HSU

Гнидо Пётр Андреевич

П.А.Гнидо

Родился 22 Декабря 1919 года в селе Стародонская Балка, ныне Березовского района Одесской области, в семье крестьянина. По окончании средней школы работал на механическом заводе. В 1937 году окончил Одесский медицинский техникум. Работал санинструктором в НКВД. В 1939 году окончил Астраханский аэроклуб. С 1940 года в рядах Красной Армии, в том же году успешно окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком - инструктором.

С Сентября 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался под Сталинградом, в небе Кубани, участвовал в Курской битве, в освобождении Украины, Польши, Чехословакии.

К Апрелю 1943 года командир эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка ( 201-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный корпус, 8-я Воздушная Армия, Южный фронт ) Лейтенант П. А. Гнидо совершил 206 боевых вылетов, участвовал в 43 воздушных боях, сбил лично 14 и в составе группы 7 самолётов противника. 1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К 1 Мая 1945 года Гвардии Майор П. А. Гнидо произвёл 390 боевых вылетов. Участвуя в 80 воздушных боях, лично сбил 34 вражеских самолёта и 7 - в группе. Четыре раза был сбит сам, спасался на парашюте. В одном из боёв "привёл" вражеский самолет на наш аэродром.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. С 1975 года Генерал - Майор авиации П. А. Гнидо - в запасе. Жил в Одессе. Работал председателем профкома областного ремонтно - строительного треста. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й и 2-й степени, многими медалями, имеет иностранные награды. Последние годы жил и работал в Одессе.

*   *   *

Пётр Андреевич Гнидо - самый результативный лётчик 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии - одной из лучших истребительных дивизий советских ВВС, лётчики которой уничтожили в боях 1253 вражеских самолёта. Эта дивизия и входящие в её состав полки более 30 раз отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего. Лётчики 111-го ГвИАП, в котором служил Пётр Гнидо, уничтожили в боях 436 самолётов врага.

Он родился 22 Декабря 1919 года в селе Стародонская Балка Березовского района Одесской области ( Украина ). Отец - Гнидо Андрей Федотович ( 1882 - 1963 ), участник Русско - Японской и 1-й Мировой войн, занимался сельским хозяйством, работал председателем колхоза. Мать - Гнидо Татьяна Лаврентьевна ( 1891 - 1945). В ходе войны она оказалась в руках румынской охранки. Узнав о том, что её сын - известный лётчик, они приказали написать ему письмо с предложением перейти на сторону румын. Татьяна Лаврентьевна с негодованием отказалась. "Мои дети, - заявила она, - не предатели. Они никогда не перейдут на сторону врага". Её пытали, бросили в подвал, но она стояла на своём и умерла за несколько месяцев до Великой Победы.

В отличии от многих других сверстников, в детстве Пётр Гнидо не мечтал стать лётчиком. Он хотел быть врачём, и окончив медицинский техникум, работал фельдшером, затем санинструктором. И лишь позднее появилась мечта о небе, которая и привела его в Астраханский аэроклуб. В 1938 году он стал курсантом Сталинградского военного авиационного училища, которое окончил в Декабре 1940 года с оценкой "отлично", и был оставлен там же лётчиком - инструктором.

Началась война. Гнидо готовил лётчиков для фронта и писал рапорт за рапортом с просьбой направить его в действующую армию. Ответ всегда был один: "Вы нужны здесь. Надо готовить лётчиков".

Тем временем немецкие войска приблизились к Одессе. И тогда Пётр Гнидо вновь весьма категорично напоминает командованию о своей просьбе. "Я, - писал он, - испытываю угрызения совести по поводу того, что фашисты на моей Родине - Одесщине, а я не могу выполнить свой долг...".

Начальник училища Полковник Нечаев в Сентябре 1941 года принял решение отпустить рвущегося на фронт лётчика. Вместе с ним в действующую армию ушли его сокурсники - Юрий Холодченко и Александр Наумов.

Свою боевую деятельность он начал в составе 248-го авиаполка, который вместе с 762-м ИАП входил в состав отдельной авиагруппы под командованием Полковника Якова Гриля. Свою первую схватку Пётр провёл в небе Таганрога. Произошло это в Ноябре 1941 года. Тогда Пётр Гнидо впервые увидел в воздухе немецкие истребители. Но бой не сложился. Немцы почему - то быстро стали отходить. На разборе командир дивизии по - отечески произнес: "Ребята, хвалённые немецкие асы испугались вас. Значит, вы можете их побеждать".

