HSU

Бабков Василий Петрович

В.П.Бабков

Родился 14 Апреля 1918 года в селе Кушугум, ныне Запорожского района Запорожской области, в семье рабочего. После окончания неполной средней школы, работал электриком на заводе "Запорожсталь". В 1937 году был призван в ряды Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года - на фронтах Великой Отечественной войны. К Августу 1942 года штурман 434-го истребительного авиационного полка ( Сталинградский фронт ) Капитан В. П. Бабков совершил 287 боевых вылетов, участвовал в 68 воздушных боях, уничтожил лично 11 самолётов противника и 9 в составе группы. 23 Ноября 1942 года за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл 465 боевых вылетов, лично сбил 23 вражеских самолёта и 11 - в группе.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1956 году - Военную академию Генерального штаба. Генерал - Полковник авиации, был Генеральным инспектором Главной инспекции Министерства Обороны СССР. С 1986 года - в отставке. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Октябрьской Революции, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями и иностранным орденом.

*   *   *

Василий Бабков родился 14 Апреля 1918 года в Запорожье. Юные годы его прошли в родном городе. Окончив семилетку и ускоренный курс ФЗУ, он в 1933 - 1934 годах работал электриком на заводе "Запорожсталь". После рабфака поступил в электротехнический институт ( филиал Днепропетровского института ) и одновременно в местный аэроклуб.

В Марте 1937 года по призыву ЦК ВЛКСМ В. П. Бабков стал курсантом Борисоглебского училища военных лётчиков. Ввиду уже имевшейся у него лётной практики он окончил это училище за полгода. В должности пилота - старшины получил назначение в Брянскую авиабригаду. Вскоре был переведён в город Оршу на должность заместителя командира эскадрильи, штурмана эскадрильи.

В 1939 году полк, в котором служил Василий Петрович на самолётах И-153, освобождал Западную Белоруссию. В период советско - финляндской войны эскадрилья охраняла небо Ленинграда.

В канун Великой Отечественной войны 123-й авиаполк находился в Кобрине ( под Брестом ), недалеко от польской границы. Из - за внезапного вероломного нападения противника он понёс тяжёлые потери в технике, но Василий всё же успел совершить несколько вылетов на И-16. Лётный состав, получив новейшие самолёты ЛаГГ-3, вскоре вернулся в Белоруссию, под Минск. Позднее, в составе 521-го авиаполка, Василий сражался под Оршей, Вязьмой, Москвой.

Истребительный полк, в котором Бабков уже был заместителем командира, активно участвовал в штурмовке вражеских войск, в разведывательных полётах, прикрывал наши войска с воздуха. Ежедневные воздушные схватки, в которых он принимал участие, как правило, заканчивались победой. Но были, к сожалению, и потери среди личного состава полка. Особенно трудно складывались воздушные бои против новейших немецких многоцелевых самолётов Ме-110. Полк пополнялся молодыми, малоопытными лётчиками, а это означало, что основная боевая нагрузка ложилась на командира и его заместителей, которым нередко приходилось совершать по 5 и более вылетов в день.

...В одном из воздушных боёв над Березиной Василий Петрович на самолёте ЛаГГ-3 сошёлся в лобовую атаку с Ме-110. Противник с дальней дистанции пушечной очередью зацепил "ЛаГГ". Осколки фонаря и прицела впились в лицо лётчика. Но мощным залпом Василий Петрович поймал противника на отвороте, и тот взорвался в воздухе.

Самолёт Ме-110G

Немецкий многоцелевой двухмоторный самолёт Messershmitt Me-110G

В.П.Бабков

Памятна Василию Петровичу и воздушная разведка под Рузой в период немецкого наступления на Москву. В один из полётов в паре с командиром эскадрильи Василий Петрович обнаружил на Волоколамском шоссе большую колонну вражеских танков, направлявшихся к столице. Однако их докладу не поверили. Лётчики были вынуждены повторить разведку. Но и на этот раз доклад вызвал у командования сомнение. Тогда в третий раз поднялся в воздух Василий Петрович. Несмотря на сильнейший зенитный огонь, он прошёл на бреющем полёте вдоль танковой колонны и даже запомнил номерные знаки на танках. Его самолёт был буквально прошит зенитными снарядами и загорелся. Лётчик еле дотянул до своего аэродрома, с ожогами лица и рук вывалился из кабины, а самолёт, пробежав с выключенным мотором по инерции ещё несколько метров, взорвался. После доклада о танковой колонне Василия Петровича отправили в госпиталь.

Однако залеживаться лётчик не стал. Вскоре, пройдя медкомиссию, он вернулся в свой полк. По - прежнему продолжал активно участвовать в воздушных боях, увеличивая счёт сбитых самолётов противника, в том числе и Ме-110.

