Михаил Пивоваров родился 22 Января 1919 года в селе Нижний
Егорлык, ныне Сальского района Ростовской области, в семье крестьянина. Окончил
10 классов средней школы. В 1937 году был призван в ряды Красной Армии. Окончил
Чкаловское зенитно - артиллерийское училище в 1939 году, Краснодарское авиационное
училище в 1941 году, Ульяновскую высшую школу пилотов в 1942 году и курсы
командиров звеньев в 1943 году. Служил на Дальнем Востоке.
С лета 1943 года Пивоваров сражался на "Яках" в составе
блестящего 402-го ИАП ( 265-я ИАД, 3-й ИАК). Боевой счет молодой лётчик открыл
довольно быстро, одержав первую победу в Сентябре под Мелитополем. За первым
сбитым последовал второй, третий...
Весной 1944 года он участвовал в боях за Крым, за Севастополь.
Бывали дни когда Михаил записывал на свой счёт сразу несколько побед. Так,
7 Апреля 1944 года командир звена 402-го истребительного авиаполка Лейтенант
М. Е. Пивоваров в одном бою сбил 2 истребителя Ме-109.
В конце Июня полк был переброшен на 3-й Белорусский фронт, где
его лётчики обеспечивали прикрытие и поддержку с воздуха частей 5-й армии и
3-го Гвардейского механизированною корпуса. Владея исключительно высокой
техникой пилотирования, Пивоваров в бою был дерзок, находчив, инициативен.
Как воздушного бойца и наблюдателя его высоко ценил командир
корпуса Е. Я. Савицкий, который неоднократно приглашал лётчика в разведывательные
полёты. В одной из таких разведок они вынуждены были принять бой с 12 истребителями
FW-190. Завязав схватку на предельно малой высоте, они сумели сбить по "Фоккеру".
Сам Евгений Яковлевич Савицкий вспоминал об этом бое так:
"И Июле 1944 года танковые соединения 3-го Белорусского
фронта , быстро продвигавшиеся в глубь трещавшей по швам вражеской обороны, овладели
важнейшими узлами дорог Вилейка и Красное, отрезав противнику путь отступления на Вильнюс.
Начинался второй этап Белорусской операции. Основной задачей нашего
корпуса по - прежнему оставалось прикрытие частей 5-й армии и 3-го Гвардейского механизированного
корпуса. Требовались взлётно - посадочные площадки ближе к районам боевых действий
танкистов. И мы повсюду настойчиво искали их, включая и территории, ещё не полностью
освобождённые от противника.
В одном из таких разведывательных вылетов наша с Лейтенантом
Пивоваровым пара напоролась на группу из 12 самолётов FW-190. Немцы свалились на нас
столь внезапно, что уклониться от боя было уже нельзя. Пришлось вступить в неравную
схватку. Бой завязался на малой высоте, когда мы с Пивоваровым кружили почти над самой
землёй, стараясь отыскать пригодную для посадки истребителей площадку.
Обнаружившие нас немецкие лётчики стремительно спикировали на пару
"Яков", посчитав её лёгкой добычей. Однако они быстро разобрались в том, что ошиблись.
Истребители Як-7Б, на которых мы в тот раз вели разведку, гораздо легче и маневреннее,
чем FW-190. Именно это нас и выручило. И хотя машина Пивоварова получила 18 пробоин, а я привёз
на аэродром 2 здоровенные дыры в крыле и перебитые снарядами лонжероны, всё же расправиться
с нами немцам не удалось. Больше того, им самим крепко попало.
Воспользовавшись преимуществом в маневрировании, я срезал одного "Фоккера",
лётчик которого, выпрыгнув с парашютом, попал в плен к танкистам. А прикрывавший мою
атаку Лейтенант Пивоваров умудрился на выходе из неё всадить очередь в другой немецкий
истребитель, который, густо задымив, вышел из боя и ушёл на запад. В общем, мы выкрутились..."
В Сентябре 1944 года полк был перевооружен на Як-3, а Старший
лейтенант Пивоваров назначен комэском. Он принимал участие в освобождении Польши,
в Восточно - Померанской и Берлинской операциях.
Истребитель Як-3 из состава 3-го истребительного авиакорпуса.
К Февралю 1945 года командир эскадрильи 402-го истребительного
авиационного полка ( 265-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная
армия, 1-й Белорусский фронт ), Старший лейтенант М. Е. Пивоваров совершил 269
боевых вылетов, в 69 воздушных боях лично сбил 21 вражеский самолёт.
Свои последние победы Пивоваров одержал весной 1945 года.
Так с 5 по 8 Марта состоялось 74 воздушных боя, в которых противник
недосчитался 84 самолётов. В боях отличились лётчики 234-й и 265-й истребительных
авиадивизий. Старший лейтенант М. Е. Пивоваров сбил два вражеских самолёта.
18 Апреля лётчики 16-й Воздушной армии в ожесточенной борьбе с
немецкой авиацией провели 162 воздушных боя и уничтожили 151 вражеский самолёт.
Это был один из наиболее тяжёлых боевых дней. Основная роль в этих боях принадлежала
истребителям 3-го ИАК. Они за день выполнили 833 вылета и в 84 воздушных боях
сбили 76 самолётов противника. Итоги дня для корпуса являлись рекордными за
весь период его участия в Великой Отечественной войне. На одного лётчика в день
в среднем пришлось 3,7 боевых вылета. Это означало, что многим из них пришлось
вылетать на боевое задание 4 - 5 и более раз и почти в каждом вылете вести
воздушные бои с противником. В этот день Старший лейтенант М. Е. Пивоваров сбил
ещё 2 вражеские машины.
К концу войны на счету Михаила Пивоварова числилось около 300
успешных боевых вылетов, 80 воздушных боёв, 37 сбитых самолётов противника - 26
лично и 11 в группе с товарищами.
После окончания войны Михаил Евдокимович продолжил службу в ВВС.
За мужество и отвагу, проявленные с врагами в годы войны, 15 Мая 1946 года ему
было присвоено звание Героя Советского Союза. После тяжёлой аварии в 1947 году
Капитан М. Е. Пивоваров ушёл в запас. Жил и работал в Москве. За период службы
награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского,
Красной Звезды, медалями. Умер 15 Мая 1949 года. Мемориальная доска установлена
на родине Героя, его имя носит улица в городе Сальске.
|