HSU

Ковзан Борис Иванович

Б.И.Ковзан

Борис Ковзан родился 7 Апреля 1922 года в городе Шахты, ныне Ростовской области, в семье служащего. Окончил 8 классов в городе Бобруйске Могилёвской области и местный аэроклуб. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С первых же дней Великой Отечественной войны Борис Иванович на фронте. Свой боевой счет Младший лейтенант Ковзан открыл уже в Августе 1941 года, сбив вражеский бомбардировщик "Дорнье-215". Вспоминает Борис Иванович:

- Сердце обливалось кровью, когда я узнал, что в первый день войны несколько бомб было сброшено и на родной Бобруйск. На третий день войны немецкие "стервятники" были замечены в небе над Гомелем, где я служил. Попросил разрешения на взлет..."  Нагло вел себя фашистский "Ас". "Это еще больше меня "взвинтило" !  Ну, думаю, сейчас покажу тебе, где раки зимуют. Выбрал удобное положение и открыл огонь. Вспыхнул "Ас" и пошел вниз..."

А на таран вражеского самолета он впервые пошел уже в битве под Москвой, 29 Октября 1941 года, сражаясь в составе 42-го истребительного авиаполка. В тот день Борис Ковзан на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Зарайска Московской области:

- Я обстреливал вражескую колонну, вдруг заметил "Мессершмитт-110", который "прикрывал" своих. Решил атаковать. Я знал, что самолеты этого типа имеют сильное наступательное вооружение и спаренный пулемет, защищавший заднюю полусферу. Тем не менее мне удалось поразить стрелка, но тут закончились боеприпасы, да и горючее было на исходе. Тогда и пошел на таран... Сам же благополучно приземлился на своём аэродроме".

За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени. 22 Февраля 1942 года Старший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на истребителе Як-1 вновь таранил бомбардировщик противника. И опять произвёл посадку на повреждённом самолёте. 9 Июля 1942 года в районе села Любница Новгородской области в воздушном бою, на том же самолёте, он снова таранит вражеский истребитель. И вновь благополучно приземляется !  Вспоминает Борис Иванович:

- Когда таранил врага третий раз, мой самолет уже имел несколько пробоин, но все еще слушался меня. Немецкий лётчик выпрыгнул с парашютом, но тот запутался в обломках вспыхнувшего самолета... Я же, кое - как, но сел на разбитой машине. Жители деревни Демьяник, над которой проходил бой, наблюдали за поединком. Детишки гурьбой подбежали ко мне: "Дядечка, дядечка...". Какой я вам дядечка, - говорю им, - мне ж всего 20-й год пошел... Хоть я был страшно уставший, оставлять машину не рискнул. Знал, что местные жители могли растащить ценные детали. Дождался участкового милиционера...

К середине Июля 1942 года лётчик 744-го истребительного авиаполка ( 240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я Воздушная Армия, Северо - Западный фронт ) Старший лейтенант Б. И. Ковзан совершил 142 боевых вылета, лично сбил 3 самолета противника и 1 в группе с товарищами.

13 Августа 1943 года в районе города Старая Русса эскадрилья советских истребителей Ла-5 возвращалась на свой аэродром. Настроение у Капитана Ковзана было приподнятое - в только что закончившемся бою он уничтожил очередной вражеский самолёт. Внезапно со стороны солнца на группу обрушилось 11 немецких истребителей. Завязался тяжелый бой. Борис сбил одного "Мессера", но затем был тяжело ранен - пуля, попав в голову, выбила глаз. Отстегнув ремни и открыв фонарь кабины, Борис направил свой поврежденный самолёт навстречу врагу...

- С этим наглым фашистским пилотом я уже имел встречу. Но тогда он ушел. В том же бою, я решил не упускать случая. Ни у него, ни у меня уже не было боеприпасов. Я предложил ( понятными лётчику знаками ) лобовую атаку. Он не струсил, рассчитывал, видно, что я не выдержу... Но не тут - то было. Наши самолеты столкнулись. Конечно, разбились вдребезги...

