HSU HSU

Евстигнеев Кирилл Алексеевич

К.А.Евстигнеев

Родился 17 Февраля 1917 года в посёлке Хохлы, ныне Шумихинского района Курганской области, в семье крестьяника. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал токарем, затем мастером на Челябинском тракторном заводе. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Бирмскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году, работал лётчиком - инструктором.

На фронтах Великой Отечественной войны с Марта 1943 года.

К Ноябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка ( 302-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Старший лейтенант К. А. Евстигнеев совершил 144 боевых вылета, сбил лично 23 и в группе 3 самолёта противника. 2 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К Октябрю 1944 года командир эскадрильи 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан К. А. Евстигнеев совершил ещё 83 боевых вылета и сбил 20 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Всего за годы войны совершил 296 боевых вылетов, провёл свыше 120 воздушных боёв, сбил лично 53 и в составе группы - 3 вражеских самолёта.

После войны остался на службе в ВВС. В 1949 году окончил лётно - тактические курсы, в 1955 году - Военно - Воздушную академию, в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. С 1966 года - Генерал - Майор авиации. С 1972 года - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, орден Британской империи V-й степени, медалями. В городе Шумиха Курганской области установлен бронзовый бюст Героя, на здании школы № 2 и на доме, где жил Герой - мемориальные доски. Автор книги - "Крылатая гвардия". Умер 29 Августа 1996 года.

*   *   *

Даже среди лучших воздушных бойцов далеко не каждый может быть назван "лётчиком от Бога", кого природа и выучка наделили почти сверхъестественной властью над летательным аппаратом. Пилотаж Евстигнеева был именно от Бога, виртуозным и неповторимым.

Наблюдая за лёгким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что тяжёлый недуг давно уже терзает его. Будь медицина столь же строга к лётчикам в войну, как и в мирное время, только первая пятерка асов недосчиталась бы двоих - Речкалова и Евстигнеева. Первого отлучили бы из - за дальтонизма, второго - по причине язвенной болезни.

Кирилл Евстигнеев родился в Феврале 1917 года в селе Большие Хохлы ныне Шумихинского района Курганской области, в многодетной крестьянской семье ( 9 человек ). Нужда была частым гостем в лесной деревушке, но отец делал всё, чтобы выучить детей, в особенности младших. С раннего детства Кирилл был включён в посильный домашний труд и помогал родителям. Он рос крепким, выносливым юношей, был хорошим товарищем.

В 1934 году, окончив в Шумихе, куда переехала семья, 7-й класс в школе № 1, Кирилл уехал в Челябинск и поступил в ФЗУ тракторного завода. Учёбу успешно совмещал с занятиями в аэроклубе. Всегда и везде Кирилл выделялся отличной дисциплиной, добросовестным отношением к учёбе.

В 1936 году он был направлен на опытный завод, а через полгода переведён в цех топливной аппаратуры на головной завод в качестве наладчика токарных автоматов, где работал до призыва на действительную военную службу.

Человек исключительной скромности и по - русски непритязательный, получивший Звезду Героя, когда на его боевом счету уже было 49 ( ! ) личных побед, Кирилл Алексеевич и в авиацию - то попал, встретив на своем пути хороших людей - доброхотов, подсказавших путь крестьянскому сыну.

Сначала в Челябинском аэроклубе его разглядел молодой инструктор Николай Кобзев, не только заронивший лётную искру в душу 15-летнего токаря, но и в трудную минуту настоявший, чтобы тот закончил аэроклуб. Другим человеком, поддержавшим юношу, был начальник дальневосточной рембазы, где служил красноармеец Евстигнеев, направивший его в Бирмскую военную лётную школу. После её окончания, его оставили инструктором, там и застала его война.

Лишь осенью 1942 года ему удалось вырваться в Москву, где на сборном пункте ВВС его отобрал командир 240-го истребительного авиационного полка Майор И. Солдатенко в числе десятка худых и обносившихся по военному времени парней. Наученный опытом тяжёлых боёв, ветеран Испанской войны, Игнатий Солдатенко старался брать лётчиков, прошедших инструкторскую школу. Среди новобранцев были сержанты Евстигнеев и Кожедуб.

