15 вылетов Дмитрия Старикова...

В небе над Эльтигеном особенно отличился командир звена Дмитрий Стариков. Только за один день 6 Ноября 1943 года, прикрывая десантников с воздуха, он уничтожил 4 вражеских самолета.

Диму я знал давно, еще по Ставрополью. Простой рабочий паренек, по комсомольской путевке попал в аэроклуб в Черкесске, затем в Ейское военно - морское авиационное училище. Окончил его накануне войны. В Июле 1941 года включился в боевые действия в составе 32-го истребительного авиаполка. Вылетал на штурмовку вражеских колонн, смело вступал в бои с "Мессерами".

"У Старикова рука сильного человека и глаз снайпеpa. В бою не подведет" - так охарактеризовал молодого пилота замкомэск Владимир Снесарев.

Дмитрий был невысок, коренаст, курнос. Сведенные в линию брови над светло - серыми глазами, твердые скулы, твердая черточка губ - результат постоянных предельных нагрузок. В деле сурово сосредоточен, в часы отдыха мягок и незлобив. В Июле 1942 года был назначен командиром звена. Это совпало с удивительным взлетом личного мастерства Димы. За короткий срок, с 17 июля по 10 Сентября, он сбил 10 самолетов противника !  Бесстрашно навязывал бой, бил напористо, метко. Надежным щитом его был ведомый Сурен Тащиев.

17 Июля истребители прикрывали наши корабли на переходе в Новороссийск. Пара Старикова барражировала поодаль от конвоя - гитлеровские бомбардировщики ожидались со стороны моря. Дмитрий первый заметил вырисовывающиеся в дымке силуэты - девять Ju-88 под прикрытием восьмерки Ме-109. По четыре на каждого ?  Но медлить нельзя. Когда их увидят, будет еще труднее.

- Сурен, прикрой, бью ведущего бомбера !

Преимущество в высоте было за ними. Диме хватило мгновения, чтобы с близкой дистанции поразить "Юнкерс". Тот взорвался в воздухе. Остальные бомбардировщики нарушили строй, начали метаться, пытаясь маневрировать в одиночку.

- Теперь будем драться, Сурен !

Юнкерс-88

Немецкий пикирующий бомбардировщик Junkers Ju-88.

Противником Дмитрия оказался ведущий группы "Мессеров". По его почерку Стариков понял: противник тяжелый, искусный боец и отличный пилотажник. Тащиев маневрировал за хвостом друга, отвлекая на себя других фашистов. Стариков попытался набрать высоту, враг опередил его. Стариков вышел из горки мертвой петлей, стараясь зайти ему в хвост, гитлеровец четкой полубочкой обошел его слева. Стариков почувствовал преимущество врага в технике пилотирования. Явственно представил его волчью усмешку: победа над молодым советским пилотом была для него несомненной. Можно, мол, и позволить себе поиграться, как кошка с мышкой. Тем более, что и со стороны ничего не грозило: там метался одинокий "Як" в окружении семи "Мессеров".

"Ну, ну... поразвлекайся", - каменно сжал челюсти Стариков, давая немцу зайти с задней полусферы. И тут же, крутым разворотом, бросил свою машину в лобовую атаку. Секунда, вторая, третья... На бешеных скоростях двое мчались навстречу друг другу. Исход поединка решала отчаянность. Оказалось, что немец ценил себя дороже: в последний момент рванул вверх. В более удобной позиции оказался Сурен. Ударил из всех точек. Трассы уткнулись в желтое брюхо "Мессера".

- Спасибо, дружище ! - крикнул Стариков. - Ныряй в сторону, наши идут !

Подоспела подмога - группа "Яков", вызванная с аэродрома. Гитлеровцы, не приняв боя, поспешили ретироваться...

...6 Августа группа, в которую входил Стариков, прикрывала транспорты, идущие в Геленджик. Истребители, маневрируя, вели круговой обзор. После 30 минут барражирования, когда им на смену должна была подойти другая группа, увидели около 40 бомбардировщиков Не-111 в сопровождении "Мессеров". Гитлеровцы шли четырьмя группами. Первым на одну из них ринулся Стариков. Сбил ведущего, внес растерянность в строй остальных. Но три группы продолжали идти на наши корабли. Стариков атаковал еще одну и вновь поразил ведущего.

