HSU HSU

Колдунов Александр Иванович

А.И.Колдунов

Родился 20 Сентября 1923 года в деревне Мощиново Монастырского района Смоленской области в семье служащего. Окончил 10 классов средней школы и аэроклуб. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Мая 1943 года в действующей армии. К началу Мая 1944 года командир эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт ) Капитан А. И. Колдунов совершил 223 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, уничтожил лично 15 и в группе 1 самолёт противника. 2 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны совершил 412 успешных боевых вылетов, в 96 воздушных боях сбил лично 46 самолётов противника. 23 Февраля 1948 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. С Ноября 1970 года командовал войсками ПВО Московского Военного округа. С 1975 года 1-й заместитель, а в 1978 - 1987 годах - Главнокомандующий Войсками ПВО - заместитель министра обороны СССР. Главный Маршал Авиации ( 1984 год ). Депутат Верховного Совета СССР 9 - 11 созывов, Ленинской премии ( 1984 год ).

Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( шесть ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен на родине. Его именем названы улицы и школы во многих городах и посёлках.

*   *   *

Крестьянский сын из смоленской деревеньки Мощиново, он был рождён, чтобы стать Маршалом, всю жизнь верил в свою судьбу - и в кабине истребителя, пронесшего его между сотен смертельных трасс, и на скользкой служебной лестнице, встречая не только поддержку и понимание товарищей, но и ревнивую зависть людей, чьим единственным даром является властолюбие. Природа щедро одарила его способностями и лётчика, отменно чувствующего машину, и воздушного бойца, интуитивно оценивающего пространство и время воздушной схватки, меняющего их по своей воле, и тактика - организатора победоносных боёв под Яссами и Будапештом, и стратега - Главкома ПВО и заместителя министра обороны СССР.

Колдунов рвался в небо, в стихию воздушного боя. Окончив среднюю школу и Реутовский аэроклуб, он упорно стремился в военное лётное училище. Ещё накануне войны он подал заявление с просьбой принять его в Качинскую лётную школу. Но получил отказ - мало лет. Александр пошёл к военкому. Тот только руками развел - помочь не могу. Тогда юноша написал письмо лично К. Е. Ворошилову. Нарком обороны дал указание направить Колдунова в лётную школу. Так Александр оказался в славной Каче...

Он всегда летал чисто и азартно. Весной 1943 года после успешного окончания курса лётной подготовки Младший лейтенант Колдунов был направлен инструктором в 3-ю запасную авиационную бригаду в Саратов. Решительный в поступках, он однажды сложил в тощий вещмешок свой солдатский скарб и устроился в транспортном самолете, летевшем на фронт. Слава классного пилотажника летела впереди него, и командование 866-го ИАП на аэродром которого приземлился Ли-2, не воспротивилось "неуставному" пополнению.

Командир дивизии Герой Советского Союза Б. А. Смирнов, понимая состояние молодого пилота, разрешил ему остаться в полку. Смело и мужественно сражался Александр. Он хорошо пилотировал самолет, отличался редкой дисциплинированностью, точностью, аккуратностью и безграничной смелость. В свободное от полётов время он тренировался на земле у стендов с макетами самолётов, отрабатывая ракурсы и дистанции стрельбы, начало открытия огня. В результате, Колдунов быстро вошёл в строй и начал выполнять ответственные задания.

Свою первую победу Колдунов одержал в третьем боевом вылете, 21 Июля 1943 года, сбив над Северским Донцом пикировщик Ju-87. Победа стоила 16 пробоин на его "Яке". А через несколько дней его самолёт был подбит на взлёте "упавшей" из облаков парой "охотников", сам он был ранен. В этой "нештатной" ситуации 19-летний лётчик не растерялся: выключив двигатель, спланировал и аккуратно посадил истребитель рядом с аэродромом. Через 2 дня он вышел из госпиталя и вновь поднял свой отремонтированный "Як" в небо.

Быстро росло его боевое мастерство. Когда личный счет Александра дошёл до 5 сбитых самолётов противника, его назначили командиром звена, затем заместителем командира эскадрильи.