От удара оба самолёта развалились на куски. Отодвинутый фонарь спас ему жизнь - потерявшего сознание Бориса вышвырнуло из кабины, и он стал падать с высоты 6-ти километров... Сознание вернулось к нему всего на несколько секунд. Он увидел - вот она, земля !  Борис не знал, сколько до нее оставалось - 200 метров или всего 150. Последним усилием он рванул вытяжное кольцо и ... снова потерял сознание.

Есть хорошая поговорка - везет в жизни только настойчивым и упорным !  Ковзану нельзя было отказать ни в том, ни в другом. И ему невероятно повезло. Упади Борис на луг или на лес, он бы неминуемо разбился насмерть даже при раскрытом парашюте. Но он угодил в зыбкую трясину. При падении сломал бедро, руку, несколько ребер. Но остался жив, чуть жив. Белорусские колхозники, наблюдавшие за воздушным боем, вытащили Бориса из трясины, в копешке прошлогоднего сена привезли к партизанам. А уж оттуда, с лесного аэродрома, так и не пришедшего в сознание лётчика переправили в Москву.

24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Борису Ивановичу Ковзану было присвоено звание Героя Советского Союза.

В госпитале Ковзан пролежал целых 10 месяцев. Там ему пришлось выдержать свой самый тяжелый и упорный бой - за то, чтобы выжить. "Я цеплялся за жизнь зубами", - скажет он потом. Через 2 месяца почти срослось бедро. Еще скорее зажила сломанная рука. Через полгода затянулась страшная рана на голове. Но глаз ! Стеклянный, как ни искусно он сделан, как ни похож на настоящий, он все равно ничего не видит. Ведь одноглазый человек не способен оценить расстояние, уловить тот "последний дюйм", который так важен для лётчика. Разрешить такому летать - значит взять на себя огромную ответственность за исход боя, за судьбу самолета и самого человека. Кто взвалит на себя такую ответственность ?

И все - таки Борис добился своего. Он был выписан из госпиталя с желанной резолюцией: "Годен без ограничений". Герой Советского Союза лётчик Ковзан прошел войну до конца, в воздушных схватках сбил еще 6 самолетов противника. Всего же, он совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев, в которых уничтожил 28 вражеских самолетов. Своими легендарными подвигами он доказал, что нравственная стойкость советского человека, мужество, стремление отдать все силы для достижения Победы способны преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. Вспоминает герой нашего очерка:

- Справедливости ради, надо заметить, что среди немецких лётчиков тоже попадались отчаянные парни. На некоторых вражеских самолетах вызывающе пестрело по 30 - 40 и более крестов. Где - то над Африкой, Францией или в начале войны над нашей территорией им легко давались победы. Но вскоре ситуация изменилась. К примеру, как только в воздух поднимались я или мой земляк Фёдор Архипенко, рация перехватывала немецкие позывные: "Ахтунг, ахтунг !"  И далее следовал приказ всячески уклоняться от боя...

В немецких авиационных штабах прекрасно знали фамилии наиболее известных советских лётчиков. А задание сбить Бориса Ковзана или Фёдора Архипенко получали лишь признанные "Асы" летного дела, стремившиеся получить за воздушные победы побольше Железных крестов. Но... как весело заметил Борис Иванович:

Б.И.Ковзан

- 28 таких храбрецов удостоились от меня лишь березовых крестов !  А я, слава Богу, хожу по земле и в небо иногда поднимаюсь - молодых учу...

После войны Борис Иванович продолжал службу в авиации. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию. С Декабря 1958 года Подполковник Б. И. Ковзан - в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба. Затем Полковник в отставке Б. И. Ковзан жил в Минске. За период службы был награждён Орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 31 Августа 1985 года.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д