Из первого боевого вылета, 19 Марта 1943 года, пришлось вернуться по приказу, даже не набрав высоты: не убралась стойка шасси... Оставалось лишь сетовать на свою злосчастную участь. И вот первый бой, 28 Марта 1943 года. Взлетев поперёк старта под аккомпанемент рвущихся бомб и набрав высоту, Евстигнеев в одиночку атаковал девятку Ju-88. Дав очередь по плотно идущей группе, затем, сделав горку, снизу, метров с 70, зажёг левый мотор одного из "Юнкерсов". Сам попал под удар четвёрки Ме-109, выполнил петлю и в упор расстрелял оказавшегося перед ним немца. В этом первом своем поединке Евстигнеев одержал 2 победы. Все невзгоды, неразбериха и неустроенность - ничто. Воздушный бой - это его стихия. Недаром, вновь переживая воздушные сражения в мемуарах, Кирилл Алексеевич вспоминает пушкинские строки - "Есть упоение в бою...".

12 Апреля при бомбёжке аэродрома Уразово погиб командир полка Майор И. Солдатенко. Менее полугода прослужил Евстигнеев под его началом, сделал лишь несколько боевых вылетов, а навсегда запомнил и остался благодарен этому человеку, мудро и терпеливо подготовившему к боям необстрелянных лётчиков, которым через год суждено было войти в число лучших воздушных бойцов мира.

6 Мая 1943 года при отражении неприятельского налёта лётчику удалось сбить Ju-88 ( записанный ему как групповая победа ), затем Ме-110. На преследовании подбитого им горящего двухмоторного "Мессера" в самолёт Евстигнеева сверху врезался "Як", увлекшийся погоней. Чудом инцидент окончился даже без травм. Пилот "Яка" быстренько выпрыгнул из лишившейся половины крыла машины, а Кирилл, выведя свой изуродованный "02" из пикирования у самой земли, сел прямо на окопы.

В Июне 1943 года Евстигнеев, летавший до этого ведомым у Лейтенанта Любенюка ( совершил более 250 боевых вылетов, лично сбил 14 машин ), назначается ведущим пары.

...Жарким было фронтовое лето под Курском, но от боя к бою всё увереннее действовал Младший лейтенант Евстигнеев. 7 Июля он вылетел в составе шестёрки на прикрытие наземных войск. Обнаружив над полем боя 10 бомбардировщиков противника, Кирилл Алексеевич сбивает ведущего, чем вносит растерянность в его ряды и тот - поворачивает назад...

В воздушных боях советские лётчики творчески решали боевые задачи, искали новых путей в достижении победы. Нередко в одном бою они сбивали по нескольку вражеских самолётов. Об одном из таких воздушных боёв, проведённых 8 Июля 1943 года, Младший лейтенант Евстигнеев писал:

"Мы вылетели на прикрытие переднего края обороны наших войск. К намеченному району подошли двумя ярусами на высоте 5000 метров. Внизу под командованием Капитана Подорожного шла ударная группа из 6 истребителей. Она должна была уничтожать бомбардировщиков противника. Вторая группа из 3 самолётов шла на 400 - 500 метров выше. В случае появления вражеских истребителей она должна была связать их боем и создать благоприятные условия для действий ударной группы.

Как только показались вражеские бомбардировщики, Капитан Подгорный повёл свою шестёрку в атаку. Он умело зашёл в хвост "Юнкерсам" и вместе со своим ведомым с первой же атаки поджёг один самолёт. Я шёл слева от ведущего и вслед за ним атаковал крайний "Юнкерс" из последней пары. Подойдя к нему слева сверху под углом 45°, с дистанции 50 метров я первой очередью сбил его. Но в это время появилась вторая группа "Юнкерсов". Имея превышение над ними, я немедленно устремился в атаку и врезался в их строй. Развернувшись, зашёл в хвост "Юнкерсу" и с дистанции 50 - 60 метров зажёг его. Строй бомбардировщиков распался, они стали удирать.

Я погнался за очередной целью. С резким снижением враг пытался улизнуть, но я, не отставая, преследовал его и бил короткими очередями. То был 3-й самолёт, сбитый мною в этом бою. В этом воздушном бою советские истребители уничтожили 5 бомбардировщиков и 1 истребитель противника. С нашей стороны потерь не было".

В тот день Евстигнеев одержал свою первую тройную победу, результат достаточно редкий - в Советских ВВС за войну около 150 случаев. В том же бою погиб М. Шабанов. Из четвёрки инструкторов - дальневосточников остался один Евстигнеев...

9 Июля Евстигнеев сбивает Ме-109; 13 и 16-го Июля - снова по одному "Мессеру". Итак вплоть до Августа - из боя в бой лётчик одерживает победу за победой. В середине Июля его, имевшего на счету уже 10 побед, назначают командиром 2-й эскадрильи. Он выбирает себе ведомым "рыжего" - Валентина Мудрецова.

