HSU

Гарам Михаил Александрович

М.А.Гарам

Родился в 1918 году в селе Власовка, ныне Ичнянского района Черниговской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, школу связи, работал механиком телефонно - телеграфной станции, учился в аэроклубе. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. 26 Сентября 1941 года Лейтенант М. А. Гарам в воздушном бою, на повреждённом истребителе Як-1, будучи раненым, таранил вражеский бомбардировщик. Сам совершил посадку на поврежденном самолёте.

К Февралю 1943 года старший лётчик 32-го гвардейского истребительного авиаполка ( 210-я истребительная авиадивизия, 1-й истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт ) Гвардии Старший лейтенант М. А. Гарам совершил 185 боевых вылетов, сбил 13 вражеских самолётов. 22 Февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер от ран 28 Июня 1944 года. Награждён Орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью. Похоронен в деревне Стрелка Мосальского района Калужской области. В родном селе установлен бюст Героя. Его именем названы улицы в ряде сёл Ичнянского района.

*   *   *

В годину лихих испытаний на борьбу с немецко - фашистскими захватчиками поднялся весь советский народ. Целыми семьями уходили на фронт люди. Крылом к крылу взлетали навстречу врагу и стали Героями Советского Союза братья Глинки - Борис и Дмитрий, братья Курзенковы - Сергей и Александр, брат и сестра Константиновы, штурманы авиации дальнего действия братья Паничкины.

В дни войны гремела и слава трёх братьев Гарам. И не случайно. В семье Гарам лётное дело стало фамильной профессией. Кто же такие братья Гарам, отличившиеся в грозном небе войны ?

В 1933 году старший из братьев, Николай, по путёвке комсомола был направлен в Ростовскую школу пилотов Гражданского Воздушного Флота, летал на трассе Ростов - Махачкала. 16-летний Виктор не вытерпел и поехал к Николаю в Батайск. Устроился в авиационной мастерской при школе. Часто бывал он у брата на аэродроме и подолгу сидел в кабине самолёта. А потом поступил в школу планеристов Ростовского аэроклуба.

Мечтал стать лётчиком и Михаил. Вскоре вместе с Николаем, Виктор и Михаил поехали в Винницу. Здесь Николай стал лётчиком - инструктором аэроклуба, а младшие братья без отрыва от производства стали учиться лётному делу у старшего брата. Он же помог им устроиться и на работу: одному - токарем на завод, другому - монтёром на главпочтампт.

Совершая учебные полёты на У-2, каждый из них видел себя в кабине истребителя, но котором можно подниматься на большую высоту, выполнять самые сложные фигуры, летать с огромной скоростью, сражаться с врагом.

В 1937 году райком комсомола направил Михаила и Виктора в Одесскую военную школу лётчиков имени Героя Советского Союза Полины Осипенко. Там познали они то ни с чем не сравнимое чувство полёта, которое испытываешь только на истребителе. Теперь Николай пишет рапорт: "Я выучил двух братьев лётному делу. Хочу быть вместе с ними, создадим одно звено истребителей. Прошу отпустить в военную школу". По личному распоряжению Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова, его просьба была удовлетворена.

Так Николай, Михаил и Виктор снова оказались вместе. Братья Гарам по всем дисциплинам имели только отличные оценки. За успехи в боевой и политической подготовке они были награждены почётными грамотами. Их портреты были занесены на Доску Почёта. В полётах у братьев как бы установился один почерк. Они стремились добиться такого искусства ведения боя, чтобы лётчик и машина были неуязвимы в схватке с противником, чтобы враг всегда чувствовал разящую силу удара советских истребителей.

После посещения родителями части, где служили их сыновья, младший сын, Павел, твёрдо решил: пойду и я по стопам братьев !

По просьбе родителей в часть, где служили Николай, Михаил, и Виктор, был направлен и Павел - авиационным механиком. Теперь в одном гарнизоне служили 4 брата Гарам. В то время был широко известен танковый экипаж братьев Михеевых, которые служили на Дальнем Востоке. За короткий период времени и звено братьев Гарам стало передовым во 2-м истребительном авиационном полку ВВС Киевского Особого военного округа.

В первый час войны братья Гарам поднялись в небо на своих боевых машинах. Николай шёл в бой ведущим, а Михаил и Виктор были ведомыми в звене. Отважно сражались братья. Их самолёты, кажется, никогда не покидали неба.

Так они и летали втроём. Но военная судьба вскоре разъединила братьев: Николай остался в старом полку, а Михаил и Виктор улетели защищать Ленинград. Первую победу Михаил одержал в Сентябре 1941 года, когда в напряжённом воздушном бою сбил бомбардировщик Ju-88. Затем ещё не один вражеский самолёт пылающим факелом упал на землю от меткого огня братьев Гарам.

