HSUHSUHSU

Покрышкин Александр Иванович

А.И.Покрышкин

Родился 6 Марта 1913 года в городе Новониколаевске ( Новосибирск ), в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. В Красной Армии с 1932 года. Окончил Пермскую школу авиационных техников в 1933 году и Качинскую военную школу лётчиков в 1939 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Апрелю 1943 года командир эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Капитан А. И. Покрышкин совершил 354 боевых вылета, провёл 54 воздушных боя, сбил 13 вражеских самолётов лично и 6 - в группе с товарищами. 24 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

24 Августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых к Июлю 1943 года самолётов противника командир эскадрильи того же полка ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия ) Гвардии Майор А. И. Покрышкин был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

19 Августа 1944 года за 550 боевых вылетов и участие к Маю 1944 года в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолёта противника, исполняющий должность командира 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( той же дивизии, 8-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Подполковник А. И. Покрышкин первым в стране был награждён третьей медалью "Золотая Звезда".

После войны осваивал реактивную технику. Одним из первых начал летать на МиГ-9. В совершенстве овладел и другими типами реактивных истребителей. В 1948 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, в 1968 - 1971 годах заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1972 года - Маршал Авиации. В 1972 - 1981 годах председатель ЦК ДОСААФ СССР. С 1981 года - в Группе генеральной инспекции МО СССР. Денутат Верховного Совета СССР 2 - 10 созывов. Член Президиума Верховного Совета СССР в 1979 - 1984 годов.

Награждён орденами Ленина ( шесть ), Октябрьской Революции, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 2-й степени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, иностранными орденами. На родине Героя установлен бронзовый бюст. Почётный гражданин Новосибирска, где одна из улиц носит его имя.

Умер 13 Ноября 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В одном из частных авиационных музеев Франции находится его фронтовая "Аэрокобра", в Болгарии - именной Як-3 подаренный ему земляками Новосибирцами, в Музее Великой Отечественной войны в Кишинёве стоит МиГ-17, на котором Покрышкин летал уже в послевоенное время. Автор книг: "Крылья истребителя", "Твоя почётная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою".

*   *   *

Cреди имён военных лётчиков имя Покрышкина стоит особняком. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, он был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приёмов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца - искусного, яростного и благородного. Природная мудрость, честность, твёрдость характера и, как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека, определяли величие и невзгоды его вдохновенной судьбы.

Наверное, не будет преувеличением заметить, что в конце Второй Мировой войны Покрышкин был не только самым известным в мире лётчиком, но и самой авторитетной, наряду с И. Полбиным, фигурой в советской авиации. "Ахтунг !  Ахтунг !  Покрышкин в воздухе !" - эта фраза была не только находкой советской пропаганды: начиная уже с весны 1943 года немецкие посты оповещения, используя агентуру, настоятельно предупреждали - знаменитый русский ас в воздухе. Что означало - усилить осмотрительность, выйти из затяжных воздушных боев, "охотникам" набрать высоту, молодежи возвратиться на аэродромы. В годы войны он командовал эскадрильей, полком, дивизией, и всегда его часть находилась в ряду самых результативных подразделений Красной Армии.

Тому, кто собьёт русского аса, сулили высокие награды, да и в желающих отличиться не было недостатка, но задача эта оказалась не по зубам даже очень опытному врагу. И дело было не только в исключительном мастерстве Покрышкина. Уместно вспомнить, что в его эскадрилье, а затем в полку и дивизии состоялись такие асы, как Речкалов и братья Глинки, Клубов и Бабак, Фёдоров и Фадеев. Когда такая группа вела бой, рассчитывать победить её командира было, по меньшей мере, неосторожно.

Конечно же, война была для всех них главным "наставником", но быстро извлечь уроки и исправить ошибки могут немногие. Корнями "академия" Покрышкина уходила в его старые записные книжки, где по крупицам собиралась информация о Нестерове и Крутене, о воздушных боях в Испании и на реке Халхин - Гол, анализировались собственные находки и неудачи. Позднее он заведёт альбом воздушных боев, украсив его поистине рыцарским девизом: "Истребитель !   Спрашивай: не сколько противника, а где он !".

Боец, целеустремлённый и активный, ищущий свой путь, не спешащий выполнять непродуманные приказы, прекрасный организатор группового воздушного боя и, как показало время, воздушной войны, Покрышкин был весьма неудобен многим начальникам. Инициатива и самостоятельность отнюдь не всегда находят признание, а в военное лихолетье они стоили асу многих сил. При этом Покрышкин не был честолюбив, о чем говорит его отказ в Феврале 1944 года от высокой должности в штабе ВВС и от скорых, через звание, Генеральских погон...

