Забвению не подлежит

19 Апреля 1942 года первая эскадрилья 71-го ИАП вылетела в район Гатчины на штурмовку вражеского аэродрома, где базировались бомбардировщики, совершавшие налеты на блокадный Ленинград.

12 истребителей И-153 ударили по стоянкам самолётов, складу горючего, зенитным батареям противника. Около 20 вражеских бомбардировщиков было подожжено или повреждено в результате внезапных смелых действий наших летчиков. Но и эскадрилья понесла потери. Одна из подбитых "Чаек" пылающим факелом врезалась в уцелевший "Юнкерс", вторая совершила посадку с убранными шасси на немецком аэродроме. В горячке боя товарищи не заметили, кто именно направил горящий самолет на стоянку бомбардировщиков, а кто сел на вынужденную. О событиях того дня вспоминает бывший командир 2-й эскадрильи, Полковник в отставке Герой Советского Союза А. Г. Батурин:

"Сами понимаете, в такой сутолке под огнем вражеских пушек и пулемётов трудно было "созерцать" происходящее. Прилетели домой, стали разбираться. Не вернулись на базу Лейтенант Ю. А. Спицын и Старший лейтенант А. М. Шитов. Оба - командиры звеньев, коммунисты, воспитанники Ейского училища. У обоих по два ордена Красного Знамени.

Шитов имел на боевом счету 9 сбитых самолетов врага, Спицын - 6, но у него гораздо больше вылетов на штурмовку. Юрий Спицын - парень весёлый, компанейский, с юморком. Выступает, бывало, на собраниях - заслушаешься. Александр Шитов, напротив, скромный, молчаливый, не любитель хвастаться своими успехами. Поэтому, видимо, кто - то из лётчиков высказал предположение, что только Спицын мог решиться на огненный таран.

Эту версию подхватили, других - то не было. В бригаду отправили соответствующее донесение. В полку провели митинг, выпустили листовку - молнию. Знаю, что шел разговор о представлении Спицына к высокой награде посмертно..."

А вот что пишет бывший командир 3-й эскадрильи того же авиаполка Подполковник в отставке И. Гопкало:

Мы в тот день летали на Выборг, а 1-я эскадрилья - на штурмовку аэродрома в Гатчине. Вечером у входа в столовую появился плакат: "Берите пример с лётчика Спицына, совершившего героический подвиг при штурмовке вражеского аэродрома !".

Надо сказать, что командование авиабригады, в которую входил 71-й ИАП, не нашло тогда ни времени, ни возможности проверить и уточнить факты, связанные с огненным тараном. Спицын остался героем, а о Шитове просто забыли. Однако дальнейшин события показали, что в этом эпизоде далеко не все ясно. Из воспоминаний А. Г. Батурина:

"После освобождения Гатчины туда поехал навестить родителей командир 2-й эскадрильи Володя Абрамов. Он побывал на аэродроме, где до недавнего времени хозяйничали немцы, и там обнаружил скелет ( без обшивки ) самолета Спицына. Как он узнал, что именно его самолет ?  Оказывается, ранее в одном из боев истребитель Абрамова был серьёзно поврежден. Летчик, чтобы ускорить ремонт, помогал в мастерских специалистам восстанавливать хвостовую часть фюзеляжа. Следы знакомой ему работы сразу бросились в глаза. А на этой "Чайке" после ремонта летал Спицын..."

Прошу обратить внимание вот на какую деталь. Обнаруженный В. Ф. Абрамовым на оставленном немцами аэродроме истребитель хоть и был "раздет", но не имел, по словам Владимира Фёдоровича, заметных деформаций силовых элементов каркаса фюзеляжа и крыльев. И это - то после предполагаемого удара о землю и взрыва ?!

Возвратившись в часть, Герой Советского Союза В. Ф. Абрамов доложил об увиденном и о своих сомнениях. В коллективе пошли слухи, начались пересуды, но всерьёз заниматься этим делом в период напряжённых боев было некому и некогда...

