HSU

Базанов Пётр Васильевич

П.В.Базанов

Родился 10 Января 1923 года в деревне Рамешки Шаховского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил школу фабрично - заводского ученичества. Работал слесарем - инструментальщиком на Люблинском литейно - механическом заводе ( ныне в черте Москвы ). С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Сентября 1942 года в действующей армии. К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 235-я истребительная авиационная дивизия, 10-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан П. В. Базанов совершил 219 боевых вылетов, сбил лично 19 и в группе 3 самолёта противника. 26 Октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1958 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1973 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Заслуженный военный лётчик СССР. С 1985 года Генерал - Лейтенант авиации П. В. Базанов - в отставке. Живёт в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( трижды ), Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями, иностранным орденом. Почётный гражданин города Иваново - Франковск.

*   *   *

Впервые Пётр Базанов увидел самолёт, когда в пяти километрах от деревни сел в поле пассажирский "Сталь-3". Все деревенские мальчишки рванули к месту посадки, но не успели - самолёт улетел. Другое летающее чудо - гигант "Максим Горький", Пётр увидел в небе, когда уже переехал в подмосковный город Люблино. Научиться управлять крылатыми машинами самому - о чём ещё оставалось мечтать ?!  Но каким образом это сделать, Пётр ещё не представлял. Окончив 7 классов и школу ФЗУ, он работал слесарем - инструментальщиком на Люблинском литейном заводе.

Однажды его друг Сергей Синьдеев пожаловался: хочет поступить в аэроклуб, но вот уже три раза приходит на медкомиссию - и бракуют по зрению. "Может, поедем вместе в Подольский аэроклуб, ты за меня пройдешь этого глазника ?", - попросил он. Пётр прошёл за друга комиссию, но и ему самому хотелось проверить себя в новом деле. В конце 1939 года Пётр Базанов поступил в Подольский аэроклуб, располагавшийся у станции Силикатная, километрах в 10 - 15 от Подольска. Там он учился немногим больше года. Освоил полеты на У-2, а после выпуска, как имевший хорошую лётную подготовку, поехал в Крым для продолжения обучения в Качинском авиационном училище лётчиков.

Прибыв на место в Декабре 1940 года, уже через три месяца, после принятия присяги, приступил к полетам. Летали интенсивно. За короткое время Базанов освоил пилотирование самолёта УТ-2, а к началу Июня и УТИ-4. На лётную практику в Мае 1941 года курсанты отправились на полевой аэродром в Альма - Тамак, располагавшийся на берегу Чёрного моря.

Утром 22 Июня весь лагерь был поднят по тревоге. "Часов до 12 находились в поле, не понимая, в чем дело. Почему нет отбоя тревоги, почему нам ничего не говорят ?  Хотя были видны всполохи над Севастополем"... Вдруг в сторону Румынии чётким строем в колонне девяток, как на параде, над курсантами прошли бомбардировщики "СБ". И наконец им объявили, что началась война. Всё стало ясно, а в исходе первого налета бомбардировщиков никто не сомневался: "Ну, дадут им наши бомбардиры по первое число !"

Учеба в Каче продолжалась, но летать стали меньше. Пётр Базанов к концу Июня совершал уже самостоятельные полеты на И-16. В Июле приступили к эвакуации училища из Крыма в глубь страны. Маршрут не сообщался. Чуть позже, следуя по железной дороге, курсанты узнали, что их конечная точка - Красный Кут Саратовской области ( в то время ещё называвшейся республикой немцев Поволжья ).

Там лётная подготовка курсантов продолжилась, но в основном на УТИ-4 - боевые И-16 почти все были отправлены на фронт. Требовалось осваивать новые истребители, выпускавшиеся промышленностью. В "Каче" рассматривали варианты: на каком типе истребителя продолжать обучение курсантов ?  Их знакомили то с МиГ-1, то с ЛаГГ-3. Наконец решили: обучение продолжать на истребителе Як-1. Но только ранней весной 1942 года в училище прибыло два "Яка". Обе машины получила эскадрилья, в которой числился Пётр Базанов. Его, вместе с другом Женей Бурлаковым, в порядке эксперимента выпустили без провозных полетов ( "поскольку не было, на чем провозить" ) на новом для училища типе самолета.