Вдохновленные его удачей ястребки за несколько минут расстроили боевой порядок "Хейнкелей", не дав им возможности отбомбиться прицельно, а затем вступили в бой с "Мессерами". Схватка была ожесточенной. Стариков с Тащиевым связали боем 6 истребителей противника. Пользуясь преимуществом в числе, те несколько раз пытались зайти в хвост "Якам". Стариков каждый раз успевал развернуться и ринуться в лобовую. Тогда "Мессеры" стали в круг, прижимая пару "Яков" к воде. Горючее у наших было на исходе, это, кажется, поняли немцы. Ждали, что "Яки" будут вырываться вверх и окажутся в "вилке".

Стариков и Тащиев не торопились. Немцы увеличили радиус круга, стремясь заманить их в него. Стариков принял их "предложение", другого выхода не было. Еще на вираже выбрал цель, открыл огонь. Атака оказалась успешной: гитлеровец задымил и скрылся, снижаясь. Круг на какое - то время разомкнулся, затем сомкнулся вновь. Стариков резко развернулся и снова устремился в атаку. Фашисты, видя решимость советских летчиков драться до конца, выпустили их из круга. Стариков и Тащиев вернулись на свой аэродром с совершенно сухими бензобаками...

...8 Августа. День клонился к закату. На аэродром, затерявшийся среди прибрежных гор, возвращались "Яки", ходившие на прикрытие кораблей. Лететь предстояло Старикову со своим напарником.

Трудно, казалось, найти столь различных людей, как эти двое друзей. Стариков серьезен, сдержан, молчалив. Тащиев - веселый, темпераментный южанин. А может быть, различие в характерах и сделало их неразлучными друзьями ?   Как бы то ни было, но в бою они понимали друг друга без слов.

Корабли шли в Цемесскую бухту. Едва развернувшись в сторону моря, друзья увидели группу "Хейнкелей". Бомбардировщики охранялись восьмеркой "Мессеров".

- Атакуем, пока нас не видят, - как всегда, решил Дмитрий, заходя со стороны солнца.

Вечернее небо прочертили молнии. Две из очередей вонзились в крыло и фюзеляж фашистского бомбардировщика. Разваливаясь, он рухнул в море. Остальные начали сбрасывать бомбы в воду. Ме-109, разделившись на две группы, набросились на дерзких советских летчиков.

В кабине Тащиева раздался хлопок, в лицо брызнули осколки плексигласа. К счастью, в глаза не попали. Через несколько секунд от его меткой очереди задымил один из "Мессеров". Третью вражескую машину сбила подоспевшая четверка "Яков", возглавляемая комэском Борисом Литвинчуком. Гитлеровцам пришлось отступить обратно в море... В этот день Тащиев сбил свой второй самолет, Стариков - шестой.

...9 Августа. В полуоткрытую дверь землянки заглянул солнечный луч, закружил золотые пылинки. На аэродроме заработали моторы. Через час летчики собрались у КП уточнить задание. Последним появился Тащиев. На смуглом небритом лице его были видны густо - зеленые пятачки. Это были следы "работы" доктора.

Стариков в этом вылете шел ведущим четверки. Задача - обеспечение действий группы лейтенанта Виктора Щербакова, назначенной на практике кораблей в районе Туапсе. Но через несколько минут после взлета поступил новый приказ:

- Следуйте в район Анапы на перехват бомбардировщиков противника. Идут на Новороссийск !

Видимость прекрасная, чистая голубизна неба пронизана лучами уже поднявшегося над горизонтом солнца. Внизу просверкала серебром Цемесская бухта, в дымах проплыл Новороссийск. Над Абрау - Дюрсо высоко кружились, поблескивая, 4 "Мессера". Бомбардировщиков не видно. Однако Ме-109 сразу пошли навстречу. Неспроста !

Стариков развернулся, передал Щербакову: "Витя, не отвлекайся, хитрят !" Уже в ходе схватки заметил на небольшой высоте в стороне группу "Хейнкелей". Так и есть !

Ударная четверка обрушилась на "Хейнкели" сверху. Стремительная атака ошеломила врага. Только два бомбардировщика сбросили бомбы на порт, остальные - куда попало. Два бомбардировщика загорелись.

