HSU

Бабайлов Павел Константинович

П.К.Бабайлов

Родился 25 Февраля 1919 года в деревне Неустроево Пермской губернии, ныне Ирбитского района Свердловской области, в семье крестьянина. Окончив Свердловский радиотехникум, работал в театре. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Окончил аэроклуб в 1941 году, Руставскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году.

В боях Великой Отечественной войны с Июля 1942 года. Командир эскадрильи 163-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 229-я Таманская истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт ) Капитан П. К. Бабайлов к Сентябрю 1944 года совершил 417 боевых вылетов, провёл 75 воздушных боёв, лично сбил 27 самолётов противника ( 2 из них - тараном ) и 4 в составе группы. 14 Октября 1944 года погиб при выполнении боевого задания. 23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалям. Похоронен в городе Замбрув ( Польша ). Навечно зачислен в списки воинской части.

*   *   *

Павел Бабайлов родился 25 Февраля 1919 года в семье крестьянина. Учился легко и с интересом. Окончив 7 классов сельской школы, в 1938 году поступил в Свердловский радиотехнический техникум. После его окончания, работал киномехаником, а позднее - радиотехником в одном из театров города.

Когда началась Советско - Финляндская война, Павел в Январе 1940 года добровольцем вступил в ряды Красной Армии и ушёл на фронт. Как хороший лыжник, в составе разведывательного батальона, он неоднократно ходил в тыл противника, добывая там ценные сведения. Именно тогда и зародилась у Павла мечта стать лётчиком.

Вернувшись с войны, он в 1941 году окончил Пермский аэроклуб. Затем поступил в Руставскую военную авиационную школу пилотов, после её окончания ( в начале 1942 года ) служил там же лётчиком - инструктором. Павел настойчиво просился на фронт, но, учитывая его способности и лётную подготовку, командование училища не спешило расставаться со старшим сержантом Бабайловым...

Только летом 1942 года добился он отправки на фронт и с Июля принял участие в боях, теперь уже Великой Отечественной войны. Боевую деятельность начал на Северном Кавказе в составе 790-го истребительного авиаполка, летая на истребителе ЛаГГ-3. В течение полугода Старший сержант Бабайлов вырос до Старшего лейтенанта, стал командиром эскадрильи. Мастерски сражался с врагами отважный лётчик. В конце Июля 1942 года, в районе города Грозный, Лейтенант П. К. Бабайлов сбил вражеский истребитель Ме-109, второй самолёт уничтожил таранным ударом, сам же произвёл посадку на повреждённом самолёте. Уже на следующий день Бабайлов сбил свой третий самолёт противника.

В начале 1943-го полк был перевооружен на новые истребители Ла-5. Бабайлову досталась машина с бортовым номером "3". Начались новые схватки с врагами. Нередко Павел Бабайлов попадал в труднейшие ситуации, но не падал духом, делая всё возможное, чтобы найти выход, вырваться из западни. Так было и 21 Ноября 1943 года, когда в одном из боев над Керченским полуостровом, командир звена 790-го авиаполка ( 219-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Южный фронт ) Лейтенант П. К. Бабайлов при выполнении боевого задания по разведке войск противника тараниил вражеский бомбардировщик Ju-88, но в часть не вернулся.

Однако тогда Павел остался жив. В то памятное утро он вылетел на разведку в паре с ведомым Младшим лейтенантом М. Степуровым. В районе аэродрома "Семь Колодезей" его ведомый был сбит огнём зенитной артиллерии. От горя и боли за товарища Павел неистово проштурмовал аэродром, сжёг "Мессер" и, набрав высоту, взял курс на Керчь. Недалеко от села Султановка он заметил скрывающийся в облаках "Юнкерс". Тот следовал на запад и, по всей вероятности, возвращался с разведки.

Подойдя к вражескому самолёту на дистанцию около 100 метров, Павел открыл огонь по кабине стрелка и заставил замолчать его спаренный пулемёт. Но Ju-88 резко взял влево и нырнул вниз, пытаясь уйти. Однако Бабайлов тут же настиг врага, поймал в прицел колпак кабины лётчика, нажал на гашетку, но... огня не последовало: весь боекомплект был израсходован. Оставалось одно: уничтожить разведчика тараном.

