HSU

Каменщиков Владимир Григорьевич

В.Г.Каменщиков

Родился 18 Марта 1915 года в городе Царицин ( Волгоград ), в семье крестьянина. Окончив ФЗУ при судоверфи в 1931 году, работал токарем в паровозоремонтном депо. В 1934 году окончил военно - строительный техникум. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Участник освободительного похода Советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Сражался на Западном, Северо - Западном, Сталинградском и Юго - Западном фронтах.

К середине Июля 1941 года адьютант эскадрильи 126-го истребительного авиационного полка ( 136-я бомбардировочная авиационная дивизия, 21-я Армия, Западный фронт ), Лейтенант В. Г. Каменщиков сбил 4 самолёта противника лично и 4 в группе с товарищами. 9 Августа 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

22 Мая 1943 года командир 38-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Майор В. Г. Каменщиков погиб в воздушном бою. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

Похоронен в братской могиле в Волгограде на площади Павших борцов. Именем Героя названы улицы в Гомеле и Волгограде, школа № 1 в Балашихе Московской области. На здании школы в Волгограде, где учился Каменщиков, установлена мемориальная доска.

*   *   *

Владимир Каменщиков родился 18 Марта 1915 года в Царицыне, там, где спустя четверть века ему вместе с сотнями других бойцов суждено было снискать великую ратную славу... После окончания 7 классов и школы ФЗУ при Волжской судоверфи он работал токарем в паровозоремонтном депо. Уже в юношеские годы ярко проявились склонность Владимира к лидерству, характерная для большинства лётчиков - истребителей высокого класса, и творческий интерес к технике... В 1932 году он поступает в военно - строительный техникум, а в 1935 году, уже после призыва в ряды Красной Армии, добивается направления в Сталинградскую военную школу лётчиков, которую с отличием оканчивает в 1937 году.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Лётчик истребительного авиаполка Лейтенант В. Г. Каменщиков отличился в оборонительных боях на территории Белоруссии в 1941 году.

Немногие из боевых товарищей, видевших подвиги отважного лётчика, остались в живых, мало сохранилось документов тех суровых дней, не успел и он сам рассказать о своем коротком, но славном боевом пути...

На рассвете 22 Июня 1941 года, под разрывами вражеских бомб, адъютант авиационной эскадрильи 126-го истребительного полка Лейтенант Владимир Каменьщиков поднялся на И-16 в воздух, чтобы вступить в бой с врагамна И-16 в воздух, чтобы вступить в бой с врагами. Вблизи города Белостока он заметил три "Мессершмитта" и смело атаковал их. Они не уклонились от боя; прикрывая друг друга, пытались взять советский истребитель в клещи. Умелым маневром Каменьщиков зашёл в хвост вражеской машине и меткой пулемётной очередью с близкого расстояния поджёг её. Охваченный пламенем "Мессер" камнем пошёл к земле.

В.Г.Каменщиков

Но и самолёт Каменьщикова был повреждён: из - под капота мотора показалось пламя, кабина наполнилась дымом. Желая спасти машину, лётчик быстро бросил её вниз, пытаясь падением сбить огонь.

Однако языки плами уже проникли в кабину, загорелась электропроводка, начала тлеть одежда. Открыв фонарь, Каменьщиков стал выбираться на крыло. До земли оставалось около 200 метров. Собрав все свои силы, лётчик отделился от самолёта. Шелковый купол парашюта раскрылся над самыми верхушками деревьев...

Первый бой, да ещё в первые дни войны, памятен каждому. Он хорошо сохранился и в памяти Каменщикова. В беседе с профессором Э. Б. Генкиной, он рассказывал:

"Вступил в борьбу с пятёркой "Мессеров", а потом ещё тройка Ме-109 появилась. Одного я сбил. Он упал в городской парк. Через несколько минут я расстрелял все патроны. Решил выйти из боя. В это время немцы в моём самолёте пробили бензобаки. Машина загорелась. Меня обожгло, кроме того, бензином обдало. Выбросился на парашюте. Приземлился и упал в реку".

Лицо и руки лётчика были обожжены, повреждена и нога. Командование части пыталось отправить Каменьщикова в госпиталь. Но на больничной койке он пролежал всего лишь 4 дня. Весь в бинтах и с незажившими ранами, вернулся в часть. И снова - в бой. 26 Июня 1941 года в районе Гомеля он сбивает 4 вражеских самолёта !  Сам Каменщиков рассказывал об этом так:

"На самолёте МиГ-3 вылетел разведывать дороги, ведущие из Гомеля на Бобруйск, Рогачёв и Могилёв. Это была территория, оккупированная врагом. Разведку произвёл, летел обратно. На обратном пути встретился с 11 немецкими истребителями Ме-109. Вступил с ними в бой. Пошёл в лоб ведущему звена. У него скорость была больше, чем у меня. Мгновенное сближение. Я поймал в прицел ведущего. Он не выдержал и рванул в набор высоты. Я нажал на гашетку пулемёта и очередь прошила "Мессер" от мотора до хвоста. Немецкому пилоту так и не удалось вывести машину в горизонтальный полёт: он врезался в землю. После этого меня взяли в оборот другие немецкие пилоты. Я начал с ними кувыркаться. Ещё одного сбил. Затем ещё двоих. Когда сам был ранен, я не помню: напряжение было колоссальное. Спасли меня зенитчики, которые открыли огонь и по немцам, и по мне. Вражеские лётчики стали уходить на занятую ими территорию. А я тем временем спустился на бреющем полёте на свой аэродром".

