Боевые машины С. Ф. Долгушина.

Сергей Долгушин начал войну на пушечном И-16 с номером "16" на борту, который уже 23 Июня был сожжен во время штурмовки вражескими Ме-110 на аэродроме Лида. С Июля 1941 года в отдельной эскадрильи и затем в 180-м полку летал на МиГ-3, сменив три машины. Первую сбили в бою 26 Июля; взамен на аэродроме в Ржеве был подобран бесхозный МиГ, мотор которого отказал на взлете 1 Сентября. Самолет был разбит, а на сменившем его истребителе Долгушин воевал до сдачи матчасти соседнему полку 17 Марта 1942 года. Несколько вылетов было сделано зимой 1941 - 1942 годов на ЛаГГ-3, также входивших в эскадрилью.

Истребитель МиГ-3

Истребитель МиГ-3. На таком летал С. Ф. Долгушин в 1941 году.

Июнь - Июль 1942 года под Харьковом летал на одном и том же "Харрикейне" с 4 пушками ШВАК, переданном потом в 436-й авиаполк. Примечательно, что во время переучивания в Иваново Долгушину, с разрешения заместителя командира запасного авиаполка П. С. Акуленко, удалось сделать один полет на американском истребителе Р-51 "Мустанг". Уже в 434-м полку в Люберцах он дважды поднимался в воздух на немецком истребителе Ме-109.

Под Сталинградом Капитан Долгушин воевал на Як-7Б. В Январе 1943 года летчик вернулся в 32-й Гвардейский авиаполк с Як-9 ( номер "20" ), закрепленный за ним еще в Инспекции ВВС. Самолет был приспособлен для пилотажа и максимально облегчен. В частности, баки не протектированны, снят коллиматорный прицел, вместо него - визир и мушка на капоте. В полку прицел установили вновь. В 30-м ГвИАП в Июле - Августе 1943 года летчик освоил Р-39 "Аэрокобра", воевал на ней.

Став командиром 156-го авиаполка, Майор С. Ф. Долгушин с Октября 1943 года летал на Ла-5ФН с номером "32", полученном в Сейме. Эта машина была разбита в Сентябре 1944 года, когда при взлете вдруг оторвалась лопасть винта. Летчик, пилотировавший самолет, был тяжело ранен. Сам Долгушин в это время вместе с полком получал в Горьком новые Ла-7. С Сентября 1944 года командир полка летал на машине с номером "93" ( смотрите рисунок внизу ).

Ла-7 С.Ф.Долгушина

Ла-7 командира 156-го ИАП Подполковника С. Ф. Долгушина ( 215-я ИАД,
8-й ИАК, 4-я Воздушная Армия ), аэродром Клюцов, Апрель 1945 года.

По  результатам  стендовых  испытаний  выбрали  наиболее  мощный  двигатель ( разброс составлял до 50 л.с. ). С самолета была снята вся первоначальная краска, его заново загрунтовали, окрасили и отполировали. Фюзеляж, крылья и горизонтальное оперение сверху не были камуфлированы, но имели ровный серо - голубой цвет ( краска АМТ-11), снизу - голубой ( АМТ-17 ). Красный капот и кок винта были введены Генерал - Лейтенантом А. С. Осипенко в Июле 1944 года перед Бобруйской операцией, как отличительный признак авиакорпуса. Тогда же приняты и опознавательные обозначения полков. Для 156-го ИАП это были чередующиеся горизонтальные полосы на киле и руле поворота - 3 красных и 3 белых.

С.Ф.Долгушин (в центре) и его Ла-7

Красные звезды с бело - красной окантовкой на фюзеляже, киле и нижней поверхности крыльев. Номер "93" - белый без окантовки. Золотая Звезда на капоте выполнена желтым и красными цветами. Под кабиной - 17 красных и 11 белых звездочек ( по числу его официальных личных и групповых побед на конец войны ). Желтая буква "Э" на киле - от почетного наименования 156-го авиаполка Эльбингский.

Технические надписи на машине не восстанавливались, на правом борту был только белый номер "93" ( cмотрите рисунок внизу ). Обручи, стягивающие капот - неокрашенная сталь. Лист обшивки за выхлопными патрубками - обожженый металл. Отличительные элементы авиакорпуса и полка были нанесены сразу же после получения самолета, а индивидуальные - в начале 1945 года и сохранялись по крайней мере до Мая.

Ла-7 С.Ф.Долгушина, вид справа
Ла-7 С.Ф.Долгушина, вид сверху и снизу
Ла-7 С.Ф.Долгушина

На другом Ла-7, с номером "14" ( смотрите рисунок вверху ), Долгушин сделал несколько вылетов в 1945 - 1946 годах, уже после окончания войны. Этот самолет имел стандартный камуфляж - сверху темно - серый ( АМТ-12 ) и серо - голубой ( АМТ-11 ), снизу голубой. Капот, кок и киль дополнительно не окрашивались. Номер "14" - белый. Звезды в бело - красной окантовке - на обычных местах.

В Липецке Долгушин освоил Як-3, Як-9П, Ла-9, Як-15 и Як-17. В Кубинке сделал 2 полета на Ла-15 и перешел на МиГ-15. В Калининской авиадивизии летал на Ил-28. В дальнейшем через его руки прошли МиГ-17, Як-25, Як-27, Су-7. Последними типами, на которых он летал до 70-х годов, были Як-28 и Миг-21.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д