В разгаре боя Стариков заметил еще одну группу бомбардировщиков - они уже подходили к Цемесской бухте. Что делать ?  Резким рывком он выводит машину из боевой "карусели". Оставив троих ведомых связывать боем "Мессеры", в одиночку устремляется на перехват. Атака, вторая... Один бомбардировщик задымил, остальные развернулись в сторону Анапы. "Мессеры", выйдя из боя, последовали за ними.

Стариков быстро собрал свою четверку, бросился вдогон. На подходе к Анапе прошел фюзеляж еще одного из бомбардировщиков. Стрелок из горящего "Хейнкеля" успел послать в него очередь. Мотор продолжал работать, машина хорошо слушалась рулей. Однако горючего оставалось лишь на обратный путь. Подал команду на сбор...

Подходя к аэродрому, проверил шасси. Заклинило !  Приказал ведомым садиться, сам начал выполнять каскад фигур, стараясь высвободить колеса силой инерции. Тщетно. Тогда приземлил машину на фюзеляж...

...10 Августа. Стариков с Тащиевым вылетели на патрулирование. Перехватили шестерку Не-111, направляющуюся на удар по нашим кораблям. Заставили противника сбросить бомбы в воду далеко от транспортов. Дмитрий пристроился в хвост к одному из уходящих на запад "Хейнкелей" и с короткой дистанции поджег его. Опытный фашист сумел скольжением сбить пламя. Стариков вновь зашел ему в хвост и поливал огнем из всего бортового оружия до тех пор, пока бомбардировщик не перешел в крутое пикирование и не врезался в воду.

Хейнкель-111

Немецкий дальний бомбардировщик Heinkel He-111Н-6.

Убедившись, что кораблям больше ничего не угрожает, друзья взяли курс на восток. Неожиданно со стороны солнца на них свалилась пятерка "Мессеров". Завязался жаркий воздушный бой. Одному из гитлеровцев удалось незамеченным зайти в хвост Старикову. Тащиев бросился на выручку, не обращая внимания на то, что в тот миг ему самому в хвост нацелились два фашиста. Подойдя вплотную, выпустил длинную очередь. "Мессер" стал на крыло и рухнул вниз, как сорвавшийся со скалы камень. Должно быть, только это и спасло Сурена: фашисты, уже поймавшие его в прицел, от неожиданности запоздали нажать на гашетки...

...12 Августа. В летную книжку Старикова вносится запись об уничтоженном "Юнкерсе". Утром он вылетел во главе четверки на прикрытие кораблей, идущих в Новороссийск. В районе мыса Идокопас встретил большую группу Ме-109: фашисты намеревались расчистить воздушное пространство для беспрепятственных действий своих бомбардировщиков. Молниеносно оценив обстановку, скомандовал: "Атакуем с ходу "!

Четверка плотным строем понеслась в лобовую. Ведущий "Мессер" быстро увеличивался в размерах. Дмитрий шел как на таран. Нервы фашиста не выдержали, он взял ручку на себя. Этого мгновения оказалось достаточно: в сетке прицела возникло желтое брюхо, последовал разящий залп... В стороне падал еще один сбитый самолет противника.

- Молодцы, ребята ! - крикнул Стариков, разворачиваясь для новой атаки.

Строй вражеских истребителей рассыпался. Вскоре, разбившись на мелкие группы, фашисты уже удирали. Но не успел он собрать свою группу, как слева показалась девятка "Юнкерсов". Фашисты шли стороной, словно давая понять, что бомбить корабли в их задачу не входит.

Фашисты развернулись, строем устремились на корабли. Шесть "Мессеров" прикрытия пытались навязать бой четверке Старикова. Но в этот момент неожиданно для всех сверху спикировала еще одна пара "Яков" - подтянулась с аэродрома - и с ходу сбила двух фашистов.

Воспользовавшись замешательством врага, Стариков увернулся от боя, направил свою группу на "Юнкерсы". Несколькими очередями прошил хвостовую часть ведущего, его кормовой пулемет захлебнулся. Потянулись трассы с соседних "Юнкерсов". Дмитрий пробил левый мотор бомбардировщика, показался дым. Опытный гитлеровец попытался спастись пикированием. Снизившись до бреющего, змейкой уходил в сторону моря. Но Стариков и Тащиев не теряли его из виду. Группа вражеских бомбардировщиков, лишившись вожака, стала расползаться.

- Сурен, добей гада! - крикнул Стариков, решив вернуться к охраняемым кораблям.

