HSU

Жидов Георгий Никанорович

Г.Н.Жидов

Родился 20 Февраля 1916 года в деревне Толмачёвка, ныне Кораблинского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в городе Кашире Московской области, фабрично - заводское училище при Каширской электростанции и работал там слесарем. Окончил аэроклуб в Рязани. С 4 Марта 1936 года в Красной Армии. В 1936 году окончил 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков имени Ворошилова. Участвовал в освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию в 1939 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Июню 1942 года командир эскадрильи 123-го истребительного авиационного полка ( 7-й истребительный авиационный корпус, Ленинградская зона ПВО ) Капитан Г. Н. Жидов совершил 266 боевых вылетов на штурмовку аэродромов и войск противника, в 40 воздушных боях сбил лично 8 и в группе 13 самолётов противника. 14 Февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл выполнил 363 успешных боевых вылета, участвуя в 64 воздушных боях сбил 16 вражеских самолетов лично и 13 - в составе группы.

После войны продолжил службу в частях ПВО. С 1957 года Гвардии Полковник Г. Н. Жидов - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Красного Знамени ( пять ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 11 Апреля 1974 года.

*   *   *

...В Июне 1941 года Лейтенант Г. Н. Жидов был направлен для продолжения службы в 123-й истребительный авиаполк ( 10-я смешанная авиационная дивизия ). Эта часть находилась недалеко от Кобрина ( Пинская область ), где происходило перевооружение на новые истребители Як-1. Однако, к 19 Июня 1941 года в частях дивизии имелось всего 20 самолетов Як-1 и, таким образом, большинство её лётчиков начало войну на устаревших бипланах И-153.

Великую Отечественную войну командир авиационного звена Георгий Жидов встретил 22 Июня 1941 года в 3 часа 30 минут. В официальных советских источниках встречается следующее утверждение: "22 Июня 1941 года в 3 часа 45 минут лётчик - истребитель Лейтенант Георгий Жидов сбил бомбардировщик из эскадрильи первого эшелона немецко - фашистской авиации, налетевшей на нашу Родину, это был один из первых немецких самолётов, уничтоженный советским лётчиком в дни Великой Отечественной войны".

По другим источникам, 22 Июня 1941 года, 8 немецких истребителей Ме-109E из состава JG 51 были атакованы четырьмя "Чайками" 123-го авиаполка ( пилоты: Капитан Н. П. Можаев, Лейтенанты Гергий Жидов, Петр Рябцев и Назаров ) в районе Бреста. Георгий Жидов сбил один вражеский истребитель, но в ходе последующего боя и его машина была подбита. Лейтенант Можаев тем временем сбил второй "Мессер". Спустя несколько минут Петр Рябцев таранным ударом уничтожил третий истребитель врага. Однако ему самому пришлось покинуть поврежденную машину, воспользовавшись парашютом. Так закончился этот тяжёлый бой.

Удивительно высокая нагрузка выпала лётчикам 123-го авиаполка в первые дни войны. Вот лишь некоторые эпизоды, нашедшие отражение в лётной книжке Георгия Жидова:

"22 Июня: 12 боевых вылетов ( 13 часов в воздухе ) - 8 воздушных боёв, звеном сбили в районе Бреста - 3 Ме-109, 4 Ю-88 и Хш-126, в районе ст. Жабинка еще 1 Ме-109.

23 Июня - вылеты на прикрытие Пинска и Бобруйска, 9 боевых вылетов, 3 боя с Ю-88.

24 Июня 19 боевых вылетов ( 18 часов 40 минут в воздухе ) - бои с Ю-88 и Хе-111.

25 Июня 12 боевых вылетов. Бои с Ю-88 и Хе-111".

Свою вторую победу Георгий Жидов одержал 28 Июня. Боевой счет отважного лётчика рос быстро. Однако несли потери и наши лётчики. В начале Июля 1941 года полк был отправлен в Подмосковье где, на аэродроме Монино, прошёл переучивание на новый истребитель Як-1. Спустя уже две недели лётчики 123-го авиаполка, получив новенькие "Яки", перебазировались на аэродром Набережная, и с 15 по 28 Июля охраняли Москву, летая на больших высотах и отрабатывая лётную подготовку.

Осенью 1941 года Георгий Жидов с товарищами сражались уже в небе Ленинграда, защищали Ладожскую трассу.

Як-1 Г.Н.Жидова

Як-1 Лейтенанта Г. Н. Жидова.  123-й ИАП, Ладога, Апрель 1942 года.

