HSU

Ренц Михаил Петрович

М.П.Ренц

Родился 22 Ноября 1916 года в Курске, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем паровозного депо. С 1938 года в Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Был инструктором в Мелитопольском училище.

С Марта 1943 года в действуюшей армии. К концу Апреля 1945 года командир эскадрильи 30-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт ) Гвардии Майор М. П. Ренц совершил 246 боевых вылетов, провёл 56 воздушных боёв, в которых лично сбил 18 вражеских самолётов.

Войну закончил в Берлине. Всего выполнил 294 боевых вылета, провёл 63 воздушных боя, в которых сбил 20 самолётов противника лично и 5 - в составе группы. 15 Мая 1946 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Высшие авиационные курсы, командовал полком. В период Корейской войны 1950 - 1953 годов был Старшим инспектором по технике пилотирования 64-м истребительным авиационным корпусом. С 1958 года Полковник М. П. Ренц - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Жил в городе Воронеже.

*   *   *

Свой боевой счёт Михаил Ренц открыл весной 1943 года, на Курской дуге. Там происходили не только величайшие за всю войну наземные сражения, но и не меньшие по размаху воздушные бои. Так, 22 Мая целая армада немецких бомбардировщиков, 110 машин, под прикрытием 70 истребителей произвела налёт на железнодорожный узел Курска. На его прикрытие были подняты в воздух наши истребители, в том числе и эскадрилья, в которой летал Лейтенант Ренц. Михаил Петрович сбил тогда бомбардировщик He-111 и истребитель FW-190. А всего в ходе боя было уничтожено 67 самолётов противника. До курского вокзала немцы так и не долетели и больше бомбить его не пытались...

Самого Ренца тоже дважды сбивали, причем оба раза в 1943-м году. Сначала под Гомелем - тогда ему удалось дотянуть до своего аэродрома и посадить самолёт, потом под Курском, 28 Мая. В тот день он отправил на землю ещё 2 вражеских бомбардировщика, но на выходе из атаки зацепили и его машину. Самолёт загорелся, пришлось прыгать с парашютом. Но и на этот раз все закончилось благополучно - приземлился у своих.

Войну он заканчивал в составе 16-й Воздушной армии, нецеленной на Берлин. В первой половине Марта 1945 года в ожесточённых воздушных схватках особенно отличились лётчики 273-й истребительной авиационной дивизии. 15 её пилотов, в том числе и Капитан М. П. Ренц, сбили 16 самолётов противника. Командир 273-й ИАД Полковник Н. В. Исаев за умелое руководство дивизией и сбитые им лично в 38 воздушных боях 9 и в группе 4 самолёта был удостоен звания Героя Советского Союза.

Не менее напряжённые воздушные сражения проходили и в Апреле 1945 года. Так, 18 числа лётчики 6-го ИАК, обеспечивая действия штурмовиков, провели 21 воздушный бой и уничтожили 27 вражеских самолётов. При этом по 2 самолёта уничтожили Подполковник X. М. Ибатулин, Майоры Н. Ф. Кузнецов и М. П. Ренц и некоторые другие.

Золотую Звезду Героя лётчик - истребитель Михаил Петрович Ренц получил за свой персональный "подарок" на день рождения Адольфу Гитлеру. Причём характеристику на присвоение высокого звания ему подписывал не кто - нибудь, а сам Маршал Советского Союза Георгий Жуков. А дело было так. Весной 1945 года 30-й ГвИАП, в котором летал Майор Ренц, "зачищал", как бы теперь сказали, небо над Берлином. На подступах к столице Германии шли ожесточённые бои, и надо было, во - первых, не дать немецкой авиации ( а её у противника оставалось всё ещё порядочно ) бомбить наши войска, а во - вторых, прикрывать от атак "Фокке - Вульфов" наши штурмовики, "работавшие" по немецким позициям.