Догнав противника, Тащиев нажал на гашетки. Оружие молчало: кончились боеприпасы !  Стариков успел это понять, вышел из разворота и, прижав "Юнкерс" к воде, поливал его огнем до тех пор, пока тот не врезался в море...

Трудные это были дни. Кровопролитные бои шли южнее Краснодара, Майкопа, на перевалах Главного Кавказского хребта. И особенно - на новороссийском направлении. Враг бросал в бой все новые и новые силы, нашим войскам приходилось беспрерывно восполнять потери. Большое значение приобрели морские коммуникации: по ним осуществлялся подвоз живой силы, техники, боеприпасов, горючего. Удары по нашим плавсредствам стали едва не основной задачей фашистской авиации. Флотские истребители самоотверженно защищали свои корабли.

Два дня у побережья стоял густой туман. К утру 15 Августа погода улучшилась. Полк подполковника Павлова начал свой очередной боевой день. Первой ушла в воздух эскадрилья капитана Литвинчука. Ее "дежурство" прошло спокойно: над морем еще висела голубоватая дымка, бомбометание по точечным целям было фашистам затруднено.

Двум звеньям второй эскадрильи "повезло" больше: видимость улучшилась, встречи с противником надо было ждать с минуты на минуту. Стариков первым заметил 12 "Хейнкелей" - двумя группами они заходили на удар по нашим транспортам. Наше звено пошло в атаку.

Вдвоем с Тащиевым свалились на ведущего: "Хейнкель" загорелся. Затем Сурен на резком снижении догнал второго. Очередью с 30 метров сбил и его. Подоспевшее другое звено решило участь третьего фашиста. Остальные девять, беспорядочно сбросив бомбы и не нанеся никакого урона нашим кораблям, поспешно ушли на запад...

Снабжение наших войск, сражающихся в районе Новороссийска, производилось почти исключительно морем. 5 Сентября очередной караван транспортных судов совершал свой опасный рейс на прибрежной коммуникации. В воздухе появился FW-189 - наводчик вражеских бомбардировщиков. Этот отлично вооруженный, защищенный броней и исключительно маневренный самолет - разведчик считался у немцев неуязвимым и действовал без прикрытия.

Задача уничтожить "раму" была поручена Старикову и Тащиеву. Через две минуты друзья были в воздухе. Набрали высоту, пошли на сближение. Двухмоторный, двухфюзеляжный разведчик почти неподвижно висел над кораблями. Дмитрий с ходу устремился в атаку, Сурен, искусно маневрируя, стал отвлекать на себя огонь противника. Нетрудно было представить, с каким волнением наблюдают за этим боем со всех корабельных палуб: ненавистную "раму" знал каждый боец и моряк, но едва ли кому довелось ее видеть сбитой.

Первая атака успеха не принесла: "рама" вильнула, хладнокровно отстреливаясь. Искусно сманеврировав, Стариков и Тащиев взяли ее в клещи. Одна очередь угодила в фюзеляж. Подбитый FW-189 вывернулся, стал уходить. Стариков выбрал удачный угол: вражеский стрелок заслонен правой балкой фюзеляжа. "Рама" накренилась, открыла стрелку обзор. И фашист, и Стариков ударили одновременно. Дмитрию хорошо были видны трассы своих пулеметов. Мимо... мимо... Но вот попала одна. Стариков ударил из пушки. "Рама" описала нелепый полукруг, встала на крыло, дымя и кувыркаясь, обрушилась в море...

Фокке-Вульф-189

Немецкий разведчик - корректировщик Fokke-Wulf FW-189.

Враг рвался на приморское шоссе. Наши войска упорно держались в Новороссийске. Кровопролитные схватки происходили уже у цементных заводов.

10 Сентября утром командир полка вызвал капитана Литвинчука и предложи ему вылететь на "свободную охоту" с любым лётчиком полка. Борис остановил свой выбор на Старикове, которого нашел у хозяйственной землянки - тот самозабвенно рубил дрова. Кажется, из всех "земных" дел он больше всего любил эту работу.

- Сходим на охоту, дровосек ?

Стариков оглядел небо, с сожалением вогнал топор в чурбак.

Кисея дымки висела низко, на взлете Литвинчук едва не задел за дерево. Стариков, взлетев вслед, поскромничал: "Я привяжусь". И весь полет держался как на буксире. То и дело приходилось вести машины по приборам. Только опытнейших своих пилотов мог командир полка выпустить в воздух в такую погоду.

