HSU HSU

Камозин Павел Михайлович

П.М.Камозин

Родился 16 Июля 1917 года в городе Бежица ( ныне в черте Брянска ), в семье рабочего. Окончил 6 классов в 1931 году. Работал слесарем на заводе "Красный Профинтерн". С 1937 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Марту 1943 года заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка ( 236-я истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Младший лейтенант П. М. Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23 воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов. 1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

1 Июля 1944 года командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка ( 329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт ) Капитан П. М. Камозин, за 131 успешный боевой вылет и участие в 56 воздушных боях, в которых лично сбил 29 самолётов противника и 13 в составе группы, был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны оставил службу в ВВС. С 1946 года работал в Гражданской авиации. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Умер 24 Ноября 1983 года. Похоронен в Брянске. Бронзовый бюст установлен на родине.

*   *   *

Фронтовая судьба этого лётчика была яркой и неповторимой, как судьба любого великого воина. По своей "закрученности" интрига его ратной жизни напоминает порой сюжет захватывающего приключенческого фильма.

По словам его товарищей, Камозин был исключительно скромным человеком, небольшого роста, по природе своей очень застенчивый. Придет он, бывало, в столовую и сядет тихонько в уголок. Сидит и ждет, пока его заметит официантка. Сам окликнуть ее никогда не осмелится. Но в воздухе - это был отважный лётчик, не знающий страха.

Товарищи любили и уважали Павла Михайловича и не было в полку человека, который бы не восхищался его боевым мастерством. Он как - то по - особому дерзко и напористо вёл воздушные бои и всегда одерживал победы. Его почерк быстро узнали и вражеские лётчики, содрогаясь от одной мысли о встрече с воздушным снайпером.

Павел Камозин родился в городе Бежица, вошедшем сегодня в черту Брянска. Окончив 6 классов, поступил в ФЗУ, а в 1934 году, работая слесарем на заводе "Красный Профинтерн", добился приёма в аэроклуб. Как один из самых одарённых учлётов был оставлен там же лётчиком - инструктором. В 1938 году он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

Войну Камозин встретил в частях Киевского особого военного округа. 23 Июня на самолёте И-16 совершил свой первый боевой вылет, был ранен в ступню навылет. В составе своей части был направлен на переучивание на новый истребитель ЛаГГ-3, и вновь его изящное безошибочное пилотирование не осталось незамеченным: Камозина назначили инструктором.

На фронт ему довелось вернуться только через год. В первом же боевом вылете в составе 246-го истребительного авиаполка он одержал победу, сбив в районе Туапсе истребитель Ме-109. За первый месяц боёв Павел сбил 4 неприятельских самолета, среди них такую грозную машину, как тяжёлый бомбардировщик Do-217, вооружённый 4 пушками и 6 пулемётами. Несколько раз ему довелось вылетать на боевые задания вместе с Дмитрием Каралашем - в довоенное время известным лётчиком - испытателем, отважным воздушным бойцов, заслужившим в годы войны звание Героя Советского Союза и погибшим в одной из схваток.

Бомбардировщик Do-217

Немецкий тяжёлый бомбардировщик Dornier Do-217.

В Ноябре 1942 года, вскоре после гибели Д. Л. Каралаша, Павел на своем "ЛаГГе" сумел над Туапсе сбить в одном бою сразу три самолёта: 2 Ме-109 и Ме-110, после чего был назначен заместителем комэска в 296-м ИАП. После тяжёлых боев полк, потерявший значительную часть боевой техники, был отправлен в тыл на переформирование. А затем снова начались бои.

...Шесть советских истребителей под руководством Павла Камозина сопровождали группу бомбардировщиков. В районе цели наши лётчики были атакованы истребителями противника. Несмотря на численное превосходство врага, Камозин смело повёл свою группу в бой. Одна за другой следовали атаки наших пилотов. Выбрав удобный момент, Павел ринулся на один из Ме-109. Когда до ведомых донеслась команда командира: "Прикройте !", - он был уже рядом с немцем. Прицельная очередь - и "Мессер" полетел вниз. И снова атака. Прошло всего несколько минут, и второй Ме-109, охваченный пламенем, рухнул на землю. От своего командира не отставали и ведомые, которые в этот момент сбили третью машину врага. Понеся потери противник был вынужден выйти из боя.

Младший лейтенант Камозин выполнял боевые задания не только по прикрытию наших штурмовиков и наземных войск. Он был и хорошим разведчиком. За время боевой работы не было случая, чтобы данные, доставленные им, не подтвердились.

