путь в Берлине, в составе 148-й авиационной дивизии ПВО, находясь в оперативном подчинении 16-й Воздушной армии. В журнале боевых действий, хранившемся в Архиве Министерства Обороны России, зафиксировано: в боях от Курской Дуги до Берлина лётчиками полка уничтожено 119 вражеских самолётов, при потере 17 своих машин.

С началом Берлинской операции полку было приказано "работать" по Зееловским высотам, на которых располагалась мощная линия обороны. В назначенный час Николай привёл в заданный район 28 экипажей. Наши артиллерия, бомбардировщики, штурмовики и истребители так трудились, что вскоре дым и гарь поднялись на высоту нескольких километров и смешались с облаками.

Н.А.Козлов, 1943 год.

Вернувшись на аэродром и посадив машину Николай остолбенел - вместе с ним приземлилось всего 6 самолётов !   У него, как говорится "волосы встали дыбом" - в конце войны, в одной операции угробил почти целый полк... К счастью, через некоторое время из соседних подразделений стали поступать сообщения, что остальные лётчики, не рискуя в дыму потерять ориентировку, благополучно приземлились на других аэродромах. Этот вылет он запомнил на всю жизнь...

К концу войны Николай Александрович Козлов совершил 630 успешных боевых вылетов, участвовал в 130 воздушных боях, уничтожил 18 самолётов лично и 5 в составе группы, в том числе 2 - тараном ( в некоторых источниках приводятся и другие цифры - 19 лично и 4 в группе ).

Послевоенная биография Козлова была не менее насыщенной. В 1948 году он заканчивает годичные курсы усовершенствования командиров полков в Липецке. В Январе 1950 года становится командиром уже 15-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. Под его руководством дивизия первой в ВВС и ПВО осваивает полеты на реактивной технике в сложных метеоусловиях.

В 1954 году, окончив Академию Генштаба, Козлов назначается командиром истребительного авиакорпуса, затем - первым заместителем командующего 52-й Воздушной армией ПВО. В 1962 году выезжает в Болгарию, где в течение трёх лет является представителем Штаба ОВС Варшавского договора по ПВО и ВВС. С 1966 по 1976 год, до выхода в отставку ( в звании Генерал - Майора авиации ), занимал должность первого заместителя начальника управления боевой подготовки войск ПВО.

За время своей лётной деятельности ( с 1936 по 1972 гг. ) Н. А. Козлов освоил более 15 типов самолётов. Последними были МиГ-21 и МиГ-25. Но и после выхода в отставку он продолжал активно работать, на этот раз - по линии патриотического воспитания молодежи. Отличные ораторские данные, умение говорить с аудиторией делали его желанным гостем во многих коллективах по всей стране. Даже перемена политического строя и раздробление страны на Республики со своими границами, не отразилась на работоспособности Николая Александровича.

Из наиболее запомнившихся - поездка в 1994 году вместе с Дважды Героем Советского Союза Виталием Ивановичем Попковым в Таджикистан для встречи с проходившими там службу российскими пограничниками. Нужно ли говорить о том, как их ждали - и о том, какой опасности подвергалась делегация на пути к пограничным заставам 201-й дивизии. Ветеранам предложили солидную охрану в пути, но они отказались от БТРов, попросив лишь УАЗ и пару солдат для сопровождения...

( В статье использованы материалы журнала "Мир Авиации", № 1, 1998 )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д