На подходе к Анапе разглядели колонну грузовиков. Проштурмовали с ходу. В районе Геленджика, у Цемесской бухты, на малой высоте встретили "Гамбург-139". Огромная 4-моторная двухкилевая летающая лодка. Размах крыла 30 метров. Экипаж из 6 человек, отличный обзор, сильнейшая броня, 3 пулемета, пушка. Боевое применение: разведка на коммуникациях, поиск подводных лодок, наводка торпедных катеров и бомбардировщиков на обнаруженные цели, спасательные операции, прикрытие кораблей... Как - то этого крокодила видели у самого нашего приморского шоссе: лежа на воде, спокойно корректировал огонь с моря...

Ринулись с ходу, без подготовки. Враг такой дерзости не ожидал. Но изготовился моментально !  Ответные пушечные и пулеметные трассы прошили небо. Одна из очередей ударила в крыло Старикова. У самой воды вышли из атаки. "Гамбург" продолжал полет в том же направлении.

Стариков развернулся на заход, Литвинчук сделал вид, что атакует. Гитлеровцы ударили по нему, он использовал дымку. Стариков приближался с другой стороны, держа в прицеле один из моторов "Гамбурга". Вот он, как на ладони !  Пора...

Огненные струи впились в капот. Перенося трассу на второй мотор, прошил бензобаки. Взрыв... Когда последний пылающий обломок воткнулся в море, в наушниках прозвучало:

- ...и вечная память !  Большая была машина !


*   *   *

Прошел год. И какой !  Разгром гитлеровцев под Сталинградом, грандиозная победа под Курском и Орлом...

Успешно развивались события и на юге. Большая часть Северного Кавказа была освобождена, наступление на Украине создало благоприятную обстановку для разгрома немецко - фашистских войск на Кубани и освобождения Таманского полуострова. Главный удар в районе Новороссийска было решено нанести с трех направлений: с моря, со стороны цементных заводов и с плацдарма Малой земли. Операция началась в ночь на 10 Сентября 1943 года.

Р-39Q Черноморского флота

Р-39Q одного из авиаполков Черноморского флота, 1943 год

...После ночного вылета на поддержку морского десанта гвардии лейтенанты Стариков и Тащиев вновь заступили на дежурство на прифронтовом геленджикском аэродроме. Замаскированные ветками, их ястребки стояли под деревьями, винтами к взлетной полосе. Сидя на крыле своей машины, Стариков беседовал со стажером, инструктором летного училища, прибывшим на боевую практику.

Неожиданно в небо взвилась ракета - к аэродрому приближалась группа FW-190. Тащиев замешкался с парашютом и едва не угодил под бомбы "Фоккеров", вывалившихся на большой скорости из - за гор...

Когда фашисты были отогнаны, с земли последовала команда идти на прикрытие войск в район Новороссийска. Город увидели издали - он был весь в дыму. Пожары, разрывы снарядов, бомб... Приблизившись, осмотрелись, определили места самых ожесточенных схваток - у цементных заводов, возле Федотовки, в порту.

В районе Гайдука встретили два истребителя FW-190. Пошли на сближение. Немцы не рассчитали маневр, разделились. Стариков оказался выше ведомого, выпустил длинную очередь. "Фоккер" отвильнул и совсем оторвался от своего ведущего. Теперь его спасение только в глубоком, с максимальной перегрузкой, вираже или отвесном пикировании. Фашист выбрал первое: расчет на то, что русский не выдержит, сорвется в штопор.

Стариков обернулся: Сурен уверенно следовал за ним, Перегрузка вдавила в сиденье, стало трудно дышать. Круг сужался. Немец оказался искусным пилотом. Менял высоту, надеясь, что русский запоздает с маневром и оторвется. Стариков, в свою очередь, усиливал давление на ручку, вламываясь внутрь виража. Чуть спрямив вираж, нашел прицельный ракурс, Увидел, как враг втянул голову в плечи, уменьшил крен, резко вскинул тупой сизый нос машины. Смертельный рывок оттянул его конец на секунды. Едва "Фоккер" сорвался в пике, Стариков хладнокровно поджег его.

Фокке-Вульф-190

Немецкий истребитель - бомбардировщик Fokke-Wulf FW-190F-2.