Сбил еще два...
Сбил ещё два...

5 Августа 1943 года самолёт Евстигнеева был сбит очередью по левому борту над своей территорией, сам он ранен в ноги. Самолёт сразу же загорелся и вошёл в пике. С большим трудом лётчику удалось выбраться из машины, дернуть кольцо парашюта. Так и осталось загадкой, что было причиной этого смертельно опасного происшествия: не то очередь с земли, не то - с проходившей над его группой четвёрки "Яков", не то взрыв шального снаряда.

Ранение было весьма неприятным. За сохранение левой стопы пришлось побороться, а на 9-й день после прыжка он убежал из госпиталя. Пройдя по лесным дорогам на костылях около 35 километров, вышел на аэродром соседнего полка.

Так, второй, и последний, раз, вновь при странных обстоятельствах, был сбит Кирилл Евстигнеев. Пора становления прошла, больше его не сбивали и он не потерял никого из своих ведомых.

Особенно ярко проявились высокие боевые качества Евстигнеева в воздушных сражениях над Днепром. Лишь за один месяц боев, в 9 воздушных боях он одержал 12 побед. Иногда отсюда, с аэродрома Большая Даниловка, поднималась в воздух особенно грозная четвёрка: Евстигнеев - Мудрецов, Кожедуб - Мухин.

2 Октября 1943 года четвёрка Ла-5, ведомая Евстигнеевым, трижды вылетала на выполнение боевых заданий. В районе Бородаевки они вступили в бой вначале с вдвое, а затем с втрое превосходящим количеством вражеских самолётов. Только мужество и находчивость, высокое боевое мастерство и смелость помогли нашим лётчикам выйти победителями из схваток с противником. Так в схватке с группой Ме-109, прикрывающих пикировщики Ju-87, в первой же атаке Кирилл сбил "Мессер", во второй - "Юнкерс". Всего в этот день он уничтожил два Ме-109 и один Ju-87.

Через день Евстигнеев, ведя шестёрку Ла-5 на боевое задание, встречает группу из 20 "Юнкерсов" и дерзкой атакой рассеивает их боевой порядок, не допустив до цели. В результате этого смелого поединка самолёты противника сбросили бомбы на головы своих же войск. В этом бою Кирилл увеличил счёт сбитых враженских самолётов ещё на один.

5 Октября 1943 года К. А. Евстигнеев, возглавляя группу из 11 Ла-5, в районе Мишурин Рог атаковывает 6 Ме-109 и 8 FW-190 и в первой же атаке сбивает вражеский самолёт. Во втором боевом вылете в составе 10 Ла-5 в районе Бородаевки он встречает и атаковывает две группы пикировщиков Ju-87 ( до 27 машин ), а так же 6 прикрывавших их Ме-109. Бомбардировщики были рассеяны и повернули назад, понеся потери. В этом бою Евстигнеев сбил один "Юнкерс".

7 Октября шестёрка Евстигнеева вылетела на прикрытие своих войск на линию фронта. В районе Бородаевки встретили 3 группы Ju-87 ( до 27 машин ) под прикрытием 6 Ме-109. Решительной атакой своей группы Евстигнеев срывает замысел противника. Не сбросив бомбы, те поворачивают назад. "Мессеры" бросаются на нашу группу. В этом воздушном бою, который длился 30 минут, шестёрка Ла-5 уничтожила 5 самолётов противника. Лично Старший лейтенант Евстигнеев сбил 3 самолёта, в том числе два Ju-87 и один Ме-109.

Боевой счёт Кирилла Алексеевича рос с каждым днём. Командование полка неоднократно отмечало его боевые заслуги. В Мае 1943 года за отличное выполнение боевых заданий по блокировке Харьковского аэродрома был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. В Сентябре 1943 года за 10 лично сбитых самолётов противника и отличное выполнение боевых заданий в период Белгородской операции - орденом Красного Знамени.

Во второй половине Октября 1943 года в районах Пятихатки, Лиховки и Кривого Рога Кирилл Евстигнеев записывает на свой боевой счёт 6 самолётов противника - 2 Ме-109, 2 Ju-87, 1 He-111 и 1 FW-109.

В период успешного форсирования нашими войсками Днепра и расширения плацдарма боевых действий на правом берегу К. А. Евстигнеев, прикрывая свои войска на линии фронта, с 2 по 21 Октября лично сбил 13 самолётов противника, за что был награждён орденами Суворова 3-й степени и Красного Знамени.

