HSU

Дёма Леонид Васильевич

Л.В.Дёма

Родился 18 Июня 1916 года в деревне Михайловка, ныне Стерлитамакского района Башкирии, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал слесарем. Окончил аэроклуб в Магнитогорске. В 1934 году окончил Казанскую школу лётчиков - инструкторов. Работал инструктором Челябинского аэроклуба. С Июля 1941 года в Красной Армии.

На фронтах Великой Отечественной войны с Октября 1941 года, летал на самолете У-2. Весной 1942 года прибыл в 236-й истребительный авиаполк Западного фронта.

К 1 Июля 1944 года помощник командира 112-го Гвардейского истребительного авиаполка по воздушно - стрелковой службе ( 10-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 10-й истребительный авиакорпус, 2-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан Л. В. Дёма совершил 273 боевых вылета, в 38 воздушных боях сбил лично 17 и в составе группы 5 самолётов противника. 26 Октября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны совершил более 500 успешных боевых вылетов ( из них - 200 на биплане У-2 ).

С 1946 года Гвардии Майор Л. В. Дёма - в запасе. Водил гражданские самолёты на дальневосточных трассах, был полярным лётчиком, работал диспетчером Магнитогорского аэропорта. Последние годы жил в гор. Магнитогорск Челябинской области. Награждён Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

*   *   *

Незадолго до Дня Победы ветеран войны, бывший летчик Гвардии Майор в отставке Л. В. Дёма получил письмо от однополчанина. Тот приглашал его посетить места былых боев на Кубани. Леонид Васильевич и сам давно собирался побывать в тех краях, да времени не хватало. Но на этот раз быстро собрался в путь. Приладил орденские планки, приколол Золотую Звезду и майским днем сел в поезд. С Урала, из Магнитогорска, отправился на юг страны.

Вот и станция Нижне - Баканская, куда он ехал. Леонид Васильевич подхватил дорожный чемоданчик, сошел с поезда и, волнуясь, пошагал в центр.

На главной площади станицы, там, где должны были состояться торжества, увидел группу школьников, возлагавших цветы к обелиску. Невольно замедлил шаг, подошел поближе. По сердцу словно током ударило - среди фамилий погибших воинов на обелиске он обнаружил и свою. Она была выбита в граните второй сверху.

Леонид Васильевич почувствовал в ногах слабость. На глазах навернулись непрошенные слезы. "Значит, похоронили меня", - подумал он и медленно отошел к расположенному напротив скверу, опустился на скамейку. Воспоминания захватили его.

...Вместе с родителями Василием и Евдокией Дёма, приехавшими по комсомольской путевке в 30-х годах строить знаменитую Магнитку, он попал на Южный Урал. Жили в тесном бараке. Не хватало продуктов, топлива, одежды. Но был неиссякаем молодежный задор, стремление внести свою лепту в строительство металлургического гиганта. Это передалось и Леониду. Закончив школу ФЗУ, он пришел на Магнитку работать слесарем.

Может быть, он и стал бы рабочим, но стране нужны были летчики. После смены в цеху юноша спешил в аэроклуб, где с увлечением познавал азы летного дела.

Но вот аэроклуб закончен. В числе 5-ти отличников учебы Леонид Дёма поехал в Казань, в школу летчиков - инструкторов. Летал на Ут-1 и Ут-2, набирался опыта и мастерства. Затем с 1934 года в течение 5-ти лет работал инструктором в Челябинском аэроклубе.

Когда грянула война, Леонида направили в только что сформированный полк ночных бомбардировщиков. И вскоре с однополчанами он оказался на аэродроме под Москвой.

Грозные и тяжелые дни переживала тогда страна. Враг захватил многие жизненно важные районы. В небе на подступах к столице истребители ежедневно вели ожесточенные бои с противником.

Экипажи бомбардировочных полков решали иные задачи - летали в тыл врага, громили скопления его живой силы и техники, склады, базы. Леониду Дёме с боевыми товарищами часто приходилось выполнять и не вполне свойственные бомбардировочной авиации задачи: доставлять в партизанские отряды пополнение, оружие, взрывчатку, боеприпасы, медикаменты, теплую одежду. Оттуда вывозил раненых и больных...

Самолёт У-2
Самолёт - биплан У-2 ( По-2 ).

Зачастую взлетал под носом у врага. Сколько было случаев, когда жизнь, казалось висела на волоске !  Только высокое летное мастерство Дёмы, его отвага и находчивость спасали экипаж.

Однажды при возвращении из партизанского края над линией фронта авиаторы попали под атаки вражеского истребителя. Казалось, гибель неминуема. В самый последний момент Дёма увидел впереди возвышавшуюся деревенскую мельницу, пришла дерзкая мысль: перехитрить врага !  Он повел свой У-2 к ветряку. Точно рассчитал все действия, в нужный момент резко изменил курс. А увлеченный погоней немецкий летчик не успел среагировать и, зацепив мельницу, рухнул на землю...