Затем он участвовал в боях за Ростов. После освобождения Ростова бои как на земле, так и в воздухе не затихали. Особо напряжённое сражение кипело восточнее Таганрога, на Миусском рубеже.

12 Декабря 1941 года пятёрка лётчиков 248-го истребительного авиационного полка ( ВВС 56-й отдельной армии, Южный фронт ) провела тяжёлый бой с группой бомбардировщиков и истребителей противника в районе Самбека. Они сбили в этом бою три бомбардировщика Ju-87 и два истребителя Ме-109, но из всей группы на свой аэродром вернулся только один пилот. В этом бою Петру Гнидо удалось подбить "Мессер", но бой становился всё напряжённее. И тогда он повёл свой истребитель И-16 в лобовую атаку. Пытаясь уклониться от неё, немецкий пилот на какие - то доли секунды промедлил с отворотом. Последовал сильный удар. Самолёт Гнидо "затормозило", затем он стал беспорядочно падать, догоняя разваливавшийся "Мессер".

Пётр попробовал выровнять машину, но рули бездействовали: левое крыло от удара по хвостовому оперению Ме-109 сильно деформировалось. Когда раскрылся парашют, совсем рядом пронёсся другой "Мессер". В тот же момент Пётр почувствовал сильный толчок в плечо. Стало невыносимо жарко, и правая рука повисла, как плеть...

Лечение в грозненском госпитале длилось без малого 3 месяца. И вот наконец он здоров, можно ехать в полк. Но радость оказалась преждевременной: на пути к фронту стоял... запасной авиаполк. А в нём - специальная лётная программа. Однако долго Гнидо там не задержался. В первых же полётах он показал отличную лётную выучку и вскоре был отправлен на фронт.

...Лето 1942 года. В придонских степях нещадно палило солнце. Вражеские колонны продвигались на юго - восток, в глубь страны. Лейтенанту Гнидо, знающему эти места, не раз поручались ответственные задания - полёты на разведку. Вместе с товарищами он вылетал на сопровождение, вёл тяжёлые воздушные бои с противником. Особо запомнился Петру день 17 Июля. Поднявшись с полевого аэродрома и набрав высоту, ЛаГГ-3 взял курс на юго - запад. Заметив большое пыльное облако у дороги, Гнидо сразу определил: вражеская механизированная колонна движется из Усть - Донецка на Цимлянскую. Он сообщил об этом на КП.

Вскоре появились штурмовики. Они с ходу атаковали вражескую колонну. Вслед за ними бомбовой груз на цель обрушили "Илы" второй группы. Но вот в небе появились "Мессера". Звено наших "ЛаГГов", прикрывая штурмовиков, вступило в бой. Силы были неравными. Заметив, как два Ме-109 зажали один из "ЛаГГов", Гнидо кинулся ему на выручку и открыл огонь. Вражеский самолёт вспыхнул и завертелся, падая на землю. В это время на Гнидо устремились два подоспевших "Мессера". Вражеский снаряд угодил в его самолет, и тот стал беспорядочно падать. Однако летчик успел выброситься с парашютом. Когда на степные просторы опустился вечер, Петр выбрался из кустарника и осторожно зашагал в темноту. Шёл он всю ночь... Спустя некоторое время он добрался до своего аэродрома и вскоре снова поднялся в пылающее небо.

ЛаГГ-3

Истребитель ЛаГГ-3.  На такой машине в 1942 году сражался Пётр Гнидо.

К концу 1942 года Петра Гнидо знали как не ведающего усталости и страха воздушного бойца, умеющего вести бой на предельно короткой дистанции. Он всегда действовал по известной формуле боя: высота, огонь, скорость. Максимально используя возможности истребителя ЛаГГ-3, записал на свой счёт 5 воздушных побед.

В Ноябре 1942 года 13-й авиаполк был перевооружён на новые Ла-5 и отбыл под Сталинград. В тяжелейших боях на Волгой, когда Геринг пытался деблокировать окружённые войска с помощью воздушного моста и Люфтваффе потеряло в этой бесплодной операции более 3000 самолетов, Лейтенант П. А. Гнидо уничтожил 6 тяжёлых бомбардировщиков Не-111. Всего в небе Сталинграда он одержал 10 воздушных побед, сбив 7 бомбардировщиков Не-111 и 3 истребителя Ме-109.

