HSU

Чурилин Алексей Павлович

А.П.Чурилин

Родился 26 Декабря 1916 года на хуторе Ширявсков, нене Kaменского района Уральской области, в семье крестьянина. Окончил сельскохозяйственный техникум. Работал инкассатором в областном банке города Уральска. В Красной Армии с 1940 года. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году.

С Декабря 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Марту 1945 года командир эскадрильи 611-го истребительного авиационного полка ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт ) Майор А. П. Чурилин совершил 273 боевых вылета, в 85 воздушных боях сбил 17 и уничтожил со своей группой на аэродромах 21 самолёт противника.

Всего произвёл более 300 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 30 неприятельских машин. 18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Алексей Павлович продолжил службу в ВВС. С 1972 года Полковник А. П. Чурилин - в запасе. Жил в Новороссийске. За период службы он был награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Aлександра Невского, Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды ( четырежды ), медалями. Умер 23 Августа 1982 года. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

*   *   *

Сбив в Марте 1945 года 9 истребителей Ме-109, а в Апреле уничтожив ещё 4 неприятельские машины, Алексей Чурилин стал самым результативным лётчиком победной весны. В Венгрии в боях 10 и 23 Марта, 5 и 11 Апреля ему четырежды ( ! ) удалось сделать по дублю, сбив 8 вражеских Ме-109G-12 - одну из самых совершенных модификаций знаменитого "Мессера".

Попав на фронт в конце 1942 года, старший сержант А. П. Чурилин стал первым лётчиком 611-го авиаполка, уничтожившим Ме-109. Эту победу он одержал на биплане И-153, когда реактивными снарядами РС-82 сбил "Мессер" в схватке с двумя вражескими истребителями, первым устремившись в атаку на противника.

Серьёзный и строгий, далекий от всякой авантюры, он был в то же время горячим, быстро "заводящимся" человеком. Воздушный бой он буквально творил, выдумывая на земле и в воздухе новые пилотажные фигуры, приёмы взаимодействия, защиты и нападения, строя при этом все свои импровизации на точном расчёте. Здесь и бои на виражах, с неожиданным и резким уменьшением их радиуса, и стремительные атаки строя вражеских самолётов, когда с пикирования в упор он поражал неприятельскую машину и, выполнив резкий боевой разворот, на форсаже снизу атаковывал следующую.

Особенно значительных успехов Алексей добился в боях над Kраснодаром и рекой Миус. С 1944 года Чурилин уже командовал эскадрильей 611-го авиаполка, действующего над Румынией, Югославией и Венгрией. При этом им применялся самый прогрессивный метод обучения - метод показа действий в бою и личного примера. Комэск Капитан А. П. Чурилин, имевший на боевом счету 10 сбитых самолётов противника, признанный мастер воздушного боя, попеременно брал ведомыми разных молодых лётчиков, учил их, как нужно сбивать "Мессеры".

Он был замечательным наставником молодых пилотов. Часто меняя ведомых, он неустанно "вывозил" молодежь. Меняясь со своим ведомым ролями, он не только надежно прикрывал его, но подсказывал момент и способ неотразимой атаки. Девять ведомых Чурилина, летая с ним в паре, сбили 20 самолётов противника. За последние два года войны лётчик не потерял ни одного из них.

Характерным примером его наставничества является один из боёв 11 Апреля 1945 года, когда эшелонированное по высоте звено Чурилина "зажало" пару Ме-109. Его ведомый Младший лейтенант Н. Чуриков ( совершил около 150 боевых вылетов и одержал 6 личных побед ) получил команду "Подойти ближе и сбить заднего", которую уверенно выполнил. "Теперь главного", - услышал он в наушниках спокойный голос командира. Однако ведущего удалось лишь подбить, и, оставляя длинный дымный след, он со снижением стал уходить. Младший лейтенант начал было преследование, по Чурилин оставил его: "Не горячись. Сам сдохнет"...

