Боевые машины Б. Н. Ерёмина

Великую Отечественную войну Борис Ерёмин встретил в составе 160-го резервного авиационного полка, вооружённого устаревшими самолётами И-16. Именно на такой машине он провёл свои первые воздушные бои и одержал первые победы над врагом.

Истребитель И-16

Истребитель И-16 тип 5 из состава 160-го резервного авиаполка,
на котором в Июне 1941 года летал Старший лейтенант Б. Н. Еремин.


Зимой 1941 - 1942 годов Капитан Б. Н. Ерёмин сражался уже в составе 296-го истребительного авиаполка, летая на новом истребителе Як-1 с мотором М-105ПА. Именно на таких самолётах группа лётчиков, под командой Бориса Ерёмина, провёла знаменитый бой "7 против 25".

Як-1 Бориса Ерёмина

Як-1 Капитана Б. Н. Ерёмина, 296-й истребительный авиаполк,
аэродром Бригадировка ( севернее Изюма ), зима 1941 - 1942 годов.


Пожалуй наибольшую известность среди именных самолётов периода Великой Отечественной войны получил истребитель Як-1Б подаренный Ф. П. Головатым командиру 273-го ( 31-го Гвардейского ) истребительного авиаполка Майору Б. Н. Ерёмину. Впервые деньги для оплаты постройки боевой машины были собраны одним человеком. Командование 8-й Воздушной армии поручило подобрать для этого самолёта лётчика командиру 268-й ИАД ( 6-й ГвИАД ), которая в течение многих месяце принимала самое активное участие в воздушных боях за Сталинград.

На решение комдива Б. А. Сиднева вручить этот Як-1 именно Б. Н. Ерёмину в большой степени повлиял бой семёрки Як-1 из 296-го ИАП под его командованием против группы из 25 самолётов противника ( 7 Ju-88 и Ju-87, 12 Ме-109Е, приспособленных для бомбометания и несших бомбы, и 6 Ме-109F прикрытия ), состоявшийся 9 Марта 1942 года в районе Харькова. Этот выдающийся бой, в котором наши лётчики без потерь сбили 7 самолётов врага, стал мощным средством пропаганды.

Як-1Б Б.Н.Ерёмина
Як-1 Б. Н. Ерёмина ( первый вариант
дарственной надписи ), 1942 год.

О самолёте Ф. П. Головатого хочется рассказать особо, потому что он - единственный сохранившийся до наших дней Як-1. Самолёт № 08110 был изготовлен 14 Декабря 1942 года, принят военным представителем 15 Декабря ( в этот же день был выбран и оплачен Ф. П. Головатым ), и с 18 Декабря 1942 года числился за 31-м ГвИАП.

С 24 Декабря 1942 года по 28 Сентября 1943 года Борис Ерёмин выполнил на этом самолёте 75 боевых вылетов. За этот период дважды в Мае 1943 года на нём слетал его заместитель Майор С. Х. Куделя. Дальше на самолёте практиковались молодые лётчики полка. Дело в том, что при очередном осмотре 1 Сентября 1943 года на нём обнаружили коробление обшивки крыла и гаргрота фюзеляжа. После нескольких боевых вылетов Б. Н. Ерёмина стало очевидным, что небезопасно вести на нём бои.

Интенсивные полёты продолжались до конца Ноября 1943 года, после чего выполнялись лишь единичные вылеты из - за поломок. По окончании ремонта носка крыла, повреждённого лётчиком Каптеловым в полёте 30 Ноября, 11 Декабря 1943 года на нём поднимался в воздух лётчик Вирютин. А 17 Декабря новая авария: у лётчика Варсаханова на посадке убралась хвостовая опора. Были повреждены руль поворота и нижняя хвостовая часть фюзеляжа.

После ремонта система уборки хвостовой опоры была заглушена. "Як" совершил ещё 2 полёта. Во втором, 8 Января 1944 года, лётчик Смирнов произвёл очень грубую посадку, в результате дала трещину левая стойка шасси, сложился "костыль" и даже треснула 11-я рама фермы фюзеляжа. Последний вылет на этом Як-1Б, продолжительностью 25 минут, выполнил 26 Февраля 1944 года лётчик Базлов. Дальнейшие полёты прекратили в связи с необходимостью замены лакокрасочного покрытия и частичной замены фанерной обшивки. Так как самолёт не был официально списан, регламентные работы на нём продолжались до 20 Апреля 1944 года.

