HSUHSU

Смирнов Алексей Семёнович

А.С.Смирнов

Родился 7 Февраля 1917 года в деревне Пальцево ( Рамешковский район Калининской области ), в семье крестьянина. После окончания средней школы, работал слесарем на станции Калинин. Летать учился в Калининском аэроклубе. В 1938 году окончил Oдесскую военную школу лётчиков.

В составе 153-го истребительного авиационного полка принимал участие в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.

С началом Великой Отечественной Войны в действующей армии. Сражался на Ленинградском, Воронежском, Северо - Западном, Калининском, 1-м и 2-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах.

К Августу 1943 года заместитель командира эскадрильи 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-я Воздушная армия, Северо - Западный фронт ) Гвардии Капитан А. С. Смирнов совершил 312 боевых вылетов, в 39 воздушных боях лично сбил 13 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К Сентябрю 1944 года командир эскадрильи тех же полка и дивизии ( 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии Майор А. С. Смирнов совершил 396 боевых вылетов, лично сбил 31 самолёт противника, за что 23 Февраля 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Всего совершил 457 боевых вылетов ( из них - 100 на штурмовку ). В 72 воздушных боях уничтожил 34 вражеских самолёта лично и 15 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. Окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава в 1947 году. Командовал истребительным авиационным полком, затем был лётчиком - инструктором по технике пилотирования ВВС Московского военного округа. С 1954 года Гвардии Полковник А. С. Смирнов - в запасе. Жил в Москве, работал в системе народного образования. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной Войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Умер 7 Августа 1987 года. Бронзовый бюст установлен в городе Рамешки. Его имя присвоено самолёту МиГ-23П из состава 28-го ГвИАП.

*   *   *

Алексей Смирнов родился в деревне Пальцево Тверской губернии. Как и многие другие будущие герои - лётчики, Смирнов рано узнал нужду - разрывался между школой, хозяйством и приработками: у матери, рано потерявшей мужа, оставалось 7 детей. После окончания 7 классов в Бобровской школе колхозной молодёжи Алексей работал кочегаром на паровозе, затем слесарем в тресте "Сантехстрой". В свой первый полёт поднялся с аэродрома Калининского аэроклуба. В начале 1938 года он получил направление в Одесскую военную авиационную школу, что одновременно означало призыв в Красную Армию. Через 7 месяцев школа была окончена, Смирнов получил направление в строевую часть и через год получил боевое крещение в штурмовках финских войск на Карельском перешейке.

Начало Великой Отечественной Войны он встретил на Ленинградском фронте, где летал на разведку, штурмовку и прикрытие своих самолётов. В Июле 1941 года, на биплане И-153, одержал первую победу - сбил истребитель Ме-109. До перевооружения полка на И-16 сбил 4 самолёта.

14 Сентября 1941 года группа советских истребителей встретилась с 17 вражескими самолётами. В числе их было 8 "Мессершмиттов". Наши лётчики первыми навязали противнику бой и закрутилась бешенная карусель. Итог ей подвели пехотинцы. Они сообщили в полк: сбиты три "Юнкерса" и два Ме-109.

В этом бою особенно отличился Старший лейтенант Алексей Смирнов. Он уничтожил 2 вражеских самолёта. Но и его не миновал огонь противника. Пришлось прыгать с парашютом. Приземлился он между нашими и немецкими позициями, на ничейной полосе. Возможно, парню пришлось бы туго, не окажись поблизости танковой бригады. Командир распорядился немедленно послать к попавшему в беду лётчику три бронированные машины. Гвардейцы вызволили Алексея и три дня держали в гостях. Потом на танке доставили в полк, где его ожидала награда - орден Ленина.

Однако ранение, полученное в этом бою, оказалось достаточно серьёзным - более месяца Алексей пролежал в госпитале. После лечения, в конце Октября, он вернулся в полк.

В начале 1942 года его звено было направлено на Волховский фронт, где с воздуха прикрывало Ладожскую "Дорогу Жизни". Когда в Марте 1942 года полк был выведен на пополнение и перевооружение, на счету Старшего лейтенанта Смирнова было уже 4 победы, одержанные им на биплане И-153 "Чайка".

