HSU HSU

Клубов Александр Фёдорович

А.Ф.Клубов

Родился 18 Января 1918 года, в деревне Яруново Вологодской области. Окончив неполную среднюю школу, переехал в Ленинград. В 1935 году получил специальность токаря, окончив школу ФЗУ при заводе "Большевик" ( ныне СПТУ № 39 ). Работал настройщиком станков на карбюраторном заводе, учился в аэроклубе. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1942 года. Сражался на Южном, Северо - Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. К концу 1942 года выполнил около 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника лично и 18 в группе с товарищами, ещё 16 уничтожил в составе группы при штурмовке вражеских аэродромов.

С Мая 1943 воевал в составе 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. К началу Сентября 1943 года совершил 310 боевых вылетов, провёл 84 воздушных боя, лично сбил 14 и в группе 19 самолётов противника. 13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено Звание Героя Советского Союза.

К Ноябрю 1944 года помошник командира по воздушно - стрелковой службе 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия ) Гвардии Капитан А. Ф. Клубов совершил 457 боевых вылетов, принял участие в 95 воздушных боях, уничтожил 31 самолет лично и 19 в группе с товарищами. 1 Ноября 1944 года, погиб при аварии на аэродроме Сталева - Воля ( Польша ).

27 Июня 1945 года вторично удостоен звания Героя Советского Союза, посмертно. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Похоронен во Львове на Холме Славы.

*   *   *

Александр Клубов родился в Январе 1918 года в деревне Яруново Вологодской губернии. Его отец, в прошлом матрос легендарного крейсера "Аврора" и активный участник Октябрьской революции, был зверски убит кулаками в первые годы коллективизации. Рано потеряв отца, Саша сполна познал нелёгкий крестьянский труд. В автобиографии Клубов писал, что самостоятельно начал работать с 8 лет. В 1926 - 1928 годах работал по найму, в 1928 - 1934 учился в сельской школе по месту рождения. Закончив 7 классов, жил на стипендию. В 1934 - 1935 годах учился в Ленинграде, в школе ФЗУ и по окончании её работал на заводе "Большевик". С 1936 по 1939 год, до ухода в Красную Армию, работал настройщиком автоматических станков на карбюраторном заводе имени В. В. Куйбышева в Ленинграде.

Именно там, на заводском дворе и увидел он впервые планер, приобретённый заводской ячейкой ОСОАВИАХИМА, впервые занял место в кабине пилота. Этот день решил его судьбу - три раза в неделю после работы Александр стал заниматься в городском аэроклубе, программу которого освоил с отличными оценками.

В Октябре 1938 года в газете "Карбюратор" Клубов, вместе с другими заводскими спортсменами, писал: "Мы готовы в любую минуту, если потребуется, пересесть с учебного самолёта на боевой". Закончив аэроклуб, он поступил в Чугуевскую военную школу пилотов и, окончив её в 1940 году в звание Лейтенант, был назначен в 84-й истребительный авиационный полк. В этой части он служил до Мая 1943 года в должностях лётчика, командира звена и заместителя командира эскадрильи.

Свою боевую деятельность Александр Клубов начал в Августе 1942 года, на Северном Кавказе, летая на устаревшем биплане И-153. Трудное это было время - немецкие танкисты уже заливали радиаторы водой из Терека, а Люфтваффе имело многократное превосходство в небе... Здесь 24-летний лётчик открыл свой боевой счёт, здесь же получил первый орден.

Истребитель И-153
Истребитель И-153, лето 1942 года.

2 Ноября 1942 года, в одном из жестоких боёв над Mоздоком, его "Чайка" была подбита. Самолёт загорелся и Kлубову пришлось воспользоваться парашютом, но пламя сильно обожгло его лицо и руки. Несмотря на многие недели проведённые в госпитале, следы ожогов на коже всё же остались.

