Схватка с "союзниками"

"В ходе боев за Югославию часть сил 37-й Армии выдвигалась на север, и ее соединения днем и ночью следовали сплошными колоннами по шоссейной дороге через город Ниш на Белград. Наш аэродром находился севернее этого города, и дорога огибала его северо - западную окраину. Там размещался КП 866-го авиаполка.

7 Ноября 1944 года, примерно в 13 часов, одна из боевых колонн 37-й Армии двигалась по шоссе. Головные машины ее проходили уже траверз полкового КП, когда дежурный офицер доложил начальнику штаба 866-го ИАП Майору А. А. Сигорскому о том, что курсом на аэродром, с запада, на высоте 1500 - 2000 метров летят две большие группы немецких самолетов.

Со стоянки дежурной эскадрильи взлетела восьмерка истребителей, возглавляемая Героем Советского Союза Капитаном А. И. Колдуновым. Ему было передано указание Командарма, сделать все возможное, чтобы привлечь внимание американцев ( к тому времени уже определили чьи это самолеты ), дать им понять, что мы - союзники. Сделать это было трудно - нам была неизвестна радиоволна их обмена.

А тем временем две группы, по 25 - 30 машин каждая, уже подходили к западной окраине аэродрома. Верхняя, встав в круг, готовилась прикрыть действия нижней группы. Нижняя же разделилась еще на две равные части. Одна из них начала штурмовать колонну наших войск на дороге, обстреливая ее пулеметно - пушечным огнем с малых высот, а другая атаковала наши взлетающие истребители. В результате завязавшегося боя было сбито 4 американских истребителя типа "Лайтнинг" ( один уничтожили зенитчики ). Наши потери - два экипажа. Погибли в бою Лейтенанты Кривоногих и Шипулин. Самолет Лейтенанта Жестовского оказался подбитым, и летчик выпрыгнул с парашютом. При штурмовке американцами наземных частей были убиты командир Гвардейского корпуса Генерал Г. П. Котов и много наших бойцов.

Истребитель Р-38
Дальний истребитель Р-38 "Лайтнинг"

С каждой минутой обстановка накалялась до предела. Капитан Колдунов решил рискнуть - он устремился навстречу ведущему американской группы. Можно было подумать, что этот маневр закончится атакой. Но Колдунов не стрелял, а "Лайтнинги" открыли по нему огонь... Колдунов упорно приближался к намеченной цели. Вот его самолет смешался с машинами союзников, еще секунда - и Александр, оттеснив ведомого от командира американской группы, притерся к нему вплотную.

"Лайтнинги" уже не могли вести по нему огонь, боясь одновременно поразить и своего командира. Все это произошло в считанные секунды. Вскоре американские летчики прекратили огонь и повернули назад...

Воздушный бой с союзниками, по оценке наших пилотов, был для них самым памятным и самым каверзным. Капитан Панин назвал его игрой в кошки - мышки: "Они гоняются за нами, а мы увертываемся, и непонятно, почему на их пулеметные очереди мы должны были отвечать реверансами...". Когда наши самолеты приземлились, все бросились к машине Колдунова. Пилотам хотелось узнать, как это ему удалось прекратить атаки "Лайтнингов". Капитан Панин - тот прямо спросил: "Колдун !   Ты английский знаешь ?   Как ты с ними разговаривал ?"

"Очень просто, - ответил Александр, - на летном языке. Зажал ручку управления между колен, поднял руки, соединил ладони в рукопожатии, а потом постучал кулаком по лбу - намекнул, что мы союзники. Вот и все..."

Панин прервал Колдунова: "Подожди. Уточним перевод твоего летного языка. Значит, ты сказал приблизительно так - Босс, ты дурак !   Соображать надо !"

"Ну...примерно, - улыбнувшись, согласился Колдунов, - жить то и ему охота !..."

С тех пор прошло много лет. Оценим по достоинству подвиг Александра Колдунова. Представим себе такую ситуацию - нашим летчикам не удалось разъяснить американцам ситуацию и они продолжили бы штурмовать наши войска. Тогда нам пришлось бы поднять в воздух весь полк, а то и два - три, и тогда доброй половины "Лайтнингов" на авиабазе близ города Бари союзники не досчитались бы...

После расследования этого происшествия представитель американской стороны принес командованию фронта извенения за инцидент, выразил соболезнования по поводу погибших. Он пояснил, что ведущий "Лайтнингов" спутал в полете ориентиры и принял колонну нашего корпуса за немецкую ( город Приштина, еще занятый немцами, находился в 84 км от города Ниш ). Однако обследовав обломки одного из "Лайтнингов", упавшего неподалеку от аэродрома, мы нашли полетную карту. Оба города, и Приштина и Ниш, были обведены на ней красным кружком - так летчики обычно отмечают свои цели. Так что версия о простой потере ориентировки звучит не очень убедительно.

Колдунова, проявившего смелость и находчивость в сложившейся обстановке, командование наградило Орденом Красного Знамени. А кто из наших пилотов сбил те "Лайтнинги", мне так и не удалось установить. Летчики как воды в рот набрали..." ( Примечание: по некоторым источникам один из "Лайтнингов" был сбит Александром Колдуновым ).

( Из книги Б. А. Смирнова "Небо моей молодости" )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д