В конце Мая 1942 года Пётр Базанов закончил Качинское училище и вместе с другими был направлен в город Кузнецк, в запасной авиаполк, оснащённый "Яками". Немногим позже туда же, после завершения Сенявинской операции, прибыл для пополнения и переучивания на Як-1 и 3-й Гвардейский авиаполк. Но командир полка Подполковник Шпак приступать к освоению Як-1 не спешил, будучи настроен получать истребители Ла-5: руководимая им авиачасть имела опыт действий на ЛаГГ-3, и переучивать лётчиков было значительно проще и быстрее именно на истребитель Лавочкина.

О нецелесообразности перехода на "Яки" комполка обратился в вышестоящие инстанции. Его аргументы оказались весьма убедительными, и полк отправился на Горьковский авиазавод для получения только что запущенных там в серию Ла-5. А для пополнения лётного состава авиачасти её командованием в запасном полку были отобраны двое: Пётр Базанов и Евгений Бурлаков.

Когда лётчики прибыли на аэродром Сейма получать Ла-5, первые из серийных машин уже выходили из заводских цехов. Базанову достался третий по счету самолет 1-й серии. "...Называли их поначалу ЛаГГ-5. Пять баков, пять точек. Из - за недоработки конструкции маслонасоса на этих машинах после запуска мотора нужно было держать повышенные обороты - до 1500. Если мотор работал на малом газу, то потом невозможно было увеличить обороты. Приходилось выключать его и сливать масло."

Переучивание прошло очень быстро и 3-й ГвИАП вскоре перебросили под Москву. Там приступили к тренировкам по боевому применению истребителей; там же, в Подмосковье, на полигоне под Ногинском, Пётр Базанов впервые увидел Ме-109: на этом самолете, захваченном у немцев, летал лётчик - испытатель НИИ ВВС. В конце Октября 1942 года, по завершении тренировок, 3-й ГвИАП был направлен на Калининский фронт, в район Западной Двины - для приобретения опыта полётов на новой машине в реальной обстановке. Там Базанов совершил несколько боевых вылетов.

5 Ноября 1942 года полку была поставлена задача - перебазироваться на тыловой аэродром Сталинградского фронта. Перелетев на новое место, лётчики стали изучать район боевых действий, техсостав - готовить матчасть к предстоящим боям. 15 Ноября - опять переезд, ближе к линии фронта, на аэродром Ленинск. Боевых задач полку не ставилось. Летала на боевые задания только соседняя авиачасть, оснащенная машинами Як-1.

"Был такой случай. Каждый день в 9:00 утра над аэродромом появлялась пара Ме-109. Если в это время производился взлёт наших самолетов, немцы их атаковывали и сбивали. Решили это хулиганство прекратить. Зная педантичность немцев, командование подняло пару Ла-5 в 8:50. Они ушли в сторону, развернулись и в 9:00 утра появились над аэродромом, куда точно в то же время пришла пара "Мессеров". Как же крутился немец - ведущий, чтобы уйти из - под удара наших Ла-5 !  Но его сбили, ведомый ушёл. Больше над нашим аэродромом немцы не появлялись".

С началом наступления войск Юго - Западного, Сталинградского и Донского фронтов 3-й ГвИАП получил задачу прикрывать сухопутные войска от ударов авиации противника, а после окружения группировки немцев под Сталинградом - уничтожать авиацию противника, особенно его транспортные самолёты. Для этого полк перебазировался на аэродром Нижний Караичник.

5 Декабря 1942 года, находясь на дежурстве, Базанов сбил свой первый самолёт - немецкий транспортник Ju-52. Тот шёл на малой высоте, под нижней кромкой облаков через аэродром истребителей. Дежурная пара Ла-5 пошла на взлет, но у ведущего на разбеге отказал непрогретый мотор, и Пётр взлетел на перехват транспортника один. Подошел к "Юнкерсу" сзади и с расстояния порядка 50 - 100 метров дал очередь по крыльевым бакам. Те, кто находились на аэродроме, наблюдали, как "Юнкерс" окутался дымом и рухнул на границе лётного поля.