Несмотря на внешнюю суровость, ему как истинному лётчику был свойствен взвешенный и точный юмор; сам он любил шутку, не обижался на остроты в свой адрес, ценил юмористов. По натуре Покрышкин был очень сдержан и деликатен. Соратники и близкие свидетельствовали, что брань в его устах была невозможна ни при каких обстоятельствах: ни в азарте воздушного боя, ни при промахах других людей, ни при домашних неурядицах.

"Для нас, лётчиков, было ясно, чего стоит Саша Покрышкин, даже когда он ещё не был знаменит, а был равный среди нас, равных, внимательный, заботливый о более молодых, надёжный в любом боевом вылете, самоотверженный и настойчивый. Мы были уверены в том, что в бою Саша никого никогда не бросит, не подведет, как бы ни было сложно и тяжело, а это для лётчиков главное, и в этом весь Покрышкин", - вспоминал о Покрышкине один из его боевых товарищей.

Автор крылатой формулы: высота - скорость - маневр - огонь, - Покрышкин на земле был очень сдержан и немногословен, умея выражать свои мысли ясно и кратко. Никто никогда не слышал из его уст брани, а честность и принципиальность летчика нередко служили причиной конфликтов с вышестоящим начальством.

Народный герой СССР и национальный герой России родился в Новониколаевске ( ныне Новосибирск ) в бедной семье переселенцев из Вятской губернии 6 Марта 1913 года. Саша Покрышкин рано познал нужду и в 14 лет он уже был кровельщиком Сибстройтреста, оправдывая свою фамилию, как это порой случается с русскими людьми.

Мечта о лётной профессии овладела Покрышкиным ещё в раннем детстве, и, казалось, по воле самого провидения он стремился в небо... Чтобы попасть в лётную школу, надо было иметь рабочую специальность; "мещанская" профессия счетовода, кем мечтали видеть его родители, в эту категорию не попадала, и, закончив седьмой класс, Саша поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчишка покидает отчий кров навсегда. Верное ремесло и относительное благополучие он решительно сменил на одну из 16-ти коек в комнате общежития, кусок хлеба с кипятком и голодную яростную учебу... Через 4 года заветная путёвка в авиашколу получена; он едет в Пермь и здесь выясняет, что школа теперь готовит только... авиатехников.

Досконально изучив матчасть, юноша становится отличным специалистом, и теперь уже руководство не хочет отпускать воентехника 2-го ранга Покрышкина. Но тот неукротим: в Сентябре 1938 года, во время отпуска, за 17 дней он осваивает 2-годичную программу аэроклуба и экстерном на "отлично" сдает экзамен. Его целеустремленность одних пугает, других восхищает. Покрышкина отпускают в лётное училище, и снова на "отлично" менее чем через год он оканчивает знаменитую Качу и получил направление в 55-й истребительный авиаполк, дислоцировавшийся в районе города Бельцы, поблизости от советско - румынской границы.

Радость полётов, сознание важности выполняемого дела, воинское братство сделали его жизнь счастливой, наполнили её энергией и вдохновением. Александр систематически занимается самообразованием, изучает физику и физиологию, математику и начертательную геометрию, теорию полётов и военную историю. Подчиняя свою жизнь единой цели, он изменил даже свои спортивные приоритеты: теперь это гимнастика, батут, рейнское колесо, специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата.

За 2 месяца до начала войны 55-й ИАП, где служил Покрышкин, летавший до этого на И-15 и И-153, был перевооружён на новенькие МиГ-3. Александр Иванович взлетел на новой машине одним из первых, оценил достоинства, указал на опасный конструктивный дефект, устраненный позднее в серии.

Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении самолёта, Покрышкин все силы и знания отдавал совершенствованию своего боевого и лётного мастерства. Например, вначале он плохо стрелял по "конусу" но постоянные тренировки вывели его в ряд лучших снайперов полка. Учитывая то обстоятельство, что лётчики в воздухе хуже выполняли правые развороты избегая их, он намеренно тренировался именно в резких маневрах в правую сторону. Вообще резкому маневрированию в схватках Покрышкин уделял большое внимание, и, чтобы выдерживать значительные перегрузки в полёте, он усиленно занимался спортом. В перерывах между тренировками Покрышкин даже подсчитал, сколько времени уходит на изменение положения истребителя с момента воздействия лётчиком на ручки управления - в бою всё представлялось важным.

