HSU

Гальченко Леонид Акимович

Л.А.Гальченко

Родился 2 Апреля 1912 года в городе Петровск - Порт ( ныне Махачкала ), Республика Дагестан, в семье рабочего. В 1933 году учился в индустриально - строительном техникуме, затем был направлен в Сталинградскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1935 году.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К концу Сентября 1941 года командир эскадрильи 145-го истребительного авиационного полка ( 1-я смешанная авиационная дивизия, 14-я Армия, Карельский фронт ) Капитан Л. А. Гальченко совершил 77 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника. 6 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего совершил 410 боевых вылетов. В 90 воздушных боях сбил 24 самолёта лично и 12 в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС, окончил Военную академию Генерального штаба, командовал авиационной дивизией. С 1954 года Полковник Л. А. Гальченко - в запасе. Жил в Махачкале. Его именем названа школа - интернат в городе Кандалакша Мурманской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Умер 26 Сентября 1986 года.

*   *   *

В детстве Лёня Гальченко ни чем особенным не отличался от своих сверстников. Учась в школе имени В. И. Ленина, Леонид очень хорошо рисовал, выпускал стенгазету. Он был изобретателен, мастерил воздушные змеи, строил модели планеров и самолётов. С 1933 года учился в индустриально - строительном техникуме, но мечта о небе не оставляла его. Леонид упорно готовился к поступлению в лётное училище, хотел быть истребителем. И вскоре стал им, окончив Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.

Боевое крещение он получил зимой 1939 - 1940 годов, в период Советско - Финляндской войны.

4 Декабря 1939 года звено истребителей Старшего лейтенанта Гальченко получило боевую задачу штурмовать колонны войск противника, движущихся на Мурманск. Сразу после взлета самолёты попали в густую облачность. Но советские лётчики, едва различая друг друга, продолжали полет к цели. Пробив по расчету времени облака, они увидели под собой шоссейную дорогу.

Первым врага обнаружил Младший лейтенант А. В. Чирков. Выйдя вперед, он эволюциями указал командиру группы курс на неприятельскую колонну. Гальченко повёл звено в атаку. Обработав первую колонну, они обнаружили на подходе новую. Снова наши истребители упали в пике. Атака следовала за атакой... Как позже стало известно, этой штурмовкой финскому полку были нанесены значительные потери... За храбрость и находчивость, проявленные в боях с белофинами, Леонид Гальченко был награжден первым орденом Красного Знамени.

С началом Великой Отечественной войны вновь на фронте, сражался в составе 145-го истребительного авиаполка, летая на самолёте И-16. Для лётчиков Заполярья война началась фактически 17 Июня 1941 года, когда нарушение воздушного пространства СССР Германскими ВВС стало постоянным. В конце Июня обстановка была уже крайне напряженной - вражеская авиация рвалась к Мурманску. Леонид быстро открыл счёт своих побед и вскоре стал одним из лучших лётчиков полка.

Летчики звена Л.А.Гальченко

27 Июня 1941 года противник попытался нанести массированный бомбовый удар по городу. Для отражения налёта по тревоге были подняты истребители 145-го авиаполка. Завязался ожесточённый воздушный бой, в котором командир звена Иван Мисяков совершил один из первых в Заполярье воздушных таранов. Когда его пулемёты, израсходовав боезапас, умолкли, лётчик настиг вражеский бомбардировщик, сделал "горку" и ударил его сверху. Вражеский самолёт рассыпался в воздухе... За этот подвиг отважного советского лётчика наградили Орденом Ленина.

На фото справа вверху показаны одни из участников того памятного боя, лётчики 145-го авиационного полка, слева направо: А. П. Олисов, Л. А. Гальченко, В. П. Миронов.

И-16 Л.А.Гальченко

И-16 тип 10 из 145-го ИАП Капитана Л. А. Гальченко, 1941 год.

Однако, победы над врагом доставались нашим пилотам дорогой ценой: потери в лётном составе росли. Сражаться с хорошо вооружённым противником на стареньких "Ишачках" было неимоверно сложно. К великой радости лётчиков, по распоряжению командующего ВВС Северного флота, 20 Июля 1941 года в полк прибыли первые истребители ЛаГГ-3. Несколько перетяжелённыи, вялые в маневре, они отличались от И-16 лучшим вооружением и более высокой скоростью.

В Сентябре напряжение воздушных схваток достигло своего наивысшего пика. Вот лишь краткая хроника тех боёв с участием Леонида Гальченко: 13 Сентября звено И-16 перехватило группу вражеских бомбардировщиков. Капитан Л. Гальченко, Старший лейтенант Б. Кузьмин и Лейтенант В. Миронов сбили по одному Ju-87. Через пару дней, 15 Сентября, пятёрка истребителей 145-го ИАП под командованием Капитана Гальченко вступила в бой с 30 вражескими бомбардировщиками. В результате было сбито 4 неприятельские машины и отражён налет на порт. Наша группа вернулась без потерь. 24 Сентября Гальченко со своим ведомым Мироновым вылетели на разведку. Обнаружили аэродром противника. Миронов подавил зенитный огонь, а Гальченко расстрелял на земле несколько самолётов противника.

