HSU

Калараш Дмитрий Леонтьевич

Д.Л.Калараш

Родился 12 Декабря 1911 года в Киеве, в семье рабочего. С 1913 года жил в деревне Светлоруссовка Ромненского района Амурской области. Окончил 3 курса Хабаровского педагогического техникума, работал бригадиром - бетонщиком. С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях, затем работал лётчиком - испытателем в НИИ ВВС.

С Июня 1941 года в действующей армии. В составе 402-го ИАП ОН воевал на Западном фронте. В 1942 году сражался сначала на Северо - Западном, а затем на Северо - Кавказском фронте.

К Октябрю 1942 года штурман 236-й истребительной авиационной дивизии ( 5-я Воздушная армия, Закавказский фронт ) Подполковник Д. Л. Калараш произвёл 242 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 11 самолётов противника и 6 в составе группы.

29 Октября 1942 года в воздушном бою в районе посёлка Лазаревское ( ныне район города Сочи Краснодарского края ) таранил вражеский истребитель и погиб. 13 Декабря 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Похоронен в городе Сочи. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, "Знак Почёта". Навечно зачислен в списки воинской части. На здании Хабаровского педагогического училища установлена памятная мемориальная доска. Именем Героя названы улицы в городе Люберцы Московской области и Хабаровске, интернат № 17 в городе Свободный Амурской области.

*   *   *

Дмитрий Калараш родился 12 Декабря 1911 года в Киеве, в семье рабочего. В 1913 году родители переехали на Дальний Восток и поселились в деревне Светлоруссовка Ромненского района Амурской области. В 1916 году умерла его мать, а в 1919 году в бою под Благовещенском погиб отец - партизан. Поэтому родным для Дмитрия стал детский дом в деревне Суражевке, в котором он воспитывался до 15 лет. Окончив 7 классов в 1927 году, стал студентом Хабаровского педагогического техникума. Но, проучившись чуть более 2-х лет, в Декабре 1929 года, по путёвке городской комсомольской организации отправился на учёбу в Борисоглебскую военно - авиационную школу лётчиков.

В Июне 1932 года лётчик - истребитель Калараш был направлен на службу в авиачасть Московского военного округа. Служил он в отдельной истребительной авиационной эскадрильи особого назначения, тесно связанной с деятельностью НИИ ВВС РККА. Командовал ею лётчик - испытатель Томас Павлович Сузи. Лётчики эскадрильи занимались испытанием самолётов и авиационного оборудования в самых различных условиях. Там Калараш особенно сдружился с известным впоследствии лётчиком, дважды Героем Советского Союза, Григорием Кравченко.

В те годы Калараш неоднократно участвовал в воздушных парадах на Тушинском аэродроме в Москве, а в Мае 1936 года за успехи в овладении боевой авиационной техникой, за умелое руководство подготовкой подчинённых командир звена Старший лейтенант Дмитрий Калараш был награждён орденом "Знак Почёта". Готовясь к Первомайскому параду в 1941 году, Майор Калараш вместе с командиром истребительной авиационной дивизии ПВО Полковником И. Д. Климовым первым освоил новый истребитель МиГ-3. А вскоре началась война...

Известный лётчик - испытатель НИИ ВВС, в начале войны - командир 402-го истребительного авиационного полка особого назначения, впоследствии Герой Советского Союза Генерал - Майор авиации П. М. Стефановский в своих воспоминаниях рассказал о том, как Д. Л. Калараш, услышав о формировании в первые дни войны авиационных истребительных частей из испытателей - добровольцев, сразу прилетел на своём МиГ-3 и тут же был назначен его заместителем.

30 Июня 1941 года 402-й ИАП вылетел на один из фронтовых аэродромов, находившихся в Псковской области. С тех пор на Западном фронте началась боевая деятельность лётчиков - испытателей, вместе с которыми сражался и Дмитрий Калараш.

