HSU

Бабак  Иван  Ильич

И.И.Бабак

Родился 26 Июля 1919 года в селе Алексеевка, ныне Никопольского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. В 1940 году окончил Запорожский педагогический институт и аэроклуб. Работал учителем. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Мая 1942 года. Командир звена 100-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт ) Гвардии Младший лейтенант И. И. Бабак отличился в боях при прорыве обороны противника на реке Молочная и освобождении Мариуполя. К Сентябрю 1943 года сбил лично 18 самолётов противника и 4 в группе. 1 Ноября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл 330 боевых вылетов. В 103 воздушных боях сбил 37 самолётов противника.

После войны продолжил службу ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года Капитан И. И. Бабак - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Автор книги - "Звезды на крыльях".

*   *   *

Иван Ильич Бабак родился 26 Июля 1919 года в селе Алексеевка Екатеринославской губернии. Окончил Запорожский педагогический институт и одновременно аэроклуб. Работал учителем химии и биологии. На время Великой Отечественной войны был вынужден сделать перерыв в своих занятиях, чтобы обменяться с врагом смертельными уроками воздушного боя.

В Апреле 1942 года Иван Бабак окончил Сталинградскую военную авиационную школу и уже в Мае прибыл на Крымский фронт, в 45-й истребительный авиационный полк ( с 18 Июня 1943 года - 100-й ГвИАП ), которым командовал Ибрагим Дзусов. Худенький интеллигентный парень не показался командиру полка, и тот едва не отправил его прочь. Помогло заступничество Героя Советского Союза Д. Калараша, принявшего смуглого новичка за соплеменника - цыгана. А тут ещё Дмитрий Глинка неожиданно предложил Бабаку стать его ведомым.

Лётчики полка воевали тогда на Як-1, выполняя задачи по прикрытию наземных войск, сопровождению и штурмовке. Перелетая всё восточнее, полк участвовал в боях на Южном, Северо - Кавказском, Закавказском фронтах. В этих боях сержант Бабак сбил свой первый Ме-109.

19 Сентября 1942 года личный состав полка был выведен с фронта на отдых, пополнение и переучивание. В Декабре 1942 года лётчики освоили "Киттихауки", а в начале 1943 года - "Аэрокобры"... 9 Марта они приступили к боевой работе с Краснодарского аэродрома.

Ивану Бабаку досталась "Аэрокобра" Р-39D-2, заводской номер 41-38416. В Марте он сбил на ней Ме-109 и Ju-87, а в Апрельских боях на Кубани, доходивших до 50 боёв в день, уничтожил 14 немецких истребителей !  Наряду с Фадеевым, Покрышкиным, Семенишиным он был в то время результативнейшим асом Кубанской битвы. Но в начале Мая тяжелая форма малярии надолго выбила Лейтенанта Бабака из строя.

В конце Июля 1943 года, во время боев за город Мариуполь, выполняя разведывательный полёт вдоль железной дороги, Иван Бабак на малой высоте увидел, как из окон вагонов - теплушек ему махали руками люди. Прилетев на свой аэродром он доложил - "В вагонах находятся наши люди. По видимому, их собираются вывезти на каторгу. Необходимо срочно принять меры !"

Вскоре группа "Илов" в сопровождении истребителей ушли к станции. Удар наносился с особой точностью, только по паровозу и путям впереди эшелона. Охрана станции при этом разбежалась. Местные жители открыли вагоны и выпустили людей, вывозимых в Германию.

В Сентябре 1943 года Иван Бабак получил от жителей города подарок - "именной" самолёт и уже в первый боевой вылет сбил Ме-109. Этот "Мессер" он атаковал с 20 - 30 метров, масло из развалившегося от пушечной очереди самолёта залило фонарь, и сажать машину ему пришлось, глядя в боковые стекла фонаря.

На "Аэрокобре", приобретенной на средства собранные школьниками города Мариуполя, Иван Ильич летал в небе Украины, Молдавии, Румынии, Польши и Германии. Надпись "От школьников Мариуполя" была на обоих бортах фюзеляжа за кабиной. Инженер по радиооборудованию В. Ковальчук нарисовал справа на носу машины летящую богиню Победы ( за что Бабак получил, у противника, прозвище "Летающий Демон" ).

Р-39 Ивана Бабака

Именная "Аэрокобра" Ивана Бабака, осень 1943 года

Несколько месяцев Бабак летал в паре с молодым лётчиком Петром Гучеком, ставшим впоследствии Героем Советского Союза.

В бою над озером Молочное на глазах сотен воинов наземных войск четвёрка Бабака в течение минуты сбила четыре Ме-109. Это был его пятый боевой вылет за день, и переутомление вновь вызывало обострение болезни.