Хотелось бы обратить внимание на абсолютную неначетистость аса, его даже некоторое равнодушие к официально фиксируемым победам. Коллективизм, основанный на воинской целесообразности, характерен для советской истребительной школы, в отличие от ярко выраженного доминантного индивидуализма немецких асов.

Чурилин обладал твёрдым характером и боевым мастерством. Молчаливый, легковоспламеняющийся, он ненавидел врага ненавистью, которой хватило бы на десятерых бойцов. Чурилин постоянно рвался в бой. Пребывание на земле было для него мучением. Лишь огромная сила воли позволяла Капитану при сопровождении штурмовиков удерживаться от немедленной атаки обнаруженных истребителей врага. Но уж если противник лез на рожон - минуты его жизни были сочтены. Верный принципу: "Ищи противника, первым замечай и первым атакуй !", Чурилин нападал молниеносно, неожиданно и неотвратимо.

...На прикрытие войск в районе Погребы - Кашица Чурилин полетел сначала в паре с Младшим лейтенантом Д. Г. Кириченко, в другом вылете взял ведомым Младшего лейтенанта Н. И. Куценко. В обоих случаях Капитан атаковал и сбивал "Мессеры", увеличив счёт сбитых самолетов до 12 и убедив молодежь, что немецкие истребители пасуют перед "Яком". В Январе 1943 года, сержантом он совершил первый боевой вылет, а спустя всего год с небольшим стал уже Капитаном, командиром лучшей в полку 3-й эскадрильи, летающей на именных самолетах "Металлург Донбасса" !

21 Августа 1944 года группа истребителей, ведомая Чурилиным, встретила 16 FW-190, прикрытых четырьмя Ме-109. Четвёрка Чурилина сначала сбила два "Мессера", затем уничтожила три "Фоккера", а остальные обратила в бегство. У Чурилина не получил повреждения ни один "Як" !

20 Декабря 1944 года группу из шести "Яков" в район Бёргенда повёл Капитан А. П. Чурилин. Здесь находились два FW-190, прикрытые четвёркой Me-109. Заметив наши истребители, "Фоккеры" бреющим ушли на запад, а четвёрка "Мессеров", разойдясь на встречных с четвёркой "Яков" и не замечая идущую выше пару Чурилина - Кириченко, развернулась на 180 градусов для атаки. Именно в этот момент Чурилин и Кириченко обрушились на врага, в первой же атаке сбили две машины. У Алексея Чурилина это был 13 лично сбитый самолет.

В течение весны 1945 года он стал один из наиболее успешных Советских пилотов в боях над Венгрией, с 8 сбитыми Ме-109. К Марту 1945 года Алексей Чурилин совершил 273 боевых вылета, провёл 83 воздушных боя, в которых лично сбил 17 самолётов противника ( 12 Ме-109, 3 Ju-87 и 2 FW-190 ) и уничтожил со своей группой на аэродромах ещё 21 самолёт.

8 Марта 1945 года, после улучшения погоды, стала вести боевые действия и авиация врага. Самолёты противника летали большими группами, причём немцы применяли в начавшейся операции только самолёты FW-190 и Me-109 последних модификаций. Первая встреча с большой группой новых Me-109G-12 произошла у эскадрильи Чурилина. Майор А. П. Чурилин во главе восьми "Яков" прикрывал наземные войска в районе Калоз - Ильиг. Здесь и столкнулся он на встречных курсах с шестью "Мессерами". Чурилин резко развернул четвёрку Як-3, чтобы зайти в хвост противнику, но и противник начал разворот. Начался бой на виражах. Ещё в начале первого витка Лейтенант Куценко сбил первый Ме-109, а Майор Чурилин на втором витке с креном в 60 градусов, при резком уменьшении радиуса, сбил второй. Уцелевшая четвёрка истребителей врага поспешно скрылась в облаках.

11 Марта 1945 года четвёрка Як-3 из 611-го авиаполка, во главе с командиром полка Подполковника Н. Ф. Исаенко ( к концу войны имел 14 сбитых самолетов ), провела очередной бой с группой Ме-109. В итоге пять новейших "Мессеров" были уничтожены за каких - нибудь две с половиной минуты !   Наш Як-3 в наборе высоты легко настигал Ме-109, на вираже и пикировании - также не уступал. Две победы записал в этом бою на свой личный счет Алексей Чурилин.