10 Января 1943 года во время разведывательного полёта Камозин обнаружил на аэродроме в Краснодаре до 50 самолётов противника. Он немедленно сообщил об этом командованию. Через некоторое время в воздух поднялись наши штурмовики. По данным, доставленным Камозиным в этот день, было уничтожено около 20 вражеских самолётов.

Однажды 5 советских истребителей, возвращаясь с боевого задания, обнаружили группу из 13 "Юнкерсов", следовавших на бомбёжку наших войск. Младший лейтенант Камозин внезапно атаковал и рассеял самолёты противника, вынудив их сбросить бомбы на свои же войска. "Юнкерсы" стали разворачиваться и уходить, но не успели. Метким ударом Павел сбил один из них и подбил два других. Его ведомые сбили ещё 2 самолёта.

Много подвигов совершил Павел Камозин в годы войны. Оперативный дежурный штаба Южного фронта, лётчик - инструктор, командир звена, заместитель командира эскадрильи, командир эскадрильи - таков его послужной список с начала войны до 1 Мая 1943 года, когда Камозину за боевые заслуги было присвоено Звание Героя Советского Союза.

ЛаГГ-3

Истребитель ЛаГГ-3.  На такой машине воевал Павел Камозин.

Летом 1943 года, одним из первых в запасном полку освоив новую технику ( американский истребитель Р-39 "Аэрокобра" ), Павел добился разрешения отправиться на фронт. Он получил назначение в 66-й авиаполк ( 329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия ) и вскоре начались новые бои.

Быстро росло мастерство молодого лётчика, вскоре Камозину доверили командование эскадрильей. В Мае 1943 года, когда Старший лейтенант Камозин был назначен комэском 66-го ИАП, на его счету было более 100 боевых вылетов на ЛаГГ-3, 17 личных воздушных побед - второй результат, показанный на машине этого типа ( первый - у А. Кулагина ). В первом же боевом вылете в новом полку на новой для себя "Аэрокобре", Камозин сбивает FW-189 - "раму", висевшую над передним краем, при этом и его самолет был серьезно повреждён яростным огнем зенитной артиллерии, и лётчик приземлил его на нейтралку, прямо у окопов своего боевого охранения...

Особенно ярко проявился его талант в боях за Крым. Только в сражениях за Севастополь лётчики его эскадрильи сбили 64 вражеских самолёта, 19 из них записал на свой боевой счёт комэск.

В конце 1943 года, в тяжёлом бою над Керчью, он уничтожил 2 неприятельских истребителя. Второй самолёт был сбит уже на горящей машине. На малой высоте Камозин покинул самолет, рванув вытяжное кольцо на парашюте, и через несколько секунд упал в холодную воду. Выплыл и был подобран моряками. 12 Января 1944 года в двух вылетах ему удалось уничтожить 2 "Юнкерса", доведя тем самым число лично сбитых им машин до 30.

...В районе Керчи и Эльтингена, ещё занятого противником, высадились наши десантники. Они захватили небольшой плацдарм и закрепились там. Этот с трудом завоеванный клочок земли насквозь простреливался врагом, который любым способом стремился сбросить десантников в море. Откуда - то над плацдармом появились даже бомбардировщики Не-111, которых до этого никто и не видел на крымских аэродромах.

В последний день 1943 года Павел Камозин вместе со своим ведомым Владимиром Ладыкиным вылетели на разведку. Перед ними стояла задача - установить место базирования "Хейнкелей". Когда наши лётчики возвращались на аэродром, над селом Семь Колодезей они заметили транспортный самолёт, который, как на параде, шёл под экскортом шести Ме-109. У Камозина сразу возникло решение - атаковать с ходу. Передав ведомому команду, Павел на максимальной скорости устремился к цели. Истребители охранения не успели опомниться, как длинная очередь прошила охраняемый ими транспортник. Задымив, тот перевернулся и беспорядочно пошёл к земле. А Камозин с напарником словно растворились в сгущавшихся вечерних сумерках...

Лишь через три с лишним месяца, после освобождения Крыма, стало известно, что на борту сбитого Камозиным самолёта находилось 18 немецких генералов. Они везли с собой Железные Кресты, которые должны были вручить наиболее отличившимся воякам. Но вместо запланированных новогодних торжеств и наград - получился траур. По словам жителей села, целую неделю немцы ходили с черными повязками на рукавах...