Боевая работа в бомбардировочном полку была, безусловно, нужной и важной, однако Дёму больше влекла к себе истребительная авиация. Правда, несколько первых рапортов остались безответными, но все же он добился своего. В короткий срок переучился на Як-1 и вновь оказался на фронте. Теперь уже под Сталинградом.

Бои шли беспрерывно. Вражеские войска рвались к волжской твердыне. Захватом Сталинграда немецкое командование намеревалось отрезать центр страны от нефтяных районов Кавказа и хлебной житницы - Дона, Кубани и Нижней Волги. Работы для нашей авиации было больше чем достаточно.

Эскадрилья, в которой Гвардии Старший лейтенант Л. В. Дёма командовал звеном, ежедневно проводила по нескольку воздушных схваток. Леонид подавал подчиненным пример мужества, отваги, героизма. Он смело вступал в бой, напористо вел атаку, решительно добивался победы над врагом.

В ноябре - декабре 1942 года большое развитие получил в полку такой вид боевой деятельности, как "свободная охота". В группы "охотников" подбирались наиболее подготовленные лётчики, имеющие боевой опыт, летающие в сложных метеоусловиях и ночью. Боевую задачу в воздухе они выполняли самостоятельно, не связанные конкретной целью, в строго определённом квадрате. В условиях низкой облачности и ограниченной видимости нелегко было обнаружить вражеский самолёт. Встречи с противником чаще всего были неожиданными, а бои скоротечными. Но были и такие случаи, когда, как говорится, "на ловца и зверь бежит".

Это произошло в первой половине Декабря 1942 года. 20 транспортных самолётов Ju-52 под прикрытием Ме-109 сбились с курса и оказались в районе аэродрома Большие Чапурники, на котором базировались 3 истребительных полка.

В тот момент четвёрка Як-1 под командованием Лейтенанта Леонида Дёмы возвращалась с "охоты" и запросила по радио разрешение на посадку. Но с земли поступила команда - связать боем истребители противника, и вместо посадки звено Дёмы вступило в бой.

Картина была поистине необычная. Немецкие транспортники волна за волной шли через наш аэродром на высоте около 10 метров, не давая возможности подняться "Лавочкиным" - дежурным самолётам, стоявшим на старте.

Но наконец Ла-5 взлетели, и начался бой. На миг чёрные кресты "Юнкерсов" и "Мессеров" появлялись в прицелах наших истребителей, и этого было достаточно, чтобы мощные пушечные очереди прошивали один за другим вражеские самолёты. Стрельба велась практически в упор, иногда наши лётчики проносились буквально между крылом и стабилизатором Ju-52. Бой продолжался около 20 минут, в течение которых было сбито 15 вражеских самолётов, а два подбитых "Юнкерса" произвели вынужденную посадку на нашем аэродроме. Остальные самолёты противника были уничтожены метким огнем зенитных расчётов.

Часто приходилось нашим истребителям осуществлять и сопровождение штурмовиков. В один из таких вылетов, в конце Декабря 1942 года, группа из 8 Як-1 из 236-го авиаполка сопровождала два звена "Илов", следовавших в район Верхне - Кумска для нанесения удара по вражеским танкам. Задача была успешно выполнена. На обратном пути группа неожиданно была атакована 20-ю Ме-109. Противник оказался опытным, но прорваться к штурмовикам не смог. В схватке с врагом Л. Дёма, Б. Кочетков и Б. Якимов сбили по одному Ме-109 и группой уничтожили ещё 4 машины. При этом 2 истребителя Як-1 были повреждены, а молодой лётчик Борис Якимов погиб.

В Феврале 1943 года войска Южного фронта, преодолевая упорное сопротивление противника, продолжали своё наступление. Части 2-го смешанного авиационного корпуса содействовали им в успешном продвижении в направлении на Шахты, Новочеркасск, Ростов, Матвеев Курган.

8 Февраля авиационные полки 201-й дивизии прикрывали подвижные действия сухопутных войск. Лётный состав соединения вёл тяжёлые воздушные бои. Так, группа Капитана С. М. Петухова, только что вступившего в должность командира 236-го авиаполка, в составе четырёх Як-1 уничтожила 4 самолёта противника над Большим Лугом. Одну из побед записал на свой боевой счет Старший лейтенант Л. В. Дёма.

Позднее Дёма участвовал в воздушных боях в небе Кубани. В те времена здесь сражались и прославили свои имена советские асы А. Покрышкин, Г. Речкалов и другие. В этих местах командир 1-й эскадрильи 236-го истребительного авиаполка ( 201-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиакорпус, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Старший лейтенант Л. В. Дёма совершил воздушный таран.

