HSU

Глинка Борис Борисович

Б.Б.Глинка

Родился 27 Сентября 1914 года в Кривом Роге, в семье рабочего. В 1928 году окончил 7 классов неполной средней школы, работал на производстве. В 1934 году окончил горный техникум и стал работать уже сменным техником. Одновременно учился в аэроклубе. В 1936 году окончил школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота в Херсоне и был оставлен в ней инструктором. С 31 Декабря 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов имени П. Д. Осипенко. Служил в ней лётчиком - инструктором.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Воевал на Крымском и Северо - Кавказском фронтах.

К концу Апреля 1943 года адьютант эскадрильи 45-го истребительного авиационного полка ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная Армия, Северо - Кавказский фронт ) Лейтенант Б. Б. Глинка совершил 200 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 10 самолётов противника. 24 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил в Борисоглебском военно - авиационном училище, затем в Центре подготовки космонавтов. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги". Полковник Б. Б. Глинка умер 11 Мая 1967 года после тяжёлой болезни. Похоронен в Звёздном городке Московской области.

*   *   *

Борис Глинка родился в городе Кривой Рог 27 Сентября 1914 года. 15-летним подростком он работал на шахте имени МОПРа, затем окончил горный техникум и аэроклуб. Окончив Херсонской школу лётчиков ГВФ, работал там инструктором. После окончания Одесской военной авиационной школы вновь был назначен инструктором. Именно ему, прирождённому лётному педагогу, дано было привести в авиацию младшего брата - Дмитрия, занявшего достойное место в первой десятке советских асов периода Великой Отечественной войны.

Однажды, в конце 1942 года, когда 45-й истребительный авиаполк был выведен с фронта для пополнения, Дмитрий Глинка, к тому времени уже довольно известный лётчик - истребитель, комэск и орденоносец, встретил на улице добродушного здоровяка в застиранной лётной форме. Здоровяк был его старшим братом Борисом, отрабатывавшим инструкторский хлеб в одном из запасных полков.

Хлеб этот с моральной точки зрения был тогда отнюдь не сладок, и сменить вторую кабину на боевой истребитель мечтали многие инструкторы. Командир полка, мудрый Ибрагим Дзусов, помог осуществиться мечте приглянувшегося ему лётчика, и, переучившись на 4 и 5-й в своей судьбе истребители - на "Киттихаук" и "Аэрокобру", - Борис Глинка прибыл в составе полка на Кубань. Битва над "голубой линией", отличавшаяся невиданным упорством и напряжённостью, приближалась к своей решающей фазе, когда на узком в 10 - 30 километров участке фронта друг против друга действовало до 2500 самолётов.

Борис Глинка сразу заявил о себе как о зрелом воздушном бойце, в первом же бою уничтожив бомбардировщик Ju-88, а позднее, в тот же день, открыл счет и "Сто девятым"... 22 Марта ему довелось участвовать в исключительном по накалу бою, когда восьмёрка "Аэрокобр" 45-го авиаполка вступила в бой с большой группой немецких истребителей. Борис Глинка сумел сбить тогда 2 Ме-109, но и сам был ранен в плечо, а его самолёт подвергся настойчивым атакам истребителей противника.

Когда одному из них удалось зайти в хвост его "Кобре" и приблизиться на дистанцию эффективного огня, ведомый Глинки сержант Н. Кудряшов на горящем самолете таранил преследователя, и обе машины поглотило облако взрыва. Через полминуты Старший лейтенант Иван Шматко совершил ещё один - лобовой таран. Противник, несмотря на сохранявшееся численное преимущество, был деморализован и поспешил покинуть зону боя. Соотношение потерь в этой схватке составило 11 : 3. В бою погибли Н. Кудряшов, И. Шматко, А. Поддубский, кроме них, в этом яростном поединке участвовали ведущий группы М. Петров, братья Глинки, И. Бабак, И. Кудря.