Всего за период службы в 84-м ИАП ( только в составе Северо - Кавказского фронта ) Клубов произвёл 242 боевых вылета. Штурмовыми действиями им было уничтожено и повреждено: 16 танков, 37 автомашин с боеприпасами и грузами, 12 зенитно - пулемётных точек, 2 бронемашины, до 240 солдат и офицеров противника. Он участвовал в 5 штурмовых налётах на аэродромы неприятеля, в результате которых было уничтожено до 16 самолётов врага. Принял участие в 56 воздушных боях, в результате которых лично сбил 4 самолёта противника ( 3 Ме-109 и 1 Ju-87 ) и 18 в группе с товарищами. 19 Октября 1942 года его наградили орденом Красного Знамени, а 3 Мая 1943 года - орденом Отечественной войны 1-й степени.

В конце Мая 1943 года 15 лётчиков полка, среди них и Александр Клубов, были переведены в знаменитый 16-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Попавшие в 1-ю эскадрилью прошли основательную подготовку под руководством А. И. Покрышкина, он же пристально проследил за их учебными полётами и первым из вновь прибывших взял в бой Клубова. Тот сразу зарекомендовал себя бесстрашным и в то же время творчески мыслящим воздушным бойцом. Вскоре, когда Покрышкин стал заместителем командира полка, Лейтенант А. Ф. Клубов был назначен заместителем командира эскадрильи.

А.Ф.Клубов

Экзамен на зрелость Клубов сдавал в боях над Таманским полуостровом и выдержал его с честью. Он быстро освоил новую материальную часть и технику пилотирования "Аэрокобры" и успешно вёл боевую работу. За период с 31 Мая по 3 Сентября 1943 года произвёл 68 боевых вылетов, участвовал в 28 воздушных боях, в которых лично сбил 10 самолётов противника и 1 в составе группы.

Александр Клубов был одним из молодых лётчиков, которые стали гордостью 16-го ГвИАП. Он сочетал в своем характере черты, казалось бы, непримиримые - исключительную взвешенность и расчетливость с храбростью и рискованностью. В своей книге "Небо войны", А. И. Покрышкин посвятил много строк молодым лётчикам. И больше всех именно Клубову:

"Решительный, смелый, он разумно строил бой и его группа всегда добивалась успеха. Он видел всех и вовремя отдавал команды. Его мужество, сообразительность и воля связывали группу в единый мощный кулак. Спокойный и немного флегматичный на земле, в воздухе он преображался, становясь дерзким, решительным и инициативным бойцом. Клубов не ждал, а искал противника. У него был дух настоящего истребителя. Он был смел, но не бесшабашен. Мог в нужную минуту пойти на риск больший, чем кто - либо другой".

Заместитель командира эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитан А. Ф. Клубов особо отличился в боях на Кубани и в битве за Днепр. Часто сбивал по несколько машин в одном бою. Так, в боях на Кубани над городом Осипенко он сбил 3 Ju-87, в конце Сентября 1943 года в районе Большого Токмака ещё 3 Ju-88.

Истребитель Р-39D

Истребитель Р-39D "Аэрокобра" 16-го ГвИАП, Кубань, лето 1943 года.

13 Июля 1943 года в районе Славянска Клубов провёл труднейший бой с четвёркой Ме-109 и сбил одного из них. По возвращении на аэродром его "Аэрокобру" трудно было узнать - машина деформировалась от перегрузок так, что восстановлению не подлежала ( подробно об этой схватке рассказано в статье - Поединок с "блондинами" ).

15 Августа 1943 года Клубов исключительно точно организовал бой своей шестёрки с двумя "рамами", прикрытыми четырьмя парами Ме-109. "Карпов !   Ты - правую", - скомандовал он ведомому. И в стремительной атаке в мгновение ока были сбиты оба немецких разведчика... В боях за Мелитополь Клубов сбил несколько самолётов противника и был представлен к званию Героя Советского Союза.

1 Ноября 1943 года в боях над Перекопом Клубов уничтожил двух "лаптежников" - пикировщиков Ju-87 и двухмоторный многопушечный штурмовик "Хеншель" Hs-129.

