HSUHSU

Рязанов Алексей Константинович

А.К.Рязанов

Родился 27 Февраля 1920 года в селе Большая Кочетовка, ныне Токаревского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на заводе. В Красной Армии с 1939 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов в 1939 году.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Прошёл длинный путь от рядового лётчика ( 1941 - 1942 гг. ) до заместителя командира истребительного авиационного полка ( 1944 - 1945 гг ). Воевал на Юго - Западном, Центральном, Брянском, Сталинградском, Южном, Северо - Кавказском и 2-м Прибалтийском фронтах.

К Маю 1943 года командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка ( 287-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Майор А. К. Рязанов совершил 300 боевых вылетов, провёл 67 воздушных боёв, сбил лично 16 самолётов противника и 16 в составе группы. 24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К Февралю 1945 года, заместитель командира того же полка ( 185-я истребительная авиационная дивизия, 14-й истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт ) Майор А. К. Рязанов совершил 509 боевых вылетов, провёл 97 воздушных боёв, в которых сбил 31 вражеский самолёт лично и ещё 16 - в группе с товарищами. Трижды был ранен.

После войны остался на службе в ВВС. Окончил Военную Академию имени Фрунзе в 1950 году и Военную академию Генерального штаба в 1958 году. С 1950 года работал в штабе Московского Военного Округа, затем в штабе ВВС и Войск ПВО страны. С 1959 года на ответственной работе в войсках, с 1962 года в штабе Войск ПВО страны. С Августа 1975 года Генерал - Майор авиации А. К. Рязанов - в запасе. Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями. Заслуженный военный лётчик СССР. Бронзовый бюст установлен в посёлке Токаревка Тамбовской области. Умер 1 Августа 1992 года.

*   *   *

Алексей Рязанов родился 27 Февраля 1920 года в селе Большая Кочетовка Тамбовской губернии. Окончив школу ФЗУ ( ныне техническое училище № 3 Воронежского областного управления профтехобразования ), получил специальность слесаря. Работал на строительстве Московского метрополитена, посещал аэроклуб. В 1939 году был призван в РККА и в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу.

Внешне флегматичный и немногословный, он преображался, поднимая свой истребитель в небо. Его пилотаж был резким и чистым, атаки предельно настойчивы, быстры и дерзки. Всю войну, от рядового лётчика до заместителя командира полка, Рязанов прошёл в составе 4-го ИАП, бойцы которого сбили в воздушных боях 467 неприятельских самолётов. Полк отличался сильным лётным составом. И хотя ещё перед Сталинградской битвой из его бойцов в 9-й ГвИАП были переведены такие выдающиеся впоследствии асы, как Лавриненков и Амет - Хан Султан, восьми лётчикам полка суждено было удостоиться звания Героя, двоим из них это звание присвоят дважды.

Свой боевой счёт Рязанов открыл в первый же день войны, 22 Июня 1941 года, сбив западнее Луцка немецкий корректировщик Hs-126. Через несколько дней он поверг на землю бомбардировщик Не-111 - весьма грозного воздушного противника. Сражаясь в составе Юго - Западного фронта, Рязанов за первые три месяца войны уничтожил 4 вражеских самолёта.

Хеншель-126

Немецкий самолёт - корректировщик Henschel Hs-126В

На становление боевого мастерства лётчиков 4-го ИАП первостепенное влияние оказал личный пример комэска А. Карманова: его большой, в том числе испытательный, опыт, его несомненный лётный талант, его самоотверженное умение воздушного бойца ( за два первых дня войны А. Карманов уничтожил 5 неприятельских самолётов и посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза ) и сама его героическая гибель.

...К Ноябрю 1941 года, потеряв в боях 40 "МиГов" и 13 лётчиков, полк был направлен на доукомплектование в тыл. Получив самолёты английского производства Хаукер "Харрикейн", 4-й ИАП продолжил боевую работу в составе ПВО Ярославско - Рыбинского узла. Вскоре Капитан Рязанов был назначен командиром эскадрильи.