15 Марта группа из шести Як-3, ведомая Чурилиным, в районе западнее Шерегейеша, прикрывая бомбардировщики, не только не подпустила к ним истребители врага, которых было в два раза больше, но и уничтожила один Ме-109G. Несколькими очередями Майор А. П. Чурилин на вираже разбил хвостовое оперение, а затем отбил половину крыла ведущему группы.

29 Марта шестёрка Як-3 вылетела на прикрытие танков в районы Самботель - Кёсег. Над Шергельхозой, на высоте 1000 метров появилась идущая пересекающимся курсом шестёрка Ме-109. Истребители врага летели в левом пеленге пар, на увеличенных дистанциях между парами. Чурилин увидел врага первым, атаковал замыкающую пару "Мессеров", сразу же сбил ведомого одной из пар. Ведущий атакованной им пары растерялся: пытаясь уйти из - под удара левым разворотом со снижением, лишь ухудшил свое положение: подставил Чурилину хвост. Алексей не замешкался. Короткой очередью поджёг и второй "Мессершмитт", лётчик которого выпрыгнул с парашютом. С 3 по 5 Апреля, вылетая уже с аэродрома Трауэсдорф, Майор А. П. Чурилин сбил ещё два самолёта.

14 Апреля 1945 года он вновь поднял в небо четвёрку Як-3. Противника встретили, возвращаясь с задания: в районе Медлинг под облаками мелькнули два Ме-109. Увидев врага, Чурилин стремительно атаковал сзади снизу ведущего вражеской пары, сбил его. Ведомый "Мессер" успел скрыться в облаках. Сбитый Майором Чурилиным самолёт загорелся, но упал в режиме крутого планирования и вдребезги не разлетелся. Кроме того, перестал гореть. Доложив об этом, Чурилин попросил разрешения слетать к месту падения "Мессера", посмотреть, что от него осталось. Просьбу удовлетворили. Майор полетел к Медлингу на По-2. Убитый немецкий лётчик оказался Капитаном по званию, обладателем 12 фашистских наград, в том числе "Золотого Рыцарского креста". В его нагрудном кармане обнаружили обгоревший билет члена национал - социалистской партии. Этот Ме-109, с матёрым немецким асом, был 30 вражеским самолётом, сбитым Чурилиным с весны 1943 года.

6 Мая летчики 611-го истребительного авиаполка последний раз нанесли удар по наземным целям врага. Это произошло во время патрулирования группы Чурилина западнее Санкт - Пельтена. По советским истребителям осмелилась сделать несколько выстрелов батарея зенитных орудий, находившаяся на железнодорожной станции Гедерсдорф. Группа Чурилина снизилась, нанесла штурмовой удар по батарее, и уничтожила её. В это же время Чурилин с Младшим лейтенантом Чуриковым расстреляли стоявший под парами неприятельский паровоз, став последними офицерами полка, открывавшими огонь по врагу...

Чурилин стал истребителем уже в зрелом возрасте, в 25 лет ( родился на хуторе Ширявский, на Южном Урале, 26 Декабря 1916 года ), закончив Сталинградскую военную авиационную школу пилотов накануне войны. До призыва в армию в 1940 году успел окончить сельхозтехникум и поработать инкассатором.

Командир эскадрильи 611-го истребительного авиационного полка Майор Чурилин совершил более 300 боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 30 самолётов противника. Сам сбит не был, но был дважды ранен. В составе группы уничтожил на земле 21 самолёт. Воевал на И-153, на ЛаГГ-3, на Як-1, а с конца Февраля 1945 года - на Як-3.

18 Августа 1945 года, за мужество и отвагу проявленные в боях с врагом, Алексею Чурилину было присвоено Звание Героя Советского Союза.

После войны Полковник Чурилин служил в ВВС до 1972 года. Летал на сверхзвуковых машинах. После демобилизации жил и работал в Новороссийске.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д