HSU

Алексеев Константин Степанович

К.С.Алексеев

Константин Алексеев родился 7 Октября 1914 года в деревне Приданцево, ныне Можайского района Московской области, в семье рабочего. Окончил Можайскую 7-летнюю школу и рабфак. С 1936 года в рядах ВМФ. В 1938 году окончил Ейское военно - морское училище летчиков.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе ВВС Черноморского флота. Был заместителем командира 1-й эскадрильи 8-го истребительного авиаполка, с весны 1942 года - заместитель командира эскадрильи 6-го Гвардейского авиаполка, затем - командир 25-го авиаполка ( летающего на истребителях ЛаГГ-3 ).

...Враг бомбил причалы, предприятия, жилые кварталы Севастополя. Наши лётчики делали всё возможное, чтобы ограничить активность немецкой авиации, наносили ответные удары.

30 Октября 1941 года группа штурмовиков пошла на выполнение очередного задания - разбомбить вражеский полевой аэродром. Её прикрывало звено истребителей, которое вёл Константин Алексеев.

При подходе к цели на штурмовиков налетело 25 немецких истребителей. Начался бой. Нашим лётчикам удалось отвлечь противника, и штурмовики успешно выполнили задание. Алексеев и его товарищи сбили в этом бою 4 самолёта противника.

Потом были новые вылеты, новые схватки с врагом...

И-16 тип 29 из 8-го ИАП ВВС ЧФ

Истребитель И-16 тип 29 из состава 8-го ИАП ВВС ЧФ, весна 1942 года.

К Апрелю 1942 года заместитель командира эскадрильи 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( ВВС Черноморского Флота ) Гвардии Капитан К. С. Алексеев совершил 272 боевых вылета, в 72 воздушных боях сбил 11 самолётов противника.

В последующих боях Алексеев одержал ещё ряд блестящих побед. Особенно отличился летом 1942 года в небе Севастополя, сбив за несколько дней 7 вражеских самолетов.

В середине Мая началось третье наступление немецких войск на Севастополь, которое вылилось в варварское разрушение города. На рассвете 20 Мая артиллерия, а затем и авиация противника нанесла ряд ударов по городу, войскам и объектам базы. И так было каждые сутки вплоть до 7 Июня. Только 2 - 7 Июня немецкая авиация сделала 9 тысяч боевых вылетов, сбросив до 45 тонн авиабомб, а артиллерия противника выпустила 126 тысяч снарядов крупного калибра.

В первый же день авиационно - артиллерийской подготовки, предпринятой противником, лётчики - истребители Капитаны К. С. Алексеев, М. И. Гриб, Н. А. Спиров сбили 2 немецких самолёта. Кроме того, в этот день Черноморские авиаторы совершили 74 боевых вылета на бомбово - штурмовые удары по войскам противника.

В один из Июньских дней Константин Алексеев в паре с лётчиком Данилко вступил в неравный бой с 6-ю истребителями Ме-109. В этом бою наши пилоты сбили двух "Мессеров", а остальных заставили позорно удрать.

14 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в схватках с врагами, Константин Степанович Алексеев был удостоен звания Героя Советского Союза.

Истребители, ведомые Константином Алексеевым, часто прикрывали действия бомбардировочной и штурмовой авиации, пилотам которых были известны имена многих наших прославленных асов. Вспоминает Герой Советского Союза, известный лётчик - бомбардировщик, В. И. Минаков:

"Костю Алексеева я знал хорошо. Простой, скромный парень. Вместе со своими товарищами он часто сопровождал нас на удары по Тамани. Издали узнавая его самолёт, бомбардировщики радостно восклицали: "Костя !". Раз Алексеев с нами, значит, можно надеяться на успех: "Мессера" к нам не пройдут... В конце Апреля мы узнали об одном из его подвигов. Дело было так.

К.С.Алексеев

...В ночь на 20 Апреля 1943 года противник решил заминировать с воздуха Геленджикскую бухту, чтобы затруднить морякам перевозки оружия, техники и живой силы на Малую землю, где героически сражался наш десант. Одиночные самолёты противника под покровом ночи просачивались к бухте. Дул сильный ветер "бора", истребителям действовать было почти невозможно. И тогда, Константин Степанович решил вылететь сам.

Рискуя попасть под огонь своих же зениток, он неожиданно атаковал схваченный лучами прожекторов "Хейнкель-111" и быстро расправился с ним. Затем продолжал барражировать над бухтой. Вскоре сбил второй вражеский самолёт - миноносец, а за ним и третий. Замысел противника был сорван".

16 Сентября 1943 года Майор К. С. Алексеев повторил этот блестящий результат, пополнил свой боевой счет новыми победами. В одном из вылетов он уничтожил ещё 3 вражеских самолёта. В тот день противник решил нанести массированный удар по нашим кораблям. Вспоминает Герой Советского Союза Михаил Васильевич Авдеев:

"Противник уже приближался к порту Геленджика. Что делать ?  На раздумье даны секунды, а лётное поле почти выведено из строя. Взлетать невозможно, но нужно. И к тому же проклятый ветер: может кому - нибудь и удастся взлететь, но как, потом садиться ?.. На войне бывают моменты, когда, не идя на риск, командир совершает почти преступление. Не подними мы самолёты - что останется от порта и стоявшего там десантного флота ?