Затем он сражался в небе Донбасса, принимал участие в Изюм - Барвенковской операции. В Феврале 1943 года, возвращаясь из разведки, машины Гнидо и его ведомого А. Микелина попали под сильный зенитный огонь. Ла-5 Гнидо потерял треть правой консоли, а самолёт ведомого загорелся. Приземлившись на аэродроме подскока, они погасили горящий самолет, затем Гнидо приказал механикам переставить правую плоскость машины ведомого на его истребитель и, забрав товарища в фюзеляж, вернулся на базу.

Весной 1943 года лётчики 13-го авиаполка сражались уже над Малой землёй. С раннего утра 20 Апреля 1943 года и до наступления сумерек небо было буквально заполнено самолётами, разгорались ожесточённые воздушные бои. Первой на задание с аэродрома Геленджик стартовала четвёрка Старшего лейтенанта Петра Гнидо. Взлёт в направлении на Чёрное море. Разворот с набором высоты вправо. Впереди Цемесская бухта, Новороссийск, Малая земля. Через 5 минут патрульная группа оказалась в районе прикрытия. Высота 4000 метров. Советские истребители подоспели вовремя: 18 бомбардировщиков Не-111 под прикрытием 22 истебителей Ме-109 на высоте 2500 метров со стороны моря приближались к Мысхако. Свыше 30 тонн смертоносного груза несли они на своих стальных крыльях. Нельзя было допустить, чтобы этот груз был сброшен на десантников. Через минуту над морем разгорелся воздушный бой.

Выбрав слабое место в боевых порядках вражеских истребителей, четвёрка храбрецов во главе с Петром Гнидо ринулась вниз, проскочила в "окно" и дружно атаковала головную девятку бомбардировщиков. "Хейнкели" открыли бешеный огонь и начали на всякий случай освобождаться от опасного груза. Строй вражеских самолётов нарушился.

"Мессеры" яростно набросились на группу Гнидо, стараясь отрезать её от бомбардировщиков. В небе закружилась огненная карусель. Положение было тяжёлым, и Гнидо вызвал по радио помощь с аэродрома. Со второй атаки старшина Николай Гринько сбил вражеский самолёт, другой поджёг Гнидо. Но вот на помощь пришла группа в составе 12 "Лавочкиных" под командованием штурмана 13-го полка Майора С. Жуковского. Она вступила в бой, отвлекла на себя часть вражеских самолётов и внесла полное замешательство в боевые порядки противника. Ещё 2 "Хейнкеля" подбили Иван Новожилов и Сергей Горелов. Остальные вражеские бомбардировщики обратились в бегство.

Бомбардировщик Не-111

Немецкий дальний тяжёлый бомбардировщик Heinkel He-111Н-6.

21 Апреля с аэродрома Геленджик на прикрытие войск вновь вылетела шестёрка Ла-5 во главе с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом П. А. Гнидо. Патрулируя на высоте 4000 метров в районе Федотовки - Широкой балки - Пенного, лётчики встретили 18 бомбардировщиков противника под прикрытием 25 истребителей. Превосходство врага было значительным: 12 пушечных стволов "Лавочкиных" против 147 пушек и пулемётов противника.

Ведя огонь короткими очередями, "Лавочкины" прорвались к "Хейнкелям". На дистанции около 100 метров Пётр Гнидо открыл огонь и сбил ведущего колонны, а его товарищи подбили ещё 2 самолёта. Советские истребители стремительно ушли вверх, в направлении освещённой стороны неба, и вновь спикировали на бомбардировщики. В повторной атаке Гнидо, его ведомый и Капитан Новожилов сбили ещё по одному самолету.

Вокруг горстки смельчаков гудел рой вражеских самолётов. Они вели огонь из всех пушек и пулёметов. Чтобы полностью удержать в своих руках тактическую инициативу, советские лётчики использовали предельные режимы полёта и самые сложные фигуры высшего пилотажа.