Человек безусловной отваги и самообладания, Александр имел аналитический ум, позволявший ему по крупицам собирать свой и чужой опыт, совершенствовать и многообразить приёмы воздушного боя, развивать интуицию. Мастерство воздушного боя, наверное, и состоит в том, чтобы интуитивно соединить удаль и точный расчет, смелость и техническое мастерство. Ведь нередко рок разрушает казалось бы, незыблемые закономерности, взыскуя волю и мужество.

Осенью 1943 года шестёрка "Яков", возглавляемая Колдуновым, прикрывала сухопутные войска на правом берегу Днепра. Вдруг в небе появились истребители противника. На максимальной скорости Александр атаковал Ме-109 с задней полусферы и первой же очередью сбил. В это время два самолёта противника зажали в клещи его ведомого. Колдунов боевым разворотом зашёл в хвост ближайшему "Мессеру" и сбил его. После этого противник оставил поле боя. Вскоре появилась группа бомбардировщиков. Атаковав их, Александр поджёг ведущего, а затем с товарищами разогнал остальных. В одном боевом вылете Колдунов одержал 3 победы и довёл их число до 10.

Вскоре он был назначен комэском, став признанным асом в полку и в дивизии. По стечению обстоятельств 866-й ИАП с приходом Колдунова воевал исключительно сильно. За вторую половину 1943 года под Белгородом и Изюмом, над Днепром и в Никопольской операции лётчики полка сбили в воздушных боях 171 самолёт противника, потеряв в боях и катастрофах лишь 6 человек лётного состава.

В воздушных боях возле города Изюм полку пришлось столкнуться с сильнейшей истребительной эскадрой противника JG 2 "Рихтгофен", в которой служили прославленные немецкие Асы. Однако наши лётчики смело вступали с ними в бой и добивались успеха. Несколько вражеских самолётов сбил и Александр Колдунов.

Особенно ярко ратный талант Колдунова раскрылся в боях 1944 года. Донесения о его победах внешне напоминают эпизоды героических романов или голливудских триллеров, когда не знающий поражений герой уверенно идет от победы к победе. Хотя в данном случае событийная фактура имеет твёрдое историческое основание: официально Колдунов уничтожил почти полсотни вражеских самолетов, не потеряв ни одной своей машины... Здесь и "охотник", неосторожно "выпавший" на его "Як" и с переворота сбитый прямо над командным пунктом, и пара Ме-109, блокировавшая аэродром и прозевавшая возвращение хозяина, и десятки других "Мессеров", "Юнкерсов" и "Фоккеров", сбитых им в Запорожье и под Одессой, над Днестром и Дунаем, в небе Болгарии и Венгрии.

Колдунов участвовал во многих воздушных схватках при освобождении городов и сёл Украины, Донбасса и Молдавии. Весной 1944 года он сопровождал транспортные Ли-2, которые должны были сбросить груз конникам Генерала Плиева, глубоко прорвавшимся в тыл противника. Над линией фронта их атаковали 18 пикировщиков Ju-87. Они летели бомбить наши войска, а тут такая добыча - транспортные Ли-2 под охраной всего 4 истребителей. Трудно пришлось тогда Александру и его товарищам. Умело маневрируя, ведя огонь короткими очередями, им удалось дать отпор противнику и сбить 5 "Юнкерсов", из них 2 были на счету Колдунова.

Но и самолёт Александра, в том бою, получил повреждение - было разбито правое крыло. Позже инженеры и техники удивлялись: как можно было драться на таком покалеченном самолете !  Зато все Ли-2, сбросив груз, вернулись на свой аэродром. Что же случилось тогда в воздухе ?  Ведь Колдунов, настоящий виртуоз, мог в критический момент отвернуть, уйти от огневой трассы противника. Но тогда был бы уничтожен прикрываемый им транспортный Ли-2, а на его борту - экипаж, ценный груз. И лётчик сознательно принял удар на себя...

К тому времени Александр имел на счету уже 22 сбитых самолёта противника. "Хозяином неба" называли в дивизии 20-летнего паренька, а товарищи дали ему прозвище "Колдун". Даже немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих: "Ахтунг, ахтунг, Колдун !". Александр быстро привык к своему "рабочему" позывному и не обижался на товарищей.

