HSU

Кузнецов Иннокентий Васильевич

И.В.Кузнецов

Иннокентий Кузнецов родился 12 Декабря 1914 года в селе Дума, ныне село Нукут Аларского района Иркутской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы и курсы трактористов. Работал механиком в МТС. В 1934 году вместе с семьёй переехал в Иркутск. Участвовал в строительстве авиационного завода. Затем работал на нём слесарем. Одновременно учился в аэроклубе. В 1938 году по комсомольской путёвке направлен в Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А. К. Серова, которую окончил в 1940 году.

К началу Великой Отечественной войны он уже свободно летал на новейшем истребителе MиГ-3 и служил в составе 129-го истребительного авиаполка, расположенного в Белостокской области. Этот полк входил в состав 9-й смешанной авиационной дивизии, под командованием Героя Советского Союза Генерал - Майора С. А. Черных, одного из Асов Испанской войны, уничтожившего лично 3 вражеских самолета ( в том числе и новейший истребитель Ме-109B ). К началу войны 9-я СмАД считалась одной из лучших в Советских ВВС.

129-й авиаполк стал фактически единственным подразделением дивизии пережившим весь ужас первого дня войны, когда практически вся ее техника была уничтожена на аэродромах вражескими бомбардировщиками. Услышав грохот разрывов немецких авиабомб командир полка Капитан У. М. Беркаль, проявив инициативу и немалую личную смелость ( в тот момент лишь немногие осмелились нарушить приказ Сталина "не поддаваться на пограничные провокации со стороны немцев" ), отвел эскадрильи полка на запасной аэродром, расположенный в 8 км от границы.

МиГ-3 И.В.Кузнецова, Июнь 1941 г.

22 Июня 1941 года, в первый же день войны, И. В. Кузнецов одержал свою первую победу, сбив вражеский бомбардировщик He-111. В то время он летал на истребителе МиГ-3 с бортовым номером "26" ( рисунок слева ). После напряженных боев полк был отправлен на переформирование в 22-й запасной авиаполк ( Ивановская область ). В свою часть Иннокентий уже не вернулся, спустя некоторое время, он оказался в 180-м авиаполку дислоцировавшемся к северу от Ржева.

В Июне 1942-го полк, перевооруженный уже на английские истребители Хаукер "Харрикейн", переместился под Белгород. К тому моменту на счету летчика числилось 5 воздушных побед. В течение месяца напряженных боев 180-й ИАП потерял почти всю материальную часть и в конце Июля был вновь отправлен на переформирование. На этот раз летчики получили американские "Аэрокобры" ( из числа первых английских поставок ), но И. В. Кузнецов, ставший уже командиром эскадрильи, некоторое время летал и на Як-1. В Ноябре 1942 года авиаполк был переименован в 30-й Гвардейский и теперь имел в своем штате уже 3 полноценные эскадрильи ( 32 машины ).

3 Марта 1943 года командир эскадрильи 30-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиакорпус, 16-я Воздушная Армия, Центральный фронт ) Гвардии Старший лейтенант И. В. Кузнецов во главе четвёрки "Аэрокобр" в районе станции Лиски под Курском вступил в бой с 6-ю истребителями FW-190. Кузнецов с ходу атаковал противника и сбил одного из них. Но в это время появилась ещё одна шестёрка "Фоккеров", которая связала боем подчинённых Кузнецова. Он остался один против пяти немцев. Они взяли его в клещи и подожгли. Кузнецов заметил, как один FW-190 зашёл к нему в хвост. Тогда он резко сбросил газ и взял ручку на себя. "Аэрокобра" погасила скорость, а "Фоккер" проскочил вперёд. После этого Кузнецов обрушил свой самолёт на врага. Сам приземлился на парашюте на нейтральной полосе. Наши артиллеристы открыли заградительный огонь, а пехотинцы вытащили раненного лётчика и доставили его в медсанбат.

Як-1 И.В.Кузнецова

Як-1 Иннокентия Кузнецова, 30-й ГвИАП, Февраль 1943 года.

За свой подвиг Кузнецов награждён орденом Красного Знамени. К тому времени в 32 воздушных боях он одержал 7 личных и 15 групповых побед. Десятью днями позже, 10 Марта 1943 года, 30-й ГвИАП перебазировался на аэродром Чернява, поступив распоряжение ВВС Центрального фронта. В Январе 1944 года Иннокентий Кузнецов был удостоен высшей военной награды Великобритании - Орден "Ди - Эф - Си" ( в наших ВВС его имели всего 7 пилотов ).

В Апреле 1945 года заместитель командира 30-го ГвИАП Гвардии Майор И. В. Кузнецов вылетел во главе четвёрки "Аэрокобр" на прикрытие переправы через реку Одер. Над городом Штернбек лётчики обнаружили 12 истребителей FW-190 и вступили с ними в бой. С первой же атаки Кузнецов сбил самолёт ведущего. Вдруг он заметил, как пара "Фоккеров" атакует его ведомого. Времени для маневра и прицеливания не было, и тогда Кузнецов решил таранить. От удара немец рухнул на землю. Свою повреждённую "Аэрокобру" Кузнецов довёл до линии фронта и посадил на брюхо на нейтральной полосе.

И.В.Кузнецов

Войну Иннокентий Васильевич закончил в Берлине. Свой последний боевой вылет Гвардии Майор И. В. Кузнецов совершил 9 Мая 1945 года. Всего во время войны он произвёл 356 боевых вылетов и одержал 30 воздушных побед - 15 самолетов сбил лично и 15 в составе группы, в том числе 2 - тараном. За это время через его руки прошли самолеты различных типов: МиГ-3, "Харрикейн" Mk.IIb, Як-1 и P-39D "Аэрокобра".

За период боевой деятельности Иннокентий Кузнецов был награжден рядом правительственных наград, несколько раз представлялся к званию Героя Советского Союза, однако тогда не получил Золотой Звезды Героя !  Основной причиной этого стали довольно непростые отношения летчика с командиром 30-го Гвардейского авиаполка.

После войны Иннокентий Васильевич расстался с армией, в 1946 году он демобилизовался и вернулся на авиационный завод в Иркутск. Работал мастером группы сборщиков, затем лётчиком - транспортником. В Сентябре 1951 года перевёлся на работу в ЛИИ. Окончил курсы лётчиков - испытателей. В 1954 году вернулся на Иркутский завод. Испытывал серийные Ил-28, Ту-14 и Ан-12. В 1956 году принимал участие в оказании помощи Египетским ВВС по обучению их пилотов полетам на реактивном бомбардировщике Ил-28. В начале 60-х годов он расстался с авиацией и ушел в отставку. Проживал в Ейске, затем в Геленджике.

Но справедливость восторжествовала и 22 Марта 1991 года за мужество и отвагу, проявленные в период Великой Отечественной войны, Майору в отставке И. В. Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза. За период службы он награждался Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Александра Невского, Красной Звезды, медалями. Умер в 1996 году. Похоронен в Геленджике, где его имя присвоено одной из школ.



Дополнительную информацию о И. В. Кузнецове и других Советских Асах Вы можете найти  на  сайте  "Уголок  неба",  в разделе: "История  ВВС,  Вторая  Мировая  война"  ( http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/skyknight.html ).

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д