HSU

Билюкин Александр Дмитриевич

А.Д.Билюкин

Родился 11 Сентября 1920 года в деревне Хуково, ныне Сафоновского района Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу в посёлке Жаворонки Одинцовского района Московской области, фабрично - заводское училище при одном из заводов и аэроклуб. Работал на заводе медником. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Ноябрю 1944 года командир эскадрильи 196-го истребительного авиационного полка ( 324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт ) Капитан А. Д. Билюкин совершил 418 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боев, сбил лично 22 вражеских самолёта и 1 в группе. 2 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны остался на службе в ВВС. Окончил в 1948 году Курсы усовершенствования офицерского состава. В 1957 году успешно окончил Военно - Воздушную академию. С 1966 года Полковник А. Д. Билюкин - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями. Умер 24 Октября 1966 года. Похоронен в Москве.

*   *   *

Летом 1929 года в деревне Малая Вязема, что в 40 километрах от Москвы, совершил вынужденную посадку самолёт. Он пролетел над деревней так низко, что чуть не сбил колесами дымоход крайней избы. Во дворах и на улицах мгновенно стихли детские голоса. Чубатые головенки задрались кверху, рты раскрылись от удивления. А затем - мальчишки изо всех сил ринулись к месту посадки крылатой машины. Впереди бежали закадычные друзья Саша Билюкин и Сережа Морозов.

На лужайке, вытоптанной босоногой мальчишечьей гвардией, гонявшей здесь в лапту, лётчик удачно посадил машину. И сейчас, когда ребята приблизились к месту посадки, он стоял рядом с самолётом. Одет он был в кожаное пальто, кожаную шапку, с огромными очками на лбу.

В течение трёх дней, пока пилот копался в машине, ребята с рассвета и дотемна не отходили от него, стараясь быть полезными в ремонте самолёта. Устранив неисправность, лётчик тепло распрощался со своими бескорыстными помощниками, сел в кабину, запустил двигатель, сделал разбег и поднялся в воздух. Самолёт улетел, а Сашка и Сережка долго ещё стояли в поле и пристально вглядывались в небо, туда, где, превратившись в малюсенькую точку, постепенно исчез аэроплан.

Потом они вдвоём мастерили нехитрые, неказистые модели самолётов, мечтая вслух о том, как вырастут большими и тоже полетят. В 1936 году, после окончания неполной средней школы, Саша Билюкин поступил в ФЗУ при Московском авиационном заводе имени Осоавиахима. Одновременно занимался в аэроклубе, делая свои первые шаги в авиации. В 1939 году он окончил военную школу лётчиков имени В. П. Чкалова и получил назначение в Ленинградский военный округ.

Младший лейтенант Александр Билюкин хорошо понимал, что служить в Ленинградском округе не только почётно, но и очень ответственно. В частях и соединениях округа с первых дней Октябрьской революции, со времён героической обороны Петрограда, сложились славные боевые традиции, следовать которым стало для каждого воина - ленинградца законом.

Несмотря на то что авиация была одним из самых молодых родов войск Советской страны, у неё уже складывалась своя героическая история. Воздушные бойцы Красной Армии успешно действовали в дни обороны Петрограда от войск Юденича. Лётчики - ленинградцы храбро сражались с японскими захватчиками у озера Хасан и на реке Халхин - Гол, воевали с фашистами в небе Испании. Шестеро из семи первых Героев Советского Союза, удостоенных этого высокого звания за спасение челюскинцев, были лётчиками Ленинградского военного округа. Экипаж самолета АНТ-25, совершивший в 1937 году беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс, возглавлял воспитанник Ленинградской Краснознаменной эскадрильи Валерий Павлович Чкалов.

С первых дней службы в округе Александр Билюкин старался во всём походить на бывалых лётчиков, у них учился, перенимал опыт. К тому времени советские Военно - Воздушные Силы стали пополняться новым истребителем МиГ-3. Вместе с товарищами по оружию Александр настойчиво осваивал новую, самую совершенную по тому времени машину. Энергичный, никогда не унывающий, Саша на вопросы командиров, как он себя чувствует после дня напряженных полетов, не задумываясь, отвечал: "Как молодой бог !"  Его заветная мечта осуществилась: небо действительно стало его "родимым домом".