Вскоре после Майских праздников 288-ю истребительную дивизию посетил высокий гость - бывший министр авиации Франции, господин Пьер Кот, человек весьма недоверчивый, и попросил показать, как летают молодые пилоты. Показать свое лётное мастерство в технике пилотирования было доверено Колдунову. В своих послевоенных воспоминаниях, Борис Смирнов писал:

"Перед гостем предстал худощавый высокий пилот в солдатской шинели. В то время у нас не хватало лётного обмундирования, и Колдунов, прямо скажем, не смотрелся. Рукава шинели чуть ли не по локоть, кирзовые сапоги с короткими голенищами... Колдунов взлетел. Через несколько минут он появился над командным пунктом. На высоте 20 метров, на большой скорости он перевернул самолет "на спину", пролетел над всем аэродромом вниз головой и затем на минимально допустимой высоте исполнил динамичный каскад фигур высшего пилотажа. Бывший министр был в восторге: "Вот это солдат !  Вот это лётчик !".

Наградой молодому лётчику стали золотые часы, подаренные ему Пьером Котом. Он остался в восторге от этого полёта.

В начале Августа 1944 года над селом Граденицы, Белявского района, Одесской области шестёрка Колдунова, ставшего к тому времени Героем Советского Союза, уничтожила 2 вражеских самолёта. Колхозник этого села, Герасим Александрович Богаченко, пожелал купить на свои деньги новейший самолёт - истребитель и вручить его командиру отважной группы. Осенью 1944 года Капитану А. И. Колдунову торжественно вручили "именной" Як-3 с надписью: "От колхозника Богаченко Г. А.".

На этой машине Александр участвовал в боях за освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. Через некоторое время Колдунов отправил первый "рапорт" колхознику: "Докладываю, дорогой Герасим Алексеевич, сегодня сбит 5 стервятник на вашем самолёте. Обещаю число звёзд на нём увеличить. Машина отличная". На самолёте - подарке Колдунов участвовал во многих боях. Позднее этот Як-3 был передан румынскому правительству, по его просьбе, и находился в Бухарестском Доме пионеров.

20 Октября 1944 года при штурмовке вражеских позиций был сбит самолет командира звена 707-го штурмового авиаполка Лейтенанта М. И. Антипова. Лётчик приземлил Ил-2 "на живот" у железнодорожного полустанка в районе города Скопле. Ведомый Антипова, лётчик Дорохов, посадил свою машину рядом с товарищами и хотел вывезти их, но штурмовик увяз в грязи. В это время противник устремился к нашим лётчикам. Им пришлось залечь, отстреливаясь из пистолетов. Это увидел Колдунов, случайно оказавшийся в том районе. Он со своим напарником прижали врагов огнем, не давая им поднять головы. Воспользовавшись этим, лётчики - штурмовики выкатили Ил-2 на подходящее для взлета место, кое - как разместились и Антипов пошёл на взлет. Вскоре они были на своем аэродроме...

7 Ноября 1944 года в районе города Ниш ( на территории Югославии ), Александр Колдунов совершил настоящий подвиг. В этот день две группы американских самолетов Р-38 "Лайтнинг" атаковали части советских войск 37-й Армии, двигающиеся походным маршем. Для отражения налета была поднята эскадрилья истребителей во главе с Колдуновым. При этом, часть "Латнингов" пыталась блокировать аэродром и атаковала взлетающе "Яки". В первой же атаке советские лётчики сбили 3 "Лайтинга". Сбитых, конечно, не записали никому, но однополчане видели, что одного из них, особенно увлекшегося расстрелом колонны с бреющею полета, сбил именно Колдунов.

Лишь благодаря мужеству и настойчивости Александра эта встреча не закончилась настоящим воздушным побоищем. Подробный рассказ об этой схватке, бывшего командира 288-й истребительной авиационной дивизии, Героя Советского Союза Б. А. Смирнова, опубликован ниже.

8 Декабря 1944 года Капитан А. И. Колдунов "достал" немецкого разведчика в районе Дунайских переправ. Противник, записанный как Ju-88, применил весь комплекс оборонительных средств: заградительный огонь стрелков и воздушные гранаты, маскировку в облаках и дымовую завесу, резкое пикирование и полёт на предельно малой высоте. Но... всё равно был сбит.