Утром 8 Мая 1943 года группа истребителей под его командованием, прикрывая наземные войска в районе станицы Крымская ( ныне город Крымск Краснодарского края ), встретила немецкий разведчик - корректировщик FW-189. Дёма с первой же атаки сбил "раму". Затем в небе появились 20 вражеских самолётов Hs-126 в сопровождении Ме-109. Стремительными атаками наши лётчики нарушили их боевой порядок и сорвали задуманный противником удар по нашим войскам.

Набрав высоту, наши лётчики вскоре встретили 12 бомбардировщиков Ju-88, которых прикрывали 8 Ме-109. Советские истребители бросились к врагу и, перехватив их на подходе к цели, сбили 3 самолёта противника. Строй врага распался. "Юнкерсы" беспорядочно стали сбрасывть бомбы, за исключением лидера группы, который во главе тройки бомбардировщиков пытался прорваться к нашим войскам.

В то время как пара наших истребителей вела бой с "Мессерами", Леонид Дёма атаковал ведущего группы "Юнкерсов", но безуспешно - кончились боеприпасы. К тому же пара "Мессеров" попыталась расстрелять Дёму сзади, но ведомый, защищая своего командира, сбил одного из Ме-109, а второй вышел из боя.

При выходе из пикирования "Яковлев" сблизился с врагом на предельно допустимую дистанцию, и тут комэск заметил на фюзеляже вражеского бомбардировщика нарисованный трефовый туз. "Ас. Вот откуда у него такое нахальство. Ну погоди !".

Решение созрело мгновенно - таранить !   Первый заход оказался неудачным: самолет попал в спутную струю от винта "Юнкерса" и просел вниз... А времени в обрез. Противник заметил преследующий его истребитель и стал маневрировать, давая возможность стрелкам вести огонь. Пулемётная очередь пробила левый борт кабины и ранила Дёму. Медлить было нельзя ни секунды. Во втором заходе Дёма уже точно вывел свой "Як" на цель, догнал и атаковал сзади снизу. Резким переводом машины вверх он винтом отрубил стабилизатор и руль высоты "Юнкерса". Тот, беспомощно кувыркаясь, понесся к земле с грузом бомб. Остальные два Ju-88, сбросив непрецельно бомбы, повернули назад.

После тарана Як-1, получив повреждения, стал падать. Кое - как Дёма спланировал на склон холма. "Як" от удара развалился на части, загорелся. Более того, обломки машины тут же попали под миномётный огонь противника. Боевые товарищи, ставшие свидетелями поединка Леонида с экипажем бомбаржировщика, посчитали, что он погиб...

Но Дёма остался жив. Раненого, его подобрали санитары наших наступающих частей и отправили в госпиталь. Через 3 недели он уже был на ногах. Не дожидаясь официальной выписки, сбежал на фронт.

Леонида в полку встретили как с того света. Командир полка сообщил ему, что за свой подвиг он награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Немного окрепнув, Дёма снова приступил к боевой работе.

...3 Августа 1943 года войска Воронежского фронта перешли в контрнаступление на белгородско - харьковском направлении. 10-й истребительный авиационный корпус прикрывал их продвижение. Вечером, завершая боевой день полка, 10 Як-1 под командованием Капитана Л. В. Дёмы, прикрывая свои войска в районе Томаровка, встретили 70 пикировщиков Ju-87 под прикрытием 12 истребителей Ме-109. В завязавшемся бою было сбито 7 самолётов противника и сорвана прицельная бомбёжка наших войск. Два "Юнкерса" сбил Леонид Дёма. Наши потери один пилот - погиб Старший лейтенант М. В. Удалов.

Ожесточенные сражения в Сентябре 1943 года развернулись юго - восточнее Киева, в районе Великого Букрина. На захваченном правом берегу Днепра для освобождения Киева основные силы наступавших советских войск сосредоточились на плацдарме в 11 км по фронту и 6 км в глубину. Противник предпринимал отчаянные усилия, чтобы выбить наши части. Иной раз в небе появлялось до 100 вражеских самолетов. Как важно было сорвать нанесение ими удара по плацдарму !  Эту задачу и решали наши летчики.

...Звено истребителей, возглавляемое Гвардии Капитаном Николаем Ветровым, завязало бой с "Мессерами", которые прикрывали большую группу бомбардировщиков. А шестерка "Яков" под командованием Гвардии Старшего лейтенанта Л. В. Дёмы тем временем врезалась в строй "Юнкерсов". С первой же атаки Леонид сбил ведущего. Четкий строй вражеских самолетов нарушился. Во втором заходе Дёма сразил еще один Ju-88. А другие летчики его группы сбили еще 4 "Юнкерса". Неприцельно побросав бомбы, вражеские самолеты рассыпались в разные стороны. Удар по нашим войскам был сорван.

