HSU

Белясник Пётр Никифорович

П.Н.Белясник

Пётр Белясник родился 21 Декабря 1917 года в селе Вовна, ныне Шосткинского района Сумской области, в семье крестьянина. Образование неполное среднее. Работал токарем на заводе в городе Махачкала ( Дагестан ). С 1939 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Воевал в 126-м истребительном авиационном полку, который входил в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Москвы. 31 Июля 1941 года 6 лётчиков полка на своих самолётах МиГ-3 атаковали немецкий аэродром, уничтожив на земле около 30 бомбардировщиков.

Части 6-го ИАК наряду с выполнением главной задачи по охране Москвы обеспечивали прикрытие войск Западного и Калининского фронтов, вели воздушную разведку, патрулирование вдоль железных и шоссейных дорог. 30 Января 1942 года, прикрывая наши войска в районе Волоколамск - Сычёвка - Вязьма, тройка истребителей 126-го авиаполка в составе Старшего лейтенанта П. Белясника, Лейтенантов Е. Лозового и Г. Шорохова, вступили в бой с 13 вражескими самолётами. Трёх "Мессеров" они вогнали в землю, остальные нырнули в облака и скрылись.

В Феврале 1942 года лётчики корпуса провели более 100 воздушных боёв и сбили в них 54 вражеских самолёта, в Марте в 48 боях было сбито 25 самолётов. В этих боях отличились Капитан Г. Ф. Приймук, Старшие лейтенанты П. Н. Белясник и А. Ф. Ковачевич, Лейтенант В. Г. Иванов и другие лётчики. Всего в небе Москвы Пётр Белясник сбил 7 вражеских самолётов, за что был удостоен ордена Красного Знамени.

126-й полк воевал тогда на американских истребителях Р-40 "Томагаук". С Сентября 1941 года лётно - технический состав некоторых строевых частей проходил переучивание на эти машины на аэродроме Кадников близ Вологды. Для этой цели создали 27-й запасной авиаполк, командиром которого был В. И. Пантелеев.

С.Г.Ридный

126-й авиаполк стал одним из первых в ВВС страны, перевооружившимся на заморские "Томагавки". При эксплуатации американских самолётов лётчики и механики полка обнаруживали немало дефектов. За время войны П. Н. Беляснику пришлось летать на 4-х различных типах истребителей. Американский Р-40 вызывал у него недоверие. Особенно после того, как на нём в простой ситуации, не в бою, а после взлёта из - за отказа материальной части погиб его близкий друг Герой Советского Союза Степан Ридный ( имевший на счету 26 воздушных побед ). Именно в эти дни Пётр Белясник сумел на личные средства купить боевой самолёт. На этом стоит остановиться подробнее.

Истребитель Р-40С

В 1942 - 1943 годах большой размах получило движение за сбор средств в фонд обороны столицы. Горячо поддержали этот почин и защитники московского неба. На средства, собранные воинами Московской ПВО, были построены самолёты для авиационного соединения "Москва".

Однажды Пётр Белясник увидел новый самолёт конструктора С. А. Лавочкина. Этот истребитель, надёжный, с мощным вооружением, ему очень понравился. Пётр Никифорович принял решение поддержать почин многих граждан страны и внести свои личные сбережения - 30 000 рублей - на строительство такого самолёта. При этом, он обратился в ЦК партии с таким письмом: "Построенный самолёт прошу передать мне. Клянусь, что на этой машине я буду не щадя жизни громить немецких захватчиков до полного их уничтожения". Об этом же он заявил и своим боевым товарищам на полковом митинге. Спустя некоторое время Капитану П. Н. Белясник в торжественной обстановке вручили новый истребитель Ла-5 с бортовым номером "40" и надписью на фюзеляже: "Капутану Белясник" ( именно "Капутану" ).

Вскоре полк был преброшен под Сталинград. Там на новой машине, лишь за 4 дня боёв, Пётр Белясник сбил 4 вражеских самолёта. Один из боевых эпизодов, относящийся к тому периоду, нашел отражение в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" ( стр. 144 ):

"30 Августа 1942 года четвёрка истребителей 126-го ИАП, ведомая Капитаном П. Н. Белясником, в неравном бою с 22 истребителями Ме-109 в районе Сталинграда сбила 6 вражеских самолётов, обратив остальных в бегство".

Боевой счёт Петра Белясника рос довольно быстро: если к концу Мая 1942 года на его счету числилось 14 вражеских самолётов, сбитых лично и в составе группы, то к началу 1943 года - уже более 20.

К Февралю 1943 года штурман 126-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны ) Капитан П. Н. Белясник совершил 250 боевых вылетов, провел 78 воздушных боев, в которых сбил лично 9 самолётов противника и 17 в группе с товарищами.

Следует отметить, что Пётр Белясник был не единственным лётчиком, летающем на "собственном" самолёте. Правда фамилия второго пилота, "купившего" истребитель, трактуется по - разному. Так, в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", пишется:

27 Февраля 1943 года - В газете "Тревога" появилась заметка о том, что лётчики 6-го ИАК ПВО П. Н. Белясник и Н. С. Самохвалов внесли на постройку новых самолётов 45 тысяч рублей из своих личных сбережений.

Несколько иначе этот эпизод описан в книге Д. А. Журавлёва "Огневой щит Москвы":

Н. Т. Самонов
Лётчик Н. Т. Самонов, 1943 год

"Лётчик 126-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза Капитан П. Н. Белясник внёс 30 000 рублей на постройку самолёта. В торжественной обстановке ему вручили "именной" истребитель. Такую же машину получил и лётчик Н. Т. Самонов, на боевом счету которого было 13 вражеских самолётов. Вместе с Капитаном Белясником он сражался в небе Сталинграда. По примеру старшего товарища Самонов внёс свои сбережения на постройку истребителя".

По некоторым источникам Николай Тимофеевич Самонов, сражаясь в составе 436-го, 176-го и 126-го истребительных авиационных полков, одержал 9 личных и 4 групповые победы. Так кто же был вторым пилотом: Н. С. Самохвалов или Н. Т. Самонов ?..

П.Н.Белясник у своего Ла-5

28 Апреля 1943 года за образцовое выполнение заданий командования на фронтах Великой Отечественной войны Капитану П. Н. Белясник было присвоено звание Героя Советского Союза.

На именном самолёте он успешно провоевал до Февраля 1945 года. К концу войны совершил около 300 боевых вылетов, провел свыше 40 воздушных боёв, доведя число личных побед до 15.

Незадолго до окончания войны, Пётр Никифорович был переведён на лётно - испытательную работу в НИИ ВВС ( в опытную эскадрилью моторного управления ). Заслуженный лётчик - испытатель СССР. С 1964 года Полковник П. Н. Белясник - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д