С Июля 1942 года лётчики полка сражались на Брянском фронте. Будучи комэском, Рязанов показывает мастерство управления группой в бою. В каждом из трёх своих первых вылетов на новом направлении он сбивал по "Юнкерсу". 12 Июля восьмёрка истребителей под руководством Рязанова, прикрывая действия наземных войск, встретилась с 24 бомбардировщиками и 8 истребителями противника и смело вступила в неравный бой. В результате ожесточённой схватки наши лётчики сбили 7 немецких самолётов. Один был сбит меткой очередью командира группы.

Через несколько дней, вылетев на боевое задание по прикрытию действий группы штурмовиков, 6 истребителей, ведомых Рязановым, были атакованы 8 "Мессерами". Взаимодействуя с штурмовиками, группа Рязанова умело отразила все атаки противника, сбив в этом бою 2 вражеских самолёта и не допустив своих потерь. Один из самолётов вновь был сбит Рязановым.

Чаще других ведомым с ним летал Иван Степаненко - будущий дважды Герой, в паре с Рязановым одержавший свою первую победу. Однажды, в Ноябре 1942 года, они провели с ним сверхрезультативный бой: завязав схватку с четвёркой Ме-109, сбили всех противников.

Когда ужесточились бои на Сталинградском направлении, сильнейшие лётчики полка были включены в состав группы специального назначения, вооружённой новенькими Як-7Б. Группа просуществовала недолго и была примечательна тем, что явилась первым подразделением ВВС РККА, работавшим в режиме "свободной охоты". В её составе Рязанов "забрал в сумку" Ме-109 и "тупорылого" итальянца - Макки MC-200. Характерным для него поступком было и то, что Рязанов уклонился от перевода в "полк асов" - 9-й ГвИАП и до конца войны оставался патриотом своего "родного" негвардейского полка. На Кубани он лично сбил 10 самолётов противника и за 16 личных и 16 групповых побед, одержанных в 300 боевых вылетах, был представлен к званию Героя Советского Союза. Доблесть, мастерство, мужество и, как следствие, воинская удача были его неизменными спутниками в той беспримерной воздушной битве.

28 Апреля 1943 года в бою с 4 истребителями Ме-109 четвёрка Як-1 под руководством Капитана Рязанова сбила трёх и подбила один вражеский истребитель. В этом бою Алексей Константинович лично сбил 2 самолёта врага.

На следующий день он совершил 7 ( ! ) боевых вылетов, сбил 3 неприятельские машины. В последнем вылете 6 наших истребителей, встретившись с группой самолётов противника, вступили в бой. В ходе схватки 4 вражеские машины были уничтожены. Рязанов сбил один из самолётов и, увлекшись преследованием другого подбитого "Месса", оказался неподалёку от вражеского аэродрома под Анапой. Разделавшись наконец с изощрённо защищавшимся противником, он заметил девятку взлетающих бомбардировщиков.

С набором высоты Рязанов ушёл в сторону солнца и, разогнав машину, вывел её из пикирования прямо под неприятельскими самолётами. Очередью по кабине, с "горки", в упор, он сбил крайний "Юнкерс". На выходе из атаки его "Як" был повреждён истребителями прикрытия. Маневрируя на предельно малой высоте, Рязанов, преследуемый несколькими Ме-109, ещё раз сумел поймать в прицел самолёт потерявшего бдительность немецкого лётчика и уничтожил его последними снарядами. Приблизившись к линии фронта, он перевернул свою изрешечённую машину и, вывалившись из самолёта, дернул вытяжное кольцо. Ветер вынес его на "ничейную" полосу, и пехотинцы с боем помогли ему добраться до своих окопов. Через несколько дней он вновь был в строю...

...В канун лета 1943 года, передав свои видавшие виды "Яки" лётчикам из корпуса Савицкого, личный состав полка, где служил Рязанов, был направлен на короткий отдых. Под Рязанью лётчики получили новенькие Як-9Т с мощной 37-мм пушкой, названной впоследствии НС-37, которые по массе секундного залпа превосходили большинство современных им истребителей. На этой машине Рязанову довелось воевать на Курской дуге, затем в составе 2-го Прибалтийского фронта, участвовать в освобождении Белоруссии и Прибалтики, сбить лично 12 самолётов противника.