Превозмогая боль от полученного ранения, Б. Глинка уже на следующий день вновь участвовал в боях. 15 Апреля ему удалось одержать 3 победы, а к середине Июня его счёт достиг 15 сбитых. В этих боях он сражался на "Аэрокобре" Р-39D-2, заводской номер № 138431. Незаурядный воздушный боец, он был доброжелательным и терпеливым наставником, отличавшимся педагогическим тактом и выдумкой. Его ученик Герой Советского Союза Г. Дольников позднее вспоминал: "Иронией он заменял окрики и внушения, и действовала она лучше всяких выговоров".

К концу боев за Кубань на личном счету Бориса Глинки числилось уже 12 побед, чем сразу же завоевал уважение и признание однополчан. 24 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Лётная и тактическая грамотность, дисциплина и разумная боевая дерзость отличали Бориса Глинку. К концу своего первого фронтового года он вошёл в число лучших лётчиков не только 100-го Гвардейского авиаполка ( бывший 45-й ИАП ), но и всей великолепной 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, выделявшейся незаурядным лётным составом. Позывные братьев Глинок - "ББ" и "ДБ", как синоним боевой мощи, были известны всему фронту.

Потом Борис воевал на Южном и Закавказском фронтах. Летом 1943 года он продолжил список своих побед. В одном из боёв, в районе реки Ворскла, Гвардии Лейтенант Б. Б. Глинка доказал, что хорошо усвоил уроки Кубани. Прикрывая штурмовики, он вступил в бой с шестёркой Ме-109 и сбил ведущего, затем ещё один самолет. Прикинув, что горючего и боеприпасов может не хватить, Борис нашёл выход - резко развернувшись, винтом ударил по плоскости и "завалил" третий истребитель. Увидев это, немцы предпочли ретироваться. Глинка стал их преследовать и последней очередью прошил 4-й "Мессер" !

Как человек Борис Глинка представлял собой счастливое сочетание многих блестящих качеств - ума, образованности, душевного благородства, сердечности и простоты. В полку было мало людей способных сравниться с Борисом в добродушии и доверчивости.

Дальнейшая боевая деятельность Б. Б. Глинки прошла на 4-м, 2-м и 1-м Украинском фронтах. В боях за Мариуполь Борис был тяжело ранен. Пуля стрелка с Ju-87 попала ему в левое плечо. Превозмогая боль, на поврежденной машине лётчик всё же сумел приземлиться с убранным шасси рядом с расположением кавалерийской части и сразу же попал в медсанчасть. На следующий день он вернулся в полк и вскоре продолжил воевать.

В Июне 1944 года, когда А. И. Покрышкин стал командиром дивизии, Борис Глинка был назначен командиром 16-го Гвардейского истребительного авиаполка, известного не только высоким боевым духом, но и характером, - это был подлинный полк асов. Авторитет Глинки был высок. Умело опираясь на командиров и партийно - комсомольский актив он быстро навёл порядок в полку. Под его руководством лётчики стали выполнять боевую работу более успешно, чем при Речкалове, почти без потерь. Однако, командовать 16-м ГвИАП ему пришлось недолго.

Братья Глинки

16 Июля 1944 года, вылетев на очередное задание, Борис взял себе в напарники молодого лётчика - стажера. Встретив группу "Мессеров", группа Глинки атаковала их в лоб.

В ходе боя молодой ведомый оторвался от своего командира и не успел вовремя прикрыть его от вражеского огня. Из горящего самолёта Борис выбросился, однако ударился о стабилизатор. С тяжёлым переломом ноги и сломанной ключицей он приземлился на парашюте в расположении наших войск. Затем попал в госпиталь и долго лечился.

Вернуться в боевой строй ему, к сожалению, уже не довелось. За полтора года боевых действий Борис Глинка совершил более 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 30 вражеских самолётов лично и 1 в группе с товарищами.

В 1952 году он окончил Военно - Воздушную академию и был направлен на преподавательскую работу в Борисоглебское военное лётное училище. В 1960 году Гвардии Полковник Б. Б. Глинка был переведён в Центр подготовки космонавтов, где передавал свой богатый лётный опыт первопроходцам Космоса. Но старые раны постоянно давали о себе знать, лётчик тяжело болел и умер 11 Мая 1967 года.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д