Сам Пётр Базанов в момент атаки этого не успел заметить. Едва избежав столкновения с немецкой машиной, он проскочил между плоскостью и фюзеляжем - и сразу же влетел в облака. Правда, облака были тонкими, Ла-5 тут же выскочил из них на солнечный свет. Базанов выполнил "стандартный" разворот, как этому учил командир, выпустил шасси и пошёл на посадку. "Получилось - полёт по кругу." Когда он пробил облака, увидел на земле горящий "Юнкерс", а выруливая - своего улыбающегося техника.

"Базановский" Ju-52 был не первым самолетом такого типа, сбитым лётчиками полка, но этот упал прямо на аэродром. Поверженную машину изучали, в особенности - содержимое её грузового отсека. "Юнкерс" был загружен упакованным в полиэтилен эрзац - хлебом, мёдом ( вытащили 5 бочек ), сигаретами... Последних оказалось значительное количество, ими до отказа загрузили полуторку. За сигареты Пётру Базанову особенно был благодарен техсостав.

В этот же день Пётр увеличил свой боевой счет. Полк пошёл прикрывать Ил-2, вылетевшие на штурмовку аэродрома в Дубинском. При подходе к цели Базанов заметил, что с лётного поля взлетели несколько Ju-52. Он атаковал один из них, но сбил только с 4-й попытки - опыта воздушных боев ещё недоставало. На другие транспортники боекомплекта уже не хватило.

11 Декабря 1942 года экипажи полка, вылетев на задание по прикрытию войск, обнаружили заманчивую цель - Ju-52, шедшие без истребительного сопровождения. Группа из 18-ти транспортников в районе Красноармейска подверглась обстрелу зениток, 8 самолетов проскочили зону их огня и продолжили полёт к центру "котла", остальные повернули назад. Отвернувшую десятку "Лавочкины" нагнали почти над аэродромом своего базирования. В этот раз Пётр пополнил число своих побед, сбив три "Юнкерса". За успешное выполнение заданий по срыву "воздушного моста", Базанову была вручена первая награда - орден Отечественной войны 1-й степени.

Следующую свою победу Пётр Базанов одержал 22 Февраля 1943 года в период битвы за Ростов - на - Дону. Парой вылетели на разведку войск противника. При возвращении увидели, что вблизи линии фронта, на довольно большом удалении от Ла-5, пара Ме-109 атакует одиночный "Бостон". Лётчики не успели прийти на помощь - немцы добились своего раньше. Сбив советский бомбардировщик, немцы пошли на бреющем на свою территорию. Базанов, находясь выше ведомого Ме-109 на 800 - 1000 метров, перевёл свой Ла-5 в пикирование на встречных курсах и, с короткой дистанции открыв огонь по "Мессеру", сбил его. Лётчик выбросился на парашюте.

"Очередью ему прострелило ногу и руку. Его отправили в госпиталь в Новочеркасске. Это был Ас из группы "Удет", он имел 72 сбитых самолета, хорошо знал русский язык, поскольку в ЭО-е годы обучался лётному делу в СССР, в Липецкой школе". Вскоре Базанову сообщили, что сбитый им Обер - лейтенант хотел бы увидеть своего победителя. Пётр пошел в госпиталь. Разговор был коротким. Немец рассказал, что в том вылете он был ведомым у командующего эскадрой ! "Моя задача - прикрывать ведущего. Я увлекся контролем за его полетом и прозевал вас. Вам повезло, что я вас не видел. Финал мог бы быть обратным. У меня большой опыт и налёт на самолетах. Я летаю 12 лет, воевал в Испании, Франции и других странах !". "Не надо зевать", - ответил Пётр. На этом и расстались.

Весной 1943 года полк перебросили на Кубань. 3-й ГвИАП прибыл туда 1 Мая, в самые горячие дни. За неделю участия в Кубанском воздушном сражении Базанов совершил 45 боевых вылетов, участвовал в 40 воздушных боях, увеличил свой боевой счет, сбив два Ме-109. Но 9 Мая в очередном бою его самолёт был серьезно повреждён. "Ежедневно мы совершали минимум по 5 вылетов, уставали сильно, и сбили меня только потому, что накопилась усталость, притупилась бдительность". Лётчик не покидал поле боя, пока была возможность, и только когда истребители противника стали выходить из сражения, пошёл на свой аэродром, где совершил посадку на брюхо.