Это была невиданная картина. Десятки людей буквально повисли на самолёте, не давая ему опрокинуться. Ветер валил их с ног. А они тянули машину в немыслемой какофонии взрывов на поле. Только в последний момен старта разжимались онемевшие ладони лётчиков и механиков. Один "Як" удержать не смогли - он опрокинулся.

Но вот, словно преодолев невидимую стену, набирает скорость самолёт Константина Алексеева. За ним уходит в небо Василий Куфтин. Ещё 4 машины отрываются от земли...

Алексеев атакует с ходу. Видимо очередь пришлась прямо по бомбам. Страшный взрыв разнёс "Хейнкель" на куски. Даже самолёт Константина резко отбросило в сторону. Начало положено: боевой строй бомбардировщиков сломан. "Яки" атакуют то одну группу "Хейнкелей", то другую, то Ме-109. Лезут, кажется, на явную гибель в самую гущу вражеских самолётов.

Вот ещё один "Хейнкель", задымив понёсся к земле. За ним - другой. Падает в море "Мессер". Армады немецких машин поворачивают на свою территорию...

Как наши лётчики посадили свои машины, одному богу известно. С трудом закатив "Яки" в капонир, Алексеев хмуро бросил ребятам: "Сколько ?"

Его поняли с полуслова. "Вы - три самолёта. Куфтин - два. Остальные - ещё три. Итого восемь. Неплохая арифметика..."

В лётной книжке Константина Алексеева рассказано о многих подобных схватках, в который он проявлял незаурядное искусство, мужество и железную выдержку. Этот мастер воздушного боя умел в сложной обстановке сохранять хладнокровие и разить врага только наверняка.

В ночь на 1 Ноября 1943 года началась операция по высадке десантных отрядов на Керченский полуостров. В этот день нашими истребителями было сбито 6 вражеских самолётов. Однако самые напряжённые дни оказались ещё впреди... Противник бросил против наших десантников всю свою авиацию. Для руководства воздушными боями непосредственно над плацдармом пришлось поднимать в воздух командиров авиаполков. Не до отдыха было и их заместителям.

Только за 3 дня боёв морские лётчики провели 22 воздушных боя и сбили 25 неприятельских самолётов. Особенно успешно в этих боях действовали пилоты 25-го авиполка под командованием Майора К. С. Алексеева.

2 Ноября шестёрка истребителей, ведомая командиром эскадрильи 25-го полка Героем Советского Союза Капитаном В. А. Михалёвым, встретила большую группу пикировщиков Ju-87 в сопровождении истребителей Ме-109 - всего более 40 машин. Находящийся над проливом со своей группой Константин Алексеев поспешил на помощь. К месту боя подтянулась и шестёрка машин 11-го ГвИАП. В результате короткого но очень упорного боя были уничтожены 5 вражеских бомбардировщиков ( 4 машины сбили лётчики 25-го полка и один - 11-го Гвардейского ).

Всего же в течение дня лётчики 25-го и 11-го Гвардейского авиаполков провели 12 воздушных боёв, уничтожив 18 вражеских самолётов ( 13 сбили пилоты 25-го ИАП и 5 - пилоты 11-го ГвИАП ). Лётчики других полков, проведя 15 воздушных боёв, сбили ещё 12 вражеских машин. Наши потери составили три истребителя ( два Як-1 и один Як-9 ) и 15 штурмовиков Ил-2, понесших большие потери от огня зенитной артиллерии.

Всего за период Керченской операции лётчики Алексеева уничтожили в воздушных боях 76 немецких самолётов. Его полк заслужил благодарность в приказе Верховного Главнокомандующего, был удостоен ордена Красного Знамени и наименования "Керченский".

Сам Алексеев поражал даже видавшие виды лётчиков необычайной храбростью и мастерством в воздушных боях. 12 Февраля 1944 года командир 25-го истребительного авиаполка Майор К. С. Алексеев одержал свою 19-ю воздушную победу, подтвердив репутацию одного из лучших черноморских асов. В одном из документов того времени ему дана такая характеристика: "Летает на всех типах истребителей днем и ночью, боевой и решительный летчик, дерется храбро, в бою хладнокровен, принимает смелые решения и практически осуществляет их на деле. Своим примером увлекает летный состав на разгром врага и смело ведет их в атаку. Дважды сбивал по два Ме-109 в один день. Известен бой тройки истребителей, возглавляемой им, против 12 Ме-109, в котором были сбиты 3 немецких истребителя. "Подходи ближе и бей в упор" - этот принцип всегда обеспечивает Алексееву победу в бою..."

Всего же за период войны Константин Алексеев совершил более 500 успешных боевых вылетов, из них - 60 на разведку и 50 на штурмовку. Проведя 110 воздушных боев, уничтожил 19 самолётов противника лично ( 8 из них - ночью ) и 3 в составе группы, штурмовыми ударами нанёс врагу значительный урон в живой силе и технике.

Начав войну заместителем командира эскадрильи, он закончил её командиром авиационного полка, лётчики которого сбили в воздушных боях 119 вражеских самолётов.

К.С.Алексеев

После войны Константин Степанович продолжил службу в авиации ВМФ. В 1948 году окончил Военно - Морскую академию, где позднее преподавал. С 1970 года Гвардии Полковник К. С. Алексеев - в запасе. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранным орденом и медалью. Умер 24 Февраля 1971 года. Похоронен в Ленинграде. Имя Героя носит судно морского речного хозяйства.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д