Филатов Александр Павлович

А.П.Филатов

Александр Филатов родился 1 Апреля 1922 года. Лётчик - истребитель, Гвардии капитан. Свою боевую биографию начал сержантом в Марте 1943 года. Воевал в составе 30-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( бывший 180-й ИАП ), был командиром 1-й эскадрильи. Уже за первые 3 месяца боёв он одержал 12 побед, причём 3 самолёта сбил в ходе Курской битвы за один день.

11 Июля 1943 года в бою возле Понырей на Курской дуге был сбит над территорией, занятой противником, и захвачен в плен. В Сентябре того же года бежал, вернулся в свой полк.

Свои последние воздушные бои Александр Филатов провёл в небе Германии. 16 и 17 Апреля 1945 года в боях за Берлин он сбил 5 самолётов противника. Всего за войну комэск 30-го ГвИАП Гвардии Старший лейтенант А. П. Филатов в более чем 175 боевых вылетах, совершённых на "Харрикейнах" и "Аэрокобрах", и 35 воздушных боях, лично сбил 21 и в группе с товарищами 4 самолёта противника. Демобилизовался сразу после войны. Награждён орденами Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. В книге "16-я Воздушная..." есть строки посвящённые и ему:

"17 Апреля 1945 года наши истребители в течение дня провели 35 воздушных боёв с авиацией противника и уничтожили 46 вражеских самолётов. По 11 побед одержали в воздухе лётчики 6-го и 13-го ИАК. По два самолёта сбили Старший лейтенант А. П. Филатов и Лейтенанты Л. Н. Дёмин и П. П. Кавказский. Многие воздушные бои развертывались при численном превосходстве противника. Требовалось много мужества и мастерства, чтобы в этих условиях достигнуть победы.

В конце дня командир шестёрки истребителей 30-го Гвардейского ИАП Старший лейтенант А. П. Филатов, сопровождая штурмовиков, получил от радиостанции наведения информацию о том, что на высоте 2000 метров на восток следует большая группа самолётов. Вскоре он увидел в воздухе до 50 "Фокке - Вульфов", идущих с бомбами. Оставив двух истребителей для сопровождения штурмовиков, Филатов приказал остальным двум парам атаковать противника в лоб и с фланга. Для противника эта атака оказалась неожиданной. В завязавшемся бою наши лётчики уничтожили 4 вражеских истребителя - бомбардировщика. Остальные, нарушив строй, повернули обратно. Удар по нашим войскам не состоялся.

Р-39 А.П.Филатова

...Бои в воздухе 19 Апреля не прекращались до позднего вечера. Наши лётчики в 156 схватках уничтожили 112 немецких самолётов, показав при этом образцы боевого мастерства. Снова отличились лётчики 3-го ИАК. Ведя активный поиск противника в воздухе, они провели 89 воздушных боёв и сбили 68 вражеских самолётов. Многие воздушные бои проходили при численном превосходстве противника, однако они неизменно оканчивались победой советских лётчиков.

Р-39 А.П.Филатова

Успешно прикрывали войска на главном направлении лётчики 6-го ИАК. Они перехватывали самолёты врага в воздухе и в 30 схватках уничтожили 19 вражеских истребителей. Лейтенант А. П. Громов в этот день сбил 3 немецких самолёта, по 2 уничтожили Капитан В. С. Елисеев, Старший лейтенант А. П. Филатов, Лейтенанты Н. Я. Ближин, Б. Н. Волошин, А. Г. Захаров, Лобачев и Младший лейтенант С. С. Кузовиткин.

20 Апреля, к вечеру 15 самолётов Ил-2 в сопровождении 14 истребителей 30-го Гвардейского ИАП, возглавляемых Майором М. П. Ренцом, вылетели штурмовать вражеские войска. В районе Блумберга они встретили до 60 "Фокке - Вульфов". Вражеские самолёты шли к линии фронта колонной десяток, намереваясь бомбить наши войска. Имея столь большое численное превосходство, немцы решили сначала атаковать наши штурмовики. На защиту "Илов" поспешили наши истребители. В скоротечном, но ожесточённом воздушном бою советские лётчики сбили 5 "Фоккеров" и надёжно прикрыли штурмовики. В смертельной схватке с врагом погиб командир одной из групп истребителей Гвардии Старший лейтенант А. П. Филатов. Полк потерял замечательного лётчика, отважного воздушного бойца, хорошего товарища..."

Однако авторы книги ошиблись: Александр Филатов не погиб. Сбитый под Берлином, он снова попал в плен. Снова бежал. Но воевать ему уже не довелось...

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д