HSU

Каберов Игорь Александрович

И.А.Каберов

Родился 25 Апреля 1917 года в деревне Никулинское, ныне Вологодского района Вологодской области, в семье крестьянина. Окончив 7 классов, работал слесарем на Вологодском вагоноремонтном заводе. Окончил Коктебельскую лётную школу Осоавиахима в 1938 году. Работал лётчиком - инструктором в Новгородском аэроклубе. С 1939 года служил в ВМФ, год спустя окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны, защищал Ленинград в составе 5-го истребительного авиационного полка ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота ).

К Ноябрю 1942 года заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитан И. А. Каберов произвёл 397 боевых вылетов. В 92 воздушных боях сбил лично 8 самолётов противника и 18 в группе. 24 Июня 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего совершил 476 боевых вылетов и уничтожил 28 самолётов противника.

После войны продолжал службу в авиации ВМФ. В 1952 году окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию. С 1960 года Гвардии Полковник И. А. Каберов - в запасе. Жил в Новгороде. Сначала работал на одном из заводов, затем - начальником Новгородского аэропорта, ещё позже - начальником областного авиаспортклуба. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Автор книги "В прицеле - свастика". Умер 2 Октября 1995 года.

*   *   *

Свой боевой счёт Игорь Каберов открыл 4 Августа 1941 года, сбив в воздушном бою истребитель Ме-109. В том же месяце, у села Большие Пруды Ленинградской области, Лейтенант И. А. Каберов на истребителе И-16 таранил вражеский бомбардировщик Ju-88. Свой повреждённый самолёт благополучно посадил в поле.

Затем долгое время Каберов воевал на истребителе ЛаГГ-3. Степень напряжения, с какой наши лётчики вели бои осенью 1941 года, можно проследить на примере нескольких дней...

И.А.Каберов

С 10 Cентября 1941 года главной задачей морской авиации была поддержка наземных войск и сопровождение штурмовиков. Ведя интенсивные бои, пилоты иной раз за день совершали по 6 - 7 боевых вылетов. В один из таких дней Игорь Каберов и Егор Костылев сидели в состоянии боевой готовности в кабинах своих ЛаГГ-3. Внезапно появились четыре вражеских Ме-109. Обнаглевшие немцы подождали, пока советские истребители взлетят в воздух и лишь после этого вступили в бой. Однако в 20-минутной схватке ни кому не удалось одержать победы.

Заправившись и пополнив боекомплект Каберов, Костылев и Халдеев вылетели на перехват корректировщика Hs-126, сопровождаемого парой "Мессеров". В коротком бою Халдеев свалил "Хеншель" и советские истребители без потерь вернулись на базу. Однако лётчикам не удалось даже перекусить - их тут же отправили на перехват трёх Ju-88, которые летели без сопровождения в направлении аэродрома 5-го авиаполка. Каберов, Костылев и Киров перехватили немцев и всех сбили, причем Каберов расстрелял один из бомбовозов с расстояния всего лишь 30 метров.

Успев, наконец, пообедать, та же тройка плюс ещё один пилот - Семёнов - снова вылетели на задание. Hа этот раз они должны были прикрывать сухопутные войска в районе Красного Села. Там советским истребителям пришлось вести 40-минутный бой с двумя десятками Ме-109, пока не подоспели истребители армейской авиации.

ЛаГГ-3 Игоря Каберова

Истребитель ЛаГГ-3 из состава 3-го ГвИАП ВВС КБФ, на котором
зимой 1942 - 1943 годов летал Старший лейтенант И. А. Каберов.

На земле техники сумели быстро подготовить машину к бою и Каберов вместе с Мясниковым ( на Як-1 ) вылетели на очередной перехват. Через несколько минут боя капот двигателя "ЛаГГа" сорвался с замков и встал вертикально, совершенно закрыв пилоту передний обзор. В такой ситуации пилоту "Яка" пришлось в одиночку вести бой с четвёркой Ме-109, подоспевшей на помощь "Юнкерсу". В это трудно поверить, но Каберов сумел вернуться на базу и, не считая пары "козлов", благополучно приземлился. Оставшийся в одиночестве Мясников не только уцелел, но и смог пощипать одного "Мессера".

Однако Каберову так и не дали отдохнуть. Вместе с Халдеевым он вылетел сопровождать семёрку Ил-2, которых дополнительно сопровождали пара армейских Як-1 и четыре И-16. И снова был тяжёлый бой с Ме-109. Hемцы успели сбить одного "Яка" прежде чем подоспели 8 армейских И-15, вооружённых реактивными снарядами PC-82.

Когда вечером Каберов получил приказ в 7-й раз подняться в воздух, он не мог в это поверить. Тем не менее вместе с Костылевым он снова вёл бой с четвёркой Ме-109 и смог повредить две немецкие машины. Приземлившись, Каберов уснул прямо в кабине самолёта, не успев даже заглушить двигатель...

Hа следующий день в одном из боёв советским лётчикам удалось сбить Ме-109, пилот которого сумел воспользовался парашютом. Когда Каберов с Костылевым подлетели ближе, висящий на стропах немецкий пилот поприветствовал их нацистским жестом, а потом начал стрелять по ним из пистолета. Hесколько секунд спустя очередь из 20-мм пушки превратила купол парашюта врага в кучу обгорелых полосок ткани...