Л.А.Гальченко

Ужеь к концу Сентября 1941 года командир эскадрильи 145-го истребительного авиаполка Капитан Л. А. Гальченко совершил 77 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил лично 7 вражеских самолётов.

Однажды вступив в бой с 7 истребителями, Гальченко вел тяжёлый бой. Когда боеприпасы были израсходованы, Леонид бросил свою машину в облака. А впереди, - он это хорошо знал - возвышалась отвесная скала. У самой стены он сделал крутой поворот и мгновенно скрылся в серой пелене облаков. Мчавшийся за ним "по пятам" Ме-109 врезался в скалу. Остальные ушли ни с чем.

ЛаГГ-3 Л.А.Гальченко

В другом бою Леонид увидел на борту вражеского самолёта намалёванную голову тигра. "Дело имею с Асом", - подумал он. Бой оказался тяжёлым, но Гальченко сбил врага. Вернувшись на аэродром, вместе с техником он нарисовал на хвосте своей машины большую белую кошку ( позднее она стала чёрной ) - выгнув спину, она играла с мышкой. Закончив рисунок он пояснил: "Для взаимности: пусть фашисты пугают нас тиграми, а мы их попробуем кошками..."

На этой машине Леонид Гальченко одержал ещё несколько воздушных побед. Именно тогда в одной из газет появилось следующее стихотворение:

"Кровь - за кровь, и за око - око. Каждый враг будет встречен и сбит !"
Так решил наш прославленный сокол,   лётчик   -   Гальченко Леонид".


ЛаГГ-3 Леонида Гальченко

Истребитель ЛаГГ-3 комэска Л. А. Гальченко, 145-й ИАП, осень 1941 года.

Леонид Акимович очень не любил рассказывать о своих личных победах, зато долго мог говорить о боевых товарищах, и особенно о своём ведомом - Викторе Петровиче Миронове, который к Сентябрю 1941 года совершил 127 боевых вылетов и в 25 воздушных боях уничтожил лично 5 вражеских самолётов.

Одним Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 Июня 1942 года командиру эскадрильи 145-го истребительного авиаполка Майору Л. А. Гальченко и командиру звена Старшему лейтенанту В. П. Миронову было присвоено звание Героя Советского Союза. Их родной полк вскоре получил звание Гвардейского и стал именоваться уже 19-м ГвИАП.

ЛаГГ-5 Л.А.Гальченко
ЛаГГ-3 Гвардии Майора Л. А. Гальченко,
609-й авиаполк, Август 1942 года.

Осенью 1942 года Гальченко был назначен командиром 609-го авиаполка входившего в состав 259-й истребительной авиадивизии. Под его руководством лётчики полка совершил более 2000 боевых вылетов, в 95 воздушных боях сбил 60 самолётов противника.

Гальченко, хотя уже и командовал полком, не жалея себя летал наравне с молодыми пилотами. И снова полёты, полёты. Бои, перегрузки... Однажды, после напряжённого боя, не смог вылезти из кабины - отказали ноги, болью сковало сердце. Друзья вынесли его на руках. Но беда не приходит одна: вскоре у него резко упало зрение...

Госпиталь. Горькие думы. Война, а он не у дел. Как - то приехал Виктор Миронов. "Разрешите летать на вашей машине. Пусть немцы не думают, что наш командир не может подняться в воздух". Леонид разрешил - не хотел обидеть боевого товарища, - но с болью в душе: боялся за его жизнь - за машиной с чёрной кошкой немцы охотились давно... Его опасения подтвердились: самолёт был подбит в воздухе и Виктору пришлось воспользоваться парашютом. Когда Миронов вновь появился в госпитале, Леонид, считавший его погибшим, не сдержался, заплакал от радости, а потом приказал: "Кошку нарисуйте на всех самолётах !.."

Ла-5Ф Л.А.Гальченко, осень 1944 г.
Ла-5Ф Подполковника Гальченко, осень 1944 г.

После длительного лечения Леонид Акимович вернулся в родной полк и вскоре вновь продолжил борьбу.

Конец войны Гвардии Подполковник Л. А. Гальченко встретил уже в должности командира истребительной авиационной дивизией. За период своей боевой деятельности он совершил 410 успешных боевых вылетов, провёл 90 воздушных боёв, сбил 24 вражеских самолёта лично и 12 в группе.  Освоил истребители:  И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, Р-39 "Аэрокобра" и Ла-5. Его боевой друг, Виктор Петрович Миронов, погиб при аварии самолёта 16 Февраля 1943 года, имея на счету 15 личных и 10 групповых побед.

Ла-5 Леонида Гальченко

Ла-5ФН заместителя командира 324-й ИАД Подполковника Л. А. Гальченко,
подготовленный специально для участия в параде Победы, Июнь 1945 года.

После окончания войны, Леонид Акимович ещё долго служил в ВВС. После выхода в запас, жил в родном городе.

В областном краеведческом музее помещён стенд, посвященный его боевой деятельности. Гальченко вёл большую общественную работу. В 1978 году, в числе других гостей, был приглашён на встречу ветеранов обороны Заполярья, проходившую в Рижском педагогическом училище.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д