HSU HSU

Глинка Дмитрий Борисович

Д.Б.Глинка

Родился 12 Декабря 1917 года в семье рабочего, в селе Александров Дар, ныне посёлок Рахмановка Днепропетровской области. Окончил неполную среднюю школу. В 1937 году был призван в ряды Красной Армии и два года спустя окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Января 1942 года. Боевое крещение получил в Крыму, в составе 45-го авиаполка. Особенно отличился в боях на Кубани.

К Апрелю 1943 года помошник командира воздушно - стрелковой службы 45-го истребительного авиаполка ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ), Старший лейтенант Д. Б. Глинка совершил 146 боевых вылетов и сбил 15 самолётов противника. 24 Апреля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К Августу 1943 года помошник командира по воздушно - стрелковой службе 100-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия ), Гвардии Капитан Д. Б. Глинка совершил 183 боевых вылета, провёл 62 воздушных боя и лично сбил 29 самолётов противника. 24 Августа 1943 года он был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После окончания войны Дмитрий Борисович продолжал служить в ВВС, командовал полком. В 1951 году окончил Военно - Воздушную Академию. Был заместителем командира истребительной авиационной дивизии. С 1960 года Гвардии Полковник Д. Б. Глинка - в запасе. Жил в Москве, работал в Гражданской авиации. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ). Умер 1 Марта 1979 года. Бронзовый бюст установлен в Кривом Роге. Его имя присвоено улице в городе Брянка Ворошиловградской области.

*   *   *

"...Высокого роста, волевой взгляд из - под коротких бровей придавал лицу строгое, даже суровое выражение, и мы, молодые, откровенно побаивались этого взгляда...", - вспоминал о своём ведущем Герой Советского Союза, Генерал - Полковник авиации Г. У. Дольников.

"ДБ", как по инициалам окрестили на фронте этого великого бойца, отличался исключительной пытливостью и упорством, с терпеливым упрямством, снова и снова бросал он самолёт в сложные, тяжёлые для лётчика фигуры или в упорном сосредоточении мысли, подобно древним философам, пытался докопаться до первопричины вещей и действий.

Он родился в семье шахтёра 10 Декабря 1917 года, в селе Александров Дар Екатеринославской губернии. В 13 лет пришёл на шахту имени МОПРа, где работали отец и старший брат. Здесь в тяжёлых однообразных буднях сверкнуло однажды радостное слово - авиация.

Вслед за бойким, одержимым полётами братом Борисом в Криворожский аэроклуб приняла и молчаливого увальня Дмитрия, а через 3 года, в 1939 году, он закончил тогда уже знаменитое Качинское Краснознаменное лётное училище.

В отличие от большинства асов первой десятки Дмитрий Глинка не прошёл инструкторской школы, но до Января 1942 года, когда наконец попал на фронт, была служба в строевой части, несколько сот вылетов на истребителе И-16.

Боевое крещение Дмитрий получил в Крыму, в составе 45-го истребительного авиаполка, укомплектованного самолётами Як-1. В тяжёлых боях на 4-х фронтах ( Крымском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском ) с 9 Января по 19 Сентября 1942 года полк потерял 30 самолётов и 12 лётчиков, уничтожив 95 самолётов противника. митрий Глинка сбил тогда 6 вражеских машин.

В одном из вылетов он сбил 3 вражеских бомбардировщика Ju-88, но и сам был подбит. Очнулся Дмитрий на руках пехотинцев, не помня, как спускался с парашютом. Контузия оказалась настолько серьезной, что врачи наотрез запретили ему летать. Но Дмитрий вернулся в полк, и бывали дни, когда он совершал по 4 - 5 боевых вылетов. Вскоре он стал первым асом в полку, ему поручили водить в бой большие группы истребителей. Его возвращение совпало с прибытием в часть молодых лётчиков, и, внимательно приглядевшись к пополнению, он выбрал своим ведомым худенького парнишку, похожего на цыганенка, - Ивана Бабака.

В Январе 1943 года полк перевооружили на "Аэрокобры", и 10 Марта он был брошен в сражение на Кубани. Здесь полк стал Гвардейским - 100-м ГвИАП, а помошник командира по воздушно - стрелковой службе Гвардии Капитан Д. Д. Глинка проявил себя выдающимся мастером вертикального маневра. Летая на "Аэрокобре" с бортовым номером "21", Дмитрий сеял настоящий ужас среди пилотов противника. В течение нескольких недель ( к Маю 1943 года ) он сбил 21 вражеский самолет, став одним из самых результативных лётчиков в этой битве. 24 Апреля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Летать с Дмитрием Глинкой было почётно, хотя и нелегко. Это был прирождённый лётчик - истребитель. Мастер воздушного боя, Дмитрий очень метко стрелял с коротких дистанций, пилотировал всегда с большими перегрузками, чаще всего не предупреждая о своем маневре по радио.

Человек большой физической силы, выносливости и азарта, в упорнейших Апрельских боях он совершал по нескольку боевых вылетов в день, однажды доведя их число до 9 !  После этого он проспал почти полтора суток и с диагнозом "сильное переутомление" на неделю был отстранён от полетов.