За этот бой Леонид Васильевич удостоился ордена Красного Знамени. Сколько их, подобных схваток, было у него впереди !  Ведь до конца войны оставалось еще более полутора лет !...

Для Леонида Дёмы 1943 год оказался самым результативным - 12 сбитых вражеских машин были вписаны в его лицевой счет. 26 Октября 1944 года, за 17 самолётов противника сбитых лично и 5 уничтоженных в составе группы ( к Июлю 1944 года ), Леониду Васильевичу Дёме было присвоено звание Героя Советского Союза.

...В середине Апреля 1945 года войска 4-го Украинского фронта начали широкое наступление на моравско - островском направлении. Их прикрытие осуществляли лётчики 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. В этот период пилоты 112-го ГвИАП нередко участвовали в воздушных схватках с самолётами противника.

19 Апреля восьмёрка Як-3Т под командованием Гвардии Капитана Л. В. Дёмы, прикрывая с высоты 2500 - 3000 метров наземные войска и переправы через реку Опава в районе Краварже, Дворишко, встретила 12 FW-190 в сопровождении 8 Ме-109. Перед налётом на переправы противник направил 4 FW-190 под прикрытием двух пар Ме-109 с целью отвлечь наши патрульные истребитель от основного удара. Но вражеский замысел не удался. Действуя стремительно, Гвардейцы дружно атаковали их и сбили 3 "Фоккера", которые упали на землю и взорвались.

Оставшиеся самолёты противника присоединились к основной группе, подходившей к цели. По команде ведущего наши лётчики со стороны солнца нанесли удар по врагу. "Фокке - Вульфы" моментально сбросили бомбы и приняли участие в схватке с "Яками". Советские лётчики Капитаны Л. В. Дёма, В. М. Воронюк, В. И. Вереникин, Старший лейтенант С. В. Захаров и другие вели бой на максимальных скоростях. За 15 минут боя враг потерял 7 самолётов и был вынужден повернуть назад.

Вскоре пришел долгожданный День Победы, но для Дёмы и его товарищей война ещё не закончилась. Берлин уже пал, был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, а группа немецких армий "Центр" ещё вела бои в Чехословакии, рассредоточившись в горах. Выбить врага оттуда было сложно. Бомбардировщики и штурмовики тут не годились. А вот "Яки" для действия в горах оказались более приспособленными. В эти дни, фактически уже после Победы, помошник 112-го Гвардейского истребительного авиаполка по воздушно - стрелковой службе Гвардии Капитан Л. В. Дёма вместе с другими лётчиками, по сути, не выходил их боя. Только пополнят боекомплект - и снова в полет.

Наконец прозвучал последний выстрел. В той победной точке войны у деревни Сливице в Чехословакии есть доля ратного труда и Леонида Дёмы. Его подвиги в небе этой страны отмечены чехословацкими орденом "Крест 1937 года" и медалью "За храбрость".

Общим итогом боевой деятельности Леонида Васильевич Дёмы стали более 500 успешных боевых вылетов ( из них - около 300 на истребителях ), более 40 проведённых воздушных боёв. Число же побед, по отдельным источникам, достигло 24, из них: 19 самолётов было уничтожено им лично и 5 - в группе с товарищами.

...На другой день Л. В. Дёма снова пришел на центральную площадь станицы, где жители торжественно и радостно отметили годовщину Великой Победы. После торжественной части, вместе с участниками освобождения кубанской земли, Дёма пошел в одну из школ. Там он выступил с воспоминаниями о подвигах своих однополчан. Ребята с интересом узнали, что и после войны Л. В. Дёма проявил немалое мужество.

...Когда в Чехословакии добивали последних врагов, Леонид Васильевич получил тяжелое ранение, вследствии этого ослеп. Через полгода врачи все же вернули ему зрение, но путь в военную авиацию, переходившую на реактивные самолеты, для него был закрыт. Однако фронтовик не пал духом. Перейдя в гражданскую авиацию, снова поднялся в воздух. Эксплуатируя винтомоторную технику, летал на Камчатке и Колыме, бороздил небо над Сахалином. Перевозил грузы, пассажиров, вел разведку рыбных косяков, доставлял почту, совершал санитарные рейсы. А потом потянуло в родные края. В 1962 году перевелся в Магнитогорск и летал еще 14 лет.

Потом ушел на пенсию. Но не сидел и тут без дела. Как председатель городского комитета ветеранов войны вел большую работу по военно - патриотическому воспитанию молодежи. В составе агитпоездов ЦК ВЛКСМ бывал у строителей БАМАа, у нефтянников Сибири и газовиков Туркмении. Героя тепло встречали и моряки подшефной подводной лодки "Магнитогорский комсомолец" Краснознаменного Северного Флота...

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д