HSU

Гусаров Николай Михайлович

Н.М.Гусаров

Николай Гусаров родился 4 Декабря 1917 года в деревне Новоселки, ныне Колпянского района Орловской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и 2 курса Орловского семеноводческого техникума. В 1936 году был призван в ряды Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в освободительном походе Советских войск в Западную Украину в 1939 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Свою боевую деятельность начал в составе 279-го авиаполка, летая на истребителе И-16. Боевая зрелость пришла к Николаю позже. Летом 1942 года, в тяжелейших боях под Харьковом, летая на самолёте Як-1, он одержал несколько блестящих побед.

Николай Гусаров среди друзей
Николай Гусаров ( в центре ), лето 1942 г.

Затем вновь отличился в период боев над Курской Дугой. Так, 5 Июля 1943 года заместитель командира 486-го истребительного авиационного полка Капитан Н. М. Гусаров над станцией Поныри ( Курская область ) прикрывая наши войска на самолёте Ла-5 в воздушном бою сбил 2 вражеских истребителя, причем один из них - таранным ударом.

Всего же, в первый день Курской битвы, когда противник обрушил на наши войска всю мощь сухопутных и авиационных группировок, только в частях 16-й Воздушной Армии лётчики трижды таранили самолёты врага. Кроме Николая Гусарова это сделали Капитан Н. Сидоров ( погиб при этом ) и Младший лейтенант В. Поляков.

К Ноябрю 1943 года штурман 486-го истребительного авиаполка ( 279-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиакорпус, 16-я Воздушная Армия, Белорусский фронт ) Майор Н. М. Гусаров совершил 432 боевых вылета, провел 69 воздушных боев, в которых уничтожил лично 15 самолётов противника и 14 в составе группы. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Июне 1944 года 486-й авиаполк перебазировался на передовые аэродромы, которые располагались в 25 - 30 км от врага. Противник имел мощную оборону, особенно в междуречье Серет - Прут. Его авиация вела усиленную разведку позиций наших войск, используя высокоманевренные самолёты FW-189, в наших войсках называемых "рамой". Эти машины не только вели разведку, но и корректировали огонь своих орудий.

Командиры наземных частей нередко просили авиаторов: помогите избавиться от "соглядатая". Однако сбить "раму" было далеко не просто. В первый раз на охоту отправились три хорошо подготовленные пары: заместителя командира полка Гусарова, командиров эскадрилий Гирича и Кирилкина, и вернулись они без успеха. Вечером лётчики тщательно разобрали все возможные способы атак и решили, что лучше всего в район барражирования "рамы" подлетать на малой высоте ( это обеспечивало внезапность их появления ), затем, имея преимущество в скорости, с набором высоты вести прицельную стрельбу.

Корректировщик FW.189

Немецкий разведчик - корректировщик FW.189 ( "рама" )

На другой день Капитан А. И. Гирич и Майор Н. М. Гусаров с ведомым Старшим лейтенантом Телегиным сбили два самолёта FW-189. Противник стал осторожнее использовать эти машины для корректировки стрельб, сократил район их барражирования. Но в следующий вылет на "охоту" комэск Кирилкин расправился еще с одной "рамой".

В Январе 1945 года начались тяжелые бои по освобождению Будапешта. Группировка врага располагала там большим количеством орудий и минометов, поэтому советским лётчикам часто приходилось вылетать на штурмовку огневых точек противника. В воздухе шли напряженные бои. По поступившим в штаб Воздушной Армии боевым донесениям, только в Январе, в районе расположения венгерской военной академии, было проведено 57 групповых воздушных боев и сбито более 80 самолётов противника. В этих боях особенно отличились лётчики истребительных групп Подполковника Д. М. Медведева, Капитана А. З. Валиева и Лейтенанта С. В. Носова.

Для помощи окруженной будапештской группировки немецкое командование организовало "воздушный мост" - на самолётах Ju-52 сюда подбрасывались подкрепления, боезапас и продовольствие. лётчики 486-го авиаполка, вместе с другими авиаторами, начали охоту за "воздушными извозчиками". Вскоре Майоры Н. М. Гусаров и А. И. Гирич, а несколько позже и комэск Полеев сбили по одному Ju-52.

7 Мая 1945 года началась Пражская операция Советских войск. В этот день лётчики 486-го ИАП сделали более 100 боевых вылетов и провели 30 воздушных боев. При этом Герои Советского Союза Н. М. Гусаров и А. И. Гирич, командиры эскадрилий Михаил Кирилкин и Николай Полеев, Старший лейтенант Кононов, Лейтенанты Чубаров и Блинов, а также командир полка Подполковник Д. М. Медведев сбили 10 вражеских самолётов.

Пройдя всю войну от первого ее дня и до последнего, Николай Гусаров встретил день Победы в далекой Чехословакии. Окончательных данных о итогах его боевой деятельности к тому времени, к сожалению, пока нет. Одно лишь можно сказать с полной уверенностью - общее число сбитых им самолётов перевалило за 30. За это время он освоил самолёты: И-16, Як-1 и Ла-5.

После окончания войны Николай Михайлович продолжил службу в ВВС. В 1949 году он окончил Высшие офицерские летно - тактические курсы. С 1955 года Полковник Н. М. Гусаров - в запасе, по состоянию здоровья. Жил в городе Железнодорожный Московской области. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Умер 3 Сентября 1979 года.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д