В последних числах Декабре, Александр получил задание срочно доставить пакет Штаба Армии командиру одной из авиачастей. Подлетая на своем "Яке" к аэродрому назначения, Колдунов заметил, что два Ме-109 штурмуют наши самолёты. Он с ходу атаковал противника на выходе с пикирования и сбил ведущего. Ведомый пытался горкой уйти за облака, но Александр настиг его и в упор расстрелял. Благополучно посадив свою машину, он вручил пакет командиру части.

Зимой 1944 - 1945 годов Колдунов продолжил список побед в боях над Венгрией, за три месяца сбив 15 неприятельских самолётов.

В начале 1945 года в боях у озера Балатон Колдунов участвовал в сражении с большими группами самолётов противника и неизменно выходил победителем. Так, 3 Марта восьмёрка истребителей, возглавляемая Александром, отразила налёт 18 FW-190 гружённых бомбами в сопровождении 12 Ме-109, пытавшихся атаковать наши сухопутные войска. В этом бою было уничтожено 6 вражеских самолётов, 2 из них сбил Колдунов. На следующий день его эскадрилья вела бой с 26 самолётами противника и сбила ещё 5 вражеских машин.

В районе Будапешта наши пилоты не раз встречалась с немецкими "охотниками" летавшими на "Мессерах" размалеванных драконами и тузами. В Феврале 1945 года для борьбы с ними была выделена отдельная группа - шестёрка советских лётчиков, во главе с Колдуновым, куда входили Капитаны Шишов и Сидоренко, Сурнев и Гурьев, Лейтенант Шамонов, с 1944 года постоянный ведомый Колдунова ( совершил около 300 боевых вылетов, лично сбил 9 и в группе 4 самолёта противника ). Лишь за 7 дней боёв наши пилоты уничтожили 22 самолёта противника, а всего, за 3 месяца боев под Будапештом, отважная шестёрка сбила 35 самолетов. Из них 15 уничтожил командир группы Александр Колдунов.

Трудно перечислить все боевые задания, которые приходилось выполнять Александру Колдунову. Не раз его товарищам приходилось наблюдать, как он создавал в воздухе такие ловушки, из которых противник уже не выбирался. Ведомых своих он учил просто и мудро. Подведёт, бывало, к вражескому самолёту и говорит ведомому: "Я прикрывая, сбивай !" Попробуй не сбить - стыдно в глаза будет смотреть.

Свой последний бой он провёл западнее Вены, вблизи Санкт - Пальтена с пятёркой "Фоккеров" гружённых бомбами. Шли они спокойно, видимо не ожидая встречи с нашими лётчиками. Колдунов стремительно атаковал ведущего. Тот, не успев сбросить бомбы, взорвался в воздухе. Александр тут же зашёл в хвост второму FW-190. Короткая очередь - и объятый пламенем самолёт противника устремился к земле. Через несколько дней после этого вылета война закончилась...

Менее двух лет молодой лётчик провёл на фронте. К концу войны командир 3-й эскадрильи 866-го истребительного авиаполка ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия ) Майор А. И. Колдунов выполнил 412 боевых вылетов на Як-1, Як-9, Як-3. Проведя 96 воздушных боёв, уничтожил лично 46 самолётов противника и 1 в составе группы. Он стал самым результативным лётчиком, сражавшимся на "Яках". 23 Февраля 1948 года, за мужество и отвагу проявленные в боях с врагами, Александр Колдунов был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

А.И.Колдунов

После войны Александр Иванович остался на службе в ВВС. Окончив Военно - Воздушную академию, командовал авиационным полком, дивизией. С 1960 года, после окончания Военной академии Генерального штаба, служил заместителем, а позднее - командующим ВВС Бакинского Военного округа. Генерал - Лейтенант авиации А. И. Колдунов летал до 1965 года. Последний освоенный им тип самолёта МиГ-21. В конце 60-х годов Колдунов служил на Дальнем Востоке, а с 1970 года - командовал ВВС Московского военного округа.

В 1975 году Генерал - Полковник авиации А. И. Колдунов был назначен первым заместителем, а в 1978 году - Главкомом войск ПВО, заместителем Министра обороны СССР. В 1984 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. В 1987 году, после посадки на Васильевском спуске печально известного любителя острых ощущений Матиуса Руста, снят со своего поста. В последние годы тяжело болел и умер 7 Июня 1992 года.

Сайт управляется системой uCoz



Схватка с "союзниками"

Возврат

Н а з а д