После полученного в бою ранения Базанов лечился в госпитале. После выписки некоторое время облётывал самолеты, поступавшие из ремонта, а затем вместе со звеном молодых летчиков вылетел на фронт, в состав полка. 3-й ГвИАП уже вёл воздушные бои над Курской дугой. Пётр Базанов вступил в сражение во время сражения за Белгород. Возросший опыт, внимание к воздушной обстановке, хорошая осмотрительность позволяли ему избегать неприятных моментов и не подставлять хвост своего Ла-5 под очереди истребителей противника. Он увеличил свой счет, сбив Ju-88, Не-111, FW-190, Ме-109 и Dо-215. Но самое главное состояло в том, что не несли потерь прикрываемые группой Базанова штурмовики и бомбардировщики. Они приходили к целям, бомбили их, а затем возвращались домой.

Особо запомнился бой над Днепром в районе Переяславль - Хмельницкого. 2 Ноября 1943 года командование полка поставило задачу: прикрыть группу штурмовиков до цели и обратно. На сопровождение вылетела шестёрка Ла-5 под командованием Капитана Мудрова. Только перелетели линию фронта - сразу же встретили пару FW-190, которая тут же направилась к Ил-2. Но на пути к штурмовикам находился самолёт Базанова. Завязалась воздушная схватка.

П.В.Базанов

Немцу - ведущему никак нельзя было отказать в мастерстве. Ведя бой на виражах, он уверенно заходил в хвост Базанову. Это увидел Капитан Мудров. Через два виража Петр услышал по радио: "Делай переворот", а потом - в первой половине переворота: "Выводи, фашист готов..."

Зимой 1943 - 1944 годов полк действовал совместно с войсками 1-го Украинского фронта при ликвидации Корсунь - Шевченковской группировки немецких войск. 1 Февраля Капитану Базанову была поставлена задача: восьмёркой Ла-5 сопровождать две шестёрки Ил-2, наносивших удар по железнодорожной станции Корсунь - Шевченковская - примерно 60 км за линией фронта. При подходе к цели встретили в воздухе 12 самолётов Ju-52. Упускать их было нельзя !

Базанов, руководивший действиями группы прикрытия, дал команду четвёрке истребителей Старшего лейтенанта Скрипунова остаться со штурмовиками, а сам четвёркой пошел в атаку на "Юнкерсов". Сбил в этом бою 4 транспортника. А всего лётчики "уложили" 10 машин, и кроме того две, подбитые ими, совершили вынужденную посадку.

По возвращении домой Базанов доложил командованию о результатах атаки. Находившийся в это время на аэродроме командир 10-го истребительного авиакорпуса Генерал Головня решил сам проверить сказанное, и в паре с Базановым вылетел в район, где проходил бой. Все оказалось на месте: и 10 костров на земле от догоравших немецких самолётов, и две сидевшие на вынужденной трехмоторные машины. Базанов и Головня несколькими атаками зажгли оба подбитых "Юнкерса".

"Израсходовали на них весь боезапас, и тут появились два немецких истребителя. Даю команду генералу "курс ЗЗ0", а сам разворачиваюсь на немцев. Те отвернули от меня, думали, я за ними погонюсь. Но куда гнаться - и так уже на 60 км вглубь вражеской территории залетели !  Нырнул в облака. Горючего хватило только до ближайшего аэродрома. После дозаправки и полёта к своему аэродрому всю дорогу думал: дошёл Генерал до аэродрома или нет ?

Вернулся домой, прошёл над лётным полем - не видно его "Яка" !   Едва сел, подруливает лимузин и вылезает из него Генерал Головня. Оказалось, он не расслышал точно курс и взял направление 30 градусов. Долетел до Киева, восстановил ориентировку и вернулся назад. Хорошо, что летел на Як-9, у того большой запас горючего".

Пётра Базанова за успешное выполнение задания наградили вторым орденом Отечественной войны 1-й степени. Позже вручили также и орден Красного Знамени. На следующий день Базанов в паре со Старшим лейтенантом Герасимовым вылетел на разведку посадочных площадок немецкой транспортной авиации и в районе станции Таганча обнаружил аэродром немцев с сидящими на нём девятью Ju-52. Штурмовым ударом один самолет был им уничтожен. В последующие дни Базанов, продолжая вести разведку немецких аэродромов, записал на свой счет ещё несколько уничтоженных самолетов.