Боевое крещение Покрышкин получил в первые же дни войны, будучи заместителем командира эскадрильи 55-го авиаполка. Свой первый самолёт Покрышкин сбил 22 Июня 1941 года - к сожалению, это был советский ближний бомбардировщик Су-2, приземлившийся на фюзеляж в поле. Хаос первого дня войны спас будущего аса, и он отделался только крупным нагоняем.

23 Июня при разведке переправ через Прут его пара встретила пятёрку Ме-109. Отбивая атаку на ведомого, на выходе из пикирования короткими очередями Покрышкин зажёг одного из "Мессеров". Заворожённый видом своего первого поверженного врага, он сам попал под удар немецкого истребителя, но ушёл на бреющем и посадил поврежденную машину на свой аэродром.

МиГ-3 А.И.Покрышкина, 1941 г.

Истребитель МиГ-3 А. И. Покрышкина, 55-й ИАП, лето 1941 года.

3 Июля 1941 года лётчик был сбит над Прутом огнем зенитной артиллерии, одержав к тому времени не менее 5 побед в воздухе на МиГ-3, проведя десяток штурмовок на И-16 и заслужив... нерасположение комдива, углядевшего в его действиях строптивость. Находясь в санчасти после приземления подбитой машины на лесную опушку, он завёл тетрадь, озаглавив её "Тактика истребителей в бою". Эти заметки, вырезки, схемы стали началом покрышкинской науки побеждать, к сожалению, всё это достояние не издано сколько - нибудь полно, но по своему влиянию на судьбы тысяч людей, на сам ход воздушной войны, оно не сравнимо ни с какими другими теоретическими построениями или практическими указаниями. ( Эта тетрадь была сохранена М. К. Покрышкиной и передана ею в Центральный музей Вооруженных Сил. )

Вскоре Александр Иванович вновь участвует в боях, вновь вылетает на штурмовку и ведёт разведку и вновь его подбивают. 5 Октября пара Покрышкина во время выполнения разведывательного полёта была внезапно атакована четвёркой Ме-109. Лишившись ведомого, советский лётчик в одиночку сумел сбить один истребитель противника и на подбитом самолете попытался выйти из боя. Три оставшихся Ме-109 бросились в погоню, один за другим расстреливая беззащитный "МиГ".

"Перед самой землёй, - вспоминал А. И. Покрышкин, - мотор заглох, выравниваю самолёт и иду на приземление "на живот". В поле зрения земля, железнодорожная будка, девочка гонит прутом корову. Такая мирная картина. И вдруг дробь по бронеспинке. Но подныривать под трассу уже нельзя - не позволяет земля. В самолёте раздаются взрывы, и он, с перебитым управлением, идет к земле. Грохот... Удар головой о приборную доску - и я теряю сознание..."

Приземлившись в поле, он пытался вывезти свой истребитель на грузовике, но, оказавшись в окружении, был вынужден сжечь его. С боями во главе группы красноармейцев лётчик вышел к своим.

Фронтовая слава Покрышкина опередила его официальное признание. По возвращении в часть ему поручают переучивание молодежи с И-16 на МиГ-3 и по личному распоряжению командира полка В. Иванова он знакомит пополнение с тактическими находками, автором которых был сам: с разомкнутым боевым порядком, с прицельной атакой сверху на большой скорости - так называемым "соколиным ударом", с эшелонированием по высоте. А потом начались тяжелейшие бои над Ростовом...

Танковые дивизии Генерала фон Клейста ворвались в Ростов 21 Ноября 1941 года, но надолго задержаться в этом городе немцам суждено не было. Благодаря важным разведданным, которые сумел добыть Александр Покрышкин в сложнейшем полёте в условиях ограниченной видимости, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, советское командование своевременно узнало о расположении немецких частей и направлении их главного удара. От каких потерь избавили тогда Красную Армию мастерство и зоркость одного из её летчиков !  Значимость совершённого им была слишком очевидна, и Покрышкин получил за свой поиск первую награду - орден Ленина.

Командование высоко оценило донесения лётчика, и его всё чаще стали посылать на разведку. Несмотря на строгие указания, Покрышкин постоянно ввязывался в бой, считая зазорным возвращаться с полным боекомплектом. Однажды он прилетел назад с разбитым козырьком фонаря кабины - пуля хвостового стрелка Ju-88 попала прямо в прицел и лётчик чудом избежал гибели.