Когда началась Великая Отечественная война, ему довелось защищать это небо - небо его Родины, небо Ленинграда. Александру было у кого учиться, было с кого брать пример. Он сражался с ненавистным врагом плечом к плечу, крыло к крылу с такими прославленными мастерами воздушных атак, как П. А. Покрышев, Н. И. Глотов, П. А. Пилютов, А. В. Чирков, А. И. Горбачевский.

Свою первую победу он одержал уже в Июле 1941 года, при облете своего И-16 вовремя заметив и атаковав вражеский истребитель. Однако, в первые месяцы войны боевые успехи Лейтенанта Александра Билюкина были скромными. Такова участь всех ведомых. Их задача - надежно прикрывать хвост самолёта ведущего, прикрывать своего командира, своего боевого товарища. Это были месяцы становления характера, накопления опыта, совершенствования боевого мастерства.

В одном из воздушных боёв самолет Билюкина подожгли, и ему пришлось прыгать с парашютом. Не сразу Александр решил оставить пылающий самолёт. Хотелось во что бы то ни стало спасти боевого друга. Метался в воздухе, скользил на крыло, но все тщетно. Пришлось прыгать !

Полтора месяца пролежал он в госпитале с ожогом лица и рук. Наступил день выписки. Не совсем ещё окрепшему лётчику врачи предоставили небольшой отпуск. Но Александр наотрез отказался. И уже на второй день после выписки на боевой машине сопровождал транспортные самолеты в город на Неве.

С каждым вылетом закалялась воля, росло мастерство лётчика, совершенствовались навыки воздушного бойца. В 1943 году фронтовая газета опубликовала заметку о Билюкине. Повествуя об одном из воздушных боёв, в котором участвовал Александр, военный корреспондент заключил свой рассказ призывом к ленинградским авиаторам бить врага так же храбро, как делает это прославленный лётчик - истребитель.

Это была не только высокая оценка боевых качеств воина. Александр хорошо понимал, что она и ко многому обязывала. И не удивительно, что с тех пор его имя не сходило со страниц армейской печати.

...В Апреле 1943 года установилась ясная солнечная погода. Теперь враги не могли действовать внезапно. Они были вынуждены наносить бомбовые удары на рассвете или в сумерках.

Примерно за час до наступления темноты большая группа пикировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей FW-190 шла к Ленинграду. Каждая секунда промедления наших пилотов грозила смертельной опасностью мирным жителям. И секунды эти не были потеряны. Патрулирующие на подходах к городу "Яки" Капитана Парфенова и Старшего лейтенанта Билюкина ринулись в самую гущу "Юнкерсов". С первой же атаки советские лётчики подожгли ведущий бомбардировщик, а за ним и "Фокке - Вульф". Боевой строй врага дрогнул, расстроился. "Юнкерсы" стали поспешно освобождаться от бомб, сбрасывать их куда попало. Преследуемые нашими истребителями, они на больших скоростях, со снижением уходили на запад.

В таких схватках Александру Билюкину пришлось участвовать не однажды. На его счету уже было несколько сбитых самолетов. Победы лётчика были отмечены орденом Красного Знамени.

Почти 3 года Билюкин защищал Ленинград: прикрывал город и "дорогу жизни", вылетал на перехват и сопровождение своих штурмовиков и бомбардировщиков. Особо отличился летом 1943 года в боях над Синявинскими высотами. В те дни, сгруппировав на небольшом участке фронта более 230 боевых самолётов, противник нередко имел в воздушных боях большое численное преимущество. Но наши лётчики, имею уже большой боевой опыт и современные машины, не уступали врагу.

