HSU

Семенишин Владимир Григорьевич

В.Г.Семенишин

Родился 15 Июня 1910 года в Петербурге, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы, работал шофёром. С 1932 года в Красной Армии. Окончил школу механников - водителей, а в 1936 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Зимой 1939 - 1940 годов принимал участие в Советско - Финляндской войне.

Великую Отечественной войну В. Г. Семенишин начал командиром эскадрильи 131-го истребительного авиационного полка. Летал на И-16.

К Маю 1943 года штурман 298-го истребительного авиационного полка ( 219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Майор В. Г. Семенишин совершил 136 боевых вылетов, провёл 29 воздушных боёв, сбил лично 8 самолётов противника и 7 в паре. 24 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл около 300 боевых вылетов и уничтожил в воздушных боях 23 вражеских самолёта лично и 13 - в группе с товарищами. 29 Сентября 1943 года погиб в воздушном бою. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Имя Героя помещено на обелиске в городе Жданове Донецкой области.

*   *   *

Один из лучших авиационных командиров и организаторов воздушного боя, Владимир Семенишин и сам был грозным воздушным бойцом, чей многогранный ратный талант с особенным блеском проявился в Кубанских боях. Если бы не его трагическая гибель 29 Сентября 1943 года, когда, сбив 3 самолёта противника, он покинул свою горящую "Аэрокобру", но повреждённый парашют не раскрылся, ему наверняка дано было бы войти и в число лучших советских асов и стать крупным военачальником.

Семенишин родился в Петербурге 15 Июня 1910 года. После окончания семилетки стал работать в гараже. Когда пришла пора службы в армии, маленького расторопного и понятливого шофёра направили в школу механиков - водителей. Однако уже тогда его всецело увлекла мечта стать лётчиком, овладеть управлением аппарата, наиболее сложного и изящного из всех созданных человеческим гением. Он был направлен в Качинскую военную авиационную школу, которую окончил в 1936 году. Такой вот крутой поворот - от шофёра в пилоты.

В предвоенные годы Семенишин проходил службу в частях Дальневосточного и Западного Особого военных округов. В 1940 году участвовал в боях с белофиннами.

В.Г.Семенишин

Великую Отечественной войну В. Г. Семенишин начал уже командиром эскадрильи 131-го истребительного авиаполка. Свои первые боевые вылеты он сделал в Июне 1941 года на И-16. Участвовал в боях под Белой Церковью, Ростовом, Таганрогом. Но война есть война: 11 Мая 1942 года в воздушном бою он получил 18 ( ! ) ранений, но, истекая кровью, посадил повреждённого "Ишачка" на свой аэродром.

После излечения Капитан Семенишин был направлен в 25-й запасной авиаполк, где новый тип истребителя - американскую "Аэрокобру" Р-39К и попал в состав 298-го истребительного авиационного полка ( с 24 Августа 1943 года - 104-й ГвИАП ) на должность штурмана полка.

298-й ИАП, которым с 18 Июля 1943 года стал командовать Майор Семенишин, оказался в эпицентре гигантской воздушной битвы на Кубани. С 17 Марта, когда самолёты полка приземлились на аэродроме Кореновская, и до 20 Августа, когда полк вошёл в состав 9-й "покрышкинской" ГвИАД, лётчики полка сбили 167 самолётов противника, потеряв 30 своих...

Майор Семенишин не был сбит в этих в полном смысле слова истребительных боях. Раньше многих других поняв суть вертикального маневра в бою, он одержал в те дни несколько блестящих побед. Одну из своих ярчайших схваток он провёл 3 Мая, когда, сковав своей тройкой 12 истребителей прикрытия, дал возможность паре В. Дрыгина сбить трёх "лаптёжников" и сорвать бомбометание. Сам Семенишин сбил в этом бою 2 Ме-109. 27 Мая он отметил присвоенное ему звание Героя, сбив в этот день 4 самолёта противника.

Высокое лётное мастерство сочеталось у него с отвагой, смелостью и упорством. Кроме того, он обладал особым даром разгадывать тактические уловки врага и умел быстро найти и применить контрманевр. И не только сам, но и научить других. Для него боевой опыт не был просто арифметической суммой боевых вылетов и сбитых самолётов. Семенишин подвергал глубокому анализу тактические приёмы противника, недостатки как свои, так и товарищей. Это давало ему возможность вырабатывать верную линию поведения в любой, казалось, самой непредвиденной и сложной ситуации, и это обеспечивало неизменную победу над врагом.

