HSU

Комельков Михаил Сергеевич

М.С.Комельков

Родился 12 Апреля 1922 года в деревне Кедрово Тверской губернии, ныне Лесной район Калининской области, в семье крестьянина. С 1937 года жил в Ленинграде. Окончил 1 курс машиностроительного техникума торгового оборудования. С 1938 года учился в Ленинградском аэроклубе. В том же году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. После ранения с Октября 1941 года находился в запасном полку, занимался подготовкой молодых лётчиков.

В Феврале 1943 года добился отправки на фронт с 298-м ИАП ( впоследствии 104-й ГвИАП ), вооружённым "Аэрокобрами". В составе 219-й бомбардировочной авиационной дивизии, а позднее 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, полк прошёл всю Кубанскую битву ( с 17 Марта по 20 Августа 1943 года). 16 Апреля Лейтенант М. С. Комельков в трёх вылетах сбил 3 немецких истребителя, а всего в сражениях за Кубань он сбил 15 неприятельских машин.

Пилот, командир эскадрильи, заместитель командира 104-го Гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка - таковы ступени роста отважного воздушного бойца.

К концу войны Гвардии Капитан М. С. Комельков совершил 321 боевой вылет, в 75 воздушных боях сбил лично 32 и в группе 8 самолётов противника. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию. Был на лётных должностях в ВВС. С 1961 года Гвардии Полковник М. С. Комельков - в запасе. Принимал участие в подготовке космонавтов. Последние годы жил в Ленинграде, работал ведущим инженером НИИ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями.

*   *   *

Фотографии далёких военных лет. Как дороги, волнующи они, как много напоминают ветеранам войны !  У Михаила Сергеевича сохранилась одна из них, вырезанная из фронтовой газеты. У самолёта собралась группа пилотов. Лица радостные, улыбающиеся. Почти у всех на гимнастёрках - ордена, у некоторых - Золотые Звёзды. Видно, что живут они дружно, что врага не боятся, а бъют его нещадно. Такое хорошее настроение, бойцовский задор могут быль только у победителей. Пилотов на фотографии 13, а подпись гласит: "112 немецких самолётов в воздушных боях на Кубани уничтожила эта группа лётчиков - истребителей".

Крайний справа на снимке - Лейтенант Михаил Комельков. Он весело смеётся. На груди - орден Красного Знамени. В конце войны у него, кроме Золотой Звезды, будут ордена Ленина, четыре - Красного Знамени, Александра Невского, два - Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

В своём полку он по праву считался одним из самых результативных пилотов: к концу войны заместитель командира 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан М. С. Комельков совершил 321 боевой вылет, в 75 воздушных боях лично сбил 32 и в группе с товарищами 8 ( по другим источникам - 7 ) самолётов противника, уничтожил много боевой техники врага.

В той же газете "Крылья Советов" не раз упоминались и героические дела Михаила Комелькова. Так, в заметке "Две победы Лейтенанта М. С. Комелькова" сообщалось:

"Зелёная ракета взвилась в воздух. Вместе с другими лётчиками взлетел и Михаил Комельков. Истребители быстро набрали высоту, построились и пошли на очистку воздуха от немецкой авиации в район боевых действий наших бомбардировщиков. Первым заметил противника Лейтенант М. С. Комельков. Он передал по радио своему напарнику:

- Иду в атаку, прикрой ! - и стремительно пошел на "Мессера". Искусно зайдя в хвост вражеской машине, пилот расстрелял её. "Мессершмитт" камнем рухнул на землю.

Во втором вылете наши лётчики снова вели воздушный бой с немецкими истребителями. Заметив, что один Me-109F подбирается к хвосту нашего истребителя, Комельков бросился ему наперерез и раньше, чем тот успел открыть огонь, сбил его меткой очередью.

Боевой день закончился. За два вылета Михаил Комельков сбил два вражеских истребителя."

Истребитель Р-39

Истребитель Р-39 "Аэрокобра".  На таких машинах воевали
Михаил Комельков и его товарищи по 104-му ГвИАП.

В номере газеты от 9 Августа 1943 года напечатан портрет. В тексте под ним читаем:

"Были жаркие дни воздушных боёв над кубанской землёй. Как стая воронов, слетались к передовой немецкие хищники. В такие дни по 5 - 6 раз уходил в воздух Лейтенант М. С. Комельков. С боем пробиваясь через заслон "Мессеров", он обрушивал всю свою огневую мощь на вражеские бомбардировщики. Смелый лётчик опрокидывал их в плавни, обращал в бегство.

Проявляя исключительно высокое мастерство в технике пилотирования и ведении меткого прицельного огня, Михаил Комельков лично сбил 15 вражеских самолётов. Слава о советском асе облетела весь фронт".

Однажды неустрашимый пилот установил рекордный счёт сбитых за день самолётов противника. Было это весной 1943 года, когда шли сильные бои у станицы Крымской. 14 наших истребителей, прикрывая наземные войска, встретились с 25-ю вражескими самолётами. Как всегда, наши "Аэрокобры" не уклонились от встречи, а завязали бой. Комельков взмыл вверх, зашел сзади вражеского строя и точной пулемётной очередью поджег Ме-109, который врезался в скалу. Не имея потерь, истребители, сорвав атаку врага, вернулись на аэродром. Не успели они отдохнуть, как снова прозвучал сигнал к вылету. Получилось так, что Михаилу пришлось вступить в схватку сразу с 4-мя "Мессерами". Он уже попадал в подобные ситуации и, использовав накопленный опыт, смог и увернуться от удара, и сбить одного преследователя. На аэродроме друзья тепло поздравили Михаила:

- Молодец, - говорили они, - опять у тебя на счету два сбитых самолёта.

- Погодите подсчитывать, день ещё не кончился, - отшутился пилот.

И действительно, только "технари" осмотрели и заправили "Аэрокобры", как снова понадобилось подняться в воздух. Истребители опять бились с превосходящими силами противника, и Комельков поджег еще один вражеский самолёт - FW-189, объятый пламенем, снижаясь, полетел на запад. "Этот уже не жилец", - определили наши лётчики.

В части срочно выпустили "боевой листок". В нём сообщалось: "Сегодня, 16 Апреля 1943 года, дважды награждённый орденом Красного Знамени лётчик Михаил Комельков снова отличился в боях - за день он сбил 3 самолёта противника. Честь и слава герою !"

Однополчане радовались победам друга. А командир дивизии объявил ему благодарность. Через две недели пилот был награждён ещё одним, уже третьим, орденом Красного Знамени.

В полку уважали Комелькова и за то, что он часто приходил на помощь товарищам, щедро делился своими знаниями и навыками. Эта черточка наставничества проявилась у него ещё в начале войны, когда по состоянию здоровья он работал в запасном авиационном полку и подготовил 171 лётчика. Продолжил Герой Советского Союза Михаил Комельков это благородное дело и в послевоенные годы. Лётному мастерству у него учились В. А. Шаталов и А. Г. Николаев, ставшие позже известными космонавтами.

( И. А. Долгов - "Золотые звёзды калининцев", книга 1 )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д