За время боевой работы с 28 Марта 1943 года, когда Евстигнеевым был сбит первый вражеский самолёт, по 19 Ноября 1943 года, к моменту представления его к званию Героя Советского Союза, на счету Старшего лейтенанта К. А. Евстигнеева было 144 успешно выполненных боевых задания, в том числе: прикрытие своих войск - 58, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 52, разведка войск противника - 9, патрулирование над военными объектами - 16, блокировка аэродромов противника - 1, перехват самолётов противника - 7, "свободная охота" - 1. За этот период им было сбито 26 вражеских самолётов, из них 23 лично и 3 - в группе с товарищами.

После ранения Евстигнеев летал на Ла-5ФН ( бортовой номер "95" ), на котором сбил 36 самолётов противника. И, по имеющимся данным, это наибольшее число побед, одержанных на одной машине.

Зимой 1944 года отважный лётчик принимает участие в боях по уничтожению окруженной группировки врага в районе Корсунь - Шевченковского, а весной - на Черновицком и Уманско - Ясском направлениях. Изо дня в день идут тяжёлые, напряжённые бои и буквально в каждом бою он сбивает по 2, а то и по 3 самолёта.

В начале Марта 1944 года, по просьбе командира полка, он пошёл на исключительный риск, опробуя "годность к работе" раскисшего аэродрома. При разбеге его истребитель, едва не улетев в овраг, встал на попа, увязнув колёсами в грязи. А через месяц из - за халатности представителя службы Воздушной армии, перепутавшего кислородный баллон с воздушным, пусковой насос с баллоном взорвался. Евстигнееву обожгло лицо и выбросило из кабины, а машина, ускоряя бег, побежала по аэродрому, затем круто развернулась и остановилась. Евстигнеев настоял на ремонте своего "боевого коня", и теперь его левый борт был покрыт затейливым камуфляжем, скрывавшим заплаты, на который были нанесены черные цифры "95" с красной окантовкой.

На этой машине ему довелось сражаться под Яссами. В начале Апреля над Кишинёвским аэродромом, на малой высоте он сбил 4-моторный FW-200 "Кондор". Но этот "раритет" официально не был записан на его боевой счёт. В 27 боевых вылетах под Яссами и в 13 воздушных боях Старший лейтенант Евстигнеев сбил 7 вражеских самолётов.

В Июне 1944 года он продолжает наращивать дальнейший счёт своих блестящих побед: 1 Июня сбит Ме-109 и Ju-87; 3 Июля - Hs-129, FW-190 и Me-109; 5 Июня - 2 FW-190 и Me-109...

Ла-5ФН К.А.Евстигнеева

Истребитель Ла-5ФН Капитана К. А. Евстигнеева, 178-й ГвИАП, осень 1944 г.

Евстигнеева назначают командиром эскадрильи и он с честью оправдывает это доверие. На счету его пилотов к Августу 1944 года значилось 97 воздушных боёв и 71 сбитый вражеский самолёт. В одном из боёв лётчики уничтожили 6 вражеских бомбардировщиков, 2 из них - лично сбил Кирилл.

В каждом бою он показывал себя смелым, решительным, не знающим страха воздушным бойцом. Эскадрилья под командованием Евстигнеева громила врага в небе над Белгородом, Харьковом, Полтавой, Кременчугом, Кировоградом, Кривым Рогом, Будапештом.

Если не было боевых вылетов, то самозабвенно, днями напролёт он готов был летать с молодыми, делился с ними отработанными приёмами, разбирал и оценивал новые предложения, иногда сходился в учебном бою с другим комэском своего полка - Иваном Кожедубом.

В конце Июня, учитывая затишье на передовой, врач полка, невзирая на протесты Евстигнеева, заручившись поддержкой командира, направил Кирилла Алексеевича в госпиталь. К тому времени на счету воздушного аса было 49 лично сбитых самолётов противника и он уступал только Гулаеву и Покрышкину. Лётчику вручили награду союзников - "Крест Британской империи" ( дающий право, кстати говоря, на пожизненное имение за границей ).

Два месяца провёл Евстигнеев в Центральном авиационном госпитале, где застал его Указ от 2 Августа 1944 года о присвоении звания Героя Советского Союза. 29 Августа из рук Калинина он получил Золотую Звезду, а на следующий день второй раз сбежал из госпиталя на фронт. Известного аса с радостью взял экипаж "Дугласа". На опустевшем аэродроме в Яссах он нашёл исправный, хоть и некрашеный, Ла-5 и, облетев на "пестром" несколько аэродромов, в Фокшанах отыскал свой родной полк.