Здесь же, на Кубани, в большом бою, где участвовало более сотни самолётов с обеих сторон, Дмитрий, атакуя сзади - снизу, с горки, последовательно сбил 2 бомбардировщика Ju-88, но и сам был сбит второй и последний раз за войну, ранен, выбросился с парашютом. Через неделю он вернулся из госпиталя ещё в бинтах.

В конце Апреля Старший лейтенант Д. Д. Глинка сбил 3 пикировщика Ju-87 в одном вылете, причем два из них в неотразимой 5-секундной атаке. Через несколько дней, 4 Мая, при штурмовке аэродрома Сарабуз, сжёг на земле два Ме-109 и сбил идущий на посадку транспортный Ju-52.

Манера ведения им воздушного боя при любых обстоятельствах была атакующей, открытой, без маскировки, с предельными нагрузками для лётчика и самолёта, с резкими эволюциями.

Р-39 Д.Б.Глинки

Истребитель Р-39К-1 Дмитрия Глинки, Кубань, лето 1943 года.

"Он умел исключительно эффективно использовать складывающуюся обстановку в любой схватке с врагом, хорошо организовал взаимодействие внутри группы... отличался исключительным искусством ведения боев на вертикалях" - эта краткая характеристика Дмитрия Глинки принадлежит Ивану Бабаку, а ведь едва ли кто лучше ведомого может характеризовать работу лётчика - истребителя.

Став в Августе 1943 года дважды Героем Советского Союза, Дмитрий трудно переживал испытание славой. Его смущали портреты в газетах, корреспонденты и операторы, десятки писем от незнакомых людей, ежедневно доставляемых ему. Неуравновешенный характер Дмитрия становился ещё более неровным. С одной стороны, фронтовое братство требовало непринужденного общения, предельной честности и искренности, с другой, - положение обязывало нести высочайшее, по заслугам, звание. Временами Дмитрий становился нарочито серьёзным, даже суровым, но чаще возраст брал свое, и он оставался веселым, чуть неуклюжим 23-летним парнем.

Дмитрий Глинка продолжал много летать и одерживать победы. После боев на Кубани полк без перерывов участвовал в Миусской операции, в боях на реке Молочной, в Перекопском сражении.

"Чем больше врага - тем легче бить его" - этот афоризм Дмитрия Глинки скорее характеризует автора, чем точно отражает реальность.

Братья Глинки

Братья Глинка: слева - Дмитрий, дважды Герой Советского Союза
и Борис, Герой Советского Союза, командир 16-го ГвИАП, 1944 год.

В начале Сентября, после получения второй "Золотой Звезды", Дмитрий едва не погиб, забавляясь с немецкими трофейными гранатами - "лягушками". Из - за взрыва упавшей поблизости гранаты он получил множественные лёгкие ранения ног. Несмотря на досадную случайность, к 5 Декабря 1943 года, Дмитрий записал на свой счет ещё 8 машин врага.

После почти полугодового отпуска, учёбы и пополнения, лётчики 100-го Гвардейского авиаполка приняли участие в Яссо - Кишиневской операции на южном отрезке фронта. Во время этих боёв лётчиками полка было сбито около 50-ти самолётов противника, а личный счёт Глинки вырос до 46 побед. Так, в Мае 1944 года, в одном из боёв группы из 12 "Аэрокобр" с пятью девятками пикировщиков Ju-87 и прикрывающими их истребителями, Дмитрий сбил сразу 3 самолета. Всего же, за неделю напряженных боев под Яссами, он одержал 6 побед.

В Июле 1944 года, вылетев на транспортном Ли-2 в составе пяти лётчиков 100-го ГвИАП за отремонтированными самолетами, Дмитрий Глинка едва не погиб в авиакатастрофе. Прибыв на аэродром за несколько минут до вылета, Глинка и его спутники расположились на самолётных чехлах в хвосте Ли-2 ( все места в салоне были уже заняты ). Во время полёта самолёт зацепил за вершину Кремецкой горы, закрытой облаками. Погибли все члены экипажа с пассажирами. Осталась в живых лишь пятерка Глинки, которых спасло то, что они расположились в хвосте машины. Все получили тяжёлые ушибы и ранения. Особенно пострадал Дмитрий. Он несколько дней находился без сознания и лечился почти 2 месяца.

После выздоровления Дмитрий Глинка продолжил боевую деятельность и одержал ещё много побед. Так, в ходе Львовско - Сандомирской операции он сумел уничтожить 9 немецких машин. В боях за Берлин сбил 3 самолёта в один день, а свою последнюю победу одержал 18 Апреля 1945 года, в упор, с 30 метров, расстреляв истребитель FW-190.

Д.Б.Глинка

Войну Дмитрий Глинка закончил совершив около 300 успешных боевых вылетов и проведя более почти сотню воздушных боев. На личном счету отважного лётчика 50 лично сбитых им самолётов противника ( 9 из них - на Як-1, остальные - на "Аэрокобре" ).

После войны Дмитрий Борисович ещё долго служил в авиации, командовал полком, затем был заместителем командира авиационной дивизии. В 1951 году успешно закончил Военно - Воздушную академию. В 1960 году демобилизовался в звании Гвардии Полковника. Работал в Гражданской авиации. Жил в Москве. Умер 1 Марта 1979 года.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д