К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Капитан П. В. Базанов совершил 219 боевых вылетов, уничтожил 19 самолетов противника лично и 3 в групповых боях.

Летом 1944 года выдался короткий отпуск, а потом - опять бои. Лётчики участвовали в Проскуровской и Львовско - Сандомирской операциях, освобождали Закарпатскую Украину. В тот период полку поручались задания на сопровождение штурмовиков и разведку. Экипажи летали и на "свободную охоту", но не за воздушными, а за наземными целями: немецкая авиация высокой активности уже не проявляла. В непривычной для себя роли лётчика - штурмовика Базанов также добивался успехов. 16 Августа 1944 года четвёрка истребителей, ведомая им, вылетела на сопровождение Ил-2. По маршруту следования Пётр обнаружил бензохранилище противника. После совместного со штурмовиками удара по подвернувшейся цели на земле произошло три мощных взрыва.

26 Октября 1944 года, за успешную боевую деятельность, Пётру Васильевичу Базанову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Весной 1945-го 3-й ГвИАП получил в Сейме новые истребители Ла-7 и на них вылетел на фронт. Конечной точкой маршрута был аэродром Оберглогау, в Германии. Долгое время пробыли в резерве и, наконец, вечером 8 Мая им поставили задачу - нанести удар по немецкому аэродрому, удаленному от места базирования полка на 150 км: там находилось около 200 самолётов противника. Но ранним утром 9 Мая надобность в вылете отпала... За время войны П. В. Базанов совершил 362 боевых вылета, провёл 62 воздушных боя, сбив при этом лично 22 и в группе с товарищами 6 самолётов противника.

После войны Пётр Васильевич продолжил службу в ВВС. В 1947 году перешёл с поршневых машин на реактивные. Сначала переучился на Як-15, а спустя время - и на МиГ-9. Впоследствии МиГ-9 стал основным самолетом, поступившим на вооружение 3-го ГвИАП. Обе машины - и яковлевская, и микояновская, понравились Базанову, хотя у каждого истребителя были свои особенности.

Истребитель Як-15

Як-15 из 2-й АЭ 3-го ГвИАП, Аэродром Черляны, 1948 год.

"Як-15 - как спортивная машина. Легкий в управлении, позволяет выполнять любые фигуры сложного пилотажа. Правда, продолжительность полета - всего 30 минут. МиГ-9 - машина посолиднее, и продолжительность полета - уже 1 час 20 минут. Но всё равно: при перебазировании везли эти самолеты по железной дороге, вместе с собой". И не потому, что дальности полета не хватало. Ресурс первых реактивных двигателей был чрезвычайно мал. У Як-15 он составлял 10 часов, у МиГ-9 - 20...

П.В.Базанов, 1964 г.

При такой мизерной наработке основную долю в эксплуатации новой реактивной техники занимало время на замену двигателей. И не удивительно, что к 1950 году, когда П. В. Базанов приступил к полётам на МиГ-15, его налёт на реактивной технике составлял всего 100 часов ( за 3 года ! ). Тем не менее, к тому моменту лётчик освоил не только пилотаж на реактивных истребителях, но и их боевое применение.

Как имевший опыт полётов на реактивных самолетах, Пётр Базанов был командирован в одну из истребительных авиачастей, где переучивал лётный состав на новую технику. В дальнейшем он освоил и другие боевые самолёты семейства "МиГ": МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 ( модификаций Ф-13, ПФ, ПФМ ); а позже были и вертолеты: Ми-1, Ми-4, Ми-2, Ми-8, Ми-24.

В 1958 году он окончил Военно - Воздушную Академию ( ныне - имени Гагарина ), в 1973 - Высшие Академические курсы при Академии Генерального штаба. Находился на различных руководящих должностях в ВВС. Был командиром полка, истребительной авиадивизии ( фото справа вверху ), командующим Воздушной Армии. Долгое время работал в Главном Штабе ВВС, в отделе боевой подготовки, службе безопасности полетов. Заслуженный военный летчик СССР. С 1985 года Генерал - Лейтенант авиации П. В. Базанов - в отставке. Последние годы живёт в Москве.

( В. Раткин - "Мир Авиации" № 1, 1997 год )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д