Вновь включившись в боевые действия, летая на штурмовку вражеских позиций и сопровождение бомбардировщиков, Покрышкин всё чаще стал задумываться о методах воздушных схваток, занося свои мысли в дневник под названием "Тактика истребителей в бою". Осенью 1941 года он писал:

"Главной причиной неудач при сопровождении СБ была малая скорость истребителей. И как следствие этого - ведение боя на горизонтальных маневрах. Вывод следовал один: сопровождение бомбардировщиков, особенно устаревших конструкций, надо выполнять только на большой скорости. Для получения её необходимо сопровождающим звеньям и парам полёт производить змейкой, выше и сзади бомбардировщиков, эшелонируясь по высоте. При этом пары и звенья истребителей, по моим взглядам, должны строить змейку навстречу друг другу, для взаимного прикрытия. Это способ сопровождения методом "ножниц".

После тяжёлых сражений 1941 года 55-й ИАП был отведён в тыл на переформирование и вскоре переименован в 16-й Гвардейский истребительный авиаполк. Пополненная новыми самолетами Як-1, эта часть снова попала на фронт в Июне 1942 года. В бесконечных боях, полётах на разведку и перебазированиях прошло лето. В течение 6 месяцев Покрышкин одержал на "Яке" не менее семи побед ( 2 Ju-88, Ме-110, 4 Ме-109 ). Весьма характерным для него был перехват над Кропоткином, когда, взлетев во главе пятёрки, он лично сбил 3 Ju-88, ещё 2 Ме-110 сбила пара Аркадия Фёдорова. По приземлении Покрышкиным было доложено, что каждый из лётчиков, участвовавших в вылете, сбил по одному самолету противника...

Однако самыми страшными для него оказались не "Мессера" и "Юнкерсы", не туманы и зенитки, а зависть и злобная мстительность. Давнее недружелюбие штурмана полка Н. Исаева, ставшего командиром в конце 1942 года, помноженное на угодливую подлость, чуть было не стоило Покрышкину жизни: его вывели за штат полка, отозвали представление к званию Героя Советского Союза, исключили из партии, направили дело в трибунал. И ведь речь шла о лётчике, проведшем полтора года в непрерывных боях, совершившем около 400 боевых вылетов и фактически сбившем в воздухе около 20 самолётов противника !

Любовь медсестры Маши, встреченной им летом 1942 года и ставшей впоследствии его женой, спасла Покрышкина от отчаяния, от себя самого, а заступничество вернувшегося из госпиталя комиссара полка М. Погребного избавило его от неправедного суда.

216-я истребительная авиационная дивизия ( с 17 Июня 1943 года ставшая 9-й Гвардейской ), неся потери и не получая новых самолётов, к осени оказалась совершенно измотанной. 16-й Гвардейский авиаполк, в котором воевал Покрышкин, сдав потрёпанные машины, отбыл на переформирование - осваивать новую технику.

Переучившись в 25-м ЗАП и в Марте 1943 года получив в Тегеране американские "Аэрокобры", 9 Апреля полк приступил к боевой работе с Краснодарского аэродрома. Начиналась Кубанская эпопея...

Первый боевой вылет после длительного перерыва лётчики эскадрильи Капитана Покрышкина совершили 14 Апреля и добились успеха - сбили 2 Ме-109 ( один из них - на его счету ). Первые успехи вселили уверенность в правильности новых тактических приёмов, разработанных Александром.

А.И.Покрышкин

Поистине звёздной стала для Покрышкина весна 1943 года - воздушное сражение на Кубани. По концентрации самолётов и плотности воздушных боёв Кубанское сражение было самым напряжённым во Второй Мировой войне: за 2 месяца здесь сбили более 800 немецких самолётов. Именно здесь проявились недюжинные способности Покрышкина как лётчика - истребителя. Он первым широко использовал боевой порядок под названием "Кубанская этажерка" и способствовал его внедрению во все подразделения истребительной авиации СССР. Он разработал и внедрил также и другие элементы воздушного боя, такие как выход из - под удара противника на вираже нисходящей "бочкой" с потерей скорости. Зазевавшийся враг проскакивал мимо цели и оказывался в прицеле. "Ищи противника, - учил Покрышкин. - Не он тебя, а ты его должен найти. Внезапность и инициатива - это победа. Атакуй смело, решительно. Маневрируй так, чтобы обмануть, перехитрить врага. Если не сбил - сорви его замысел. Этим ты уже достигнешь многого".