Но война есть война. 13 Сентября 1941 года не вернулся с боевого задания Виктор. В неравном бою он сбил "Юнкерса", но три Ме-109 взяли его самолёт в клещи. Прицельный огонь противника нарушил управление самолётом. А внизу - территория, занятая врагом...

Михаил тяжело переживал потерю брата. В его волосах появились новые седины. На борту своего самолёта он написал: "Месть за Виктора !". И день мести пришел. 26 Сентября 1941 года !  День, который яркой страницей вошел в боевую летопись полка, прославил имя Михаила Гарама.

В тот памятный день пятёрка наших истребителей нанесла штурмовой удар по вражескому аэродрому. 16 немецких машин превратились в пылающие костры. 4 из них уничтожил Михаил Гарам.

В этот же день, в силу ряда обстоятельств, Михаилу пришлось одному вести бой с 9-ю вражескими истребителями Ме-109. Близость опасности действует на людей по - разному. У Гарамов опасность вызывала чувство дерзкой отваги, яростное стремление бороться и победить во что бы то ни стало.

Завязалась ожесточённая схватка. Первым на Михаила ринулся в атаку ведущий "Мессер". Михаил перевёл свой самолёт в набор высоты и принял лобовую атаку. Противник её не выдержал и начал разворот в сторону. Этим мгновением воспользовался Гарам. Оказалось достаточно одной прицельной очереди, и Ме-109 камнем пошёл к земле.

Два других немецких истребителя попытались взять машину Михаила в клещи, но Гарам умело сманеврировал и вырвался из клещей, а вражеские самолёты столкнулись и грудой горящих обломков рухнули на землю.

Но и Гарам был тяжело ранен, а его самолёт, получив в ходе боя повреждения, чуть держался в воздухе. Уже подошёл к концу и боезапас. А враг продолжал наседать. Не подавая виду, что его машина безоружна, Михаил попытался выйти из боя. Машина плохо слушалась руля, силы покидали пилота. А противника было ещё шестеро, и их атаки продолжались. Михаил сделал несколько энергичных эволюций и, к своему удивлению, оторвался от противника. "Мессеры" вдруг прекратили преследование - то ли у них горючее было на исходе, то ли убедились, что с советским лётчиком им не сладить. Но для Михаила Гарама бой еще не кончился. Самое трудное испытание было ещё впереди.

Возвращаясь после этой тяжёлой неравной схватки на повреждённом самолёте, временами впадая в полуобморочное состояние, Михаил встретил вражеский самолёт - разведчик Ju-88. Он решает уничтожить врага. Но как ?  У него нет боеприпасов. Решение пришло мгновенно. Используя преимущество в высоте, Михаил бросил свой самолёт на "Юнкерс". Что произошло в следующую секунду, лётчик не мог вспомнить. Он только на минуту очнулся и увидел, как быстро приближается земля. Ему удалось вырвать машину из пикирования и перевести в горизонтальный полёт, но сознание опять померкло.

Очнулся Михаил только в госпитале. Позже очевидцы рассказали, что он винтом своего самолёта отрубил хвост "Юнкерсу". Обе машины стали падать, но у самой земли советский истребитель вышел из пикирования и неуклюже приземлился.

Так в одном боевом вылете Михаил Гарам уничтожил 4 самолёта противника, при этом один таранным ударом. За этот выдающийся подвиг он был награждён орденом Ленина. Он сражался так, как говорил Чкалов: пока глаза видят землю, а руки держат штурвал. На вопросы же товарищей о таране, Михаил отвечал просто: "Воюю как велит сердце, как велит долг".

...В Июне 1942 года на одном из аэродромов под Сталинградом Михаил вновь встретился с Николаем. Братья снова стали воевать вместе, в одной эскадрилье. К тому времени они глубоко познали секреты мастерства и победы над врагом. У них сочетались отвага с риском, хладнокровие с осмотрительностью, решительность с умением.

Однажды лётчики вылетели на прикрытие наших войск от ударов вражеской авиации. По радио им передали, что 18 Ме-109 пытаются атаковать наших бомбардировщиков. Николай, Михаил Гарам и трое их товарищей, не смущаясь численностью вражеских истребителей, ринулись в бой. Левее показалась четвёрка Ме-109, проходящая стороной. Известная уловка противника - они стараются отвлечь внимание нашей группы от главной цели. Ведь дальше летят основные силы - 14 "Мессеров", которые хотят атаковать наши бомбардировщики. Вот и основная группа.

Николай первым ринулся в бой. Его атака была стремительной и неотразимой. Огненная трасса прошила Ме-109. Одним врагом стало меньше. Минуты две спустя второй "Мессер" последовал за первым.