24 Августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Алексею Рязанову было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени он произвёл 407 боевых вылетов, лично сбил в воздушных боях 19 самолётов противника и 16 - в группе. И этот победный счёт неизменно продолжал увеличиваться.

...26 Января 1945 года в воздушном бою южнее города Салдус, в Прибалтике, Рязанов одержал свою последнюю победу, сбив истребитель FW-190. В тот день 13 наших исребителей барражировали над полем боя, обеспечивая боевые действия бомбардировщиков и штурмовиков. Они встретились с 20 немецкими FW-190. В ходе боя наши лётчики сбили 10 самолётов врага, а сами не потеряли ни одного. Майор Рязанов лично сбил один самолёт врага, но и сам был ранен осколком зенитного снаряда. Теряя сознание, он привёл свою машину на аэродром и чётко посадил её.

Победа была уже близка, но ранение оказалось тяжёлым. И хотя Рязанов не мог в те дни подниматься в воздух, он шёл навстречу ей вместе со своей частью, в которой вырос от рядового лётчика до заместителя командира полка. За беспримерный героизм и мужество в боях с врагами Алексей Рязанов был вторично представлен к званию Героя Советского Союза. Командир соединения, характеризуя его, написал на этом представлении: "Лучший лётчик соединения, бесстрашный воздушный боец..."

18 Августа 1945 года заместитель командира 4-го истребительного авиационного полка Майор А. К. Рязанов за 31 лично и 16 в группе сбитых самолётов противника был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Справедливости ради следует отметить что в некоторых источниках, в том числе двухтомнике "Люди бессмертного подвига" ( о дважды Героях Советского Союза ), указывается на 32 личные победы Алексея Рязанова. Поэтому позволю себе привести отрывок из статьи "Веселая охота на Востоке Европы", опубликованной в одном из авиационных журналов:

"16 Февраля 1945 года на свой аэродром в районе Либавы не вернулся 4-й по результативности ас Люфтваффе командир 2-го штаффеля оберлейтенант Отто Киттель ( 267 побед ). В этот день восьмёрка Як-9, возглавляемая комэском 4-го ИАП дважды Героем Советского Союза Майором И. Степаненко, вылетела для "расчистки воздуха" перед налётом группы Ил-2 из 225-й ШАД, которые должны были нанести удар по немецким и латвийским частям в районе Тукумс - Либава. Наша группа состояла из ударного звена и звена прикрытия, эшелонированных по высоте. Hад целью ударное звено во главе с Героем Советского Союза Майором А. Рязановым, завязало бой с четвёркой FW-190. Одновременно звено Майора Степаненко было атаковано 2-мя группами немецких истребителей, появившихся со стороны Балтийского моря.

Fw.190 Отто КиттеляОтто Киттель
Отто Киттель

Однако лишь одному FW-190 удалось прорваться к штурмовикам. Встреченный дружным огнём бортовых стрелков, немец шарахнулся в сторону, был расстрелян Майором А. Рязановым и, заваливаясь на правое крыло, врезался в землю. Вскоре был сбит ещё один "Фокке - Вульф". Потеряв два истребителя, противник прекратил атаки... Вместе с Киттелем в этом бою погиб унтерофицер Альбрехт Лихт..."

После окончания войны Алексей Константинович продолжал служить в ВВС. Окончив в 1950 году Военную академии имени М. В. Фрунзе, Полковник А. К. Рязанов командовал авиационной дивизией. В 1958 году он окончил Военную академию Генерального штаба. С 1962 года - в центральном аппарате войск ПВО страны. Летал до 1968 года. Уволился в запас в 1975 году в звании Генерал - Майора. Жил и работал в Москве.

Сайт управляется системой uCoz



На самолёте "Саратовский кооператор"

Возврат

Н а з а д