Большой переполох вызвала в Берлине гибель стольких высших чинов. Одному из известных немецких Асов было дано персональное задание - уничтожить Павла Камозина. Граф был опытным и хитрым воякой. Десятки сбитых в небе Западной Европы самолётов значилось на его счету. В то время он командовал тактической школой, где проходили переподготовку немецкие лётчики, прибывавшие с фронта... И вот однажды, когда группа Камозина возвращалась с задания, в воздухе появился Граф. Наземная служба вовремя предупредила лётчиков о появлении противника и Павел, быстро оценив обстановку, решил принять вызов.

Его звено набрало 6500 метров. Ведущий понял, что Граф многое предусмотрел - горючее и боеприпасы у наших лётчиков уже на исходе. Приказав пилотам занять исходное положение для атаки, комэск прикинулся беспечным и неосторожным лётчиком. Его напарник крайне удивился, увидев как Камозин прошел мимо Графа, вяло делая боевой разворот. Немецкий Ас клюнул на приманку и бросился за Павлом. Но навстречу ему сразу устремились два резервных самолёта, летевших выше основной группы наших истребителей. Граф прервал свою атаку, стал в оборонительный вираж, потеряв из виду Камозина.

Павел, наблюдая за Графом, решил не терять ни секунды и устремился на врага. Теперь его участь была решена. Воздушная "карусель" продолжалась недолго. В какой - то миг Камозин "вписал" самолёт противника в прицел и открыл огонь. Длинная очередь прошила Ме-109 и вскоре он врезался в землю. С Графом было покончено...

Ошеломляющими, дерзкими атаками Капитан Камозин часто застигал своих противников врасплох. Он в совершенстве владел техникой пилотирования и из любых фигур высшего пилотажа умел выбрать в нужный момент наиболее выгодную. Порой казалось, что цель сама по себе попадает под его разящие трассы.

Немало боёв провёл Камозин и с численно превосходящим противником. Однажды возглавляемая им пятёрка вступила в бой с 27 истребителями Ме-109. Первой же очередью Павел сбил ведущего. Оставшись без лидера, противник нарушил строй, стал мешать друг другу. Камозин, мгновенно оценив ситуацию, решил довести схватку до победного конца. Умело руководя действиями своих подчиненных он добился своего - 8 самолётов уничтожили наши лётчики в этом бою, не потеряв ни одного своего !

Бывали в его жизни и неудачи. Приходилось "приводнять" подбитый истребитель в море ( был спасен медпостом с косы Тузлы ), "тянуть" за линию фронта в расположение своих войск охваченную пламенем машину, капотировать на разбитой снарядами ВПП и попросту падать вместе с машиной после отказа мотора... Всякое случалось. Противник был силен и коварен, победы давались нелегко. Но Павел умел делать правильные выводы из любого успеха или неудачи, анализировать сложившуюся ситуацию и выбирать правильные решения позволяющие успешно бить врага.

Немало воздушных боёв Павел Камозин провёл в составе 101-го Гвардейского истребительного авиационного полка в паре с Младшим лейтенантом В. Масловым ( 115 боевых вылетов, 5 лично сбитых самолётов ). В своей ратной жизни Камозин провёл около 100 воздушных боёв, одерживал победы над "Хейнкелями" и "Дорнье", "Рамами" и "Лаптежниками", "Мессерами" и "Фоккерами".

20 Января 1945 года при выполнении очередного боевого вылета из - за обрыва шатуна двигателя мотор его "Аэрокобры" заглох, и машина упала на землю, скапотировав и развалившись на части... Павел нашёл в себе силы выбраться из обломков, знаками запретить посадку ведомому на неровной, сильно пересеченной местности... От травм, полученных в этой аварии, до конца оправиться он так и не смог. Врачи настаивали на ампутации левой ноги, но непреклонность, мужество и сила воли позволили Камозину избежать этой калечащей операции. День Победы он встретил в госпитале...

Сражаясь на Южном, Закавказском, Северо - Кавказском и других фронтах, Майор П. М. Камозин совершил около 200 боевых вылетов, в жестоких воздушных схватках одержал 48 побед - 35 вражеских самолётов сбил лично и 13 в группе с товарищами. В группе - потому, что он был не только лётчиком - асом, но и командиром, водившим в бой молодых бойцов. И 35 самолётов противника, числившиеся на его личном счету, были далеко не все, которые он сбил в действительности ( в отдельных источниках указано 36 личных побед ).

После войны Павел Михайлович Камозин демобилизовался. Работал в Гражданском Воздушном Флоте. Вёл общественную работу. Умер в Брянске 24 Ноября 1983 года.

Сайт управляется системой uCoz



Поединок с Рихардом Графом

Возврат

Н а з а д