Тем временем воздушное сражение над Кубанью разгоралось. Летать приходилось до 5 раз в день. И редкий вылет проходил без встречи с противником. Характерной для того периода была картина, когда пикирующий ЛаГГ-3 догонял "Мессер", которого преследовал "Як", и так далее. Истребители буквально гонялись друг за другом. Немецкие лётчики, теряя свои самолёты при каждой встрече с нашим Асом, вскоре начали предупреждать друг друга о его появлении - "Внимание !  В воздухе Покрышкин !". Лишь за неделю боёв он лично сбил 6 самолётов противника, а лётчики его эскадрильи - 29 !

В этих боях проявилось не только его лётное мастерство. Он показал себя талантливым организатором и командиром. Многие его тактические приёмы были взяты на вооружение в авиационных частях. Так, во время патрулирования, советский Ас никогда не летал по прямой, чтобы не терять скорость в небольшой зоне. Его истребитель передвигался волнообразно, по траектории наклонного эллипса.

По официальным данным, Покрышкин сбил в небе Кубани 16 вражеских самолетов, но фактически это число было гораздо больше: около 30 ( 12 - 15 Ме-109, 4 - 6 Ju-88, 9 - 13 Ju-87, 2 FW-190 ). Здесь же лётчик проводит несколько выдающихся по результативности боёв. В памятный день, 12 Апреля, в районе Крымской он сбил 4 Ме-109. К счастью, свидетелем этого боя был Генерал К. Вершинин, и Покрышкину не только засчитали сбитые машины, но и наградили вторым орденом Красного Знамени. Позднее он уничтожил ещё 3 вражеских самолёта и довёл число сбитых за день машин до 7. За исключением легендарного боя Александра Горовца, история советской авиации не знает таких примеров. Через несколько дней Покрышкин сбил 3 пикировщика Ju-87 в одном бою, а 28 Апреля в составе восьмёрки разогнав 3 девятки "лаптежников", сбил 5 ( ! ) из них. Атаковал он излюбленным "соколиным ударом" - сверху, на высокой скорости, с крутым переменным профилем пикирования, чтобы затруднить прицеливание стрелкам.

К Маю 1943 года Покрышкин, имея на счету 363 боевых вылета, был, видимо, самым опытным советским пилотом на Кубани ( к концу сражения в его активе значилась 31 победа ). 24 Мая 1943 года за успешное выполнение заданий, 354 боевых вылета, 54 воздушных боя, 13 лично и 6 в группе сбитых самолётов противника ( официально к Апрелю 1943 года ), командиру эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиаполка Капитану А. И. Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Командующий ВВС Северо - Кавказского фронта по праву назвал его "самым искусным мастером воздушного боя".

Р-39D А.И.Покрышкина, 1943 г.

Истребитель Р-39D А. И. Покрышкина, Кубань, лето 1943 года.

5 Мая 1943 года Покрышкин совершает первый вылет на новой "Аэрокобре" с бортовым номером "100", сменив свою старую машину с "несчастливым для них" номером "13".

В результате напряжённейших боев на Кубани значительная часть авиации обеих сторон оказалась выбитой, на этом участке фронта наступило временное затишье. На совещании, собранном Генералом Вершининым, где присутствовали наиболее отличившиеся лётчики, командный состав и работники штабов ВВС, Покрышкин обнародовал свои тактические находки: "этажерку" из самолётов в порядке пар, сдвинутую в сторону солнца ( этот порядок обеспечивал преимущество в боях на вертикалях ), обосновал необходимость патрулирования на высоких скоростях, что шло вразрез с существовавшими требованиями. Здесь же он выступил с критикой старого приказа об обязательном подтверждении сбитых наземными войсками. К счастью, его выступление нашло отклик не только среди присутствовавших лётчиков, но и у командования. Вскоре в 4-й Воздушной армии, а через некоторое время и во всех ВВС официальным подтверждением факта победы согласились считать также донесения лётчиков и стрелков - свидетелей воздушного боя.

31 Июня 1943 года дивизия получила приказ перебазироваться в Донбасс. Три месяца в небе Кубани принесли Покрышкину много побед. Он стал зрелым мастером воздушного боя, умелым организатором и воспитанником молодых лётчиков. Трудно переоценить влияние Покрышкина на молодых пилотов, с пополнением прибывших в полк в Июне 1943 года. Большинство из них не были новичками, но чаще имели печальный боевой опыт. Отобрав наиболее подготовленных и хорошенько их "облетав", он повёл вновь прибывших на боевое задание и, в первом же бою, в одной атаке лично сбив пару Ме-109, создал условия ещё для нескольких побед вдохновленных им лётчиков. О его педагогическом мастерстве говорит тот факт, что 30 лётчиков, прошедших школу Покрышкина, стали Героями Советского Союза, а трое из них были удостоены этого звания дважды.