Гигантскими зигзагами они продолжали ходить над городом. Искали бомбардировщики противника. Вот они - девятка "Хейнкелей". За ней вторая. Прикрытие - дюжина "Мессеров". Высота 6000 метров, "Хейнкели" идут гораздо ниже.

Дмитрий собрался атаковать, но на врага уже свалилась восьмерка наших ястребков. Стариков и Тащиев получили указание с земли выполнять роль сковывающей группы. Сковали. Ударная группа атаковала бомбардировщики. Строй "Хейнкелей" рассыпался, ведущий их первой группы был сбит. Затем, после короткой схватки, рассеялись и вражеские истребители...

16 Сентября Сурен Тащиев облетывал свой самолет над морем. Его прикрывал Дмитрий. Со стороны мыса Утриш появилась группа вражеских истребителей. Шла встречным курсом. У Сурена не было времени раздумывать. Поймав ведущего в прицел, дал очередь из 37-миллиметровой пушки. Встречные пушечно - пулеметные трассы понеслись к нему. Успел увидеть: у гитлеровца снесен фонарь кабины, машина потеряла управление. Строй фашистов мгновенно распался: как потом выяснилось, Тащиев сбил видного руководителя немецких авиационных частей в Крыму.

Очередь, выпущенная фашистом, тоже оказалась меткой: разбил верхнюю часть кабины, повредила стабилизатор. Сам Сурен был ранен в голову. Машина продолжала полет со снижением, ее неотлучно сопровождал Стариков. Под его прикрытием Тащиев долетел до своего аэродрома и чудом сумел посадить израненный самолет...

Наступление на земле продолжалось. Авиаторы флота, поддерживая сухопутные войска, громили врага за пределами Новороссийска, на перевале Волчьи Ворота, в Неберджаевской, Южной Озерейке, Верхне - Баканской. Срывали готовящиеся контратаки, уничтожали корабли с живой силой и техникой в портах Тамани и Керчи...

22 Сентября эскадрилья Пе-2 40-го авиаполка под прикрытием 12 истребителей 11-го гвардейского вылетела на бомбоудар по плавсредствам в порту Тамань. Девятку пикировщиков вел комэск капитан Андрей Кузьмич Кондрашин, группу истребителей - командир 11-го полка подполковник Иван Степанович Любимов.

Истребители рассредоточились по высоте в группах непосредственного прикрытия и ударной; группы возглавляли прославленные мастера воздушного боя Дмитрий Стариков, Владимир Снесарев, Владимир Наржимский.

При подходе пикировщиков к цели группа была встречена четверкой Me-109. За ними вдали "паслись" FW-190. Пара "Мессеров" пошла в атаку на левое звено Пе-2. Снесарев кинулся на выручку и сбил одного из них. Второго уничтожил Любимов, третьего - Стариков. Ещё один Ме-109 свалили их боевые друзья. Все наши самолёты благополучно вернулись на свой аэродром.

День 25 Сентября 1943 года оказался для Дмитрия самым печальным во всей его фронтовой жизни. В полдень с аэродрома Геленджик на бомбоудар по порту Керчь взлетело девять Пе-2. Группу прикрывали 12 истребителей. Две четверки, составлявшие непосредственное прикрытие, возглавляли капитан Литвинчук и лейтенант Стариков, ударную группу - капитан Карасев.

На подходе к Керчи, на высоте 5000 метров младший лейтенант Трофимов обнаружил позади себя четыре Me-109. Развернувшись влево, увидел еще два. Доложил своему ведущему младшему лейтенанту Шевцову и завязал бой на виражах. Ме-109 ушли на высоту, Трофимов догнал свою группу. Ведущего пары Шевцова в ней не нашел...

Пикировщики отбомбились успешно. Потопили три баржи, буксир, катер - тральщик и четыре моторных судна. После удара два Пе-2 оторвались от группы и пошли Керченским проливом в сторону мыса Такил. Стариков и Тащиев направились на их прикрытие. Отбили атаку четверки "Мессеров". И почти тут же вступили в бой с шестеркой.

Виражи, боевые развороты, бочки, пикирование, горки, схватки на вертикалях. Одного за другим друзья сбили трех фашистов. Остальные обратились в бегство. Но снизу подкрались два "Фоккера". Стариков заметил их, когда они уже сидели на хвосте Тащиева. Огненная струя уперлась в самолет друга, отбила хвост. Машина начала беспорядочно падать... Вокруг беспорядочно падающего изуродованного ястребка беспомощно метался самолет Старикова.