Форсируя двигатель, Павел бросил свой истребитель на вражеский самолёт. Сильным ударом его прижало к борту и завертело. "Юнкерс" беспорядочно полетел к земле, но Павел тщетно пытался выровнять и свой самолёт. Быстро приближалась земля. Парашют уже не мог спасти его. Перед самой землёй ему всё - таки удалось выровнять машину, но от удара Бабайлов потерял сознание... Очнулся в плену. Из лагеря для военопленных Павел сумел вырваться с помощью крымских партизан. Возвратившись в родной полк, он продолжил свою боевую деятельность.

Менее чем за год участия в боевых действиях Бабайлов сбил 19 самолётов противника. Осенью 1943 года в одном из воздушных боёв Павел Бабайлов был тяжело ранен. Ещё до приземления его самолёта в санчасть сообщили, что машина командира эскадрильи вынуждена выйти из боя и почти над самой водой пролива еле "тянет" на аэродром. А по радио Павел Константинович только и сказал: "Лёгкая царапина. Возвращаюсь..."

...Бабайлов не без труда откинул "фонарь" кабины, попытался подняться, но не смог. Когда к машине подбежал врач, лётчик был уже без сознания...

После недолгого пребывания в медсанбате он вернулся свой полк и продолжал сражаться в воздухе за освобождение Крыма, Белоруссии и Польши. Лётчик непрерывно увеличивал свой боевой счёт. Летая на разведку, доставлял командованию ценные сведения о вражеских группировках, его укреплённых пунктах, узлах обороны и базировании авиации.

Ла-5Ф

Истребитель Ла-5Ф. На такой машине сражался и П. К. Бабайлов.

...На Керченском полуострове шли ожесточённые бои. Наши десантники упорно сражались за кромку земли. В любую погоду лётчики помогали десантникам в их трудной борьбе с врагом. Как - то эскадрилья выполняла очередное задание командования - сопровождала группу транспортных самолётов. Тихоходные машины были удобной мишенью для врага. Нашим истребителям приходилось то и дело вступать в неравные воздушные бои, отвлекая вражеские самолёты на себя.

Когда задание было уже почти выполнено и самолёты приближались к аэродрому, из - за туч неожиданно вынырнула восьмёрка Ме-109. Противник устремился к транспортникам. Бабайлов по радио приказал своим истребителям идти на сближение с "Мессерами" и первый ринулся в атаку. В вечернем небе заметались пунктирные струи трассирующих пуль и снарядов.

После удачного разворота и захода снизу Бабайлову удалось поразить головную машину врага. Она задымила и, покачиваясь с крыла на крыло, исчезла в морской пучине. Остальные ретировались, не вступая в бой.

В Крымском небе Павел Константинович сражался до полного освобождения полуострова от вражеских войск.

К Сентябрю 1944 года командир эскадрильи 163-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Капитан П. К. Бабайлов совершил 417 боевых вылетов, провёл 75 воздушных боев, в которых уничтожил лично 27 вражеских самолётов и ещё 4 - в составе группы, во время штурмовок уничтожил 23 автомобиля и 2 самолёта.

14 Октября 1944 года Павел Константинович Бабайлов погиб при выполнении очередного боевого задания над территорией Польши. О последнем вылете мастера воздушной разведки рассказал бывший лётчик эскадрильи Капитана Бабайлова, его ведомый в том трагическом вылете, Лейтенант А. Ф. Сидоров:

"Мы полетели на разведку тыла противника в районе Ростки - Струдне. Всё было хорошо, с маршрута передавали разведдонесения, а когда выполнили задание и летели домой, то над передним краем были обстреляны зенитной артиллерией врага. Я видел, как завихрились облачка разрывов вокруг самолёта командира. Прямое попадание снарядов вывело из строя мотор, самолёт стал падать... Вот от машины отделился чёрный комочек, начал распускаться купол парашюта. Но... слишком мала оказалась высота..."

П.К.Бабайлов

К моменту гибели на личном счету отважного лётчика было 28 воздушных побед. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Павлу Константинович Бабайлову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Похоронен отважный лётчик - истребитель в селе Тараново - Тоски ( 10 км южнее города Замбрув, Польша ), в 60 км юго - восточнее Белостока. Приказом Министра обороны СССР навечно зачислен в списки личного состава воинской части.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д