Командир 402-го ИАП Подполковник П. М. Стефановский характеризовал Калараша как человека сильного, ловкого, доброго и на редкость весёлого. Ему буквально ни минуты не сиделось на земле. Он бомбил вражеские войска и технику на переправах и аэродромах, летал на разведку в тыл противника, патрулировал над перегруженными коммуникациями, прикрывал от вражеских бомбардировщиков наземные части, вёл групповые и одиночные бои в воздухе. Получив боевой приказ, он бежал к своему самолёту с радостной улыбкой на смуглом, восточного типа лице, запускал мотор и быстро уносился в небо. Поистине неутомимый, прирождённый воздушный боец !  Вскоре он уже открыл счёт сбитым самолётам.

В своей книге "Крылья победы" Маршал авиации С. И. Руденко вспоминает как летом 1941 года на усиление 37-го бомбардировочного авиаполка в Домослав прибыла группа лётчиков из 402-го ИАП на самолётах МиГ-3. Командовал ими Дмитрий Калараш, уже отличившийся в боях под Невелем. В один из дней "МиГи" вылетели на сопровождение группы бомбардировщиков СБ и Пе-2, летевших бомбить вражеский аэродром у города Демидова. При нанесении удара, один из СБ был повреждён. На пути домой он стал отставать от группы, а до аэродрома было около 200 км. Тогда от общего строя отделились один Пе-2 и один МиГ-3. Они пристроились к повреждённой машине и организовали её прикрытие. На обратном пути 4 Ме-109 пытались атаковать подбитый СБ, но всякий раз были отбиты заградительным огнём с Пе-2 и стремительными ответными атаками МиГ-3. В этой неравной схватке наши лётчики вышли победителями и благополучно вернулись на свой аэродром. Пилотом этого "МиГа" был Дмитрий Калараш, а "Петлякова" - Капитан Васякин.

МиГ-3

На таком МиГ-3 летом 1941 года сражался Дмитрий Калараш.

Осенью 1941 года, когда лётчики - испытатели были отозваны с фронта, Майор Калараш вернулся в 6-й истребительный авиационный корпус ПВО. Защищая Москву от налётов немецкой авиации, он искусно бил врага в воздухе и на земле. За умение организовать бой и добиться победы в любой обстановке, за мужество и отвагу в схватках с врагами, он был награждён орденом Красного Знамени.

С Мая 1942 года Дмитрий Калараш в составе 15-й ударной авиационной группы, а затем в 236-й истребительной авиационной дивизии воевал в Крыму и на Северном Кавказе. В кубанском небе во всей полноте раскрылся талант мастера воздушного боя, штурмана 236-й истребительной авиационной дивизии Майора Д. Л. Калараша. Когда в часть прибыли лётчики, не обстрелянные в воздушных боях, Калараш стал первым наставником молодых пилотов. Он рассказывал им о том, что каждый бой имеет свои особенности, что лётчик должен быть изобретательным, трезво оценивать обстановку, разгадывать намерения противника и противопоставлять ему свою тактику, маневр, боевой порядок. "Воздушный бой скоротечен, - говорил он, - важно первым заметить противника в воздухе. Если он атакует, необходимо найти такой выход, чтобы оказаться в выгодном положении". Сам Дмитрий Леонтьевич показывал всегда пример в бою.

В один из Июльских дней 1942 года с прибрежного аэродрома стартовали 3 советских истребителя, в том числе Калараш и один из молодых лётчиков - П. М. Камозин. Не доходя до цели, Калараш заметил 6 "Мессеров", приказал сомкнуть строй, идти в сторону солнца с набором высоты и приготовиться к атаке. Сблизившись с противником на 100 метров, лётчики открыли прицельный огонь. За несколько минут ими было сбито 2 вражеских самолёта.

По мнению дважды Героя Советского Союза П. М. Камозина, Калараш был человеком неизмеримой энергии, неудержимой смелости, изобретателем тактических маневров, виртуозом воздушного боя. Словом, у него было чему поучиться.