- Прыгай, Сурен !  Прыгай !.. - кричал, заклинал Дмитрий.

Наконец от бесхвостой машины оторвался черный клубок, за ним потянулся грибовидный хвост. В ту же минуту "Аэрокобра" упала в воду...

Купол парашюта надулся, слепя белизной, повис в воздухе. Под ним широко и медленно раскачивался летчик. Жив ?  Стариков подошел ближе. Тело Сурена бессильно обвисло на лямках, голова уронена на грудь, руки и ноги как у ватной куклы. Стариков разглядел окровавленное лицо... Через минуту все было кончено. Сурен опустился в Керченский пролив и сразу ушел под воду. Вокруг никого не было...

С.А.Тащиев
С. А. Тащиев

Смертью отважных погиб замечательный летчик, отличный боевой товарищ, великодушный, самоотверженный человек. В час гибели на боевом счету его была дюжина вражеских самолетов, сбитых им лично. А сколько он помог уничтожить их своему другу и командиру, сколько раз выручал его из неминуемой беды... За боевые подвиги Сурен Амбарцумович Тащиев был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Тяжело переживал потерю верного друга Дмитрий. Товарищи с трудом узнавали его изменившееся лицо, командиры опасались выпускать его в воздух. Через несколько дней на фюзеляже его боевой машины появилась надпись "Сурен Тащиев". Что это значило, враг испытал на себе не раз.

...6 Ноября, в канун великого праздника, шла битва на Эльтигенском плацдарме. И битва под ним. На позиции наших десантников с Керченского полуострова вылетела большая группа "Юнкерсов" под прикрытием "Мессеров". Навстречу с аэродрома Анапа взмыла четверка истребителей во главе с прославленным черноморским асом Дмитрием Стариковым. Его новым ведомым был младший лейтенант Георгий Кочурин. Миновали плацдарм, увидели на западе множество черных точек.

"Лапотники" - спустя минуту определил ведущий, разглядев характерные обтекатели на колесах пикировщиков Ju-87. Идут густо, эшелонами, над ними роем кружат Ме-109. Дмитрий прикинул обстановку. Около 30 "Юнкерсов" идут четырьмя группами, на порядочном удалении одна от другой. Истребители прикрывают их с задней полусферы.

- Боевой порядок - фронт. Идем в лобовую ! - принял решение.

Расчет оказался верным. Пока "Мессеры" успели опомниться, два "Юнкерса" уже задымили, подожженные метким огнем Старикова и Щербакова. Остальные рассыпались, стали поспешно освобождаться от бомб...

Юнкерс-87

Немецкий пикирующий бомбардировщик Junkers Ju-87G.

С ходу ринулись на вторую группу. Она шла выше, удар пришелся снизу. Еще один "Юнкерс", дымя, потянул к земле - его срезал лейтенант Карпунин. Проскочив строй, вышли на истребителей. "Мессеров" было 10, но на помощь им спешило еще около 10 из прикрытия первой группы. Имея подавляющее превосходство в силах, фашисты сразу бросились в бой. Старикову показалась странной такая согласованность в их действиях. Выводя группу боевым разворотом в наиболее выгодное положение, он внимательно осмотрелся. Так и есть ! -  В вышине барражировал одинокий Ме-109, который и управлял действиями своих истребителей.

- Выхожу для атаки на главного, - передал товарищам, уже закружившимся в огненной карусели.

Пока оставшаяся тройка отбивалась от слаженно и неторопливо действовавших фашистов, Дмитрий ушел в сторону солнца, набрал высоту и неожиданно обрушился на увлеченного боем их командира. Ударил наверняка; с 50 метров. "Главный" взорвался. Потерявшие управление "Мессеры" вслед за рассеявшимися "Юнкерсами" поспешили повернуть на запад...

В итоге этого боя враг потерял три бомбардировщика и один "Мессер". На долю Старикова пришлось два самолета.

Второй вылет - в этот же день в 16 часов. Над Керченским проливом встретили 10 бомбардировщиков и 8 истребителей противника. Стариков подал команду сомкнуть строй. И вновь повел свою четверку в лоб. Но затем сманеврировал и ударил сзади.