Р-39 А. Ф. Клубова
Р-39Q "Аэрокобра" А. Ф. Клубова, 1944 год.

Весной 1944 года он был назначен командиром 3-й эскадрильи и в ходе начавшейся вскоре Ясско - Кишиневской операции на своей "Аэрокобре" с бортовым номером "45" сбил 9 самолётов противника. 13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В начале Мая 1944 года в полку произошёл весьма неприятный инцидент. После перебазирования на новый аэродром, не дождавшись прибытия техсостава, исполняющий обязанности командира полка Г. А. Речкалов, разрешил учебные вылеты. В одном из них по нелепейшей случайности погиб боевой лётчик командир эскадрильи Олифренко. После похорон Клубов наткнулся в темноте на солдата - моториста. Завязалась перепалка, а затем Клубов выстрелил поверх головы моториста, в воздух.

Однако по данным отправленным из штаба дивизии в военную прокуратуру - солдат погиб. Благодаря стараниям Покрышкина, последовавшее разбирательство установило истину - солдат остался жив и даже извинился перед Клубовым за недостойное поведение. Один из лучших лётчиков дивизии был оправдан и вскоре снова приступил к боевым вылетам.

Однажды, во время грустных послеполётных посиделок, товарищи Клубова узнали, что их блестящий комэск, немногословный и сдержанный, знает наизусть десятки пушкинских и есенинских стихотворений, помнит строки Тютчева и Блока...

А.Ф.Клубов

Летом 1944 года Клубов продолжил счёт своих побед. Так, 16 Июня он сбил сразу 2 пикировщика Ju-87.

1 Ноября 1944 года, после выполнения тренировочного полета с польского аэродрома Сталева - Воля на истребителе Ла-7, которыми предполагалось перевооружить дивизию, Клубов погиб. На его Ла-7 оказалась неисправна гидравлическая система, самолёт выкатился за пределы аэродрома и скапотировал. На всю жизнь запомнили его соратники, как уже в конце пробега машину вдруг слегка развернуло и подняло на нос, как на несколько мгновений она застыла вертикально, как, дрогнув, медленно завалилась на "спину"... Александра Клубова спасти не удалось. Он умер в польской больнице через полтора часа.

Возможно, из - за этого случая и не состоялось намеченное перевооружение 9-й ГвИАД с "Аэрокобр" на "Лавочкины". Сам Покрышкин и его ведомый Г. Г. Голубев получили новенькие Ла-7, можно сказать, лично из рук С. А. Лавочкина. Однако боевых вылетов на Ла-7 Покрышкин не выполнял, хотя отзывался об истребителе очень хорошо.

Справедливости ради следует отметить, что причиной гибели отважного летчика стал не только отказ матчасти самолёта, но и безответственность командира 16-го ГвИАП ( Григория Андреевича Речкалова ), при организации учебных полётов. Плохо отремонтированная бетонная полоса аэродрома, подорванная противником при отступлении, и сильный боковой ветер не гарантировали безопасность посадок даже на исправных самолётах. Проводить полёты в таких условиях было по крайней мере неразумно...

За период своего участия в Великой Отечественной войне, с 10 Августа 1942 года по 1 Ноября 1944 года, помошник командира по воздушно - стрелковой службе 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитан А. Ф. Клубов произвёл 457 успешных боевых вылетов, из них: на штурмовку войск и техники противника - 25, прикрытие наземных войск - 224, расчистку воздуха - 19, прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков - 146, разведку войск противника - 16, "свободную охоту" - 17. Проведя 95 воздушных боёв, уничтожил 31 самолёт лично и 19 в группе с товарищами.

Родина не забыла своего отважного сына. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР в селе Кубенское Вологодской области 6 Ноября 1949 года установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза А. Ф. Клубова. Во Львове на воинском кладбище, названном Холм Славы, покоится прах многих героев, павших на полях сражений. Среди множества имён, высеченных на могильных плитах, есть имя и Александра Фёдоровича Клубова...

Сайт управляется системой uCoz



Поединок с "блондинами"

Возврат

Н а з а д