Бой продолжался. Пятый вражеский бомбардировщик сбил Лейтенант С. Горелов. Находившиеся выше две пары Ме-109 свалились на Гринько и подбили его машину. Истребитель Ла-5 загорелся, в кабину снизу рвалось пламя. О том, чтобы дотянуть до аэродрома Геленджик, не могло быть и речи. Вражеские истребители пытались добить горящий Ла-5. Лётчики группы пошли на выручку. Отбивая одну атаку врагов за другой, Капитан Новожилов и Лейтенант Ерохин сумели сбить ещё два Ме-109. Остальные самолёты противника вышли из боя.

Когда Николай Гринько на высоте 2000 метров находился над нашими войсками, он перевернул горящий самолёт и, оказавшись вниз головой, резко отдал ручку управления от себя. Огромная центробежная сила выбросила его из кабины, и, кувыркаясь в воздухе, Николай полетел к земле. Наконец рука нашла вытяжное кольцо и рванула его в сторону. Перебитый кусок тросика свободно выдернулся из шланга. За спиной не слышно шелестящего звука шелка. Парашют, повреждённый в бою, не сработал... На его счету к тому времени числилось около 10 воздушных побед.

Этот беспримерный по соотношению сил бой закончился. Бомбардировщики противника не прорвались к передовым позициям советских войск. В бою было сбито 6 и подбито 3 самолёта врага. В тот же день Старший лейтенант Пётр Гнидо получил телеграмму от командира корпуса:

"Лётчику - истребителю 13-го ИАП Старшему лейтенанту Петру Андреевичу Гнидо. Сердечно поздравляю Вас с новой славной победой, одержанной в жестоком воздушном бою. Вам, имеющему на своем счету 15 сбитых фашистских стервятников, шлю свои искренние добрые пожелания и благодарность за мужественную и умелую борьбу с немецкими захватчиками. Уверен, что Вы и в дальнейшем будете увеличивать счёт уничтоженных самолётов противника. Желаю Вам, товарищ Гнидо, новых боевых успехов во славу нашей дорогой Родины !  Командир корпуса Генерал - Майор авиации Герой Советского Союза И. Еременко".

За беспредельное мужество и героизм, отвагу и воинское мастерство, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Мая 1943 года командиру авиационной эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка Старшему лейтенанту Петру Андреевичу Гнидо было присвоено звание Героя Советского Союза. На митинге, посвящённом награждению воинов дивизии, Пётр Гнидо, обращаясь к своим товарищам, сказал: "Высокая награда обязывает меня ещё упорнее и лучше бить врага. Отдадим же все силы, а если надо, то и жизнь во славу нашей любимой Родины !"

Прославленный лётчик выразил мысли и стремления всего личного состава частей. И очень скоро эти слова были подтверждены боевыми делами.

Как - то в Августе 1943 года, в период боёв на Курской дуге, командир 2-й эскадрильи Старший лейтенант Пётр Гнидо получил задание исключительной важности: прикрывать своей десяткой 2 самолёта Ил-2 из 60-й корректировочной эскадрильи, обеспечивая "Илам" их ювелирную работу.

Истребители Ла-5ФН поднялись в воздух. Авиаразведчики - корректировщики прибыли в указанный район, и их экипажи занялись своим делом, непрерывно маневрируя от зенитного огня противника. Данные о местонахождении танков, об артиллерийских позициях противника поступали командованию своевременно. Сообщались также результаты огня своей артиллерии, корректировался огонь "катюш".

Но вот появились вражеские самолёты. Группа из 20 бомбардировщиков под прикрытием 8 Ме-109 шла бомбить боевые порядки советских танков в полосе наступления. Пётр Гнидо во главе шестёрки истребителей устремился в атаку. Самолёты противника начали маневрировать, но их настигали меткие очереди. Лётчики П. Гнидо, М. Чабров, П. Парахин, Д. Ткачев, М. Игнатьев, В. Ерохин сбили 4 тяжёлых бомбардировщика, сломали их строй, заставили остальных сбросить бомбы неприцельно и уйти из района. Та же участь постигла и второй эшелон в составе 30 Ju-88, которые прикрывали 16 Ме-109. После боя группа Гнидо вернулась к звену прикрытия корректировщиков.

После короткой передышки лётчикам пришлось принять участие в новой схватке, корректировщиков атаковали 12 истребителей FW-190. Подав команду: "Включить форсаж !  За мной, в атаку !" - командир эскадрильи ринулся на врага.