С Августа 1943 года 16-й ГвИАП участвовал в боях на Миус - фронте, на реке Молочной, над Чёрным морем, над Днепром. 24 Августа за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых к Июлю 1943 года самолётов противника Гвардии Майор А. И. Покрышкин был награждён второй медалью "Золотая Звезда" и стал 10-м в стране Дважды Героем Советского Союза.

В боях на юге Украины Покрышкин сбил 18 "Юнкерсов" ( 7 Ju-88, 6 Ju-87, 5 Ju-52 ) и Ме-109. Среди сбитых - 2 высотных разведчика Ju-88. Среди особенно победоносных и яростных - бой в районе Большого Токмака 23 Сентября 1943 года.

Утром Покрышкин в паре с Г. Голубевым вылетел на "охоту". Обнаружив над линией фронта изготовившихся к бомбометанию "лаптёжников", стремительно атаковал их; одного сбил, ещё двух повредил и вынужден был принять бой с истребителями прикрытия. В следующем боевом вылете во главе четвёрки, заметив группу Ju-88, он пропустил её в тыл, набрал высоту и, зайдя со стороны солнца, стремительно атаковал. Смущённый желтыми бликами на крыльях бомбардировщиков: так рефлектируют иногда красные звезды, он, подав команду "не стрелять", прошёл вперед, но, заметив кресты на крыльях, мгновенно выполнил резкую петлю и, оказавшись позади лидера вражеской группы, прошил его пушечной очередью. Тот взорвался, а самолёт Покрышкина проскочив через эпицентр мощного взрыва, чудом оставшись невредимым.

Соседнему "Юнкерсу" повезло меньше: от попадания обломков он загорелся и стал падать. Самообладание - важнейшее качество аса, и, едва выскочив из огненного облака, Покрышкин вновь совершает предельно короткий разворот и вновь атакует. Атакованный им бомбардировщик, огрызаясь длинными очередями, пытается уйти крутым пикированием, но после повторной атаки покрышкинской "Кобры" из пике уже не выходит... Этот бой проходил на глазах сотен людей, о нем оставлены десятки воспоминаний и написаны картины, и все же четвёртого "Юнкерса", сбитого им в тот день, Александру Ивановичу не засчитали; командир полка счёл его "самозагоревшимся"...

В Ноябре 1943 года, используя подвесные топливные баки, Покрышкин ведёт "поиск и уничтожение противника на воздушных коммуникациях" над Чёрным морем. В четырёх "охотах" он сбивает 5 транспортных Ju-52. Трёхмоторный "Юнкерс", вооружённый несколькими крупнокалиберными пулемётами, был серьёзным противником, ну а низкая плотная облачность, штормящее море и сильный порывистый ветер делали условия "охоты" предельно сложными. Обнаружение же одиночных машин над морем, в условиях ограниченной видимости и нелётной погоды, может быть объяснено, пожалуй, лишь гением лётчика.

В Феврале 1944 года Гвардии Подполковника Покрышкина вызвали в Штаб ВВС в Москву и Главком А. Новиков, высоко ценивший его, предложил ему должность Начальника боевой подготовки истребительной авиации с немедленным присвоением Генеральского звания. Покрышкин отказался и попросил вернуть его на фронт. Однако просьбу его удовлетворили не сразу. В конце Марта, после гибели известного аса Л. Л. Шестакова, Александру Ивановичу предлагают стать командиром "маршальского" 176-го ГвИАП, но он рвётся к своим, в Черниговку, в пропахший бензином, маслом и порохом ревущий мир самолётной кабины и аэродрома. Лишь в Апреле его отпускают, а через несколько дней Дзусов знакомит его с приказом, которым он, Покрышкин, назначается командиром 9-й Гвардейской Мариупольской авиационной дивизии.