К началу 1942 года на боевом счету Капитана Бабкова уже значилось 8 сбитых вражеских самолётов. А на груди отважного лётчика красовались ордена Красного Знамени и Красной Звезды.

Как опытный воздушный боец, Майор Бабков был назначен заместителем командира вновь созданного 434-го авиаполка из опытных боевых лётчиков - истребителей, имевших на личном счету сбитые самолёты. Летом 1942 года полк достойно проявил себя в боях на Юго - Западном и Сталинградском фронтах.

...В один из дней в районе города Калач - на - Дону развернулись воздушные сражения. В них участвовало более сотни истребителей и бомбардировщиков. Командир полка и его заместитель Майор Бабков в этот день несколько раз поднимались в воздух, возглавляя группы лётчиков. За один день было сбито 36 самолётов противника. За этот выдающийся успех 5-м лётчикам, в том числе Василию Петровичу, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

В.П.Бабков

В конце Сентября 1942 года полк, переучившись на Як-7Б, вновь прибыл под Сталинград. Здесь, только в одном вылете 20 Сентября, Бабков сбил 2 бомбардировщика Ju-88.

...Воздушные бои не стихали. Во время одного из налетов немецкой авиации на волжскую переправу Василий Петрович с первой же атаки поджёг пикировщик Ju-87. Затем он сбил ещё один бомбардировщик, а во время второго вылета свалил очередной "Юнкерс".

После гибели Героя Советского Союза Ивана Клещева, командование полком принял Василий Бабков. С 23 Ноября 1942 года по 20 Марта 1943 года лётчики полка, ставшего к тому времени 32-м Гвардейским, провели 1150 боевых вылетов, сбили 112 самолётов противника, потеряв 7 своих товарищей... На посту командира полка Бабкова сменил Подполковник В. И. Сталин.

После Сталинградской битвы полк перебазировался в Великие Луки. И снова началась день за днем штурмовка наземных войск противника, разведка, воздушные бои.

Василий Петрович, назначенный в 1943 году командиром 88-го Гвардейского истребительного авиационного полка, вооружённого самолётами Ла-5, провёл полк через горнило кровопролитных боев на Курской дуге, на Днепре, на юге Украины. В то время летать ему приходилось уже не часто, но каждый раз, когда он поднимался в воздух, уж если замечал противника - живым не отпускал. Крепкая у него была хватка. И девиз: "В воздухе ищи врага, а нашёл - умри, но с неба сковырни !"

Праздник Победы Бабков встретил в должности командира 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка, который под его началом принял участие в Берлинской операции, в боях за Дрезден и Прагу.

В.П.Бабков

К тому времени он выполнил 465 успешных боевых вылетов, из них: 55 - на штурмовку, 50 - на разведку. Проведя более 100 воздушных боёв, лично сбил 23 и в группе с товарищами 11 самолётов противника. Среди лично сбитых им машин: Не-111, 4 Ju-88, 2 Ju-52, Ме-110, несколько Ju-87 и Ме-109. Сам был подбит 4 раза и каждый раз сажал повреждённую машину в расположение своих войск ( под Москвой, Рузой, на Калининском фронте, под Киевом ). За это же время освоил самолёты: И-15, И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-7Б, Як-9 и Ла-5.

В 1945 году Василия Петровича направляют на учебу в Военно - Воздушную академию. По окончании её он 4 года успешно командует 4-й Гвардейской истребительной авиационной дивизией, входившей в состав 24-й Воздушной армии в Германии. При обострении ситуации после смерти Сталина соединение было переведено в Закавказье. Его дивизия считалась одной из лучших в Советской Армии и первой в строевых частях была перевооружена на реактивную технику.

В 1954 году снова учеба - на этот раз в Военной академии Генерального штаба. После её окончания новая должность - командир 71-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса. В 1960 году он назначается в Главную инспекцию Министерства обороны. А затем до 1987 года возглавляет Главную инспекцию ПВО.

В 1964 году ему присваивается воинское звание Генерал - Лейтенанта, а в 1973 году и Генерал - Полковника. При этом, до 70 лет Василий Петрович летал на всех типах истребителей ( он освоил абсолютное большинство советских истребителей - от И-15 до Су-15 и от МиГ-3 до МиГ-23 ). В 1965 году ему было присвоено почётное звание "Заслуженный военный лётчик СССР".

На пенсии неуемная энергия не позволила Василию Петровичу сидеть без дела. До последнего времени, пока позволяло здоровье, он активно участвовал в работе ветеранской организации, часто выступал в военных и молодёжных аудиториях с воспоминаниями о фронтовых воздушных сражениях. В настоящее время живёт в Москве. Увлекается чтением, отдавая предпочтение военным мемуарам и новинкам, раскрывающим современное развитие военной авиации.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д