14 Сентября Игорь Каберов уничтожил бомбардировщик Ju-88, а 23 Сентября сбил над Кронштадтом вражеский самолёт - разведчик Ju-86, который фотографировал результаты налета пикировщиков Ju-87 из I./StG 2 на линкор "Марат".

ЛаГГ-3 Игоря Каберова

ЛаГГ-3 Старшего лейтенанта И. А. Каберова, 3-й ГвИАП КБФ, 1942 год.

1 Января 1942 года Каберов одержал сразу 2 воздушные победы, а весной пополнил их счёт ещё несколькими сбитыми самолётами.

17 Мая 1942 года лётчики 3-го Гвардейского авиполка провели в районе Кронштадта бой с пилотами известной немецкой эскадры JG 54 "Grunherz". В этом сражении были сбиты лётчики штабного штаффеля фельдфебель Герхард Лаутеншпагер ( имевший 31 победу ) и лейтнант Осси Унтерлерхнер ( 27 побед ). И хотя истребителям Старших лейтенантов И. А. Каберова и Г. Д. Костылева сильно досталось от пушек и пулемётов "Мессершмиттов", праздновали победу Гвардейцы - балтийцы, а не их оппоненты.

Летая на истребителе ЛаГГ-3, Игорь Каберов одержал значительное число своих побед. На этой же машине он, одним из первых в полку, в лобовой атаке "завалил" новейший по тем временам немецкий истребитель FW-190.

Вскоре 3-й ГвИАП был перевооружён на английские истребители Хаукер "Харрикейн", на которых лётчики провели немало замечательных боёв в небе Ленинграда.

2 Сентября 1942 года две восьмёрки "Харрикейнов" провели тяжёлую схватку с немецкими истребителями в районе Красного Села. Первый удар приняли на себя два звена истребителей, возглавляемых комиссаром полка Матвеем Ефимовым. В бою, длившемся целый час, советские пилоты добились 4 побед, потеряв одного пилота - Старшего лейтенанта А. Евграфова. Ещё три "Харрикейна" совершили вынужденную посадку под Ленинградом. Вызванная на помощь восьмёрка "Харрикейнов" завязала бой с 15 пикировщиками Ju-87 и 10 прикрывавшими их Ме-109. Бой длился 50 минут, и хотя немцы получили подкрепление, пилоты Львов, Черненко и Каберов смогли записать на свой боевой счёт по одному "Мессершмиту", а пилот Руденко свалил Ju-87.

Истребитель 'Харрикейн'

Истребитель Хаукер "Харрикейн" Mk.IIB Советских ВВС, лето 1942 года.

24 Января 1943 года четыре ЛаГГ-3 ( лётчики Капитан И. А. Каберов и Старшие лейтенанты А. А. Шлаков, Н. И. Шестопалов и Н. Я. Нагорный ) патрулированием в воздухе на высоте 3000 метров прикрывали войска Ленинградского фронта в районе населённого пункта Синявино. Лётчик Нагорный первым обнаружил три бомбардировщика Ju-88, которые в сопровождении двух истребителей Ме-109 шли на высоте 1500 метров к линии фронта. В стремительной атаке Шестопалов сбил ведущий "Юнкерс". Во второй атаке, которую возглавил Нагорный, пушечно - пулемётиыми очередями был сбит Ме-109. После этого бомбардировщики повернули на курс отхода и исчезли в плотной облачности.

Не успели истребители занять установленный боевой порядок, как из облачности вывалились 5 Ju-88 с восьмёркой Ме-109. Перевес был на стороне противника. Однако в этот момент к району прикрытия подошли 6 Ла-5 из воздушной армии Ленинградского фронта. С ходу вступив в бой, они атаковали "Мессеров", отвлекли их на себя. В этот момент пара Каберова напала на пятёрку бомбардировщиков и в первой же атаке сбила два "Юнкерса". Нагорный и Шестопалов, придя на помощь, атаковали два Ме-109. Сосредоточенный огонь пришелся по ведущему пары: сражённый несколькими залпами, он упал на землю.

ЛаГГ-3 И.А.Каберова

ЛаГГ-3 Гвардии Капитана И. А. Каберова, 3-й ГвИАП ВВС КБФ, весна 1943 г.

Наши истребители надёжно прикрыли войска фронта, отразив налёты двух групп бомбардировщиков. В воздушном бою они сбили три Ju-88 и два Ме-109. Наша группа потерь не имела, лишь два самолёта получили повреждения.

За первые 17 месяцев войны Гвардии Капитан И. А. Каберов выполнил 397 боевых вылетов. В 92 воздушных боях сбил лично 8 самолётов противника и 18 в составе группы. 24 Июля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

И.А.Каберов

Вскоре Каберов был отозван с фронта и отправлен в тыл, где до конца войны работал лётчиком - инструктором. К тому времени отважный воздушный боец совершил 476 успешных боевых вылетов и уничтожил 28 самолётов противника - 10 лично и 18 в группе с товарищами.

После окончания войны Игорь Александрович продолжал службу в авиации ВМФ. В 1952 году окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию. С 1960 года Гвардии Полковник И. А. Каберов - в запасе. Жил в Новгороде. Работал на одном из заводов, начальником Новгородского аэропорта, начальником областного авиаспортклуба. Вёл большую военно - патриотическую работу, часто встречался с молодёжью, являлся депутатом городского Совета. 25 Ноября 1989 года ему было присвоено звание Почётного гражданина "Великого Новгорода". В Новгородской школе № 28 открыт музей имени И. А. Каберова.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д