Повергая фашистских Асов...

И.Н.Степаненко

"Под Сталинград наш истребительный авиаполк прибыл в конце Августа 1942 года. Здесь шли ожесточенные бои. Противник стремился стереть с лица земли город на Волге. Для нанесения максимальных потерь советской авиации противник бросил под Сталинград своих лучших летчиков. Поэтому нашим ребятам приходилось довольно туго. Ожесточенные воздушные бои обычно начинались с рассветом, а заканчивались поздно вечером. Иногда приходилось по 8 - 10 раз в день подниматься на отражение налетов противника.

Цвет Люфтваффе втягивался в сражение за Сталинград - от правнука "железного канцлера", родовитого Отто Бисмарка, Лейтенанта, который одним своим появлением над русской матушкой - рекой в "Мессере", раскарашенном геральдическими знаками, как бы посрамлял наивные, отброшенные Фюрером представления прадеда, будто война на два фронта пагубна для Германии, до Капитана Брэндле, сына кочегара и прачки, наци. На боевом счету чистокровного арийца Курта Ганса Фридриха Брэндле, начатом 5 лет назад в Испании, было уже более 150 воздушных побед над представителями низших, неарийских рас...

Для устрашения наших пилотов враг разбрасывал над аэродромами листовки с изображением своих лучших асов, описанием их "подвигов" и надписями о количестве сбитых ими самолетов. В этих же листовках указывались и аэродромы, куда нам можно было садиться, сдаваясь в плен - Гумрак и Ворополово.

Надо признать, многие немецкие летчики действительно имели хорошую летно - тактическую подготовку. Они искусно вели воздушные бои, дрались упорно и ожесточенно. При этом, в отличии от многих наших пилотов, строго соблюдали в воздухе дисциплину радиопереговоров. Они редко позволяли себе пустую болтовню, различные шутки и прочие, совершенно ненужные в небе, развлечения.

Даже во время боя, немцы были не болтливы. К вниманию ( "Achtung !" ) призывать не любили, обмен вели короткий, деловой: "Schies den Rechten ab !" - "Пришей правого !", "Knall den Linken ab !" - "Сними левого !". Ведущий не командовал: "Feuer !" - "Огонь !". Он бросал своего напарника вперед, восклицая: "Hol ihn runter !" - "Врежь !". И жаргонная лексика, и возгласы, исторгавшиеся из глубин души, пополняли словарный запас, как, например, заклятье: "Ich komme schon weg !" - "Уйду !", прогремевшее на все Заволжье, когда командир "Юнкерса", протараненного и потерявшего консоль крыла над Эльтоном, потянул домой. Все виды оружия, включая и личное, сопровождали дымившийся немецкий бомбардировщик, пока он, теряя высоту, вот - вот готовый грохнуться, шкандыбал от Эльтона до Волги. Посты ВНОС упреждали зенитчиков о его появлении, два "Яка" из Ленинска стремительно взмыли за ним вдогон. "Ich gehe weg !" - хрипел летчик, могучим усилием воли не давая самолету завалиться, выдерживая курс на свой аэродром. Прогромыхав над КП командующего фронтом, он все - таки ушел, плюхнувшись на брюхо в расположении своих войск...

Спустя некоторое время, под Сталинградом стали появляться и первые немецкие Асы - "охотники". Как правило, они летали парами, реже - четверками. Атаковали наши самолеты при полете к цели, над аэродромами и особенно при посадке, используя солнце и облака. Встречая группу наших самолетов они, при невыгодных для себя условиях, в бой не вступали, а уходили с набором высоты и, выбрав удобный момент, атаковали. Если такого момента не было - вообще скрывались.

Для борьбы с такими "охотниками", командование 8-й Воздушной Армии создало небольшую группу опытных истребителей и посадило ее на аэродром подскока. В эту группу вошли летчики В. Лавриненко, А. Рязанов, Б. Бугарчев, Амет - Хан Султан, И. Борисов и я. Основная задача группы - вылетая из засады, по команде с передового КП, перехватывать и уничтожать врага.

Впервые мы вылетели из засады 7 Сентября 1942 года. Амет - Хан Султан и я поднялись на перехват FW-189. Этот разведчик был очень коварен. По тем местам, над которыми летала "рама", артиллерия или авиация противника обязательно наносила удары. Уничтожение такого самолета - большая удача для любого летчика. Но добиться победы над "рамой" было нелегко: она хорошо маневрировала, уходя из - под удара и была чрезвычайно живучей. Зачастую разведчика прикрывали истребители.

Вот и на этот раз "раму" сопровождала пара "Мессеров". Мы поднялись выше противника и распределили обязанности: я атаковал "Мессеров", а Амет - Хан занялся "рамом". Враг такого не ожидал. Буквально за несколько секунд камнем свалился "Мессер". "Рама" тоже вспыхнула, круто понеслась к земле. Оставшийся "Мессер" покинул поле боя...

Поединок...

Мы благополучно вернулись домой. Но противник, видимо, не мог простить нам победы. Два других "Мессера" на малой высоте вихрем пронеслись над аэродромом подскока. Сперва они дали очереди по солдату, который находился у посадочного знака. Затем ударили по капониру. Самолет, стоявший там, вспыхнул и взорвался. А противник с набором высоты ушел в направлении солнца.

- Вот это да !.. - не удержавшись, выругался Амет - Хан Султан. Он погрозил кулаком вслед самолетам: - Однако же мы вам, "Тузы - Пик", обламаем зубы. Обязательно обламаем !

Вечером мы долго говорили с Амет - Ханом о наших сильных и слабых сторонах и пришли к выводу, что сегодня нам повезло потому, что мы использовали большие скорости и высоту. Свалились на противника как снег на голову. А ведь мы порой экономим горючее. Возможно ли при этом подняться на большую высоту и разогнать скорость ?  Конечно нет. "Сбережем центнер, потеряем тонну. Вместе с самолетом. Может и больше. Жизнью своей заплатим", - подумалось мне.

Не стали мы больше без надобности экономить горючее. Смело шли на высоту, потом развивали скорость. Как правило, вылетев, разворачивались в сторону солнца. После этого появлялись над линией фронта и с пикирования внезапно бросались на вражеские самолеты. Сбивали их и так же внезапно исчезали.

Тяжело приходилось и нам. Сядем после боя и только удивляемся, взглянув на свои машины. Кроме пробоин, которых бывало больше десятка, нарост льда на радиаторе. Откуда он ?  Раньше такого никогда не было. Инженеры пояснили: лед образуется при большой скорости снижения из - за перепада температуры.

Первые успехи в уничтожении "Мессеров" вселяли уверенность, что мы своего добьемся. Но при этом, мы понимали, что победа не придет сама. Ее требуется добывать в очень тяжелых боях. Асов голыми руками не возьмешь. И мы добились своего: к концу Сталинградской битвы наши летчики повсеместно перешли к наступательной тактике. Были уничтожены сотни вражеских самолетов из, так называемых, "золотых" и "бриллиантовых" эскадр Люфтваффе. Многие вражеские частей по несколько раз сменили свой летный состав и самолетный парк. Потери отдельных групп составлял до 300% и более. Это было начало нашей великой Победы..."

( Из воспоминаний Дважды Героя Советского Союза И. Н. Степаненко )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д