Як-1Б Бориса Ерёмина

Як-1Б командира 31-го ГвИАП Гвардии Майора Б. Н. Ерёмина, 1943 год.

25 Мая 1944 года самолёт передали 32-й ремонтной авиационной бригаде для отправки в Саратов по просьбе жителей города. Там его установили на центральной площади. При перевозке и сборке Як-1Б потерял зализы крыла и некоторые другие детали. Поэтому при первой реставрации в 1944 году он получил недостающие части от Як-3, так как выпуск самолётов Як-1 к тому времени уже был прекращён.

Тогда же был заделан нижний фотолюк, изменено оборудование кабины. От реставрации к реставрации изменялась окраска машины и дарственная надпись ( первый раз её изменили в Мае 1943 года, устранив орфографическую ошибку в написании фамилии дарителя ). На капоте было изображено то 8 ( число сбитых на этом Як-1 вражеских самолётов ), то 14 ( общее число сбитых машин на дарственных "Яках" Ф. П. Головатого ) звёздочек. Таким образом, от первоначального варианта истребителя осталось довольно мало. Всего, при ресурсе в 300 часов, самолёт налетал 102 часа 25 минут.

Як-1Б Бориса Ерёмина

Як-1Б, выставленный в Саратове на площади Кирова летом 1944 года.

Следующей боевой машиной Бориса Ерёмина стал истребитель Як-3. История его такова.

Узнав из письма о том, что его первый самолёт уже пришёл в негодность, Ферапонт Петрович Головатый задумался. Деньги у него ещё были, правдв немного - на самолёт не хватит. Но не беда. Решил подзанять у родных, соседей, продать излишки продуктов, особенно мёда. Так он и сделал. Набрал нужную сумму и вновь написал писмо И. В. Сталину...

Вскоре Головатого снова пригласили приехать в Саратов на авиационный завод. На этот раз он прибыл туда с женой Марией Тарасовной и дочкой Марусей.

29 Мая 1944 года на саратовском аэродроме Гвардии Майору Ерёмину в торжественной обстановке был передан новый самолёт колхозника - патриота с дарственной надписью на борту: "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолёт на окончательный разгром врага !"

Як-3 Б.Н.Ерёмина

Ф. П. Головатый и Б. Н. Ерёмин возле истребителя Як-3.

На этом самолёте Борис Ерёмин сражался до конца войны, сбил 6 вражеских машин, сделав последний боевой вылет в небе Берлина.

Як-3 Бориса Ерёмина


Б.Н.Ерёмин у своего Як-3

Редкая счастливая возможность - спустя десятилетия после
окончания войны вновь встретиться со своей боевой машиной.

Як-3 Бориса Ерёмина

Второй дарственный самолёт колхозника Ф. П. Головатого долгое время хранился в музее, созданном при конструкторском бюро А. С. Яковлева в Москве.

На этой боевой машине Гвардии Подполковник Борис Ерёмин в Мае 1945 года совершил свой последний 342-й боевой вылет, закончив войну в должности заместителя командира 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии.

Як-3 Бориса Ерёмина

К сожалению, сказать что либо о судьбе этой машины в настоящее время, затрудняюсь. Но вот что писал в Мае 1995 года журнал "Вестник Воздушного Флота":

"Як-3, на котором воевал Борис Ерёмин, единственный ныне принадлежащий России экземпляр настоящего истребителя этой модели. Однако россияне лишены возможности увидеть его. Самолёт сейчас находится в США, где выставлен в Музее авиации города Санта - Моника ( штат Калифорния ), и возвращение его на Родину проблематично. Сам Б. Н. Ерёмин узнал об этом, совершенно случайно, будучи гостем этого музея. О передаче самолёта в Америку ни он, ни родственники Ферапонта Головатого ничего не знали".

Увидим ли мы ещё в России эту живую реликвию славы русского оружия ?   Вопрос остаётся открытым...

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д