Летом 1942 года 153-й авиаполк отправили на Воронежский Фронт, где Смирнову присвоили звание Старший лейтенант. 30 Июня 1942 года 153-й ИАП, где он служил, одним из первых в Советских ВВС был перевооружён на американские P-39 "Аэрокобра" и укомплектован по штату 015/284: 2 эскадрильи, 20 самолётов. На этих машинах Алексей Смирнов добился значительных успехов в боях на Воронежском, Северо - Западном, Калининском и 3-м Белорусском Фронтах, став настоящим воздушным Асом.

23 Июля 1942 года Смирнов повёл 6 "Аэрокобр" на перехват группы Ju-87 прикрываемой истребителями около Землянска. Внезапной атакой он уничтожил одну "Штуку" и повредил Ме-109. Но и "Аэрокобра" Смирнова была подбита, и вновь, долетев до линии фронта, он выбросился с парашютом. Немцы обстреляли его с земли, но счастье было на стороне лётчика - ветер отнес его в сторону своих. В те тяжёлые, полные испытаний, горечи и потерь дни судьба сделала Смирнову подарок: в полк вернулся Пётр Углянский ( к концу войны одержал 14 побед ) - его близкий друг и ведомый, раненный и сбитый в воздушном бою почти год назад. Отныне их пара была неразлучной.

В одном из боёв в районе Старой Руссы пара Смирнова, прикрываемая парой Грачёв - Родин, в сложном маневренном бою, используя облачность, сумела зайти в хвост четвёрке Ме-109 и, одновременно открыв огонь, сбить все 4 истребителя.

22 Ноября 1942 года 153-й авиаполк был преобразован в 28-й Гвардейский и перемещён на северный участок фронта. Там, 15 Марта 1943 года, Смирнов провёл победоносные бои, сбив 2 новейших немецких истребителя FW-190. Не считая "ничьей" Углянского, случившейся в Феврале, когда он сбил "Фоккер" в лобовой атаке, но и сам был вынужден приземлить поврежденный самолёт на лед озера Круглое, это были первые сбитые полком "Фокке - Фульфы".

Схватка Алексея оказалась необычайно напряжённой. Бой шёл на горизонталях. У обеих машин - "Аэрокобры" Смирнова и немецкого "Фоккера" - оказалось одинаковое время виража. Получалось, что немец не мог зайти в хвост "Кобре", а Смирнов - в хвост FW-190. И тогда Алексей использовав свой богатый опыт в технике пилотирования, пустил в ход триммера, использовав прием внешнего скольжения... Сократив до предела радиус виража, он зашёл в хвост неприятелю и сбил его. Весной 1943 года он стал Гвардии Kaпитаном и командиром эскадрильи. К Маю 1943 года общий счёт уничтоженных им самолётов подходил уже к 20.

Уверенные победы Смирнова сняли ту психологическую напряжённость, которая присуща людям перед ожидаемой встречей с неведомым. За 8 месяцев боёв ( с 1 Декабря 1942 года по 1 Августа 1943 года ) из 63 сбитых лётчиками полка вражеских самолётов 23 были FW-190.

3 Августа 1943 года северо - западнее Витебска Алексей Смирнов, во время "свободной охоты", внезапно атаковал и уничтожил один из 8 FW-190, направлявшихся в тыл советских войск. Hемецкий истребитель упал и взорвался, похоронив под обломками известного немецкого Аса, командира I-й Группы JG 54 Майора Герхарда Хомута, имевшего к тому времени 63 победы.

19 Августа группа Гвардии Капитана А. С. Смирнова вновь сошлась в воздушной схватке с лётчиками "Grunherz". Однако на этот раз противники имели равный состав - 12 против 12 и разошлись только после полной выработки горючего, потеряв две "Аэрокобры" и два "Фокке - Вульфа". В этот день попал в плен командир 5-го штаффеля Обер - лейтенант Макс Штоц ( 189 побед ), выбросившийся из горящего "Фоккера" на парашюте. Оберфельдфебель Хейнрих Коллер ( 49 побед ) погиб. В 1943 году такие результаты боя уже не удовлетворяли командование 28-го ГвИАП, поэтому, сразу же после возвращения группы, был устроен тщательный разбор тактических ошибок допущенных лётчиками.