Товарищеская выручка в самой сложной обстановке была для Калараша священным долгом. Так, 19 Июля 1942 года в районе Ростова - на - Дону был подбит самолёт командира 236-й истребительной авиационной дивизии Генерал - Майора авиации И. Д. Климова. В результате прямого попадания снаряда самолёт загорелся, правое крыло отвалилось, машина вошла в штопор. Генералу, получившему сильные ожоги, удалось покинуть самолёт и раскрыть парашют. Но на него сразу же набросились вражеские истребители и стали поливать пулемётным огнём. В этот момент на помощь командиру пришёл Калараш и до самого приземления прикрывал его от атак немецких истребителей. Генерал благополучно приземлился. Не медля ни минуты, Калараш сел прямо в поле и подрулил к нему. Генерал был плох: ожог лица и рук, осколочное ранение... Отстегнув парашют, Майор Калараш взвалил Климова на спину, усадил в кабину и вместе с ним поднялся в воздух. Раненый командир был доставлен в госпиталь.

В конце Сентября 1942 года вражеское командование начало наступление на Туапсинском направлении. Немецкая авиация почти непрерывно бомбила коммуникации и боевые порядки наших войск. В условиях 5-кратного превосходства противника в авиации перед нашими лётчиками была поставлена трудная задача - драться в воздухе за четверых, за пятерых, но делать всё возможное, чтобы не допустить прицельного бомбометания по нашим наземным войскам.

Немецкий самолёт FW-189
Конец вражеского FW-189 - "рамы".

В тех осенних боях особенно отличился штурман 236-й истребительной авиационной дивизии 5-й Воздушной армии Закавказского фронта Дмитрий Калараш. Однажды, вылетев на очередное боевое задание, он встретил летящий навстречу немецкий разведывательный самолёт FW-189 - "раму". Быстро прицелившись, открыл огонь. В ответ посыпался град вражеских пуль. Мастерски избежав столкновения с вражеской машиной на встречных курсах, Дмитрий на большой скорости проскочил роковую черту. Позади сверкнул сноп пламени, в небо взметнулись клубы дыма: "рама" врезалась в землю. Это была одна из очередных блистательных побед Дмитрия Калараша.

В Сентябре 1942 года он сбил истребитель Ме-109, а 16 Октября 1942 года ему было присвоено воинское звание Подполковника. К тому времени он произвёл 242 боевых вылета, в воздушных боях уничтожил 17 самолётов противника  ( 11 лично и 6 - в группе ). За эти ратные успехи был представлен командованием дивизии к званию Героя Советского Союза. А вскоре, 29 Октября, в поединке с вражескими истребителями, жизнь замечательного лётчика трагически оборвалась.

В тот день, Подполковник Д. Л. Калараш вылетел во главе группы истребителей на прикрытие с воздуха позиций 9-й Гвардейской стрелковой бригады, наносившей контроудар по противнику, прорвавшемуся в направлении посёлка Лазаревское ( ныне это район города Сочи Краснодарского края ). Вместе с ведомым Капитаном С. С. Щировым, будущим Героем Советского Союза, он вступили в бой с шестёркой Ме-109. Когда 2 из них были уже сбиты, Щиров сообщил Дмитрию, что он тяжело ранен и идёт на посадку. Немцы пытались сбить планирующий истребитель Щирова, но Калараш прикрывал друга до тех пор, пока тот не оказался в безопасности.

Отбивая атаки врагов, Дмитрий, получив несколько ранений, израсходовал весь боезапас и бросил изрешечённую машину в лобовую атаку. Противник пытался уклониться, но не успел: Калараш таранил вражеский истребитель. Раненый лётчик выпрыгнул с парашютом из повреждённой машины, но ударился о киль. Все надеялись, что Калараш жив, что он вернётся. Но через 2 дня из Туапсинского госпиталя сообщили, что Дмитрия Калараша действительно доставили туда с места приземления, однако во время прыжка он получил сильный ушиб грудной клетки, и спасти его не удалось. К тому времени, с учётом побед в последнем бою, он успел сбить лично 14 и в группе 6 самолётов противника.

Д.Л.Калараш

13 Декабря 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Подполковнику Дмитрию Леонтьевичу Каларашу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. По инициативе личного состава 236-й истребительной авиадивизии в частях 5-й Воздушной армии начался сбор средств на постройку эскадрильи боевых машин имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д