Самым удачным в его боевой биографии стало 1 Августа 1943 года. Тогда 7 лётчиков 196-го авиаполка во главе со Старшим лейтенантом А. Билюкиным провели тяжелейший бою с 12 истребителями FW-190, где противник в течение 20 минут пытался наращивать силы. Советские истребители сбили 10 немецких бомбардировщиков и 2 повредили, не потеряв при этом ни одной машины. В этой схватке особо отличился сам командир группы, сбивший 3 вражеских машины. Кроме того, один самолёт FW-190 Александр сбил в этот же день ещё утром. Но узнать эти подробности от самих лётчиков было нелегко.

- Ну что тут особенного ! - говорил Александр. - Действовали, как положено. Вылетели семёркой на отражение налета бомбардировщиков противника. Встретились. По радио предупредил ведомых и пошёл в атаку. В это время Старший лейтенант Шевченко передал, что дерётся с четверкой "Фоккеров". Немцы подходили не эшелонно, а четвёрками, поэтому Шевченко и оказался перед 4 FW-190. Услышав его, я завершил атаку и сбил "Фоккера". Мы с ведомым, старшим сержантом Глагольевым, тут же поспешили на помощь товарищу. Набирая высоту, с ходу сбил ещё одного, а мой "щит", Глагольев, отразил атаку новой четвёрки. То, что немцы шли четвёрками, облегчило наши действия. Они по четыре. А нас семь. И мы сразу взяли инициативу в свои руки. Атаковали, стараясь занять более выгодные позиции, особенно по высоте. Борьба шла на вертикалях, на высотах 4 - 5 тысяч метров. Вот, пожалуй, и всё.

- Но вы упомянули только 2 самолёта - наседал на Билюкина корреспондент военной газеты. - А говорят, вы сбили четыре !

- Верно. Это когда немец пытался на вираже зайти в хвост самолёта Глагольева. Теперь мне пришлось быть ему "щитом". Резко развернулся, дал пару очередей - "Фоккер" и задымил. А четвёртый был ещё раньше. Группой то мы вылетали во второй половине дня. А когда я утром патрулировал, тоже произошла встреча с противником. Ну, одного и сбил. Да ведь и другие сбивали. Вот, например, Капитан Подорский тоже сбил одного "Фокке - Вульфа".

В этом интервью весь он, Александр Дмитриевич Билюкин. От других участников схватки стало известно, что когда у него кончились боеприпасы, он не вышел из боя, а стал производить ложные атаки, чтобы отвлечь на себя часть истребителей противника. Замысел Александра удался. Он действительно привлёк к себе внимание врагов и облегчил маневр товарищам. Но отбиваться от "Фоккеров" было нечем.

Вражеский снаряд попал в самолёт, его осколками ранило лётчика. Всё же Билюкину удалось дотянуть до родного аэродрома. Через несколько часов залатанный истребитель и Александр, получивший необходимую медицинскую помощь, снова были в воздухе. За самоотверженные и умелые действия в этом бою Билюкин был награждён орденом Александра Невского.

А.Д.Билюкин, 1944 год
А. Д. Билюкин в кабине "Аэрокобры"

После разгрома немцев под Ленинградом 196-й истребительный авиационный полк ( 324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия ), которым командовал известный ленинградский ас Андрей Васильевич Чирков, действовал в составе Карельского фронта.

Выполняя задание по блокированию вражеского аэродрома в Северной Норвегии, Капитан А. Д. Билюкин на своей "Аэрокобре" с бортовым номером "53" и надписью "Александр Невский" одержал последнюю победу, сбив истребитель Ме-109.

Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов на самолётах И-16, "Яках" и "Аэрокобре", в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолёт противника.

Но на этом не закончилась "небесная" биография замечательного ленинградского лётчика. Он и после воины оставался в боевом строю. На самой современной, самой совершенной авиационной технике Герой Советского Союза Александр Дмитриевич Билюкин и его воспитанники - молодые лётчики не раз демонстрировали высокое боевое мастерство на воздушных парадах в мирном небе Москвы, восхищая тысячи людей, вызывая у них чувство большой гордости за нашу замечательную страну и её верных стражей - воинов Советских Вооруженных Сил.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д