20 Апреля ( именно в этот день, напомним, именины у фюрера ) 14 наших истребителей под командованием Ренца сопровождали к месту бомбежки 15 штурмовиков Ил-2. В районе берлинского предместья Блумберг группа встретилась с шестью десятками "Фоккеров". Те летели штурмовать позиции советских войск, но, заметив наши самолёты, решили, пользуясь значительным численным превосходством, уничтожить сначала их.

Но, по всей видимости, фразу Суворова насчёт "не числом, а умением" в немецких авиашколах не проходили. И зря: превосходство - превосходством, а драться русские лётчики умели, как оказалось, гораздо лучше. Так, скажем, участвовавший в бою Майор Кузнецов, сбив один "Фоккер", другому просто - напросто отрубил хвост винтом своей машины. Немец упал, но и наш лётчик получил тяжёлые ушибы, а самолёт его был повреждён. Пришлось садиться прямо на нейтральной полосе, рядышком с немецкими траншеями. Те кинулись брать лётчика в плен, но наша пехота атакой отбила его. А самолёт Старшего лейтенанта Филатова немцам удалось подбить. Пилоту пришлось прыгать из горящей машины с парашютом - он приземлился в расположении немецких войск и был взят в плен. Однако, 2 Мая наши войска освободили и его...

М.П.Ренц в кабине 'Аэрокобры'
Михаил Ренц, 1945 год.

В этом скоротечном, но ожесточённом бою наши истребители сбили 5 немецких самолётов ( 2 из них - на счету Михаила Петровича ) и выполнили при этом сразу две задачи: прикрыли свои штурмовики и предотвратили атаку врага по наземным позициям Красной Армии - уцелевшим "Фоккерам" лететь туда почему - то сразу расхотелось. Информация о сражении 20 Апреля попала даже в сводки Совинформбюро - это был если не самый последний, то один из завершающих воздушных боёв войны.

21 Апреля истребители 16-й Воздушной армии, прикрывая войска и сопровождая бомбардировщики и штурмовики, провели 122 воздушных боя и уничтожили 90 немецких самолётов. По 2 самолёта врага уничтожили в боях Майор М. П. Ренц, Капитан Г. К. Елисеев, Старший лейтенант Кузнецов и Младший лейтенант А. X. Камалетдинов. Особенно хорошо дрались лётчики 30-го Гвардейского ИАП, уничтожившие 15 самолётов.

Р-39N Михаила Ренца

P-39N-1 ( серийный номер 42-9553 ) с тактически номером "84" белого
цвета Майора М. П. Ренца, 30-й ГвИАП, Германия, весна 1945 года.

О капитуляции Германии Михаил Петрович Ренц узнал, сидя в кабине своей "Аэрокобры" ( на борту его машины была надпись "За погибших братьев": два брата Михаила Петровича погибли на фронте, ещё один был тяжело ранен ). Утром 9 Мая он, как и всегда, ожидал приказа на взлёт ( хотя к тому времени небо над Берлином было уже практически чистым - наши лётчики постарались ). И тут вместо вылёта - Победа !   Хотя повоевать нашим лётчикам всё - таки ещё пришлось: там и сям оставались небольшие группировки немецких войск, не подчинившихся приказу своего командования о капитуляции и продолжавших сопротивление.

Свой последний боевой вылет ( и едва ли не самый последний в истории всей Великой Отечественной ) Гвардии Майор М. П. Ренц совершил аж 14 Мая 1945 года. Его эскадрилья получила приказ сопровождать 9 штурмовиков в местечко Ратенов в 80 км западнее Берлина - там как раз обнаружили кучку продолжавших воевать немецких солдат. Бомбёжки и штурмового удара наших истребителей оказалось достаточно, чтобы убедить "непримиримых" сдаться.

М.П.Ренц

К концу войны на счету Героя Советского Союза, кавалера многих орденов и медалей Гвардии Майора М. П. Ренца было 294 успешных боевых вылета, 63 проведённых воздушных боя, 20 вражеских самолётов сбитых лично и 5 - уничтоженных в группе с товарищами.

После окончания войны Михаила Петрович ещё долго продолжал службу в авиации, занимая различные командные должности. Лишь в 1958 году, в звании Полковник, он вышел в запас.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д