В середине 1945 года в полк, ставший к тому времени 10-м Гвардейским, прибыл и сам Спицын. Судя по записям в его личном деле, 3 года он находился в плену, в концлагерях под Ригой, в Мюльберге, Нюрнберге и Триере. Освобождён союзниками.

О себе Юрий Андреевич рассказывал лётчикам разное. Батурину, например, говорил, что будто бы он направил горящую "Чайку" на стоянку "Юнкерсов". При взрыве его выбросило из кабины, оттого и прихрамывает с тех пор. Перед другими собеседниками хвастал, что летал у немцев на Ме-109.

В полку Спицына начали вводить в строй на Ла-5УТИ. Но вскоре от полётов отстранили. Известно, что побывавшим в плену не очень - то доверяли. Поначалу он молчал, безропотно ходил в наряды. Потом все громче стал требовать разрешения летать. Такая настойчивость кое - кому показалась подозрительной. Тем более что у лётчика случайно обнаружили немецкий пистолет, который он не сдал вопреки доведённому до всех под росписку приказу.

В 1947 году Старшего лейтенанта Ю. А. Спицына арестовали. Военный трибунал приговорил его к 25 годам лишения свободы за измену Родине. Накануне 10-й годовщины Дня Победы приговор Верховного Суда СССР был отменён за отсутствием состава преступления. Правда, в партии Юрия Андреевича так и не восстановили.

Попытку узнать правду о тех событиях давних военных лет предпринял Полковник в отставке, кандидат военно - морских наук В. Мельников. В Мае 1988 года он встретился со Спицыным. По словам Юрия Андреевича, он и не пытался таранить вражеские самолёты на стоянке. Раненый в воздухе, просто пошел на посадку. Перед самой землёй "Чайку" опрокинуло взрывной волной от взорвавшегося неподалёку самолета. Его выбросило из кабины. Немцы подобрали, подлечили. Потом в плену горе мыкал.

Нет сомнения, для меня во всяком случае, что эта "правда" - чуть обновлённая и подправленная автором прежняя легенда.

Как было все на самом деле ?  Свет истины на происшедшее в Гатчине 19 Апреля 1942 года могли бы пролить архивные документы, и прежде всего немецкие. Думается, со временем прояснится подлинная картина того боевого эпизода. Хочу заметить: у однополчан Шитова и Спицына, у меня самого нет сомнений в том, кто именно совершил тот огненный таран. И может быть, действительно не стоило бы пока ворошить прошлое, если бы не одно "но"...

В брошюре И. Г. Иноземцева "Тараны в северном небе", изданной Воениздатом в 1981 году, читаем: "...тогда коммунист Спицын развернул свой И-153 и пылающим факелом врезался в уцелевшие вражеские бомбардировщики. Все лётчики группы были свидетелями этого подвига отважного товарища и отомстили врагу. А с Юрием Андреевичем Спицыным произошел почти невероятный случай: взрывной волной его выбросило из самолета, и летчик остался жив".

Не мог Иноземцев не знать и о втором действующем лице этого военного эпизода - о Шитове, но о нём ни слова. Ещё один пример. В книге В. П. Захарова "Первый военный аэродром", вышедшей в 1988 году, Спицын тоже упоминается как герой огненного тарана. И здесь о Юрии Шитове - молчок !

Нет вины лётчика в том, что лишь случайное стечение обстоятельств обрекло его имя и подвиг на забвение. Но наш долг, долг всех ныне живущих перед тысячами таких, как Шитов, - возродить их имена и дела, поднять на ту высоту, с которой отважные сыны Отчизны шагнули в бессмертие.

( Из материалов журнала "Крылья Родины". Автор статьи - Майор в отставке А. М. Слюсаренко, заведующий музеем истории Ейского военного авиационного училища лётчиков )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д