28 Сентября 1943 года за 13 личных побед, одержанных в 39 воздушных боях и 312 боевых вылетах ( по данным на Август 1943 года ), Алексею Смирнову было присвоено Звание Героя Советского Союза.

Самым удачным днём для Смирнова стало 9 Октября 1943 года, когда он сбил 4 немецких самолёта и был награждён орденом Aлександра Невского, 3-мя днями спустя. В конце 1943 года полк перебросили уже на 1-й Прибалтийский Фронт...

Летом 1944 года в операции по освобождению Белоруссии в полках 11-го ИАК состоялись комсомольские собрания, на которых обсуждались вопросы: "Честь эскадрильи - моя честь", "Умножим боевую славу полка", "Чему обязывают нас боевые подвиги Героев" и другие. С докладами выступали отличившиеся в боях лётчики, командиры эскадрилий и полков, Герои Советского Союза. В 28-м ГвИАП, например, на комсомольском собрании эскадрильи с повесткой дня: "Героические подвиги комсомольца Логвинова" выступил командир эскадрильи Герой Советского Союза Гвардии Майор А. С. Смирнов. Он говорил о характерных чертах героя воздушных боёв, о его отваге, высокой дисциплинированности, отличном знании техники, умелом применении новых приёмов в боях. Чувство взаимной выручки у Логвинова - на первом плане. Лётчик - истребитель комсомолец Логвинов сбил 14 вражеских самолётов лично и 1 в паре.

- Учитесь воевать у отважного воздушного бойца Логвинова, - призвал Гвардии Майор Смирнов молодых лётчиков.

Комсомольцы эскадрильи решили использовать опыт своего товарища в боях, быть такими же бесстрашными, как Иван Иванович Логвинов. Многие комсомольцы просились летать на боевые задания в паре с ним, чтобы в бою следовать его приёмам и метко бить врага.

23 Февраля 1945 года Гвардии Майор А. С. Смирнов был награждён второй медалью "Золотая Звезда" за 31 личную победу, одержанную в 396 боевых вылетах ( по данным на Сентябрь 1944 года ).

В Январе 1945 года он принял командование полком и участвовал в заключительных боях над Берлином.

Бесхитростный, застенчивый и скромный, как большинство его соратников, Смирнов удивлял нечастых гостей своей неподдельной искренностью. Один из них, автор Государственного гимна, писатель Сергей Михалков под впечатлением своего знакомства написал простое и запоминающееся стихотворение "Смирновы", которое посвятил ему:

"...В одном из полков, в боевой эскадрилье,
Лихой истребитель, Смирнов по фамильи..."

В воздухе, однако, от земной простоты и застенчивости лётчика не оставалось и следа: его атаки и приёмы боя были предельно агрессивны, коварны и расчётливы. Свой опыт по заданию командования он сжато изложил в книге "Слагаемые победы", изданной в Ленинграде в 1944 году.

А.С.Смирнов

В начале 1945 года полк был перемещён сначала на 3-й, затем на 2-й Белорусский Фронт, а командир эскадрильи Гвардии Майор А. С. Смирнов назначен заместителем командира 28-го Ленинградского Гвардейского истребительного авиационного полка.

Свой последний, 457 боевой вылет и 72 воздушный бой он провёл в небе Восточной Пруссии. Летая на И-153, с 30 Июня 1942 года, на "Аэрокобре" Р-39D-2, а с 1 Августа 1943 года - на "Аэрокобре" Р-39Q, Смирнов сбил 34 вражеских самолёта лично и 15 - в составе группы.

После войны он командовал полком, затем служил в ВВС МВО лётчиком - инструктором по технике пилотирования. Освоил МиГ-15 и МиГ-17, имел классность "Военный лётчик 1-го класса". В 1954 году по состоянию здоровья демобилизовался. Жил и работал в Москве. Умер 7 Августа 1987 года.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д