Атакованный им Ме-109 загорелся, вошел в штопор. Остальные разделились, стали атаковать с разных сторон. На Старикова навалились двое. На выручку поспешил старший лейтенант Виктор Щербаков. С ходу сбил одного. Но главной целью были "Юнкерсы". Стариков оставил пару Щербакова связывать боем "Мессеры", а сам с Белоусовым устремился на бомберов. В считанные секунды свалил одного. Остальные начали сбрасывать бомбы в море. К группе фашистских истребителей подоспела еще четверка Ме-109, Стариков поспешил на помощь товарищам. В неравном бою отважное звено гвардейцев уничтожило еще один "Мессер".

Таким образом, за один этот день лично Дмитрием было сбито 4 самолета противника и столько же пришлось на долю его ведомых.

Мессершмитт-109

Немецкий истребитель Messershmitt Bf.109G-6.

Так сражался отважный черноморский воздушный боец Дмитрий Стариков. Так вместе с ним - и после смерти своей - продолжал сражаться его незабвенный боевой друг Сурен Тащиев. О бесстрашном советском асе, имя которого было начертано на неуязвимой, внушающей ужас машине, среди гитлеровцев стали распространяться легенды...

Этим и хотелось бы закончить мне свой далеко не полный, заведомо ограниченный рамками немногих боевых вылетов, рассказ об одном из моих боевых друзей - простом рабочем пареньке с "рукой сильного человека и глазом снайпера". И с верным, преданным сердцем, с великой душой. Кончить тем, чем и начал, одним из самых печальных и самых удачных в его боевой жизни дней, когда он впервые вылетел в бой без своего неразлучного друга.

Но... Все равно же возникнет вопрос: а что было с ним дальше ?   Дальше все то же - бои и бои... Освобождение Крыма, красный вымпел над Севастополем... На счету Дмитрия Старикова, прославленного воздушного бойца, - 479 боевых вылетов, 21 лично сбитый им самолет - самый большой на то время счет на всем Черноморском флоте. Из поверженных им гитлеровских машин можно было бы составить целую коллекцию: "Мессершмитты" и "Фокке - Вульфы" различных марок и назначений, "Хейнкели", "Хеншели", "Юнкерсы", "Гамбург"...

Сражался, водил в бой друзей, срывал удары вражеских бомбардировщиков по нашим наступающим войскам, обеспечивал успешные действия своих бомбардировщиков и торпедоносцев...

И вот - тишина. Закончилась Великая Отечественная война. В эти непривычно тихие дни летчики отдыхали, ждали, куда перебросят, набирались сил. Стояли на старом, многим знакомом еще по довоенным временам, крымском аэродроме Саки. Один из этих дней оказался для Дмитрия особенно радостным: его отпустили в Краснодар свидеться с женой, она ждала ребенка...

Да... Сколько раз приходилось мне поражаться жестокой нелепости многих смертей. Даже казалось, судьба издевательски выбирает самых умелых, сметливых, отважных, будто бы чтоб убедить остальных: никто на войне сам себе не хозяин. Но - уже после войны...

Дима ехал в Симферополь в кабине грузовика. Заранее переживал счастье встречи, радовался жизни, победе. За одним из поворотов шофер притормозил: на дороге стоял с поднятой рукой офицер. По званию он был старше, Дима не раздумывая вылез из кабины, перебросил упругое тело через борт. Скамеек в кузове не было, он стал, навалившись локтями на скользкую крышу кабины. И снова - воспоминания, раздумья, мечты, веселый ветер навстречу...

Крымская "серпантинная" магистраль. Изувеченная войной, изъезженная, изрытая... В полку только и поняли: "Орденов полна грудь... Герой !  Не иначе как ваш, наверно..." Помчались, нашли, привезли...

Наш аэродром от Саки был далеко, я узнал обо всем позже. Но все равно - как удар в сердце: "Дима Стариков, слышал ?  Под машиной... Да нет, при чем тут самолет, грузовиком на дороге. На повороте выбросило из кузова - головой об асфальт..."

Сколько ни привыкай к смертям, не привыкнешь. И рассказывать о них без нужды не станешь. Но... все равно спросят.

За свои подвиги летчик - истребитель капитан Дмитрий Александрович Стариков удостоился высшего признания Родины - звания Героя Советского Союза. Был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I-й степени, многими медалями.

( Из книги известного лётчика, Героя Советского Союза
Василия Ивановича Минакова - "Гневное небо Тавриды" )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д