Противник рассыпался в разные стороны. В это время следовавший за братом Михаил увидел самолёт с эмблемой "Пиковый Туз" на хвосте. На таких машинах обычно летали отборные немецкие асы. Михаил, прикрываемый братом, ринулся в атаку. Немецкий пилот пытался переворотом через крыло уйти от преследования "Яка". В этом положении он застыл на какое - то мгновение, подставив брюхо под прицельный огонь Михаила. Оставляя чёрный дымный след, "Мессер" закончил свой путь на земле...

- Смотри, Коля, как хвалёные тузы горят. Это им за Виктора !

Хотя надпись на фюзеляже его машины сменилась, Михаил летал теперь на именном самолёте: "Эскадрилье имени М. Калинина от трудящихся Пензенской области", он и Николай мстили за брата Виктора.

Поединок...

За несколько дней Сентября 1942 года в небе Сталинграда Николай и Михаил сбили еще три немецких истребителя с "Пиковыми Тузами" на борту ( скорее всего это были машины истребительной группы JG 53 ). В том же Сентябре, в одном из боёв, на глазах у Михаила погиб Николай: его подбитый самолет упал на минное поле и подорвался.

Это случилось 20 Сентября. В тот день, вылетев на задание парой, Николай и Михаил завязали "карусель" с 8-ю вражескими истребителями. В этом труднейшем бою братьям пришлось применить весь арсенал своих знаний и умений. Им удалось сбить одного врага, затем другого... Но тут загорелся самолёт Николая.

- Коля, прыгай !  Я прикрою ! - передал по радио Михаил.

Но, видимо Николай был тяжело ранен. Воспользоваться парашютом он не сумел...

Видя гибель брата, Михаил стиснул зубы. Он перестал думать об опасности и стремительно бросил свою машину навстречу оставшейся в воздухе шестёрке врага. Ещё 4 немецких истребителя нашли свою могилу после меткого огня Михаила Гарама !  Остальные, не выдержав такого напора, поспешили скрыться.

В Феврале 1943 года сложил голову младший из братьев - Павел. Михаил тяжело переживал свалившиеся на него горе. И всё же эти горести на сломили его волю. Теперь Михаил продолжал бить врага за себя и за троих братьев. Он внимательно анализировал каждый проведённый бой. Всесторонний учёт боевой обстановки, искусное владение самолётом, умение идти на смелый и обоснованный риск приносили ему всё новые победы в боях. В 1943 году за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях за Родину, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В дальнейшем Михаил Гарам был ещё несколько раз ранен, но, едва подлечившись, снова возвращался на фронт. С присущей ему стойкостью и отвагой он продолжал бить врага. Командуя эскадрильей Михаил Гарам личным примером учил своих подчинённых побеждать врага. К Июню 1944 года он довёл счет сбитых самолётов противника до 19. Слава Михаила Гарама гремела по всем фронтам. Он сражался отважно, но до Дня Победы не дожил.

28 Июня 1944 года командир эскадрильи 32-го Гвардейского авиаполка Гвардии Майор М. А. Гарам поднялся в воздух в последний раз. Над смоленской землёй в воздушном бою он был тяжело ранен, но продолжал сражаться с врагом до тех пор, пока не почувствовал, что теряет сознание. Напрягая последние силы, он совершил посадку. Уже в бессознательном состоянии Михаил Гарам был доставлен в госпиталь и там умер. На траурном митинге при похоронах Героя прозвучали такие слова: "Пусть будет земля тебе пухом, дорогой Михаил. О подвигах, совершённых тобою во имя нашей победы, мы будем помнить вечно".

В родной дом после войны вернулся только Виктор. В том неравном воздушном бою в Сентябре 1941 года, когда он был сбит, ему удалось воспользоваться парашютом. Но... внизу оказались немцы. Пройдя все невзгоды плена, Виктор лишь в Апреле 1945 года был освобождён нашими войсками.

В воздушных схватках крылатая семья уничтожила 43 вражеских самолёта. В этих цифрах воплощён подвиг 4-х братьев, их непреклонное мужество и завидное мастерство. Наиболее результативным пилотом среди них стал Михаил Гарам. За время войны он совершил более 230 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 27 вражеских самолётов - 19 лично и 8 в группе с товарищами, еще 4 - уничтожил на земле.

Своими подвигами они победили смерть. Трое братьев отдали свою жизнь в боях с врагами. Вечно будут жить в памяти нашего народа их имена: Николай, Михаил и Павел Гарам. В школьном музее посёлка Парафиевка Черниговской области есть экспозиция, рассказывающая о жизни и боевом пути братьев.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д