В составе 2-го, а затем 1-го Украинских фронтов дивизия участвует в воздушном сражении под Яссами. Как комдив Покрышкин с пункта наведения руководит воздушными боями, организует взаимодействие самолётов в воздухе и с наземными войсками. Дороги войны весной 1944 года привели Покрышкина на рубежи, на которых его застала война 22 Июня 1941 года. Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи через 3 года вернулся в Приднестровье Дважды Героем, Гвардии Подполковником, командиром Гвардейской авиадивизии !  Но до конца войны было ещё далеко. И всюду, где вела боевые действия 9-я ГвИАД, её командир выступал как талантливый руководитель, сам летающий на боевые задания, личным примером вдохновляя подчинённых.

Р-39 А.И.Покрышкина

Знаменитая P-39N - "Сотка" Александра Покрышкина, весна 1944 года.

Знаменитая этажерка становится мощнее и маневренное: теперь это боевой порядок четвёрок с превышением пар около 1000 метров. Хотя Покрышкин практически был связан запретом на участие в воздушных боях, он сбил в 1944 году 7 самолётов противника ( 4 Ju-87, 2 FW-190, 1 Hs-129 ), причем 4 из них в характерном для него, как ни для кого другого, сверхрезультативном воздушном бою.

Поистине классическим можно назвать воздушный бой, проведённый нашими асами 16 Июля 1944 года. Во всём блеске проявились в нём боевые качества советских командиров и рядовых лётчиков. В тот день 12 самолётов 16-го Гвардейского полка под командованием Г. А. Речкалова в районе Сушно прикрывали от воздушных налётов наземные войска, находившиеся в исходном положении для атаки. Истребители ударной группы барражировали на высоте 2000 метров. Над ними с превышением 400 - 500 метров ходила группа прикрытия во главе с ведущим - Гвардии Подполковником А. И. Покрышкиным. А самый верхний ярус занимала группа поддержки под командованием Гвардии Старшего лейтенанта А. Труда.

Вскоре было замечено, что курсом на восток движется большая группа вражеских машин. В ней насчитывалось более 30 пикировщиков Ju-87 и штурмовиков Hs-129, прикрываемые 8 истребителями FW-190. Увидев наши самолёты, противник перестроился в колонну по одному, замкнув круг для обороны, и начал беспорядочно бросать бомбы.

Истребители Г. А. Речкалова и А. И. Покрышкина устремились в атаку на бомбардировщиков, а Труд связал боем истребителей. Закрутилась гигантская карусель. Своей четвёркой Покрышкин нанес удар с внутренней стороны круга и с первой же атаки сбил Hs-129. Четвёртой атакой ему удалось поджечь Ju-87. Снизу и сзади в атаку бросился Речкалов со своими ведомыми. Он первым свалил на землю вражеского бомбардировщика. Такая же участь от метких очередей Вахненко, Клубова и Иванова постигла ещё трёх "Юнкерсов". На выходе из четвёртой атаки Клубов удвоил свой счёт. Таким образом, на землю упало 9 сбитых вражеских самолетов, 4 из которых были на счету Александра Покрышкина.

Этот блестящий бой нашёл потом отражение в описаниях и схемах, на нём училась авиационная молодежь. Однако маневры Покрышкина в этом бою были столь резки и стремительны, что к концу схватки группа потеряла его, и двух штурмовиков он сбивает уже без свидетелей, в одиночку - они не были официально засчитаны на его боевой счёт.

В Августе 1944 года полки 9-й Гвардейской авиадивизии базировались уже на аэродромах вблизи Вислы. Отсюда было недалеко и до Берлина. Лётчики дивизии готовились к решительному штурму столицы Германии. 19 Августа 1944 года за 550 боевых вылетов и участие к Маю 1944 года в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолёта противника, Александр Покрышкин был награждён третьей медалью "Золотая Звезда". Он стал первым в стране трижды Героем Советского Союза. Эта весть застала его на полевом аэродроме.

В Январе 1945 года началось наступление на Берлин. 14 Января, в благородной ярости отправившись в бой после гибели своего ученика комэска В. Жердёва, Покрышкин с ходу, с набором высоты, атаковал и сбил пикировщик Ju-87.

Взлет с автотрассы

В Феврале 1945 года, не имея нормальных аэродромов для базирования дивизии, Покрышкин решил использовать часть автострады Бреслау - Берлин. Со своим ведомым Г. Голубевым, он первым осуществил посадку на полосу шоссе, ширина которого была на 3 метра уже размаха крыльев "Аэрокобры". Это был единственный случай в истории мировой авиации, когда целая истребительная авиадивизия в течение полутора месяцев успешно действовала с участка обыкновенной автострады, не имея при этом ни одной аварии.