После этого боя Каменщиков чудом посадил свой самолёт. У него была перебита ключица, а в истребителе насчитали 280 пробоин !  Шасси не выпускались. Пришлось садиться, как говорят пилоты, на "живот"...

Немецкие войска рвались на восток. Ожесточённые бои шли под Смоленском, Ярцевом, Ельней... Советские соколы делали всё, чтобы помочь наземным войскам остановить врага. Нередко бывали дни, когда Владимир Каменщиков и его боевые друзья совершали в сутки по 9 - 10 боевых вылетов. И редкий вылет обходился без схваток с врагом.

В перерывах между боями Каменщиков учил подчиненных ему лётчиков: долг истребителя - искать противника, а найдя - навязывать ему бой, даже в случае явного неравенства в силах. Сам он всегда был образцом бесстрашия и высокого лётного мастерства. Его боевые друзья - лётчики гордились, что первым их фронтовым учителем был отважный сокол Каменьщиков.

Нередко и его машина получала серьёзные повреждения. Бывали случаи, когда техники обнаруживали в истребителе Каменьщикова десятки пробоин от пуль и осколков. Но уже на следующий день, после ночного ремонта, он снова поднимался в воздух и искал встреч с врагом.

Исключительно напряжённой в боевой жизни Каменщикова была первая половина Июля 1941 года: 7 Июля вновь одерживает победу над Ме-109, 10-го - сбивает ещё один Ме-109, а 12-го - Ju-88...

Вместе со своим однополчанином Степаном Ридным, Владимир Каменщиков вскоре был представлен к званию Героя Советского Союза, так же как и Ридный, он одержал к середине Июля 1941 года 8 воздушных побед: 4 личные и 4 групповые. Командир полка Подполковник Ю. А. Нимцович писал в его характеристике: "...в бою не чувствовал усталости, делая иногда в день до 10 боевых вылетов, когда ему напоминали об отдыхе - обижался".

В.Г.Каменщиков
Каменщиков у сбитого им Ме-109.

Затем Старший лейтенант В. Г. Каменщиков защищал Москву. В те дни он выполнял различные боевые задания. Особенно результативными были его воздушные схватки с противником.

9 Августа 1941 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К моменту окончания воздушных сражений в небе Москвы, Владимир Каменщиков имел на своём счету 17 воздушных побед: 7 самолётов врага он сбил лично и 10 - в групповых боях.

В период войны Каменщиков летал на нескольких типах истребителей - сначала на И-16, затем на МиГ-3. С середины Октября 1941 года пересел на американский "Томахаук", а последние бои провёл на Як-1.

С Августа 1942 года он сражается на Сталинградском направлении в составе уже 788-го истребительного авиаполка, куда был назначен заместителем командира части. Проявив личное мужество, высокую боевую выучку и мастерство ведения воздушного боя, уже в первый месяц боёв за свой родной город, Каменщиков сбил лично 2 тяжёлых бомбардировщика - Ju-88 и Hе-111, а ещё 3 истребителя Ме-109 записал на счет групповых побед.

К тому времени он совершил 256 боевых вылетов, сбил 20 самолётов противника лично и 17 - в группе с товарищами. В боях был дважды тяжёло ранен. Такого официального счета не имел в то время ни один другой советский лётчик ( по другим источникам за период с Июня 1941 года по Май 1943 года сбил 12 вражеских самолётов лично и 37 в группе ).

В.Г.Каменщиков

К сожалению, его последний наградной лист датирован концом Августа 1942 года, и о последних месяцах его жизни и боевой работы сведений нет, хотя в одном из документов замечено, что он "сбил под Сталинградом 16 самолётов противника". В этом случае счёт его личных и групповых побед увеличивается до 48, но приведенное свидетельство нельзя считать официальным.

С Февраля 1943 года Гвардии Майор В. Г. Каменщиков командовал 38-м Гвардейским истребительным авиационным полком ( до 11 Апреля 1943 года - 629-й ИАП ), входившим в систему ПВО города Сталинграда. 22 Мая 1943 года он погиб при выполнении очередного боевого задания и похоронен в своём родном городе Волгограде на площади Павших Борцов.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д