...Рано утром 3 Мая 1943 года 5 наших лётчиков во главе с Майором В. Г. Семенишиным, прикрывая войска в районе станицы Крымская, встретили восьмёрку Ме-109. По опыту прошлых боёв Семенишин понял намерение противника: сковать боем наших истребителей перед выходом в район цели своих бомбардировщиков. Вскоре на горизонте показались 12 "Юнкерсов-88". Выполняя команды радиостанции наведения, наши лётчики смело вступили в бой.

Семенишин с двумя ведомыми атаковал истребители и одного за другим уничтожил два Ме-109. Тем временем Дрыгин с ведомым Александровым с ходу врезались в строй бомбардировщиков. В короткой схватке Дрыгин сбил два Ju-88, а ведомый - ещё одного. Остальные, сбросив бомбы куда попало, повернули на свою территорию.

Сорвав планы бомбардировщиков, пара Дрыгина поспешила на помощь тройке Семенишина, которая вела неравный бой с "Мессерами". В это время вражеские истребители получили подкрепление и Дрыгин оказался в сложном положении: его атаковали 4 Ме-109 и подожгли самолёт. На горящей машине лётчик пошёл к линии фронта.

В.Г.Семенишин

30 минут продолжался этот воздушный бой, увенчавшийся победой наших лётчиков. Противник потерял 5 самолётов. Бой группы Семенишина наблюдал с земли Маршал авиации А. А. Новиков, находившийся в тот момент на главной радиостанции наведения. По его распоряжению, героизм лётчиков был отмечен специальным приказом и боевыми наградами его участникам.

До позднего вечера, сменяя друг друга в воздухе, истребители 298-го полка вели упорные бои над Крымской. Боевой счёт дня завершила, опять же, группа Семенишина: вступив в бой с восьмёркой Ме-109, сбила один из них. Всего за день лётчики сбили 10 и подбили 2 немецких самолёта, кроме того один вражеский бомбардировщик был посажен на нашей территории.

Именно на Кубани в полную меру расскрылся талант Семенишина, как непревзойдённого воздушного бойц. Именно здесь он одержал значительную часть своих побед. К концу воздушных сражений в Кубанском небе на счету Владимира Семенишина числилось 12 лично и 10 в группе сбитых самолётов. Представляя его к званию Героя Советского Союза, командир дивизии писал в наградном листе:

"Товарищ Семенишин смело и решительно идёт на врага... Дисциплинирован, требователен к себе и подчинённым, культурный, в обращении вежлив, исполнителен, много работает над повышением своего тактического уровня. Свои знания умеет передавать лётному составу. Пользуется авторитетом и общей любовью всего личного состава полка..."

24 Мая 1943 года Владимир Григорьевич Семенишин был удостоен звания Героя Советского Союза. В последующих воздушных схватках удача так же сопутствовала ему. К Сентябрю 1943 года в воздушных схватках с врагами он лично сбил 17 самолётов противника.

Может быть, Владимир Семенишин дожил бы до конца войны, может и книгу бы написал о своих боевых буднях и фронтовой дружбе. Но один из его боевых вылетов под Мариуполем оказался последним...

Это случилось 29 Сентября 1943 года. В тот день группа "Аэрокобр", возглавляемая командиром 104-го ГвИАП Майором В. Г. Семенишиным, вступила в бой с 10 немецкими истребителями. В этом неравном бою Владимир Григорьевич сбил 3 вражеских самолёта. Однако противнику удалось оттеснить от него ведомого, ещё молодого и неопытного лётчика. Яростно бросался в атаки Семенишин, маневрировал, уходил от наседавших "Мессеров". Но слишком неравны были силы. Противнику удалось подбить нашего аса. Машина устремилась к земле, но лётчику удалось покинуть её. И никто уже никогда не узнает, что же тогда произошло - Семенишин упал на землю так и не расскрыв парашюта...

В.Г.Семенишин

К тому моменту отважный лётчик совершил около 300 боевых вылетов и уничтожил в воздушных боях 36 самолётов противника - 23 сбил лично и 13 в группе с товарищами.

В своих воспоминаниях известный советский ас Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин пишет:

"Боевые вылеты крупными группами всегда оправдывали себя. Недооценка такого метода, распыление сил и средств приводили к меньшим успехам в боях, неоправданным потерям даже опытных лётчиков. Именно так и произошло в 104-м полку, когда командир этой части, герой боев за Кубань, Владимир Семенишин вёл неравный бой небольшой группой. Противник имел тогда значительное превосходство и отважный лётчик погиб в этом бою. Это была большая потеря. Она горько отозвалась в наших сердцах. Мы хорошо знали этого отважного лётчика, не раз дрались в одном небе..."

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д