Противник оказался опытным, действовал уверенно. Однако наши лётчики успешно вели бой. Когда Пётр Гнидо расправился с ведущим группы "Фоккеров", Михаил Чабров атаковал ведомого второй пары. Резко маневрируя, тот все время ускользал из прицела. Но упорство, выдержка и ловкость Чаброва взяли верх. С короткой дистанции он поразил врага. За каких - нибудь 10 минут советские лётчики успели сбить 5 "Фокке - Вульфов". Остальным удалось избежать этой участи.

Возвратившись на аэродром, 2-я авиаэскадрилья подвела итоги своих групповых воздушных боёв в одном вылете с 50 бомбардировщиками и 35 истребителями. 13 сбитых вражеских самолётов без единой потери со своей стороны - это был блестящий успех.

12 Августа 1943 года с рубежа Кадница, Ольшаны, Ковяги противник перешёл в наступление в общем направлении на Богодухов и ввёл в сражение 400 танков. Его авиация группами по 20 - 50 самолётов поддерживала соединения, наносившие удар по советским войскам. На земле и в воздухе разгорелись ожесточённые бои. Лётчики 2-й Воздушной армии произвели в этот день свыше 600 самолёто - вылетов и провели 17 воздушных боёв. Рано утром эскадрилья Ла-5ФН Старшего лейтенанта П. А. Гнидо в районе Максимовка, Ольшаны встретила группу из 30 бомбардировщиков и 20 истребителей. Уничтожив 10 самолётов врага, советские лётчики не допустили их к целям. В этой схватке командир эскадрильи Пётр Гнидо уничтожил 4 вражеских самолёта !

При возвращении с задания на его Ла-5ФН, повреждённом в бою, возник пожар. Гнидо левым скольжением бросил машину вниз, но все попытки сбить пламя ни к чему не привели. Оставаться в машине дольше было нельзя. Огонь лизал обувь, пламя касалось лица и рук, а до передовой лететь ещё целых 20 секунд. Гнидо решил прыгать. Он попытался подняться в кабине, но не смог: ноги не слушались. Тогда, ухватившись обожжёнными руками за ручку управления, он перевернул истребитель на "спину" и вывалился из кабины. Открыв парашют, лётчик приземлился в расположении своих войск.

П.А.Гнидо у своей машины
Майор П. А. Гнидо.

Осенью 1943 года он воевал над Днепром, позднее участвовал в Корсунь - Шевченковской операции, сражался над Карпатами, освобождал Польшу.

В Августе 1944 года авиация 8-й Воздушной армии вела напряженные бои в небе Закарпатья. Наши самолёты разведывали, выискивали цели противника, уничтожали огневые точки. Сильный удар был нанесён по аэродрому в районе Ужгорода 25 Августа. Группу самолётов на это задание водил Герой Советского Союза Гвардии Майор Пётр Гнидо. На стоянках было уничтожено около 10 вражеских самолётов, много повреждено. Над аэродромом долго бушевали пожары - горело топливо и разбитая вражеская техника.

Отважно сражался с врагом Пётр Гнидо, умножая свой боевой счёт. Сражаясь в небе Польши, он меткой очередью "ссадил с неба" немецкого аса - Полковника Шмидта. А в боях за освобождение Чехословакии сбил ещё 7 самолётов врага.

С конца 1944 года Гвардии Майор П. А. Гнидо воевал на Ла-7. 26 Марта 1945 года он тройкой вступил в бой с 9 немецкими истребителями, 2 из которых были сбиты. Свои очередные победы, блестящий "хет - трик", он одержал 2 Апреля 1945 года. В тот день он вылетел во главе 6 "Лавочкиных". В районе Крановитца Гвардейцы в короткой схватке и без потерь сбили 8 самолётов FW-190 ( из 20 в группе ), 3 из которых записал на свой боевой счёт Пётр Гнидо.

Ветераны дивизии были свидетелями и такого эпизода. В один из дней, в период подготовки авиационных полков к вылету, в небе внезапно появился вражеский самолёт - разведчик Ме-109. Прижимаясь к земле, "Мессер" незамеченным вышел с восточной стороны замаскированного аэродрома и, явно обнаружив его, направился в сторону глейвицкого железнодорожного узла.