В целях деблокады Ленинграда советские войска 20 Октября 1941 года начали Синявинскую наступательную операцию. Но завершить её не удалось, так как в районе Тихвина создалась угрожающая обстановка связанная с наступлением немецких войск. Часть авиации Ленинградского фронта была срочно переброшена туда. В этих схватках несколько блестящих побед над вражескими истребителями одержали лётчики 123-го авиаполка Капитан Н. П. Можаев, Лейтенант Г. Н. Жидов и Младший лейтенант А. Т. Карпов.

30 Мая 1942 звено истребителей, ведомое Гергием Жидовым, провело замечательный воздушный бой с большой группой Ме-109 и вышло из него победителем. В ожесточённой схватке нашими пилотами было сбито 5 вражеских машин, три из которых ( 2 лично и 1 в группе ) записал на свой счёт Г. Н. Жидов. Наши потери - 1 самолёт, пилот которого погиб.

К Июню 1942 года командир 1-й эскадрильи 123-го истребительного авиаполка Капитан Г. Н. Жидов совершил 266 боевых вылетов на штурмовку аэродромов и войск противника, в 40 воздушных боях сбил лично 8 и в группе 13 вражеских самолётов.

4 Октября 1942 года, прикрывая наши войска в районе Колпино, в воздушном бою Капитан Г. Н. Жидов был тяжело ранен. После непродолжительного лечения он продолжил боевую деятельность.

Як-1 Г.Н.Жидова

Истребитель Як-1 Лейтенанта Г. Н. Жидова, 123-й ИАП, 1942 год.

22 Ноября 1942 года 123-й авиаполк был преобразован в 27-й Гвардейский. А бои не прекрашались... В Декабре 1942 года над Ладожским озером, ударом правой плоскости своей машины, Георгий Жидов уничтожил вражеский бомбардировщик. Сам же благополучно произвёл посадку на повреждённом самолёте. 14 Февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

С Июня 1943 года Гвардии Капитан Г. Н. Жидов сражался в составе 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка под командованием Гвардии Подполковника И. П. Неуструева.

В течение лета и осени 1943 года полк вёл активные боевые действия на Ленинградском и Волховском фронтах. В Июне 1943 года велись напряженные воздушные бои над мостами через Волхов. Несмотря на постоянные налеты противнику не удалось нарушить работу этой важнейшей для Ленинграда коммуникации. Однако размах действий вражеской авиации в те дни не мог не беспокоить советское командование. 8 Июня было решено нанести массированный штурмовой удар по аэродрому Сиверская, где по данным авиаразведки базировалось до 70 самолётов противника различных типов. Для выполнения этой важной задачи привлекалось около 100 самолётов, в том числе 64 истребителя сопровождения.

Первыми на рассвете вылетели две шестёрки истребителей Ла-5 под командованием Капитанов Г. Н. Жидова и И. П. Неустроева. Их главной задачей было блокировать вражеские аэродромы Сиверская и Сиворицы, чтобы не допустить взлёта с них истребителей. Через 5 минут после прихода истребителей в район цели стоянки немецких самолётов и лётное поле бомбили группы наших боббардировщиков и штурмовиков. На земле один за другим вспыхивали костры горящих самолётов. Было уничтожено на земле и сбито в воздушных боях до 20 немецких самолётов и около 15 повреждено. При отходе от цели на наши самолёты пытались напасть несколько FW-190, вызванных с других аэродромов. Но решительными действиями истребителей прикрытия они были отогнаны.

В Апреле 1944 года Гвардии Майор Г. Н. Жидов был назначен командиром 401-го истребительного авиаполка. Последний по времени сбитый им немецкий самолет ( истребитель Ме-109 ) отмечен 30 Июня 1944 года в районе Выборга. В тот день 8 истребителей Ла-5, ведомые Майором Г. Н. Жидовым вылетели на прикрытие своих наземных войск. Встретив группу вражеских самолётов из 12 Ме-109, лётчики в коротком, но напряжённом бою сбили 5 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.

В Апреле 1945 года 401-й ИАП был направлен на Дальний Восток, где в Августе принял участие в боевых действиях на территории Манчжурии.

За время Великой Отечественной войны Георгий Жидов на истребителях И-153, Як-1, Ла-5 выполнил 361 боевой вылет, и ещё 2 боевых вылета на Ла-7 в Манчжурии. Из них: сопровождение бомбардировщиков - 26, сопровождение штурмовиков - 4, патрулирование - 254, прикрытие своих войск - 32, штурмовка - 15, свободная охота - 9, разведка - 23 боевых вылета. В 64 воздушных боях сбил 29 вражеских самолётов: 16 лично и 13 в группе ( 7 бомбардировщиков, 21 истребитель и 1 разведчик Hs-126 ).

Сайт управляется системой uCoz



Встречи с "чёрной кошкой"

Возврат

Н а з а д