Продолжая летать во главе групп лётчиков своей дивизии, Покрышкин последние боевые вылеты совершил уже над Берлином. К концу войны он совершил более 650 боевых вылетов и участвуя в 156 воздушных боях, официально сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 - в составе группы. В военно - исторической и мемуарной литературе встречаются предположения о значительно большем количестве фактически одержанных им побед - 72, 90, более 100.

Так, Новосибирские исследователи очень скрупулёзно изучили всю боевую деятельность своего великого земляка: проанализировали его дневники, боевые документы полка, воспоминания соратников, прочие источники. И пришли к выводу, что Покрышкин за время войны сбил 94 вражеских самолёта  ( 36 Me-109, 23 Ju-87, 18 Ju-88, 4 Me-110, 4 Hs-126, 4 Ju-52, 3 FW-190, 1 Hs-129, 1 Fi-156 ), подбил 19 и ещё 3 сжёг на земле.

Как бы то ни было, наверное, как ни у кого другого, официальные результаты его боевой работы были занижены, чему есть ряд как объективных, так и субъективных причин.

Когда летом 1945 года Покрышкину предложили поступить в академию ВВС, он со свойственной ему решимостью отказался и попросил направить его в Военную академию имени М. В. Фрунзе, где он мог получить более широкие знания. Многим запомнился эпизод, когда в практических орудийных стрельбах тремя снарядами А. Покрышкин с В. Лавриненковым достигли абсолютного результата. Никто из сдававших тогда зачёт, а среди экзаменуемых были и опытные артиллеристы, не смог повторить их успеха. Академию ас окончил в 1948 году с золотой медалью.

После окончания академии Покрышкин был назначен заместителем командира корпуса в Ржев... Только через год трижды Герой с женой и двумя маленькими детьми получил, наконец, квартиру в одном из 100 привезенных сюда финских домиков...

Когда в конце 1950 года под одним из домов был найден склад старых боеприпасов, а ждать сапёров было опасно, он, выстроив цепочку, первым спрыгнул в яму и начал разбирать кладку ржавых снарядов. Бесстрашным рыцарем боевой лётчик оставался всю жизнь.

Лишь в 1953 году Покрышкин получил Генеральское звание и через год был назначен в Ростов - на - Дону заместителем командующего Воздушной армией. Окончив с отличием академию Генерального штаба, он стал командующим 8-й отдельной армией ПВО и пробыл в этой должности 10 лет. И во время учёбы в академии и позднее, до 1963 года, Александр Иванович летал практически на всех типах советских истребителей. Не обходилось и без происшествий. Одно из самых опасных случилось во время службы в Ростове, когда в ночном полёте, на большом удалении от аэродрома отказал авиагоризонт... Только огромный лётный опыт и специфическая "память пространства" помогли ему вернуться на аэродром и посадить машину.

В начале 1960-х годов он защитил диссертацию по применению сетевого планирования в войсках ПВО. Наверное, этот напряжённый аналитический труд помог ему перенести тяжесть расставания с небом. Командование своеобразно "оценило" новации, обобщённые в диссертации, наградив за них... сослуживца Покрышкина, имевшего о работе весьма общее представление.

В Августе 1968 года он был назначен заместителем Главкома ПВО страны. Отношения с командующим - Маршалом Батицким не сложились, и его служба в этой должности была особенно сложной. Когда представилась возможность, он решительно перешёл на работу в ДОСААФ, на должность председателя общества, и с энтузиазмом занялся военно - патриотической работой.

В своей жизни Александр Иванович с честью выдержал испытание "медными трубами" и сполна хлебнул горечи их оборотной стороны - зависти чиновников к славе народного Героя. Здесь и ПВО вместо ВВС, и задержанные на 10 лет Генеральские звёзды, и непрерывная череда командировок "у Батицкого". Он был "Заслуженным военным лётчиком Франции", но так и не стал, как не стал и Кожедуб, "Заслуженным военным лётчиком СССР"... Франция - родина рыцарства.

В Декабре 1972 года Покрышкину было присвоено звание Маршала авиации. Однажды он позвонил в ЦК и попросил отставки. Там возражали, уговаривали, предлагали варианты, но он ушёл со своей последней должности сам. Он умер 13 Ноября 1985 года на руках своей безутешной Марии после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага...

Сайт управляется системой uCoz



Подробные статьи о А. И. Покрышкине:

Первая "победа" Александра Покрышкина

Александр Покрышкин - жизнь без легенд

Выписка о боевой деятельности

Возврат

Н а з а д