Герой Советского Союза Гвардии Майор П. А. Гнидо первым заметил врага. Он стремглав бросился к своему Ла-7. Минута - и самолёт Гнидо змыл в небо. Тем временем Ме-109 приступил к аэрофотосъемке. Совершив умелый маневр, Пётр Гнидо незаметно для врага занял выгодную позицию сверху и, сблизившись на дистанцию до 50 метров, дал длинную очередь над кабиной Ме-109, требуя произвести посадку. Чтобы оторваться от "Лавочкина", повисшего у него на хвосте, немецкий пилот повёл свой самолёт в крутые виражи, стремительные боевые развороты, иммельманы, но Пётр Гнидо не отставал.

Все находившиеся на аэродроме, в том числе и командир дивизии Генерал В. П. Ухов, с восхищением следили за ходом поединка. Кто кого ?   Двигатели работали на форсаже, и их рёв слился в сплошной вой. Что - то красивое и мужественное было в этой огненной смертельной схватке. Создавалось впечатление, что Гнидо набросил на "Мессер" аркан и постепенно выбирает его. Сокращая дистанцию до предела, он настойчиво прижимал врага к земле. Немецкий пилот выжимал из двигателя всё, на что тот был способен, и всё же не мог оторваться от преследования. Было мгновение, когда он в надежде спастись ввёл свой самолёт в крутое пикирование, но не тут - то было. Майор Гнидо с дистанции 30 метров открыл огонь и разбил водорадиатор на вражеской машине. За "Мессером" потянулся белый шлейф. Каждое мгновение его мотор могло заклинить. И враг сдался - Ме-109 тут же произвёл посадку с убранным шасси в поле вблизи нашего аэродрома.

Ла-7 Петра Гнидо

Ла-7 из 111-го ГвИАП, на котором весной 1945 года летал Майор П. А. Гнидо.

Несколько часов спустя Гвардии Майор П. А. Гнидо вновь поднялся в воздух во главе 8 истребителей, которые в яростном бою разогнали 24 самолёта противника и 5 из них сбили.

Всего же, за период своей боевой деятельности на фронтах Великой Отечественной войны заместитель командира 111-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 10-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 10-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия ) Гвардии Майор П. А. Гнидо совершил 412 успешных боевых вылетов. Проведя 82 воздушных боя, уничтожил 41 вражеский самолёт.

Уже после войны, Пётр Андреевич узнал, что сведения о сбитых им 34 вражеских самолётах лично и 7 в групповых боях занесены в международную книгу - каталог, изданную в Канаде, "Асы Второй Мировой войны". Под № 28 в ней указан Пётр Гнидо.

П.А.Гнидо

Им восхищались даже враги. С. Г. Рихтерман в книге "Небо наших побед" так выразил свое уважение нашему асу: "...В этот момент подошёл Майор Гнидо, расправляя гимнастерку. Грудь его украшала Золотая Звезда Героя, многие боевые ордена. Переводчик сообщил немцу: "Вот лётчик, который тебя сбил". Немец поднялся, встал смирно, затем поклонился и попросил по древнему обычаю передать его личное оружие ( пистолет "Вальтер" ) победителю..."

Закончилась война. 24 Июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся исторический Парад Пабеды на котором, в составе сводного полка 4-го Украинского фронта, участвовали и воины 10-й Гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознамённой, ордена Суворова 2-й степени дивизии во главе со своим командиром Генерал - Майором авиации В. П. Уховым. Среди участников парада был и Герой Советского Союза Гвардии Майор П. А. Гнидо.

После окончания войны Пётр Андреевич ещё долго служил в ВВС. Он удостоился чести быть участником первого парада реактивных самолётов 1 Мая 1947 года на Красной площади в Москве. Все лётчики были тогда на приеме в Кремле. Затем окончил Военно - Воздушную академию и Военную академию Генерального штаба, командовал авиационным полком, ракетной дивизией, был заместителем командующего ракетной армией. В 1976 году Генерал - Майор авиации П. А. Гнидо уволился в запас.

Пётр Андреевич поддерживает активные связи с ветеранской организацией. Как член клуба "Золотая Звезда", часто выступает перед курсантами училищ, школьниками и студентами, входит в состав военно - научного общества при Доме офицеров Одессы.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д