Над Сивашской переправой...

Уже несколько дней 9-я Гвардейская истребительная авиадивизия базировалась на аэродромном узле Аскания Нова в районе Перекопа. На этом участке украинской земли к тому времени развернулись ожесточенные бои за ворота в Крым. Основной задачей летчиков 8-й Воздушной армии было сохранение переправы через озеро Сиваш. За нее летчики отвечали головой. В небе то и дело вспыхивали яростные схватки с большими группами немецких бомбардировщиков.

В начале Декабря 1943 года на Сивашскую переправу вылетела четверка истребителей во главе с командиром эскадрильи Капитаном Аркадием Федоровым. С ним в паре находился Лейтенант Михаил Торбеев. Во второй - командир звена Старший лейтенант Николай Старчиков с Лейтенантом Николаем Белозеровым. При подходе к району прикрытия Капитан Федоров связался по радио с наземной станцией наведения "Тигр", находившейся в боевых порядках войск, и доложил о готовности к выполнению боевого задания. С "Тигра" информировали летчиков о наземной и воздушной обстановке, предупредили о возможности появления самолетов противника.

Не успела четверка Федорова подойти к северному берегу Сиваша, как ведущий второй пары по радио передал:

- "Сороковой" !   Я - "Сорок пятый" !   Впереди, ниже на 500 метров, идет воздушный разведчик FW-189 - "рама".

Этот самолет наши солдаты окрестили из - за его конструктивной компоновки: две тонкие балки - фюзеляжи с моторами на каждой, соединенные между собой крылом и стабилизатором. Посередине крыла между фюзеляжами располагалась кабина для экипажа, оборудованная радио- и фотоаппаратурой. Уязвимых мест у него, к сожалению, было мало. Чтобы завалить "раму" наверняка, нужно было вести огонь по кабине с экипажем.

FW-189FW-189

"Фокке - Вульф" FW-189 справедливо считался хорошим самолетом. Противник использовал его и как разведчика и как корректировщика. На нем можно было свободно вести бой на виражах. Этот недоброй памяти самолет обладал прекрасной маневренностью. Его скорость, по сравнению со скоростью истребителя, была невелика, но, благодаря своим удачным аэродинамическим характеристикам, он мог закладывать глубокие виражи и уходил вниз по спирали, как бы скольжением "под себя". Промазал с первой очереди - приходилось терять время, снова искать пути для его атаки. А повторно атаковать себя "рама" почти никогда не давала. Она скользила к земле в сторону своей территории, завлекая противника как раз на зенитные батареи - это у них было неплохо отработано. И если учесть, что висела "рама", как правило, над линией фронта, то и путь отхода на свою территорию под защиту зениток у нее обычно был не долог...

Обнаружив самолет противника Аркадий Федоров приказал ведущему второй пары прикрыть его, а сам со своим ведомым пошел на разведчика. Федоров включил тумблер "оружие", положил палец на гашетку и прильнул к прицелу. В его сетке, окаймленной светящимися ромбиками, быстро росла камуфлированная, голубоватого тона "рама". Видны ее опознавательные знаки: на килях - свастика, на крыле - черные кресты. Федоров затаил дыхание. Пора !  И нажал гашетку. Из стволов 37-мм пушки и пулеметов вырвался сноп огня. Трассы пронеслись рядом с разведчиком. "Рама", сманеврировав, ловко увернулась от трасс и, как ни в чем не бывало, продолжала идти в сторону переправы.

FW-189

Немецкий самолет - корректировщик FW-189 - "рама"

Федоров своей парой резким левым боевым разворотом вышел из атаки вверх, к Старчикову, приказав ему атаковать противника. Но атака второй нашей пары тоже не увенчалась успехом. Разведчик энергичным переворотом через крыло вновь ускользнул и развернулся на курс 180 градусов, отходя от района переправы в глубь Крыма.

Со станции наведения "Тигр" неслись настойчивые команды:

- Сбить !   Немедленно сбить "раму" !

Не принесли успеха и третья, и четвертая атаки наших истребителей. "Рама" безнаказанно ущла: четверка "Аэрокобр" так и не смогла сбить ее. Видимо, немецкий летчик в совершенстве владел этим вертким, на редкость маневренным и живучим самолетом.

Время патрулирования над переправой подходило к концу, кончалось горючее. На смену четверке подошла группа Старшего лейтенанта Николая Трофимова. Установив связь с четверкой Федорова, они приступили к несению дежурства. Капитан Федоров запросил станцию наведения:

- "Тигр" !   Я - "Сороковой" !   Прошу "тридцать три" ! - Этот сигнал означал разрешение закончить работу и идти домой.

И неожиданно получил ответ с кавказским акцентом:

- "Сороковой" !   Иди куда хочешь, хоть к чертям на кулички, но домой не возвращайся !   Я - "Тигр" !

Это был разгневанный голос командира дивизии Полковника Ибрагима Дзусова. Можно себе представить, каково было в ту минуту нашим летчикам !..

( Из книги Константина Сухова - "Эскадрилья ведет бой !" )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д