К тому времени его дивизия и полк получили звание Гвардейских: дивизия стала 14-й ГвИАД, а полк 178-м ГвИАП. Евстигнеев был назначен штурманом полка, воспринял это в штыки и успокоился, получив лишь от командира заверения, что никаких ограничений в полётах не будет.

После возвращения ему был передан Ла-5Ф с бортовым номером "14", наверное, самый прославленный истребитель в стране. Построенный на средства колхозника - пчеловода В. Конева и переданный, по его просьбе, "лучшему лётчику фронта", он был боевой машиной Ивана Кожедуба, а после перевода последнего в другой полк, на ней летал Герой Советского Союза Павел Брызгалов. На этой машине Евстигнеев одержал 5 побед. Последнюю из них - 17 Февраля 1945 года, сбив в лобовой атаке FW-190. Удивительна самоотверженность этого аса, в преддверии победы, в лоб атаковавшего 6-пушечный "Фоккер"...

Ла-5Ф

Прославленный Ла-5Ф - подарок колхозника В. В. Конева, осень 1944 года.

В этой атаке его "Лавочкин" поразили три бронебойных снаряда: один прошил крыло и оперение, а два других, пройдя в сантиметре от ног, вывели из строя правую стойку шасси. Мастерство и находчивость позволили Кириллу приземлить истребитель на одно колесо, на расчищенную от снега узкую дорожку, между двумя метровыми ледяными барьерами !

23 Февраля 1945 года Гвардии Капитан К. А. Евстигнеев был награждён второй медалью "Золотая Звезда". Незадолго до этого, приказом по полку ему было присвоено звание "Мастер воздушной радиосвязи" - Кирилл одним из первых в совершенстве освоил новую радиотехнику и умело использовал её. Вылетая по команде станции наведения, он шёл в тот район, где появлялись вражеские самолёты, встречал их и, умело руководя по радио действиями своих подчиненных, добивался успеха. Так, только за 3 дня ( в конце лета 1944 года ) его эскадрилья с помощью станции наведения сбила 20 самолётов противника. Однажды его с напарником точно вывели на группу из 12 FW-190. Внезапно атаковав её, лётчики уничтожили сразу 3 самолёта !

К.А.Евстигнеев, Венгрия, 1945 г.
К. А. Евстигнеев, Венгрия, 1945 год

Войну Гвардии Капитан К. А. Евстигнеев закончил штурманом 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Последний бой он провёл в небе Венгрии 26 Марта 1945 года, на своем пятом за войну истребителе Ла-5.

В тот день, четвёрка Ла-5ФН, ведомая им, патрулировала над Будапештом. Вдруг на горизонте показалась группа из 18 самолётов FW-190. Внезапная атака ошеломила противника. Евстигнеев, мгновенно воспользовавшись этим, стремительно настиг один из "Фоккеров" и длинной очередью с переворота расстрелял его. Это была 56-я победа советского аса за 27 месяцев фронтовой деятельности. "Лётчик - кремень", - так отзывался о нем Иван Никитович Кожедуб, долгое время служивший с Евстигнеевым в одном полку.

Сразу после войны Евстигнеев в 3-й раз был представлен к званию Героя. Представление подписали командиры полка, дивизии, корпуса, командующий 5-й Воздушной армией Генерал - Полковник авиации С. Горюнов. В Центральном Архиве Министерства обороны и сейчас хранится это представление. А тогда властью, сильнее командирской , оно было перечёркнуто. Похоже, было решено сделать вторым "трижды" лишь одного - "primus inter pares" - первого среди равных.

К.А.Евстигнеев

После войны Кирилл Алексеевич окончил Высшие лётно - тактические курсы. Командовал истребительным авиаполком. Летал до 1954 года. После окончания академии служил в городе Фрунзе начальником штаба переучивания лётного состава. В 1960 году, после окончания Военной академии Генерального штаба, был направлен в Волгоград - начальником штаба Качинской военной авиационной школы. Затем была служба начальником оперативного отдела авиации Северо - Кавказского Военного округа в Ростове - на - Дону, заместителем командующего 73-й Воздушной армией в Киеве, вновь служба в Ростове, теперь уже начальником штаба ОКВО, первым заместителем командующего авиацией округа.

В 1966 году Евстигнееву было присвоено звание Генерал - Майор авиации. Его последним назначением была служба в Управлении учебными заведениями ВВС. Демобилизовавшись в 1972 году, жил в Москве. Написал книгу воспоминаний о войне.

Сайт управляется системой uCoz



Список побед К. А. Евстигнеева.

Возврат

Н а з а д