Весной 1944 года, после возвращения из госпиталя, лётчик был назначен заместителем командира по воздушно - стрелковой службе 100-го ГвИАП. Участвовал в боях под Яссами и Сандомиром. Продолжая активно летать Иван Бабак иногда одерживал по несколько побед за вылет. В конце Мая 1944 года в боях под Яссами группа из 12 самолётов под командованием Бабака успешно провела бой с пятью девятками Ju-87 и прикрывающими их истребителями. В этом бою Бабак лично сбил 2 вражеских самолёта.

13 Июля 1944 года началась наступательная операция советских войск на Львовско - Сандомирском плацдарме. В первые же дни боёв Старший Лейтенант И. И. Бабак сбил 6 самолётов противника. К 30 Августа - ещё 4...

В Марте 1945 года, когда Бабака назначили командиром 16-го Гвардейского авиаполка, его самолёт принял Григорий Дольников. Известие об этом назначении было встречено лётчиками полка с нескрываемой гордостью, как большую личную радость. Ещё два года назад необстрелянный сержант Бабак, теперь стал во главе одного из лучших гвардейских полков !   По мирному времени такое событие, конечно, небывалая редкость. Но два суровых года войны, когда за плечами лётчика более 300 боевых вылетов и свыше 30 уничтоженны вражеских самолётов, - это уже качественно другое измерение.

Боевые свойства Бабака не ограничивались смелостью и умением наверняка разить врага; он быстрее других сформировался и как организатор боя, и как отличный воспитатель молодых лётчиков. Внешне Иван Ильич был невидным, но умное лицо и всегда изысканная опрятность делали наружность его довольно приятной. Честный и прямодушный, он отличался тонкостью, свойственной людям его профессии ( до войны Бабак работал учителем ). Откровенность его, совсем непритворная, была, однако же, не без расчета: он так искусно, шутливо, необидно умел говорить величайшие истины людям сильным, что их самих заставлял улыбаться.

С Мая 1942 по Апрель 1945 года Иван Бабак совершил 330 боевых вылетов, провел 103 воздушных боя, сбил 33 вражеских самолёта лично и 4 в группе ( в некоторых источниках указаны 35 личных побед ). За всю войну, в воздушных схватках, его самолёт ни разу не был даже подбит. Он не потерял в боях, которыми руководил, ни одного лётчика.

14 Апреля 1945 года Покрышкин направил в штаб армии документы на присвоение Бабаку звания Дважды Героя Советского Союза. А через день, 16 Апреля, Бабак прямо из бани, не успев до конца одеться, вылетел по тревоге на штурмовку вражеской колонны и был сбит зениткой. Сколько мог он тянул к линии фронта, а затем, не выдержав обжигающего огня, выбросился с парашютом. Он упал на позиции вражеских артиллеристов и в полубессознательном состоянии, сильно обгоревший, был взят в плен. Его ведомый не смог сориентироваться, и, несмотря на интенсивные поиски и личный контроль Маршала Конева, не нашли даже его упавшего самолёта.

- Когда бежал от бани к самолёту, ордена свои я не успел нацепить, не до того было, - вспоминал Бабак. - Ну и решил выдать себя за рядового лётчика. А они слушают мои байки и смеются. Потом дают мне альбом с фотографиями наших Асов - истребителей, где на первом месте красовался портрет Покрышкина, ну и моя личность там тоже оказалась...

Бабак был отправлен в лагерь для военнопленных. Лечили его там наши люди, чем могли. В плену Иван Бабак пробыл до конца войны. Благодаря долгим усилиям Александра Покрышкина, он был найден в одном из лагерей для интернированных, где бывшие военнопленные проходили проверку, освобожден и отправлен в полк. Нечеловеческие условия истощили организм лётчика до предела. Но он вернулся в строй и снова начал летать. Однако, представление ко второй Золотой Звезде не прошло...

И.И.Бабак

Но в дальнейшем обстоятельства сложились для Ивана Ильича крайне неблагоприятно. Особисты не оставляли его в покое. И тогда он уехал на учебу в Москву. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы и стал учить искусству воздушного боя молодых лётчиков. Однако в 1949 году Капитан И. И. Бабак вынужден был демобилизоваться и вернулся к себе на родину под Полтаву к довоенной профессии школьного учителя. Проработал много лет, и никто в школе, ни учителя, ни дети, не знали, что их преподаватель химии, скромный и немногословный Иван Ильич Бабак, - один из лучших Асов Великой Отечественной войны, сбивший 37 вражеских самолётов.

Узнав об этом, на одной из встреч ветеранов 9-й ГвИАД в Киеве, Александр Покрышкин возмутился: "Ну, знаешь ли, друг любезный, от такой твоей скромности гордыней и обидой на весь свет отдает. Золотую Звезду тебе вручили не для того, чтобы ты её в шкатулке прятал !   Вот тебе дубликат Звезды, у меня ещё есть, и будь добр носить её и пацанов на примере своих подвигов воспитывать".

Позднее Бабак был был директором одной из школ в Бельске. Сейчас школа, в которой долгие годы работал Иван Бабак, носит его имя. Он автор книги "Звезды на крыльях" в которой, с присущей ему скромностью, изменил фамилию главного героя...

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д